Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-298/2023 ~ М-38/2023 от 10.01.2023

                                                                                                                          Копия

                                                                                                               Дело № 2-298/2023

                                                                                         32RS0008-01-2023-000040-31

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

         г. Дятьково                                                                                          22 мая 2023 года

     Дятьковский городской суд Брянской области в составе:

председательствующего судьи                                                       Чернигиной А.П.,

при секретаре                                                                                   Каштановой Е.В.,

    с участием истца                                                                               Зариповой Н.А.,

    представителей ответчика                                                               Липуновой Е.В.,

     рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зариповой Н.А. к Государственному казенному учреждению Брянской области «Отдел социальной защиты населения Дятьковского района», Департаменту семьи социальной и демографической политики Брянской области, Зарипову Г.Р. о лишении права на назначении дополнительной меры социальной поддержки в виде единовременной выплаты, признании права на назначение дополнительной меры социальной поддержки и обязании ее выплаты,

УСТАНОВИЛ:

     Истец обратилась с вышеуказанным иском к ответчикам, ссылаясь на то, что 23 октября 2022 года получила извещение из Военного комиссариата Брянской области о гибели 08 октября 2022 года своего сына Зарипова Руслана Гулмуродовича при выполнении задач в ходе военной операции на территории Украины, Донецкой народной республики и Луганской Народной Республики.

    В ноябре 2022 года истец обратилась с заявлением в ГКУ ОСЗН Дятьковского района о предоставлении дополнительной меры социальной поддержки как члена семьи погибшего военнослужащего, принимавшего участие в специальной военной операции, предусмотренной Законом Брянской области от 04.02.2022г. №17-З «О дополнительной мере социальной поддержки членам семей погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, войск национальной гвардии, органов федеральной службы безопасности, органов и учреждений уголовной исполнительной системы».

     Однако в предоставлении дополнительной меры социальной поддержки и единовременной ее выплате в размере 2000000 рублей было отказано, в связи с тем, что в свидетельстве о рождении погибшего сына указаны мать и отец, и для выплаты указанной меры социальной поддержки, необходимы документы отца, с которым она не приживает на протяжении длительного периода времени.

     Полагая, что ответчиком неправомерно отказано в назначении дополнительной меры социальной поддержки и ее выплате, Зарипова Н.А. первоначально просила признать за ней право на ее назначении и обязать произвести выплату в размере 2000000 рублей.

     В ходе рассмотрения дела истец изменила исковые требования, и просила суд лишить Зарипова Г.Р. права на назначение дополнительной меры социальной поддержки в виде единовременной выплаты.

     Признать за ней право на назначение дополнительной меры социальной поддержки и обязать произвести единовременную выплату в размере 1000000 рублей.

     В судебном заседании истец Зарипова Н.А. исковые требования поддержала.

     Представитель истца Макеева Н.Н. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения дела извещена надлежавшим образом.

     Представитель ответчика ГКУ «Отдел социальной защиты населения Дятьковского района» Липунова Е.В. исковые требования не признала.

     Представитель Департамента семьи, социальной и демографической политики Брянской области привлеченного по делу в качестве ответчика Логвинок М.В., извещенный надлежащим образом о рассмотрении дела в судебное заседание не явился. В письменных возражениях просил в удовлетворении иска отказать, полагая требования необоснованными.

     Ответчик Зарипов Г.Р. в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.

     Выслушав объяснения сторон, исследовав доказательства по делу, суд приходит к следующему.

     По делу установлено и подтверждено документально, что Зарипова Н.А. состояла в браке с Зариповым Г.Р.

     От данного брака супруги имели сына Зарипова Р.Г., 14 февраля 2001 года рождения.

     Брак между супругами был расторгнут 16 марта 2004года на основании заочного решения мирового судьи Дятьковского судебного участка №29 Брянской области.

     После расторжения брака Зарипов Г.Р. выехал на постоянное место жительства в Республику Таджикистан.

     На протяжении 20 лет Зарипов Г.Р. отношения с бывшей супругой и сыном не поддерживал, материальной помощи не оказывал.

     Согласно справке военного комиссариата Брянской области от 03 ноября 2022 года, военнослужащий рядовой Зарипов Р.Г., 14 февраля 2001 года рождения погиб 08 октября 2022 года при выполнении задач в ходе специальной военной операции на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики.

    В ноябре 2022 года Зарипова Н.А. обратилась с письменным заявлением в ГКУ ОСЗН Дятьковского района, предоставив необходимый пакет документов, том числе свидетельство о рождении погибшего сына.

     Решением ГКУ ОСЗН Дятьковского района Зариповой Н.А. было отказано в назначении единовременной выплаты в размере 2000000 рублей, в связи с тем, что в свидетельстве о рождении погибшего Зарипова Р.Г. указаны мать Зарипова Н.А. и отец Зарипов Г.Р., который также имеет право на единовременную выплату, как родитель погибшего (умершего) военнослужащего Зарипова Р.Г.

     В дальнейшем ГКУ ОСЗН Дятьковского района в адрес Зарипова Г.Р. в Республику Таджикистан было направлено информативное письмо с разъяснением его права на оформление дополнительной меры социальной поддержки в виде единовременной выплаты денежных средств с приложенным пакетом документов для заполнения и нотариального удостоверения.

     Вместе с тем, Зарипов Г.Р. своим правом на оформление дополнительной меры социальной поддержки по случаю гибели его сына, не воспользовался.

     Решением ГКУ «ОСЗН Дятьковского района» №8 от 06 февраля 2023 года на основании Закона Брянской области от 4 апреля 2022 года №17-3 «О дополнительной мере социальной поддержки членам семей погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, войск национальной гвардии, органов федеральной службы безопасности, органов и учреждений уголовно исполнительной системы» Зариповой Н.А. была назначена единовременная выплата в сумме 1000000 рублей.

     В судебном заседании истец пояснила, что Зарипов Г.Р. воспитанием сына не занимался, его судьбой не интересовался, связь с ними не проживал, материальной помощи не оказывал. В 2003 году он уехал из поселка. Никаких сведений о месте его проживания известно не было. Отношений ни с кем не поддерживал, связи с чем, право на дополнительную меру социальной поддержки ответчик не имеет.

    Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей Бухтеева И.Д., Махотина Н.А. обстоятельства изложенные истцом подтвердили, пояснив, что на протяжении 20 лет Зарипов Г.Р. связь с семьей не поддерживает, материально им не помогал, никогда не приезжал. Сын, который погиб своего отца как такового не знал, поскольку никого общения не было.

     Суд, учитывая установленные обстоятельства по делу, оценивая представленные доказательства в их совокупности, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.

     Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (статья 7 Конституции Российской Федерации).

     Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации).

     Согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 27 мая 1998 года №76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными названным федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами. На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни. В связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.

     Военная служба, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах; лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции: военнослужащий принимает на себя бремя неукоснительно, в режиме жесткой военной дисциплины исполнять обязанности военной службы, которые предполагают необходимость выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе сопряженных со значительным риском для жизни и здоровья.

     Этим определяется особый правовой статус военнослужащих, проходящих военную службу как по призыву, так и в добровольном порядке по контракту, содержание и характер обязанностей государства по отношению к ним и их обязанностей по отношению к государству, что - в силу Конституции Российской Федерации, в частности ее статей 2, 7, 39 (части 1 и 2), 41 (часть 1), 45 (часть 1), 59 (части 1 и 2) и 71 (пункты "в", "м"), - обязывает государство гарантировать им материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью в период прохождения военной службы (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 мая 2014 г. N 15-П, от 17 июля 2014 года №22-П, от 19 июля 2016 года №16-П.

     В случае гибели военнослужащего при исполнении воинского долга или смерти вследствие ранения, травмы, контузии, полученных при исполнении обязанностей военной службы, Российская Федерация как социальное государство принимает на себя обязательства по оказанию социальной поддержки членам его семьи, исходя из того, что их правовой статус произволен от правового статуса самого военнослужащего и обусловлен спецификой его служебной деятельности.

     Таким образом, установленная федеральным законодателем система социальной защиты членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы, направлена на максимально полную компенсацию связанных с их гибелью материальных потерь.

    Такое правовое регулирование, гарантирующее родителям военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы (сотрудников органов внутренних дел, погибших при исполнении служебных обязанностей), названные выплаты, имеет целью не только восполнить связанные с этим материальные потери, но и выразить от имени государства признательность гражданам, вырастившим и воспитавшим достойных членов общества - защитников Отечества (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июля 2014 года №22-П, от 19 июля 2016 года № 16-П).

     Из приведенных нормативных положений и правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации следует, что законодатель, гарантируя военнослужащим, выполняющим конституционно значимые функции, связанные с обеспечением обороны страны и безопасности государства, общественного порядка, законности, прав и свобод граждан, материальное обеспечение и компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью, установил и систему мер социальной поддержки членов семьи военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы.

     Законом Брянской области от 4 апреля 2022 года № 17-3 «О дополнительной мере социальной поддержки членам семей погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, войск национальной гвардии, органов федеральной службы безопасности, органов и учреждений уголовно - исполнительной системы» была установлена дополнительная мера социальной поддержки членам семей погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, войск национальной гвардии, органов федеральной службы безопасности, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы (далее - военнослужащие (сотрудники), принимавших участие в специальной военной операции, проводимой на территориях Украины, Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики с 24 февраля 2022 года, а также на территориях Запорожской области и Херсонской области с 30 сентября 2022 года.

     Дополнительная мера социальной поддержки устанавливается в виде единовременной выплаты в размере 2000000 рублей в равных долях каждому члену семьи погибшего (умершего) военнослужащего (сотрудника) (ст. 3 Закона № 17-3).

     Статьей 2 Закона № 17-3 определено, что дополнительная мера социальной поддержки предоставляется: членам семей погибших (умерших) военнослужащих (сотрудников), имевших место жительства в Брянской области; членам семей погибших (умерших) военнослужащих, имевших регистрацию по месту дислокации воинских частей на территории Брянской области.

     К членам семьи погибшего (умершего) военнослужащего (сотрудника) наряду с перечисленными в указанной статье категориями граждан относятся родители (усыновители) погибших (умерших) военнослужащих.

     В целях реализации норм Закона № 17-3 на территории Брянской области принято постановление Правительства Брянской области от 11 апреля 2022 года № 136-п «О Порядке назначения и выплаты дополнительной меры социальной поддержки членам семей погибших (умерших) военнослужащих».

     В соответствии с пунктом 6 Порядка для назначения единовременной выплаты заявитель подает в отдел социальной защиты населения (далее - ОСЗН) по месту своего жительства в Брянской области заявление по форме согласно приложению к настоящему Порядку.

     В рамках действующего Порядка заявитель вправе представить указанные документы по собственной инициативе.

     Согласно пункту 10 Порядка ОСЗН, осуществляющий прием заявления, проверяет и выявляет наличие членов семьи погибшего (умершего) военнослужащего, указанных в пункте 4 Порядка.

     Согласно пункту 2 Порядка единовременная выплата осуществляется в равных долях каждому члену семьи погибшего (умершего) военнослужащего. Член семьи погибшего (умершего) военнослужащего вправе отказаться от своей доли в пользу других членов семьи.

     В соответствии с пунктом 13 Порядка единовременная выплата назначается и выплачивается ОСЗН по месту жительства (месту дислокации воинской части) погибшего (умершего) военнослужащего.

     Решение о назначении единовременной выплаты либо об отказе в назначении единовременной выплаты принимается ОСЗН по месту жительства (месту дислокации воинской части) погибшего (умершего) военнослужащего в течение 10 рабочих дней со дня поступления заявления и документов, предусмотренных пунктом 7 Порядка.

     Финансирование расходов по предоставлению дополнительной меры социальной поддержки, предусмотренной вышеуказанным Законом Брянской области осуществляется за счет средств бюджета Брянской области.

     Исходя из целей названной выплаты, а также принципов равенства, справедливости и соразмерности, принципа недопустимости злоупотребления правом как общеправового принципа, выступающих в том числе критериями прав, приобретаемых на основании закона, указанный в нормативном правовом акте, круг лиц, имеющих право на получение дополнительной меры социальной поддержки в случае гибели военнослужащих принимавших участие в специальной военной операции, среди которых родители такого военнослужащего, не исключает различий в их фактическом положении и учета при определении наличия у родителей погибшего военнослужащего права на меру социальной поддержки в связи с его гибелью их действий по воспитанию, физическому, умственному, духовному, нравственному, социальному развитию и материальному содержанию такого лица и имеющихся между ними фактических родственных и семейных связей.

     Согласно статье 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод каждый имеет право на уважение его личной и семейной жизни, его жилища и его корреспонденции.

     Семейная жизнь в понимании статьи 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод и прецедентной практики Европейского Суда по правам человека охватывает существование семейных связей как между супругами, так и между родителями и детьми, в том числе совершеннолетними, между другими родственниками.

     Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года) возлагает на родителя (родителей) или других лиц, воспитывающих ребенка, основную ответственность за обеспечение в пределах своих способностей и финансовых возможностей условий жизни, необходимых для его развития (пункт 1 статьи 18, пункт 2 статьи 27).

     Статьей 38 Конституции Российской Федерации и корреспондирующими ей нормами статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства.

     Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей (часть 2 статьи 38 Конституции Российской Федерации).

     Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав (пункт 1 статьи 1 Семейного кодекса Российской Федерации).

     Согласно пункту 1 статьи 61 Семейного кодекса Российской Федерации родители имеют равные права и несут равные обязанности в отношении своих детей (родительские права).

     Родители имеют право и обязаны воспитывать своих детей. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии своих детей (пункт 1 статьи 63 Семейного кодекса Российской Федерации).

     Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на общение с ребенком, участие в его воспитании и решении вопросов получения ребенком образования (пункт 1 статьи 66 Семейного кодекса Российской Федерации).

     Родитель, проживающий отдельно от ребенка, имеет право на получение информации о своем ребенке из образовательных организаций, медицинских организаций, организаций социального обслуживания и аналогичных организаций. В предоставлении информации может быть отказано только в случае наличия угрозы для жизни и здоровья ребенка со стороны родителя. Отказ в предоставлении информации может быть оспорен в судебном порядке (пункт 4 статьи 66 Семейного кодекса Российской Федерации).

     Согласно абзацу второму статьи 69 Семейного кодекса Российской Федерации родители (один из них) могут быть лишены родительских прав, если они уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе при злостном уклонении от уплаты алиментов.

     Уклонение родителей от выполнения своих обязанностей по воспитанию детей может выражаться в отсутствии заботы об их здоровье, о физическом, психическом, духовном и нравственном развитии, обучении.

     Из приведенных положений семейного законодательства в их взаимосвязи с нормативными предписаниями Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Конвенции о правах ребенка, следует, что семейная жизнь предполагает наличие тесной эмоциональной связи между ее членами, в том числе между родителями и детьми, взаимную поддержку и помощь членов семьи, ответственность перед семьей всех ей членов. При этом основной обязанностью родителей в семье является воспитание, содержание, защита прав и интересов детей.

     Поскольку родители несут одинаковую ответственность за воспитание и развитие ребенка, данная обязанность должна выполняться независимо от наличия или отсутствия брака родителей, а также их совместного проживания.

     Невыполнение по вине родителей родительских обязанностей, в том числе по содержанию детей, их материальному обеспечению, может повлечь для родителей установленные законом меры ответственности, среди которых лишение родительских прав, соответственно, как последствие утрату родителем (родителями) права на льготы и пособия, выплаты.

     Таким образом, права родителя, в том числе на получение дополнительной меры социальной поддержки в виде выплаты, основанной на факте родства с ребенком, не относятся к числу неотчуждаемых прав гражданина, поскольку законом предусмотрена возможность лишения гражданина такого права в случае уклонения от выполнения им обязанностей родителя.

     Ввиду изложенного, а также с учетом требований добросовестности, разумности и справедливости, общеправового принципа недопустимости злоупотребления правом, целей правового регулирования мер социальной поддержки, предоставляемых родителям военнослужащего в случае его гибели при исполнении обязанностей военной службы, направленных на возмещение родителям, которые длительное время надлежащим образом воспитывали военнослужащего, содержали его до совершеннолетия и вырастили достойным защитником Отечества, нравственных и материальных потерь, связанных с его гибелью, лишение права на получение таких мер социальной поддержки возможно при наличии обстоятельств, которые могли бы служить основаниями к лишению родителей родительских прав.

     В ходе рассмотрения дела судом установлено, что Зарипов Г.Р. никакого участия в воспитании сына не принимал, моральную, физическую, духовную поддержку не оказывал, материально не содержал, каких-либо мер для создания сыну Зарипову Р.Г. условий жизни, необходимых для его развития не принимал. Между Зариповым Г.Р. и сыном Зариповым Р.Г. фактические семейные и родственные связи отсутствовали.

     Кроме того, судом установлено, что до настоящего времени решения о назначении дополнительной меры социальной поддержки в виде единовременной выплаты в размере оставшейся ее части, составляющей 1000000 рублей ГКУ «ОСЗГ Дятьковского района» не принято.

     При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о наличии оснований для лишения ответчика Зарипова Г.Р. права на назначение дополнительной меры социальной поддержки в виде единовременной выплаты и признании за матерью погибшего военнослужащего - Зариповой Н.А. права на назначение данной дополнительной меры социальной поддержки в виде единовременной выплаты.

     Принимая во внимание, что часть данной выплаты в размере 1000000 рублей в настоящее время Зариповой Н.А. произведена, следовательно, в пользу последней подлежит выплате оставшаяся ее часть в размере 1000000 рублей.

     Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

     Исковые требования Зариповой Натальи к Государственному казенному учреждению Брянской области «Отдел социальной защиты населения Дятьковского района», Департаменту семьи социальной и демографической политики Брянской области, Зарипову Г.Р. о лишении права на назначении дополнительной меры социальной поддержки в виде единовременной выплаты, признании права на назначение дополнительной меры социальной поддержки и обязании ее выплаты, удовлетворить.

    Лишить Зарипова Г.Р. права на назначение дополнительной меры социальной поддержки в виде единовременной выплаты, предусмотренной Законом Брянской области от 04 апреля 2022 года №17-З «О дополнительной мере социальной поддержки членам семей погибших (умерших) военнослужащих».

     Обязать Государственное казенное учреждение Брянской области «Отдел социальной защиты населения Дятьковского района» назначить Зариповой Н.А. в соответствии с Законом Брянской области от 04 апреля 2022 года №17-З «О дополнительной мере социальной поддержки членам семей погибших (умерших) военнослужащих» дополнительную меру социальной поддержки и произвести единовременную выплату в сумме 1000000 (один миллион) рублей.

     На решение может быть подана апелляционная жалоба в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме в Брянский облсуд через Дятьковский городской суд.

       Председательствующий                         /подпись/                        А.П. Чернигина

    <данные изъяты>

     Мотивированное решение суда составлено 06 июня 2023 года.

2-298/2023 ~ М-38/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Зарипова Наталья Анатольевна
Ответчики
Департамент семьи, социальной и демографической политики Брянской области
Зарипов Гулмурод Раджабмахмадович
ГК Учреждение Брянской области "Отдел социальной защиты населения Дятьковского района"
Другие
Представитель истца Макеева Наталья Николаевна
Представитель ОСЗН Липунова Евгения Васильевна
Суд
Дятьковский городской суд Брянской области
Судья
Чернигина Анна Петровна
Дело на странице суда
diatkovsky--brj.sudrf.ru
10.01.2023Регистрация административного искового заявления
12.01.2023Передача материалов судье
12.01.2023Решение вопроса о принятии к производству
13.01.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
06.02.2023Подготовка дела (собеседование)
06.02.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.02.2023Судебное заседание
17.03.2023Судебное заседание
02.05.2023Судебное заседание
22.05.2023Судебное заседание
06.06.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.01.2024Дело оформлено
16.01.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее