Дело ...
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Воркута Республики Коми 18 марта 2019 года
Воркутинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Солодиловой Е.Ю.
при секретаре Засориной С.Е.,
с участием помощника прокурора города Воркуты Республики Коми Шуткиной А.В.,
представителя ответчика Комисарчук И.В.,
представителя третьего лица Управления образования администрации МО ГО «Воркута» Хроль В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Воркуты Республики Коми в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному общеобразовательному учреждению «Средняя общеобразовательная школа № 13» г.Воркуты о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ к информации лицам, имеющим ограничения по зрению,
установил:
прокурор г. Воркуты обратился в суд с иском к ответчику об обязании обеспечить беспрепятственный доступ к информации лиц, имеющих ограничения по зрению, путем установления информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, местом его нахождения, графиком работы с применением рельефно-точечного шрифта Брайля по адресу: ул. Суворова д.25А, г.Воркута, установить информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании, установить направляющие тактильно-контрастные указатели на основных путях движения, а также тактильно-контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях, в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу. Обосновывая требования отсутствием такой, предусмотренной законом, информации.
Ответчик - МОУ «СОШ № 13» г. Воркуты, исковые требования не признает. В отзыве на исковое заявление указывает, что в ходе проверки нарушений законодательства выявлено не было. На момент проверки и в настоящее время в МОУ «СОШ № 13» г.Воркуты нет обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению, нуждающихся в создании доступной среды для беспрепятственного доступа к информации об объектах инфраструктуры. Мероприятия для поэтапного повышения уровня доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования с учетом финансовых возможностей Учреждения согласно плану будут реализованы к 2025 году.
Прокурор в судебном заседании настаивала на удовлетворении заявленных требований.
Представитель ответчика МОУ «СОШ 13» г. Воркуты с исковыми требованиями не согласился по доводам отзыва на иск.
Представитель третьего лица Управления образования администрации МО ГО «Воркута» также полагает исковые требования не подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица Администрации МО ГО «Воркута» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела был извещён надлежащим образом, в связи с чем дело рассмотрено при имеющейся явке.
Выслушав объяснения прокурора, представителя ответчика и третьего лица, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
В соответствии со статьей 17 Конституции Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и Конституции Российской Федерации.
Одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (п.3 ст.2 Градостроительного кодекса РФ).
Согласно положениям статей 2, 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» под социальной защитой инвалидов понимается система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества. Организации, независимо от их организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
Обеспечивают возможность самостоятельного передвижения по территории и на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, входа в такие объекты и выхода из них; сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения, и оказание им помощи; надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика.
Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительство и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и информации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом нужд инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.
Пунктом 7 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», распространяющегося на все этапы жизненного цикла зданий, предусмотрено, что доступность зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения должны обеспечивать: досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений; безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
В случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов, ст.12 Закона № 384-ФЗ.
В соответствии с подп. «а» п.4 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015 №1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи» руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. А также обеспечивается возможность беспрепятственного входа в объект и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории объекта.
Требования к обеспечению входа и передвижения инвалида в помещении закреплены в «СП 59.13330.2016. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001», утвержденных приказом Минрегиона Российской Федерации от 14.11.2016 №798/пр. Так, раздел 6.2 "Пути движения в зданиях" содержит описание и требования к местоположению тактильно-контрастных предупреждающих указателей. Пункт 8.1.6 предусматривает наличие при входах в здания, в том числе, социального назначения наличие информационной тактильной мнемосхемы и наличие тактильно-контрастных указателей на основных путях движения.
МОУ «СОШ № 13» г.Воркуты, является юридическим лицом осуществляет оказание муниципальных услуг по реализации основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования и дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных общеразвивающих программ, осуществляет присмотр и уход за детьми. (Устав МОУ «СОШ № 13» г.Воркуты, утвержден 14.08.2015).
Судом установлено, что прокуратурой города Воркуты в ходе проведенной проверки были выявлены нарушения требований названного законодательства, то есть: в нарушение п.п. «а» п.4 Порядка № 1309 в образовательном учреждении при входе в объект не имеется вывеска с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. В нарушение п.п. «е» п. 3 Порядка № 1309 при входе на объект, а также на путях движения отсутствует надлежащее размещение носителей информации, необходимой для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам» и услугам, с учетом ограничений их жизнедеятельности, а именно, не установлена информационная тактильная мнемосхема, отображающая информацию о помещениях в здании, на основных путях движения отсутствуют направляющие, а также предупреждающие о возможных опасностях, тактильно-контрастные указатели.
Здание школы является объектом социальной инфраструктуры, поэтому ответчиком должны быть созданы условия для беспрепятственного доступа к нему инвалидов. Приведенный вывод согласуется с обозначенным в Конвенции ООН о правах инвалидов, участником которой является Российская Федерация, принципом полного и эффективного вовлечения инвалидов в общество.
Отсутствие перечисленных мер ответчиком не оспаривается. Исходя из изложенного, исковые требования прокурора города Воркуты правомерно заявлены в защиту интересов неопределенного круга лиц. Срок исполнения, предложенный прокурором - в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу, суд также полагает разумным и достаточным, с учётом требуемого объёма работ.
Таким образом, оценив установленные судом обстоятельства в совокупности с представленными доказательствами, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
Руководствуясь статьями 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
решил:
обязать Муниципальное образовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 13» г. Воркуты обеспечить беспрепятственный доступ к информации лиц, имеющим ограничения по зрению, путем установления информационного табло (тактильной таблички) с наименованием учреждения, местом его нахождения, графиком работы с применением рельефно-точечного шрифта Брайля по адресу: ул. Суворова д.25А, г.Воркута, установить информационную тактильную мнемосхему, отображающую информацию о помещениях в здании, установить направляющие тактильно-контрастные указатели на основных путях движения, а также тактильно-контрастные указатели, предупреждающие о возможных опасностях, в течение 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Воркутинский городской суд Республики Коми в течение месяца, со дня изготовления решения в мотивированной форме – 19 марта 2019г.
Председательствующий судья Солодилова Е.Ю.
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...
...