11RS0001-01-2023-006095-28 №5-823/2023
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
30 мая 2023 года г.Сыктывкар
Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Саенко О.Л.,
(адрес суда: Республика Коми, г.Сыктывкар, ул.Пушкина, д.20)
рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении:
Безлепкина Владимира Александровича, ...
привлекаемого к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
УМВД России по г.Сыктывкару в суд представлен административный материал в отношении Безлепкина В.А. по факту совершения последним административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).
Согласно протоколу об административном правонарушении СР №... в 14 часов 15 минут ** ** ** Безлепкин В.А., находясь в помещении дежурной части УМВД России по г.Сыктывкару по адресу: ..., будучи доставленным и задержанным по КУСП №..., не выполнил требования сотрудника полиции, а именно: отказался пройти для установления личности на мдс-40 «Папилон», а также пройти к стеллажу для фотографирования. Для преодоления противоправных действий была применена физическая сила (принудительное препровождение к стеллажу для фотографирования и принудительное препровождение в камеру).
При рассмотрении дела Безлепкин В.А. с вменяемым ему правонарушением не согласился, указал, в том числе на существенные нарушения при составлении протокола об административном правонарушении, выразившиеся во внесении изменений в протокол в его отсутствие.
Заслушав объяснения привлекаемого лица, показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ административная ответственность наступает за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.
Объектом правонарушения по статье 19.3 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере установленного порядка управления.
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ, заключается в неповиновении лица законному распоряжению или требованию должностных лиц в виде полного или частичного игнорирования этих распоряжений и требований, совершения действий вопреки им, либо продолжения бездействия, либо воспрепятствовании (физическом, психологическом, организационном) исполнению служебных обязанностей сотрудника полиции.
Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу статьи 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами.
Правонарушение считается совершенным при одновременном наличии следующих обстоятельств: совершение противоправного действия лицом, к которому обращено требование или распоряжение сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а также их прямых служебных обязанностей; реальная возможность лица, к которому такое требование или распоряжение обращено, исполнить его.
Административное правонарушение является оконченным с момента, когда законное требование сотрудника полиции не исполнено.
В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 07 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции» полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются, в числе иных следующие права: 1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, 2) требовать от граждан в случае их обращения назвать свои фамилию, имя и отчество, проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно, если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом, принимать меры по идентификации указанных лиц; проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством Российской Федерации; 8) составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях; 13) доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом, - с составлением протокола в порядке, установленном частями 14 и 15 статьи 14 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что ** ** ** КУСП УМВД России по г.Сыктывкару за №... зарегистрировано сообщение ФИО3 о краже велосипеда.
Согласно рапорту сотрудника полиции Свидетель №2 ** ** ** в дежурную часть УМВД России по г.Сыктывкару доставлен Безлепкин В.А., находившийся до этого возле ..., в ходе проверки документов у которого установлено, что он схож по ориентировке по КУСП №..., поскольку рожден в .... В связи с этим у сотрудника полиции возникли основания полагать, что Безлекпкин В.А. причастен к КУСП №....
Допрошенный в судебном заседании ** ** ** в качестве свидетеля Свидетель №2 подтвердил изложенные в рапорте обстоятельства, дополнив, что доставление Безлепкина В.А. в дежурную часть было связано с ориентировкой по терроризму, однако подробное описание ориентировки указать не смог.
Сама ориентировка (как по КУСП о краже велосипеда, как и по КУСП о терроризме) в административном материале отсутствует, и свидетелем также не представлена.
Иных поводов для доставления Безлепкина В.А. в дежурную часть материалы дела не содержат.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).
Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Согласно части 3 статьи 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.
В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 КоАП РФ).
В силу части 4 статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ).
Толкование положений частей 4, 4.1 ... статьи 28.2 КоАП РФ в их системной взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что и изменения ранее внесенных в протокол об административном правонарушении сведений производятся в присутствии лица, в отношении которого применены данные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, составлен протокол об административном правонарушении. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены в указанный процессуальный акт только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.
Иное толкование вышеприведенных норм КоАП РФ означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное его участие при составлении протокола по делу об административном правонарушении и внесении изменений в такой процессуальный акт. Административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно вносить изменения в указанный протокол.
В ходе рассмотрения дела Безлепкиным В.А. представлена копия протокола об административном правонарушении от ** ** ** №..., в котором указано, что Безлепкин В.А. был доставлен в дежурную часть и задержан по КУСП №..., №....
На рассмотрение в суд поступил административный материал с протоколом об административном правонарушении от ** ** ** №..., содержащим сведения о доставлении и задержании Безлепкина В.А. по КУСП №....
Безлепкин В.А. отрицает вручение ему копии этого протокола.
Допрошенный в качестве свидетеля сотрудник полиции Свидетель №1, составлявший протокол об административном правонарушении, указал, что самостоятельно внес исправления в протокол, исключив из него первоначально указанное основание для доставления - КУСП №.... Копию исправленного протокола Безлепкину В.А. не вручал. Изменения внесены им в протокол в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.
Таким образом, объяснениями Безлепкина В.А., показаниями свидетеля Свидетель №1, и представленной в материалы дела копией протокола №..., подтверждаются обстоятельства внесения изменения в протокол об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, что свидетельствует о существенных процессуальных нарушениях требований КоАП РФ, которые влекут признание данного протокола недопустимым доказательством.
Согласно правовой позиции, изложенной пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.
В силу пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ протокол об административном правонарушении может быть возвращен судьей должностному лицу, его составившему, исключительно при подготовке дела об административном правонарушении к судебному рассмотрению.
Таким образом, возвращение протокола об административном правонарушении после принятия решения о назначении рассмотрения дела исключается.
Согласно частям 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что обстоятельства о ненадлежащем извещении лица, привлекаемого к административном правонарушении о дате и месте составления протокола об административном правонарушении выявлены на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении, и возвращение протокола должностному лицу для устранения недостатков не возможно, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ в отношении Бездепкина В.А. подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь статьями 24.5, 29.9-29.10 КоАП РФ,
постановил:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Безлепкина Владимира Александровича прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Судья О.Л. Саенко