Дело №2-901/2012
Р Е ШЕ Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
26 ноября 2012 год. Г. Котельниково
Котельниковский районный суд Волгоградской области в составе председательствующего судьи Лунёва А.В.
при секретаре Кухаренко И.П.,
с участием: прокурора Веревкиной О.А.,
представителя ответчика В..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Котельниковского района в интересах Трофимова В. В. к администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области о признании незаконным и отмене решения органа местного самоуправления,
установил:
прокуратурой Котельниковского района Волгоградской области по заявлению Трофимова В.В. была проведена проверка соблюдения федерального законодательства при реализации Приоритетного национального Проекта «Доступное жильё гражданам России» - подпрограммы «Молодой семье – доступное жильё» муниципальной целевой программы «Жилище» Котельниковского муниципального района Волгоградской области.
В ходе проверки установлено, что 14 апреля 2008 года Трофимовым В.В. было подано заявление в администрацию Котельниковского муниципального района Волгоградской области о включении его и членов семьи заявителя: супруги – А., дочери – Б., (дата) 2000 года рождения, в состав участников подпрограммы «Молодой семье – доступное жильё» муниципальной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы Котельниковского муниципального района Волгоградской области с приложением всех необходимых документов. Должностные лица ответчика письменно не извещали заявителя о включении семьи в состав участников подпрограммы, но устно заявителю сообщались порядковые номера её очереди при непосредственном обращении заявителя в администрацию.
21 декабря 2011 года по адресу регистрации заявитель получил письмо из администрации Котельниковского муниципального района, которым был уведомлен о том, что его семья исключена из списка участников подпрограммы в соответствии с пунктом 6а Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья с мотивировкой, что на момент утверждения списка молодых семей на получение социальных выплат в 2011 году Комитетом по делам молодёжи администрации Волгоградской области заявителю исполнилось 36 лет.
Данное решение является незаконным, поскольку условия включения семьи Трофимова В.В. соответствовали всем требованиям, предъявляемым к молодым семьям, изъявившим желание быть участником названной подпрограммы, но социальная выплата в 2009 году семья Трофимова В.В. не получила по причинам от неё независящим.
Прокурор просит: признать незаконным и отменить решение комиссии администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области от 14 декабря 2011 года в части исключения Трофимова В.В. из списка участников подпрограммы «Молодой семье – доступное жильё»; обязать ответчика восстановить Трофимова В.В. в списке семей-претендентов на получение субсидии в рамках подпрограммы «Жилище» на 2002-2010 годы Котельниковского муниципального района Волгоградской области и включить в список претендентов на получение субсидии в планируемом году.
В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, поддержал заявленные требования по изложенным в иске основаниям.
Истец, извещённый о времени и месте судебного заседания, не сообщил суду об уважительных причинах неявки и не просил рассмотреть дело в его отсутствие.
На основании ч.4 ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Представитель ответчика - администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области В. с иском не согласна. Суду пояснила, что семья Трофимова В.В. являлась участницей подпрограммы «Молодой семье – доступное жильё» в Котельниковском муниципальном районе с 14 апреля 2008 года, утверждена в сводном резервном списке в 2009 году под №. В 2010 году семья значилась в сводном резервном списке под №.
(дата) 2011 года Трофимову В.В., а (дата) 2011 года – его супруге исполнилось 36 лет. Таким образом, в соответствии с подпунктом «а» пункта 1.2 Порядка предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья, утверждённого Постановлением Администрации Волгоградской области от 14.12.2010 N 658-п "О долгосрочной областной целевой программе "Молодой семье - доступное жилье" на 2011 - 2015 годы", семья потеряла статус молодой семьи, так как участником Программы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день ежегодно утвержденного комитетом по делам молодежи Волгоградской области списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (до фактического достижения 36 лет).
Кроме того, в пункте 2.7 выше названного Порядка в редакции от 25 сентября 2012 года указывается, что молодые семьи, не соответствующие требованиям подпункта "а" пункта 1.2 названного Порядка на день утверждения Комитетом списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году, не могут быть включены в данный список, а также исключаются из списка молодых семей - участников Программы. Решение об исключении из списка молодых семей - участников Программы принимает администрация муниципального образования Волгоградской области и письменно доводит до сведения молодых семей, исключенных из списка молодых семей - участников Программы, принятое мотивированное решение.
В письме Комитета по делам молодёжи администрации Волгоградской области от 24 октября 2011 года № указан список молодых семей – участников Программы, возраст которых превышает 35 лет. Во исполнение данного письма администрация района лишь подтвердила произведённые Комитетом изменения в списках претендентов на получение социальной выплаты и довели это решение до молодых семей.
Выслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные доказательства, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
На основании ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Проверяя обоснованность заявленных прокурором требований, суд установил следующее.
14 апреля 2008 года Трофимов В.В., (дата) 1975 года рождения, обратился с заявлением в администрацию Котельниковского муниципального района Волгоградской области о включении его семьи: супруги – А., (дата) 1975 года рождения, и дочери – Б., 2000 года рождения, в состав участников подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, ознакомившись с условиями участия в программе.
Как следует из справки администрации Котельниковского городского поселения Котельниковского муниципального района Волгоградской области от 31 марта 2008 года, Трофимова Н.В. и её семья состоит на учёте в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий с 11 марта 2008 года,
В отношении Трофимовой Н.В. 10 апреля 2008 выдавалась справка о максимальном размере предоставляемого кредита в сумме <данные изъяты> рублей на приобретения жилья в рамках реализации программы обеспечения жильём молодых семей федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы.
В целях реализации подпрограммы «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы и областной целевой подпрограммы «Молодой семье – доступное жильё» на 2007-2010 годы администрация Волгоградской области представила выписку из сводного резервного списка молодых семей-претендентов на получение субсидии в 2009 году (от 30.09.2009 исх.№). В данной списке под № указана семья Трофимова В.В.
Комитет по делам молодёжи администрации Волгоградской области своим письмом от 24 октября 2011 года (исх.№) довёл до сведения главы Котельниковского муниципального района выписку из списка молодых семей – участников долгосрочной областной программы «Молодой семье – доступное жильё» на 2011 – 2015 годы, одному из супругов которых исполнилось 36 лет. В данном списке указана и семья Трофимова В.В.
Согласно протокола № от 14 декабря 2011 года районной комиссии по рассмотрению заявлений граждан на получение ипотечного кредита в областном фонде жилья и ипотеки и определению получателей социальной выплаты на строительство и приобретение жилья, рассмотрев предоставленную Комитетом по делам молодёжи администрации Волгоградской области выписку из сводного списка молодых семей – участников долгосрочной областной целевой программы «Молодой семье – доступное жильё» по Котельниковскому муниципальному району, возраст одного из супругов в которых превышает 35 лет (письмо от 24 октября 2011 года №), на основании пункта 4.2 «а» подпрограммы «Молодой семье – доступное жильё» муниципальной целевой программы «Жилище» Котельниковского муниципального района Волгоградской области, исключила из списка участников подпрограммы «Молодой семье – доступное жильё», в том числе, и Трофимова В.В., поскольку возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия администрации Волгоградской области решения о включении молодой семьи – участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не должен превышать 35 лет (до фактического достижения 36 лет). В связи с чем, комиссия исключила из списка, в том числе, и Трофимова В.В., (дата) 1975 года рождения, поскольку по состоянию 16 сентября 2011 года (дата утверждения списка претендентов на получение соцвыплаты) года ему исполнилось 36 лет.
Постановлением Правительства РФ от 17.09.2001 N 675 утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2002-2010 годы. В постановлении рекомендовано заинтересованным органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления принять участие в финансировании мероприятий Программы за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и внебюджетных источников.
В рамках данной Программы утверждена подпрограмма "Обеспечение жильем молодых семей".
Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы" утверждены Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 N 285.
На основании пункта 5 указанных Правил участницей подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из 1 молодого родителя и 1 и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо 1 родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) признание семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в соответствии с пунктом 6 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В соответствии с пунктом 17 Правил орган местного самоуправления организует работу по проверке сведений, содержащихся в документах, указанных в пункте 15 Правил, и в 10-дневный срок с даты представления этих документов принимает решение о признании либо об отказе в признании молодой семьи участницей подпрограммы. О принятом решении молодая семья письменно уведомляется органом местного самоуправления.
Согласно пункту 18 Правил основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы являются:
а) несоответствие молодой семьи требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил;
б) непредставление или представление не в полном объеме документов, указанных в пункте 15 настоящих Правил;
в) недостоверность сведений, содержащихся в представленных документах;
г) ранее реализованное право на улучшение жилищных условий с использованием социальной выплаты или иной формы государственной поддержки за счет средств федерального бюджета.
На основании пункта 21 и 22 Правил орган местного самоуправления муниципального образования, отобранного субъектом Российской Федерации для участия в подпрограмме (далее - орган местного самоуправления), до 1 сентября года, предшествующего планируемому году, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Порядок формирования органом местного самоуправления списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и форма этого списка определяются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В первую очередь в указанные списки включаются молодые семьи - участники подпрограммы, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г.
Согласно пункту 23 Правил, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, с учетом указанных средств, формирует заявку на выделение из федерального бюджета средств для софинансирования предоставления социальных выплат по установленной форме и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по установленной форме.
Условия предоставления социальных выплат молодым семьям после 2010 года закреплены постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, которым утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2011-2015 годы, включающая подпрограмму "Обеспечение жильем молодых семей", и постановлением администрации Волгоградской области от 14 декабря 2010 года N 658-П, которым утверждена долгосрочная областная целевая программа "Молодой семье - доступное жилье" на 2011-2015 годы.
Предусмотренные Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, условия признания молодой семьи участницей подпрограммы для включения в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты соответствуют содержанию Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы и согласуются в части оснований для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы.
Согласно пункту 1.3 Приложения 5 к долгосрочной областной целевой программе "Молодой семье - доступное жилье" на 2011 - 2015 годы, утверждённой постановлением Администрации Волгоградской области от 14 декабря 2010 года N 658-П ( в ред. 25.09.2012), участником Программы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день ежегодно утвержденного комитетом по делам молодежи Волгоградской области списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет (до фактического достижения 36 лет);
б) семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с законодательством;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
В соответствии с пунктом 1.5 Приложения 5 право молодой семьи - участницы Программы на получение социальной выплаты возникает после утверждения Комитетом сводного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат по Волгоградской области в соответствующем году, в который включена молодая семья, и удостоверяется именным документом - свидетельством о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья (далее именуется - свидетельство), которое не является ценной бумагой.
Как следует из пункта 2.7 Приложения 5 к выше названной долгосрочной областной целевой программе "Молодой семье - доступное жилье" на 2011 - 2015 годы (в ред. 25.09.2012), после определения Министерством регионального развития Российской Федерации объема субсидий, предоставляемых бюджету Волгоградской области, и доведения этих сведений до Комитета Комитет утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году (далее именуется - список молодых семей - претендентов) на основании сводного списка молодых семей - участников Программы с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, и размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в областном и местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий Программы, а при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации Программы (за исключением организаций, предоставляющих кредиты и займы на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома), - с учетом указанных средств.
Молодые семьи, не соответствующие требованиям подпункта "а" пункта 1.2 настоящего Порядка на день утверждения Комитетом списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году, не могут быть включены в данный список, а также исключаются из списка молодых семей - участников Программы. Решение об исключении из списка молодых семей - участников Программы принимает администрация муниципального образования Волгоградской области и письменно доводит до сведения молодых семей, исключенных из списка молодых семей - участников Программы, принятое мотивированное решение.
Постановлением главы Котельниковского муниципального района Волгоградской области от 23.10.2008 N 1176 утверждена муниципальная целевая программа "Жилище" Котельниковского муниципального района Волгоградской области на период 2009-2012 годов. Порядок реализации мероприятий по предоставлению социальных выплат молодым семьям для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома в рамках Подпрограммы разработан в соответствии с подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 N 1050, и долгосрочной областной целевой программой "Молодой семье - доступное жилье" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Администрации Волгоградской области от 14.12.2010 N 658-п.
В судебном заседании установлено, что семья Трофимова В.В., признанная нуждающейся в жилье в 2008 году, стала участницей федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы, представив необходимые документы в администрацию Котельниковского муниципального района Волгоградской области.
Оснований для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы в 2008 году не имелось. Семья Трофимова В.В. была включена в сводный резервный список молодых семей-претендентов на получение субсидии в 2009 году. Однако по причинам, независящим от Трофимова В.В., субсидия его семье в 2009 году предоставлена не была.
Орган местного самоуправления принял решение об исключении из списка участников Подпрограммы "Молодой семье - доступное жилье" семьи Трофимова В.В., поскольку на день принятия решения об утверждении сводного списка претендентов на получение социальной выплаты в планируемом 2010 году Трофимову В.В. фактически исполнилось 36 лет.
На основании ч.2 ст.11 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, применяет нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.
Суд приходит к выводу, что долгосрочная областная целевая программа "Молодой семье - доступное жилье" на 2011 - 2015 годы, утверждённая Постановлением Администрации Волгоградской обл. от 14.12.2010 N 658-п в части действия положений п.п «а» а.1.2, п.2.7 Порядка реализации мероприятий по предоставлению социальных выплат молодым семьям для приобретения жилья или строительства индивидуального жилого дома (Приложение 5 к Программе), с изменениями, вступившими в силу 25 сентября 2012 года, не соответствует положениям подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1050.
В соответствии с п. 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы", утвержденых Постановлением Правительства РФ от 13.05.2006 N 285, а также пп. "а" п. 18 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010, несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным п. 5 и п. 6 (соответственно) настоящих Правил, в том числе и возрасту, является основанием для отказа в признании молодой семьи участницей подпрограммы. Возможность исключения граждан из числа участников подпрограммы указанными Правилами не предусмотрена, предусмотрена возможность внесения изменений в утвержденные списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат, при этом основанием для внесения таких изменений достижение предельного возраста не является.
Семья Трофимова В.В. отвечала всем требованиям, которые предъявляются к молодым семьям, изъявившим желание быть участником подпрограммы. Социальная выплата указанной семьей в 2009 году по причинам от неё независящим получена не была. Данное обстоятельство не должно каким-либо образом ущемлять права данной семьи на получение социальной выплаты, предусмотренной Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, так как в противном случае нарушаются конституционные принципы равенства всех перед законом и возможности реализации гарантированных государством прав.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что решение комиссии администрации Котельниковского муниципального района от 14 декабря 2011 года об исключении семьи Трофимова В.В. из списка участников Подпрограммы "Молодой семье - доступное жилье" в связи с исполнением 36 лет, является незаконным, а требования о возложении обязанности на администрацию Котельниковского муниципального района устранить допущенное нарушение обоснованными.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
решил:
признать незаконным решение комиссии администрации Котельниковского муниципального района Волгоградской области от 14 декабря 2011 года в части исключения Трофимова В. В. из списка участников Подпрограммы «Молодой семье – доступное жильё» в связи с исполнением 36 лет.
Обязать администрацию Котельниковского муниципального района Волгоградской области устранить допущенное нарушение, восстановив Трофимова В. В. в списке семей-претендентов на получение субсидии в рамках Подпрограммы «Жилище» на 2002-2010 годы Котельниковского муниципального района Волгоградской области и включив в список претендентов на получение субсидии в 2013 году.
Решение изготовлено в окончательной форме 01 декабря 2012 года и может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Котельниковский районный суд в течение одного месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья А.В. Лунёв