Дело №2-1837/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Махачкала 14 августа 2020 года
Ленинский районный суд г. Махачкалы в составе:
председательствующего – судьи Багандова Ш.Б.,
при секретаре Малаалиевой С.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Прокуратуры Ленинского района г. Махачкалы в защиту неопределенного круга лиц к Гаджиевой ФИО8 о признании деятельности по предоставлению услуг в виде автомойки незаконной и запретить осуществлять коммерческую деятельность до устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Ленинского района г.Махачкалы обратилась в суд, в защиту неопределенного круга лиц, к Гаджиевой ФИО9 о признании деятельности по предоставлению услуг в виде автомойки незаконной и запретить осуществлять коммерческую деятельность до устранения нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.
В обосновании иска указано, что Прокуратурой Ленинского района г.Махачкалы проведена проверка соблюдения требований градостроительного, природоохранного законодательства, а также законодательства о санитарно- эпидемиологическом благополучии населения при эксплуатации автомойки, расположенной по адресу: <адрес> кадастровый №.
Проверкой выявлены грубые нарушения требований градостроительного, природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществление предпринимательской деятельности в сфере предоставления автомобильных услуг (автомойка) гражданам, оборудованного для мойки машин по вышеуказанному адресу.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером: 05:40:000090:2490 принадлежит Гаджиевой ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Считает, что указанная автомойка с 2 постами осуществляет деятельность без оформления в установленном порядке проектной и разрешительной документации, и создает угрозу жизни и здоровью граждан, так как не отвечает нормам экологической и санитарной безопасности; земельный участок, на котором осуществлено строительство объекта (автомойка) функционирует внутри установленной 100-метровой санитарно-защитной зоны в существующей жилой застройке, что нарушает требования законодательства о санитарном благополучии граждан.
Так, в соответствии с требованиями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» мойки автомобилей с количеством постов от 2 до 5 отнесены к объектам IV класса опасности, для которых установлен размер санитарно-защитной зоны не менее 100 м. Вместе с тем, здание автомойки расположено на расстоянии 20 метров от жилого здания.
Согласно представленной информации Управления Роспотребнадзора по РД от 28.05.2020г. № 01/5571/-20-07 заявления об установлении санитарнозащитной зоны на автомойки, расположенные на территории Ленинского района г.Махачкалы не выдавались. Согласно выписки из единого государственного реестра недвижимости земельный участок под кадастровым номером: № предназначен под АЗС с элементами автосервиса. Однако, как установлено, указанный земельный участок Гаджиевой С.А. используется не по назначению.
Считает, что действиями ответчика создаётся угроза нарушения права неопределённого круга лиц на жизнь, здоровье и благоприятную среду обитания, в том числе несовершеннолетних, имеющих свободный доступ на данный земельный участок.
В связи с вышеизложенным, просит признать деятельность Гаджиевой ФИО11, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, паспорт № и других лиц, по предоставлению услуг в виде автомойки, расположенной по адресу: <адрес> кадастровый №, незаконной. Запретить Гаджиевой ФИО12 и другим лицам осуществлять коммерческую деятельность по предоставлению услуг по мойке автомобилей по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером кадастровый №, до устранения нарушения закона.
В ходе судебного заседания помощник прокурора Ленинского района г. Махачкалы Багандалиев Г.Б. иск поддержал, просил удовлетворить его по изложенным в заявлении основаниям.
Ответчик, надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, об уважительных причинах неявки суду не сообщил.
В ходе судебного заседания представитель по доверенности Алиев И.М., действующий в интересах третьего лица Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия исковые требования Прокурора поддержал, просил удовлетворить.
Суд, выслушав явившихся, исследовав письменные материалы дела, пришел к выводу о необходимости удовлетворить частично исковые требования на основании следующего:
Выслушав пояснения истца, представителя третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Судом установлено, что прокуратурой Ленинского района г.Махачкалы в защиту неопределенного круга лиц, проведена проверка соблюдения требований градостроительного, природоохранного законодательства, а также законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при эксплуатации автомойки, расположенной по адресу: <адрес> кадастровый №.
Согласно ст. 59 ГПК РФ, суд принимает только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения и разрешения дела.
Согласно проверке соблюдения требований градостроительного, природоохранного законодательства, а также законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения при эксплуатации автомойки, расположенной по адресу: <адрес> на земельном участке с кадастровым номером кадастровый №, выявлены следующие нарушения.
Нарушения требований градостроительного, природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении предпринимательской деятельности в сфере предоставления автомобильных услуг (автомойка) гражданам, оборудованного для мойки машин по вышеуказанному адресу.
Автомойка с автомойка с 2 постами осуществляет деятельность без оформления в установленном порядке проектной и разрешительной документации, и создает угрозу жизни и здоровью граждан, так как не отвечает нормам экологической и санитарной безопасности; земельный участок, на котором осуществлено строительство объекта (автомойка) функционирует внутри установленной 100-метровой санитарно-защитной зоны в существующей жилой застройке, что нарушает требования законодательства о санитарном благополучии граждан.
Согласно требованиям СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» мойки автомобилей с количеством постов от 2 до 5 отнесены к объектам IV класса опасности, для которых установлен размер санитарно-защитной зоны не менее 100 м. Вместе с тем, здание автомойки расположено на расстоянии 20 метров от жилого здания.
В соответствии со ст. 3 ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная деятельность должна осуществляться на основании принципов: соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду; обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности человека; допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду, исходя из требований охраны окружающей среды; презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности.
В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О санитарно- эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью, обязаны обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг, выполнять требования санитарного законодательства. Соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с п.п. 2.6, 2.10 и 2.11. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 г. № 74, санитарно-защитная зона является обязательным элементом любого объекта, который является источником воздействия на среду обитания и здоровье человека. Для действующих предприятий проект организации санитарно-защитной зоны должен быть обязательным документом. Предприятия, группы предприятий, их отдельные здания и сооружения с технологическими процессами, являющиеся источниками негативного воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами. В зоне не допускается размещение объектов для проживания людей.
Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости земельный участок под кадастровым номером 05:40:000090:2490 предназначен под индивидуальное жилье и соответственно данный земельный участок ответчиком используется не по назначению.
Согласно ч. 2 ст. 7 Земельного Кодекса РФ земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В целях обеспечения безопасности населения и в соответствии Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», вокруг объектов и производств, являющихся источником воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.
Согласно нормам ст.11 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства.
Соответственно законодателем, в целях защиты конституционных прав на благоприятную природную среду и условия проживания населения, определена обязанность юридических лиц строгого исполнения требований санитарного законодательства как составной части осуществляемой ими деятельности.
Из системного толкования приведенных выше положений действующего законодательства следует, что они имеют целью обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации предусмотренных Конституцией РФ прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Однако согласно представленной информации по запросу Прокуратуры Ленинского района г.Махачкалы от 28.05.2020г. за №01/5571-20-07, в адрес Управления федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан не поступали заявления об установлении санитарно-защитной зоны на автомойки, расположенных на территории Ленинского района г.Махачкалы, тем самым, Управлением Роспотребнадзора по РД не регистрировались установления санитарно-защитной зоны на автомойки, расположенные на территории Ленинского района г.Махачкалы.
Таким образом, вышеизложенные факты свидетельствуют о нарушении гражданкой Гаджиевой ФИО13 установленных требований санитарно-эпидемиологического законодательства при осуществлении своей деятельности, что тем самым, представляет серьезную опасность окружающей среде и здоровью населения в виду возможности возникновения и распространения различных заболеваний.
В соответствии с нормами ст. 1065 Гражданского кодекса РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающую такую опасность.
Согласно п.2.ч.1.ст.51 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ, главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочиями предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.
В силу ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействия), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно ч. 1 ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств; согласно части второй данной статьи никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
При таких обстоятельствах суд, проанализировав установленные обстоятельства, оценив представленные доказательства, а именно вышеуказанные документы суд полагает заявленные истцом требования подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст. 103 ГПК РФ возмещение судебных расходов, понесенных судом в связи с рассмотрением дела издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
В силу изложенного, с ответчика следует взыскать в доход местного бюджета расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Руководствуясь ст. ст. 194 – 199, 233 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░14, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ № ░ ░░░░░░ ░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░2, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░15 ░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ №, ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░16 ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 300 ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 19 ░░░░░░░ 2020░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░, ░ ░ ░░░░░░, ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>
<░░░░░░ ░░░░░░>