Судебный акт #1 (Постановления) по делу № 5-823/2023 от 06.05.2023

11RS0001-01-2023-006095-28 №5-823/2023

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

30 мая 2023 года г.Сыктывкар

Судья Сыктывкарского городского суда Республики Коми Саенко О.Л.,

(адрес суда: Республика Коми, г.Сыктывкар, ул.Пушкина, д.20)

рассмотрев дело об административном правонарушении в отношении:

Безлепкина Владимира Александровича, ...

привлекаемого к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установил:

УМВД России по г.Сыктывкару в суд представлен административный материал в отношении Безлепкина В.А. по факту совершения последним административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

Согласно протоколу об административном правонарушении СР №... в 14 часов 15 минут ** ** ** Безлепкин В.А., находясь в помещении дежурной части УМВД России по г.Сыктывкару по адресу: ..., будучи доставленным и задержанным по КУСП №..., не выполнил требования сотрудника полиции, а именно: отказался пройти для установления личности на мдс-40 «Папилон», а также пройти к стеллажу для фотографирования. Для преодоления противоправных действий была применена физическая сила (принудительное препровождение к стеллажу для фотографирования и принудительное препровождение в камеру).

При рассмотрении дела Безлепкин В.А. с вменяемым ему правонарушением не согласился, указал, в том числе на существенные нарушения при составлении протокола об административном правонарушении, выразившиеся во внесении изменений в протокол в его отсутствие.

Заслушав объяснения привлекаемого лица, показания свидетеля, исследовав письменные материалы дела, прихожу к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ административная ответственность наступает за неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей.

Объектом правонарушения по статье 19.3 КоАП РФ являются общественные отношения в сфере установленного порядка управления.

Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ, заключается в неповиновении лица законному распоряжению или требованию должностных лиц в виде полного или частичного игнорирования этих распоряжений и требований, совершения действий вопреки им, либо продолжения бездействия, либо воспрепятствовании (физическом, психологическом, организационном) исполнению служебных обязанностей сотрудника полиции.

Доказательствами по делу об административном правонарушении в силу статьи 26.2 КоАП РФ являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами.

Правонарушение считается совершенным при одновременном наличии следующих обстоятельств: совершение противоправного действия лицом, к которому обращено требование или распоряжение сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а также их прямых служебных обязанностей; реальная возможность лица, к которому такое требование или распоряжение обращено, исполнить его.

Административное правонарушение является оконченным с момента, когда законное требование сотрудника полиции не исполнено.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 07 февраля 2011 года №3-ФЗ «О полиции» полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются, в числе иных следующие права: 1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, 2) требовать от граждан в случае их обращения назвать свои фамилию, имя и отчество, проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно, если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом, принимать меры по идентификации указанных лиц; проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством Российской Федерации; 8) составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях; 13) доставлять граждан, то есть осуществлять их принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа или подразделения полиции, в помещение муниципального органа, в иное служебное помещение в целях решения вопроса о задержании гражданина (при невозможности решения данного вопроса на месте); установления личности гражданина, если имеются основания полагать, что он находится в розыске как скрывшийся от органов дознания, следствия или суда, либо как уклоняющийся от исполнения уголовного наказания, либо как пропавший без вести; защиты гражданина от непосредственной угрозы его жизни и здоровью в случае, если он не способен позаботиться о себе либо если опасности невозможно избежать иным способом, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом, - с составлением протокола в порядке, установленном частями 14 и 15 статьи 14 настоящего Федерального закона.

Из материалов дела следует, что ** ** ** КУСП УМВД России по г.Сыктывкару за №... зарегистрировано сообщение ФИО3 о краже велосипеда.

Согласно рапорту сотрудника полиции Свидетель №2 ** ** ** в дежурную часть УМВД России по г.Сыктывкару доставлен Безлепкин В.А., находившийся до этого возле ..., в ходе проверки документов у которого установлено, что он схож по ориентировке по КУСП №..., поскольку рожден в .... В связи с этим у сотрудника полиции возникли основания полагать, что Безлекпкин В.А. причастен к КУСП №....

Допрошенный в судебном заседании ** ** ** в качестве свидетеля Свидетель №2 подтвердил изложенные в рапорте обстоятельства, дополнив, что доставление Безлепкина В.А. в дежурную часть было связано с ориентировкой по терроризму, однако подробное описание ориентировки указать не смог.

Сама ориентировка (как по КУСП о краже велосипеда, как и по КУСП о терроризме) в административном материале отсутствует, и свидетелем также не представлена.

Иных поводов для доставления Безлепкина В.А. в дежурную часть материалы дела не содержат.

В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина

Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом (статья 24.1 КоАП РФ).

Исходя из положений части 1 статьи 1.6 КоАП РФ, обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.

Согласно части 3 статьи 29.1 КоАП РФ судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении в числе прочих вопросов выясняют, правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные данным Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела.

В соответствии с частью 1 статьи 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 указанного Кодекса.

В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 КоАП РФ).

В силу части 4 статьи 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.

В случае неявки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, если они извещены в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в их отсутствие. Копия протокола об административном правонарушении направляется лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола (часть 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ).

Толкование положений частей 4, 4.1 ... статьи 28.2 КоАП РФ в их системной взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что и изменения ранее внесенных в протокол об административном правонарушении сведений производятся в присутствии лица, в отношении которого применены данные меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, составлен протокол об административном правонарушении. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены в указанный процессуальный акт только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.

Иное толкование вышеприведенных норм КоАП РФ означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Таким образом, указанными выше нормами лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное его участие при составлении протокола по делу об административном правонарушении и внесении изменений в такой процессуальный акт. Административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно вносить изменения в указанный протокол.

В ходе рассмотрения дела Безлепкиным В.А. представлена копия протокола об административном правонарушении от ** ** ** №..., в котором указано, что Безлепкин В.А. был доставлен в дежурную часть и задержан по КУСП №..., №....

На рассмотрение в суд поступил административный материал с протоколом об административном правонарушении от ** ** ** №..., содержащим сведения о доставлении и задержании Безлепкина В.А. по КУСП №....

Безлепкин В.А. отрицает вручение ему копии этого протокола.

Допрошенный в качестве свидетеля сотрудник полиции Свидетель №1, составлявший протокол об административном правонарушении, указал, что самостоятельно внес исправления в протокол, исключив из него первоначально указанное основание для доставления - КУСП №.... Копию исправленного протокола Безлепкину В.А. не вручал. Изменения внесены им в протокол в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности.

Таким образом, объяснениями Безлепкина В.А., показаниями свидетеля Свидетель №1, и представленной в материалы дела копией протокола №..., подтверждаются обстоятельства внесения изменения в протокол об административном правонарушении в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности, что свидетельствует о существенных процессуальных нарушениях требований КоАП РФ, которые влекут признание данного протокола недопустимым доказательством.

Согласно правовой позиции, изложенной пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 года №5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», возвращение протокола возможно только при подготовке дела к судебному рассмотрению и не допускается при рассмотрении дела об административном правонарушении по существу, поскольку часть 2 статьи 29.9 КоАП РФ не предусматривает возможности вынесения определения о возвращении протокола и иных материалов органу или должностному лицу, составившим протокол, по результатам рассмотрения дела.

В силу пункта 4 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ протокол об административном правонарушении может быть возвращен судьей должностному лицу, его составившему, исключительно при подготовке дела об административном правонарушении к судебному рассмотрению.

Таким образом, возвращение протокола об административном правонарушении после принятия решения о назначении рассмотрения дела исключается.

Согласно частям 1 и 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что обстоятельства о ненадлежащем извещении лица, привлекаемого к административном правонарушении о дате и месте составления протокола об административном правонарушении выявлены на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении, и возвращение протокола должностному лицу для устранения недостатков не возможно, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 КоАП РФ в отношении Бездепкина В.А. подлежит прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Руководствуясь статьями 24.5, 29.9-29.10 КоАП РФ,

постановил:

Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Безлепкина Владимира Александровича прекратить в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

Судья                       О.Л. Саенко

5-823/2023

Категория:
Административные
Статус:
Вынесено постановление о прекращении производства по делу об адм. правонарушенииОтсутствие состава административного правонарушения
Ответчики
Безлепкин Владимир Александрович
Суд
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
Судья
Саенко Ольга Леонидовна
Статьи

ст.19.3 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
syktsud--komi.sudrf.ru
06.05.2023Передача дела судье
06.05.2023Подготовка дела к рассмотрению
06.05.2023Рассмотрение дела по существу
12.05.2023Рассмотрение дела по существу
19.05.2023Рассмотрение дела по существу
30.05.2023Рассмотрение дела по существу
01.06.2023Направление копии постановления (определения) в соотв. с ч. 2 ст. 29.11 КоАП РФ
08.06.2023Материалы дела сданы в отдел судебного делопроизводства
09.06.2023Направленная копия постановления (определения) ВРУЧЕНА
20.06.2023Вступление постановления (определения) в законную силу
Судебный акт #1 (Постановления)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее