Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-265/2024 (3а-2783/2023;) ~ М-2209/2023 от 07.12.2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 марта 2024 года Самарский областной суд в составе:            

Председательствующего судьи Панковой М.А.,

При помощнике судьи Карвась В.Д.,

С участием представителя административного истца Данилова С.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-265/2024 по административному исковому заявлению Казакова Михаила Александровича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Административный истец обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, в котором просил суд установить кадастровую стоимость объекта незавершенного строительства с кадастровым номером , степень готовности объекта незавершённого строительства 66%, проектируемое назначение: нежилое, производственное (промышленное), строительной индустрии, местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 997 752 рубля 86 копеек,

установить кадастровую стоимость объекта незавершенного строительства с кадастровым номером , степень готовности объекта незавершённого строительства 65%, проектируемое назначение: нежилое, производственное (промышленное), строительной индустрии, местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 540 256 рублей 12 копеек.

Требования мотивированы тем, что указанные объекты недвижимости на праве собственности принадлежат административному истцу, кадастровая стоимость объектов недвижимости по результатам государственной кадастровой оценки существенно превышает размер рыночной стоимости, тем самым затронуты права и обязанности административного истца как плательщика налога на имущество.

На основании изложенного, административный истец считает, что имеются основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости в судебном порядке, просил заявленные требования удовлетворить.

Представитель административного истца по доверенности Данилов С.Г. в судебном заседании поддержал заявленные требования по изложенным выше основаниям.

Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.

Представитель ГБУ СО «Центр кадастровой оценки» представил письменный отзыв на административный иск с последующим дополнением, в котором разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда.

В соответствии с положениями статей 150, 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав представителя административного истца, изучив материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что требования административного истца подлежат удовлетворению частично, при этом суд исходит из следующего.

В соответствии с положениями части 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.

Установлено, что Казакову М.А.на праве собственности принадлежат:

объект незавершенного строительства с кадастровым номером , степень готовности объекта незавершённого строительства 66%, проектируемое назначение: нежилое, производственное (промышленное), строительной индустрии, местоположение: <адрес>,

объект незавершенного строительства с кадастровым номером , степень готовности объекта незавершённого строительства 65%, проектируемое назначение: нежилое, производственное (промышленное), строительной индустрии, местоположение: <адрес>, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.

Приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 25.11.2021 года № 2451 определена кадастровая стоимость вышеуказанных объектов недвижимости по состоянию на 01.01.2021 и составляет в отношении объекта незавершенного строительства с кадастровым номером – 28033433 рубля 31 копейка, в отношении объекта незавершенного строительства с кадастровым номером – 27608684 рубля 32 копейки, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объектов недвижимости.

Административный истец, будучи собственником спорных объектов, является плательщиками налога на имущество, зачисляемого в бюджет муниципального образования. Налоговой базой для исчисления налога на имущество является кадастровая стоимость объектов недвижимости.

Как разъяснено в пункте 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30.06.2015 № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», с административным исковым заявлением о пересмотре кадастровой стоимости вправе обратиться юридические и физические лица, владеющие объектом недвижимости на праве собственности, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, а также иные лица, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности (абзацы первый и второй статьи 24.18 Закона об оценочной деятельности, статьи 373, 388, 400 НК РФ).

Установление кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости направлено на защиту интересов административного истца как плательщика налога на имущество, размер которого исчисляется исходя из кадастровой стоимости.

Согласно статье 22 Федерального закона Российской Федерации от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии или суде по заявлению об оспаривании.

Заявление об оспаривании может быть подано в комиссию или в суд со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости объекта недвижимости до дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о кадастровой стоимости такого объекта недвижимости, определенной в результате проведения новой государственной кадастровой оценки или по итогам оспаривания кадастровой стоимости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, или в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона.

Административный истец в обоснование своих требований представил отчет об оценке ООО «Глобал Апрайс» от 26.10.2023 № 051-1-23, согласно которому по состоянию на 01.01.2021 рыночная стоимость объекта незавершенного строительства с кадастровым номером составляет 997 752 рубля 86 копеек, объекта недвижимости с кадастровым номером – 540 256 рублей 12 копеек.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 23 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», в случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при её проведении.

В ходе судебного разбирательства судом удовлетворено ходатайство представителя заинтересованного лица Администрации г.о.Тольятти о назначении по делу судебной экспертизы на предмет установления действительной рыночной стоимости спорных объектов недвижимости.

Согласно экспертному заключению ООО «Бюро оценочных технологий» № 2024.02-20, по состоянию на 01.01.2021 года рыночная стоимость объектов недвижимости составляет: с кадастровым номером – 1 559 100 рублей, с кадастровым номером – 1 243 600 рублей.

Давая оценку представленным доказательствам, суд исходит из того, что заключение эксперта должно соответствовать положениям Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», Федерального закона от 31 мая 2001 года № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», требованиям федеральных стандартов оценки.

Оценивая экспертное заключение по правилам статьи 168 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд учитывает, что в заключение эксперта определенная итоговая рыночная стоимость объектов экспертизы не является произвольной, при оценке объекта недвижимости эксперт руководствовался федеральными стандартами оценки; заключение эксперта базируется на достоверных правоустанавливающих документах об объектах оценки; в заключение приведены источники информации, нормативные документы и материалы, используемые при проведении экспертизы.

Экспертное заключение содержит анализ существующей методологии по определению рыночной стоимости объектов недвижимости, описание качественных и количественных характеристик объектов исследования, анализ рынка объектов оценки, ценообразующих факторов, а также внешних факторов, влияющих на их стоимость; анализ наиболее эффективного использования объектов исследования; описание процесса оценки, обоснование выбора используемых подходов к оценке, согласование результатов расчётов, объективные выводы, дающие исчерпывающий ответ на поставленный вопрос, с возможностью проверки их обоснованности.

Оснований не доверять выводам экспертного заключения у суда не имеется, выводы эксперта последовательны, логичны, аргументированы, эксперт обладает соответствующей квалификацией в области оценки объектов недвижимости, предупрежден об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации за дачу заведомо ложного заключения, его заинтересованность в исходе дела отсутствует.

Каких-либо доказательств, которые могли бы свидетельствовать о недостоверности указанного экспертного заключения и определенной в нем величины рыночной стоимости спорных объектов, сторонами и заинтересованными лицами не представлено. Возражений относительно выводов судебной экспертизы, ходатайств о проведении повторной либо дополнительной экспертиз не заявлено.

Суд полагает, что оснований для установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в соответствии с отчетом об оценке не имеется, поскольку заключение судебной экспертизы является наиболее полным и аргументированным.

Принимая во внимание представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что кадастровая стоимость объектов недвижимости является завышенной и нарушает права административного истца.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду того, что сведения о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости подлежат внесению в государственный кадастр недвижимости и применяются для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, в резолютивной части решения указывается дата подачи соответствующего заявления.

Из материалов дела следует, что дата обращения административного истца с иском в суд 07.12.2023, что подлежит указанию в резолютивной части решения суда.

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Казакова Михаила Александровича об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости удовлетворить частично.

Установить кадастровую стоимость объекта незавершенного строительства с кадастровым номером , степень готовности объекта незавершённого строительства 66%, проектируемое назначение: нежилое, производственное (промышленное), строительной индустрии, местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 1 559 100 рублей.

Установить кадастровую стоимость объекта незавершенного строительства с кадастровым номером , степень готовности объекта незавершённого строительства 65%, проектируемое назначение: нежилое, производственное (промышленное), строительной индустрии, местоположение: <адрес>, равной его рыночной стоимости по состоянию на 01.01.2021 в размере 1 243 600 рублей.

В удовлетворении остальной части административного иска отказать.

Датой подачи административного иска в суд считать 07.12.2023.

Решение суда может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 25.03.2024.

Судья:                                  Панкова М.А.

3а-265/2024 (3а-2783/2023;) ~ М-2209/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Казаков М.А.
Ответчики
ППК "Роскадастр" в лице филиала ППК "Роскадастр" по Самарской области
Министерство имущественных отношений Самарской области
Управление Росреестра по Самарской области
Правительство Самарской области
Другие
ГБУ СО "ЦКО"
Администрация г.о. Тольятти
Данилов Сергей Геннадьевич
Суд
Самарский областной суд
Судья
Панкова М. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
07.12.2023Регистрация административного искового заявления
08.12.2023Передача материалов судье
12.12.2023Решение вопроса о принятии к производству
12.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.01.2024Судебное заседание
29.01.2024Судебное заседание
12.03.2024Производство по делу возобновлено
14.03.2024Судебное заседание
25.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
25.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.03.2024Отправка копии решения, вынесенного в порядке упрощенного (письменного) производства лицу, участвующему в деле
25.03.2024Лицу, участвующему в деле вручена копия решения, вынесенного в порядке упрощенного (письменного) производства
25.03.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
25.03.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
10.04.2024Судебное заседание
26.04.2024Судебное заседание
02.05.2024Судебное заседание
15.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
26.07.2024Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
30.07.2024Изучение поступившего ходатайства/заявления
19.08.2024Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее