Решение по делу № 2-336/2019 ~ М-314/2019 от 21.08.2019

Дело № 2-336/2019

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Горнозаводск 28 октября 2019 года

Горнозаводский районный суд Пермского края в составе:

судьи Кушовой Л.Л.,

с участием истца Торховой Т.В.,

представителя ответчиков Макаровой А.Г. по доверенностям от 06.08.2019 года № 40, №1 от 10.01.2019 года

при секретаре Пегушиной Н.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Горнозаводске гражданское дело по иску Торховой Татьяны Владимировны к Администрации города Горнозаводска, Управлению земельно-имущественных отношений, главному специалисту Управления земельно-имущественных отношений Шабардиной Анастасии Александровне, Правительству Пермского края о предоставлении жилого помещения,

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратилась в суд с требованием обязать ответчиков Администрацию города Горнозаводска, Управление земельно-имущественных отношений, главного специалиста Управления земельно-имущественных отношений Шабардину Анастасию Александровну, Правительство Пермского края предоставить ей жилое помещение во внеочередном порядке, учитывая право на дополнительную жилую площадь. В обоснование своих требований указала, что согласно постановлению администрации Горнозаводского Муниципального района Пермского края от ДАТА, ее восстановили в списке общей очереди граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма по Горнозаводскому городскому поселению с ДАТА под № . Протоколом внеочередного заседания комиссии по жилищным вопросам администрации города Горнозаводска от ДАТА ее включили в список граждан, состоящих на учете с ДАТА под № . Состоит на учете в списке вне очередников 2 года 10 месяцев, а квартиру до сих пор не предоставили. Общежитие, в котором она проживает коридорной планировки, длина коридора 31 метр, общие санузлы, умывальники и коридор никто не моет, горячей воды нет, антисанитария, которая может быть опасна для жителей данного помещения. Ремонт не производится. Является инвалидом, страдает тяжелой формой шизофрении, что подтверждается медицинскими документами. В последнее время ее состояние ухудшилось и это крайне негативно сказывается на физическом и психологическом состоянии, проживающих совместно с ней жильцов.

Истец в судебном заседании на своих требованиях настаивает.

Представитель ответчиков Администрации города Горнозаводска и Управления земельно-имущественных отношений суду пояснил, что они не возражают против заявленных требований, но обязанность по предоставлению жилого помещения Правительства Пермского края.

Ответчик главный специалист отдела имущественных отношений управления земельно-имущественных отношений Шабардина А.А. в судебное заседание не явилась. О времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом (л.д. 59). О причинах своей неявки суду не сообщала, об отложении судебного заседания не просила.

Представитель ответчика Правительства Пермского края в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом (л.д. 61), просил рассмотреть данное гражданское дело в его отсутствие, просит отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме (л.д. 64-66). В своем отзыве указали, что ни ФЗ от 06.10.1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», ни Жилищный Кодекс РФ, ни законодательство Пермского края не относит в настоящее время обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях после 2005 года, ни его финансирование к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ.

Суд, заслушав истца, представителя ответчиков, исследовав материалы дела, считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 3 статьи 40 Конституции РФ малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Согласно части 3 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.

Согласно ст. 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до ДАТА, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после ДАТА, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность) гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, вставшим на учет до ДАТА, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.

Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимания обстоятельств.

Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

    В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся предоставление в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда.

Согласно части 2 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации малоимущим гражданам, признанным по установленным данным Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном Кодексом порядке.

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Статьей 51 Жилищного кодекса предусмотрено, что гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях):

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

В силу части 3 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления.

Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен частями 3, 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.

Из приведенных выше норм права, а также с учетом положений статей 14 (часть 1), 19 (пункт 3 части 2) Жилищного кодекса Российской Федерации, абзаца 12 части 1 статьи 2, пункта 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" следует вывод о том, что предоставление жилых помещений малоимущим гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, является полномочием органа местного самоуправления и входит в его обязанность.

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

В силу положений пункта 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.

Таким образом, положения данной нормы устанавливают особый (льготный) порядок реализации жилищных прав указанной в ней категории граждан. Каких-либо иных (дополнительных) требований для предоставления жилого помещения вне очереди, кроме наличия у гражданина, состоящего в очереди на получение жилья, тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в Перечне соответствующих заболеваний, пунктом 3 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не предусмотрено. То есть, для предоставления такому гражданину жилого помещения вне очереди необходимы только два условия: принятие гражданина на учет нуждающихся в предоставлении жилых помещений; наличие у него тяжелой формы хронического заболевания, указанного в Перечне соответствующих заболеваний.

Таким образом, реализация прав граждан, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в перечне, на получение вне очереди жилых помещений по договорам социального найма по основаниям, предусмотренным п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, относится к компетенции органов местного самоуправления («Обзор судебной практики Верховного суда РФ № 4 (2018)» утвержден президиумом Верховного Суда РФ 26.13.2018 года).

В соответствии со статьей 1 Закона Пермской области от 30.11.2005 года № 2694-601 «О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма» учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется по месту жительства граждан органом местного самоуправления.

Следовательно, к компетенции органов местного самоуправления, то есть, Администрации города Горнозаводска, относится предоставление жилых помещений инвалидам, вставших на учет после ДАТА.

Судом установлено, что Торхова Т.В. с ДАТА (повторно) является инвалидом второй группы по общему заболеванию, бессрочно (л.д.4).

ДАТА между муниципальным образованием «Горнозаводское городское поселение» и Торховой Т.В. заключен договор о безвозмездной передаче жилого помещения в собственность граждан согласно п.1 данного договора «Администрация» безвозмездно передает, а «Гражанин» приобретает в собственность одного лица квартиру № в доме № по ул.АДРЕС. Квартира общей площадью ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ кв.м. (л.д.8-9). На комнату имеется кадастровый паспорт (л.д. 7).

Согласно выписке из ЕГРН (л.д. 70-74), комната по адресу: г. , площадь ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ кв. метра, правообладатель Торхова Татьяна Владимировна. Комната находится в общежитии коридорного типа, с местами общего пользования.

Согласно справки Управления земельно-имущественных отношений администрации города Горнозаводска от ДАТА , Торхова Т.В. состоит в списке общей очереди граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма по Горнозаводскому городскому округу по состоянию на 01.07.2019 под № 147 от 26.07.1994 года и в списке граждан на внеочередное получение жилого помещения по договору социального найма по состоянию на 01.07.2019 год под № 20 от 10.11.2016 года (л.д.10).

Как следует из постановления и.о. главы муниципального района главы администрации муниципального района № 1425 от 14.12.2018 года «О восстановлении Торховой Т.В. в списке общей очереди граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма по Горнозаводскому городскому поселению» Торхова Т.В. восстановлена в списке общей очереди с 26.07.1994 года под № 160 (л.д.12).

Согласно Протоколу внеочередного заседания комиссии по жилищным вопросам от 24.04.2019 года № 3 (л.д. 13-14), Торхову Т.В. включили в список граждан состоящих на учете на внеочередное получение жилых помещений по Горнозаводскому городскому округу с 10.11.2016 года под № 20.

Решением Думы Горнозаводского городского поселения № 56 от 28.04.2006 года «Об установлении учетной и предоставляемой нормой жилой площади по Горнозаводскому городскому поселению» установлена норма предоставления площади жилого помещения по договору социального найма 12 кв.метров общей площади на одного члена семьи, зарегистрированного в жилом помещении (л.д.68).

Согласно заключению ВК № 80 от 07.12.2018 года Торховой Т.В. установлен диагноз ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ (л.д.17). И по состоянию здоровья нуждается: на основании Приказа МЗ РФ н от ДАТА «Об утверждении перечня заболеваний дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь».

    Согласно Приказа Минздрава России от 30.11.2012 года № 991н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, заболевание Торховой Т.В. ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, дающий инвалидам, страдающими ими, право на дополнительную жилую площадь.

    Согласно Приказа Минздрава России от 29.11.2012 года № 987н «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» заболевание Торховой Т.В. ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.

    Таким образом, Торхова Т.В. инвалид второй группы по общему заболеванию, состоящая в списке граждан состоящих на учете на внеочередное получение жилых помещений по Горнозаводскому городскому округу с ДАТА под , имеющая право на дополнительную жилую площадь, имеет право на получение изолированного жилого помещения, с учетом находящейся в её собственности комнаты площадью ДАННЫЕ ИЗЪЯТЫ кв. метров, следовательно, исковые требования подлежат удовлетворению.

    Обязанность по предоставлению жилого помещения не может быть возложена на Управление земельно-имущественных отношений, главного специалиста Управления земельно-имущественных отношений Шабардину А. А., Правительства Пермского края, поскольку законом эта обязанность возложена на органы местного самоуправления.

Согласно отзыва администрации города Горнозаводска, Управления земельно-имущественных отношений, обеспечение жилыми помещениями инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, вставших на учет после 01.01.2005 году осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ и является расходными обязательствами субъектов РФ, подлежит финансированию за счет субъектов РФ, а применительно к порядку предоставления жилых помещений на условиях социального найма - за счет жилищного фонда субъекта РФ. В связи с чем просят в иске отказать (л.д.22).

Суд считает ссылку Администрации АДРЕС на письмо Министерства финансов РФ от ДАТА (л.д. 24-29) о том, что обеспечение жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет после ДАТА, осуществляется в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ и является, исходя из системного анализа положений федерального законодательства, расходными обязательствами субъектов РФ, необоснованной, поскольку указанное письмо не является нормативно-правовым актом и противоречит нормам действующего законодательства.

Права и обязанности сторонам разъяснены (л.д. 23, 30).

Руководствуясь ст. 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

    Исковые требования Торховой Татьяны Владимировны удовлетворить.

    Обязать Администрацию города Горнозаводска Пермского края предоставить вне очереди Торховой Татьяне Владимировне по договору социального найма, изолированное, благоустроенное жилое помещение применительно к условиям г. Горнозаводска, отвечающее санитарным и техническим требованиям, расположенное в черте г. Горнозаводска по норме предоставления на одного человека, с учетом права Торховой Татьяны Владимировны на дополнительную жилую площадь.

    Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд в течение месяца через Горнозаводский районный суд.

Судья Кушова Л.Л.

2-336/2019 ~ М-314/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Торхова Татьяна Владимировна
Ответчики
Правительство Пермского края
Управление земельно-имущественных отношений администрации города Горнозаводска Пермского края
Администрация Горнозаводского городского округа
Главный специалист отдела имущественных отношений управления администрации Шабардина А.А.
Судья
Кушова Л.Л.
Дело на сайте суда
gornozav--perm.sudrf.ru
21.08.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.08.2019Передача материалов судье
26.08.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
26.08.2019Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
17.09.2019Предварительное судебное заседание
07.10.2019Предварительное судебное заседание
22.10.2019Судебное заседание
28.10.2019Судебное заседание
05.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
18.02.2020Дело оформлено
04.03.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее