Дело № 12-905/2023
УИД 21RS0023-01-2023-003650-30
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
24 октября 2023 года г. Чебоксары
Судья Ленинского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики Шопина Е.В., рассмотрев жалобу ООО «Ломбард АСС» на постановление административной комиссии администрации Ленинского района г. Чебоксары ----- от дата о привлечении ООО «Ломбард АСС» к административной ответственности по ч. 1 ст. 10.3 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике"
установил:
ООО «Ломбард АСС» обратилось в суд с жалобой на постановление административной комиссии администрации Ленинского района г. Чебоксары ----- от дата о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 10.3 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике".
Заявление мотивировано тем, что административная комиссия вынесла оспариваемое постановление, которым привлекла общество к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 10 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" в виде штрафа в размере 10 000 рублей за невыполнение обязанностей по содержанию и ремонту фасадов, входных групп (узлов) как собственника нежилого помещения.
Заявитель указывает, что не является субъектом правонарушения, так как не является собственником нежилого помещения, является арендатором на основании договора аренды ----- от дата, заключенного с собственником ------ Помещение является частью многоквартирного дома (далее- МКД), а в силу положений ст. 39 ЖК РФ собственники несут ответственность за содержание многоквартирного дома пропорционально долям в праве собственности на общее имущество. Постановление не содержит указания на пункты Правил внешнего благоустройства, соблюдения чистоты и порядка г. Чебоксары, утвержденных Решением Чебоксарского городского Собрания депутатов Чувашской Республики от дата N 163, которые были нарушены заявителем, в чем выражаются фактические обстоятельства правонарушения. Постановление не соответствует актуальной судебной практике субъекта. Административной комиссией назначено наказание, не отвечающее требованиям разумности и соразмерности, без учета положений ч. 3 ст. 4.1 КоАП РФ. Просит отменить оспариваемое постановление. В случае установления судом вины общества просить признать правонарушение малозначительным и назначить наказание в виде предупреждения.
Заявитель, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, своего представителя для участия в деле не направил.
Представитель административной комиссии в судебное заседание не явился, в письменном отзыве полагал оспариваемое постановление законным.
Суд, оценив доводы сторон, приходит к следующему.
Общество с ограниченной ответственностью «Ломбард АСС» включено в Единый государственный реестр юридических лиц (ОГРН -----) и расположено по адресу адрес
Директором общества является Богачев Д. В.
Из материалов дела усматривается, что помещение, расположенное в подвале и на первом этаже жилого пятиэтажного кирпичного дома, общей площадью ------ принадлежат на праве собственности ------, которым переданы в аренду обществу с ограниченной ответственностью «Ломбард АСС» по договору аренды ----- от дата.
дата должностным лицом органа местного самоуправления ФИО2 в отношении ООО «Ломбард АСС» составлен протокол ----- об административном правонарушении.
Согласно данному протоколу, дата в ------. в адрес ООО «Ломбард АСС» не выполнило обязанности собственника по содержанию и ремонту фасадов, входных групп (узлов), что является нарушением части 1 статьи 10.3 Закона Чувашской Республики от дата ----- "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике".
дата административной комиссией администрации Ленинского района г. Чебоксары вынесено оспариваемое постановление аналогичного содержания.
Не согласившись с данным постановлением, общество обжаловало его в суд.
Проанализировав материалы дела, суд считает оспариваемое постановление подлежащим признанию незаконным и отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).
Согласно ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ в предмет доказывания по делу входят, в том числе, установление наличия события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Статья 1.1 КоАП РФ определяет, что законодательство об административных правонарушениях состоит из настоящего Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу статьи 35 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" производство по делам об административных правонарушениях и исполнение постановлений о назначении административных наказаний осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (также - КОАП РФ, Кодекс).
Из смысла и содержания статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующей порядок составления протокола об административном правонарушении, следует, что административный орган обязан соблюдать процедуру оформления протокола в целях предоставления возможности лицу, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, реализовать гарантии защиты, предусмотренные названной нормой.
В протоколе указывается объяснение законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); при составлении протокола об административном правонарушении законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в протоколе (часть 3); законному представителю юридического лица предоставляется возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении (часть 4); протокол об административном правонарушении подписывается законным представителем юридического лица, а в случае отказа от подписания протокола в нем делается соответствующая запись (часть 5).
Согласно части 1 статьи 25.1 КоАП РФ лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.
В силу части 2 этой статьи дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется такое дело. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, осуществляют его законные представители. Законными представителями юридического лица являются руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (части 1 и 2 статьи 25.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Таким образом, составление протокола об административном правонарушении и рассмотрение дела об административном правонарушении допускается при обязательном извещении об этом законного представителя юридического лица.
Установленный законом порядок применения административного взыскания является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и применяющих взыскание. Несоблюдение этого порядка свидетельствует о том, что взыскание применено незаконно, независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к ответственности, административное правонарушение.
Извещение представителя юридического лица, действующего по доверенности, может считаться надлежащим извещением, только если это доверенность на участие в конкретном административном деле (ч. 4, 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).
В нарушение указанных норм в деле отсутствуют данные об извещении законного представителя юридического лица как о времени и месте составлении протокола, так и о времени и месте рассмотрения дела. Так, законный представитель общества о дате и месте составления протокола по юридическому адресу не извещался, а извещение о рассмотрении дела в дату рассмотрения находилось в стадии вручения, получено обществом после рассмотрения дела дата.
Имеющееся извещение, направленное по некоему электронному адресу в адрес физического лица, не являющегося законным представителем общества, не может рассматриваться как надлежащее извещение.
Таким образом, в ходе производства по делу допущено нарушение права общества на защиту.
При таких обстоятельствах судья приходит к выводу, что административной комиссией при Администрации Ленинского района г. Чебоксары в ходе производства по делу допущены существенные процессуальные нарушения, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, влекущие отмену оспариваемого постановления и направление дела на новое рассмотрение в административный орган.
Однако согласно п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение закрепленных в ст. 4.5 КоАП РФ сроков давности привлечения к административной ответственности. При этом КоАП РФ не предусматривает возможности прерывания данного срока.
Поскольку срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст. 4.5 КоАП РФ и составляющий в данном случае два месяца со дня обнаружения правонарушения, на дату рассмотрения жалобы истек, указанное обстоятельство исключает возможность повторного рассмотрения дела административным органом. То есть данное дело не может быть направлено на новое рассмотрение.
В соответствии с положениями п. 3 ст. 30.7 КоАП РФ судом выносится решение об отмене оспариваемого постановления и прекращении производства по делу в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
Руководствуясь ст. ст. 30.7, п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ судья
решил:
Постановление административной комиссии администрации Ленинского района г. Чебоксары ----- от дата о привлечении ООО «Ломбард АСС» к административной ответственности по ч. 1 ст. 10.3 Закона Чувашской Республики "Об административных правонарушениях в Чувашской Республике" отменить, производство по делу прекратить в соответствии с п. 6 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности, предусмотренного ст. 4.5 КоАП РФ.
На решение могут быть поданы жалобы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Чувашской Республики в срок десять дней со дня его вручение или получения.
Председательствующий судья |
Шопина Е.В. |