УИД 38RS0019-01-2023-000185-27
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 марта 2023 года г.Братск
Падунский районный суд г.Братска Иркутской области в составе: председательствующего судьи Горбовской А.В.,
при секретаре судебного заседания Тютюнниковой Д.Г.,
с участием помощника прокурора Падунского района г.Братска Иркутской области Бурниной Д.А.,
представителя истца – комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г.Братска – Лукашовой С.В., действующей на основании доверенности,
ответчика Литвиненко Н.В., ее представителя Капника В.А., действующего в порядке ч.6 ст.53 ГПК Российской Федерации,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-427/2023 по исковому заявлению комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г.Братска к Литвиненко Н. В. об обязании заключить соглашение о предоставлении жилого помещения взамен изымаемого,
УСТАНОВИЛ:
Истец - комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.Братска обратился в суд с иском, в котором с учетом уточнений просит обязать Литвиненко Н. В., (дата) года рождения, заключить соглашение о предоставлении взамен изымаемого жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес) другого жилого помещения, расположенного по адресу: (адрес) с зачетом его стоимости в выкупную цену, с выплатой разницы в стоимости помещений в размере 704926 рублей.
В обоснование исковых требований истец указал, что 07.12.2022 во исполнение решения Падунского районного суда г.Братска Иркутской области от 20.04.2022, вступившего в законную силу 20.07.2022, об обязании администрации муниципального образования г.Братска передать в собственность Литвиненко Н.В. взамен жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу, расположенного по адресу: (адрес), благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте (адрес), отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим требованиям, равнозначное по площади ранее занимаемому непригодному для проживания жилому помещению общей площадью не менее 16,4 кв.м., в муниципальную собственность было приобретено жилое помещение по адресу: (адрес), общей площадью 30,4 кв.м.
29.12.2022 комитетом подготовлен проект соглашения об изъятии для муниципальных нужд недвижимого имущества путем предоставления недвижимого имущества взамен изымаемого и направлен почтовым отправлением в адрес Литвиненко Н.В. Кроме того, 11.01.2023 специалистом комитета Литвиненко Н.В. было разъяснено содержание проекта соглашения о предоставлении жилого помещения взамен изымаемого, экземпляр был вручен нарочно. 13.01.2023 Литвиненко Н.В. осмотрела предлагаемое жилое помещение, по результату осмотра Литвиненко Н.В. выразила согласие на заселение в него, однако от заключения соглашения она отказалась, т.к. не согласна с выплатой возмещения разницы стоимости помещений.
Доплата обусловлена разницей между рыночной стоимостью предоставляемого собственникам жилого помещения и рыночной стоимостью изымаемого жилого помещения.
В судебном заседании представитель истца - комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г.Братска – Лукашова С.В., действующая на основании доверенности, заявленные требования поддержала по доводам, изложенным в исковом заявлении.
В судебном заседании ответчик Литвиненко Н.В., её представитель Капник В.А., действующий в порядке ч.6 ст.53 ГПК Российской Федерации, возражали против удовлетворения заявленных требований, суду пояснили, что действующим законодательством не предусмотрена доплата за изымаемое жилое помещение в виду переселения граждан из ветхого и аварийного жилья, согласны на предоставление жилого помещения по площади равнозначной ранее занимаемой 16,4 кв.м.
Протокольным определением от 01.03.2023 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в порядке ст.43 ГПК Российской Федерации привлечены - муниципальное казенное учреждение «Дирекция капитального строительства и ремонта» муниципального образования города Братска, комитет по градостроительству администрации города Братска, администрация муниципального образования города Братска.
Представители третьих лиц - муниципального казенного учреждения «Дирекция капитального строительства и ремонта» муниципального образования города Братска, комитета по градостроительству администрации города Братска, администрации муниципального образования города Братска, будучи надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явились, причины неявки не сообщили
В соответствии с положениями ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и ст.165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, выслушав заключение помощника прокурора Бурниной Д.А., полагавшей, что исковые требования не подлежат удовлетворению, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Статья 46 Конституции Российской Федерации гарантирует каждому судебную защиту прав и свобод.
Согласно ст.40 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на жилище, никто не может быть произвольно лишен жилища.
Исходя из данной конституционной нормы, часть 1 статьи 11 Жилищного кодекса Российской Федерации устанавливает приоритет судебной защиты нарушенных жилищных прав, то есть прав, вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством.
В силу статьи1Жилищного кодекса Российской Федерации одним из принципов жилищного законодательства является необходимость обеспечения безопасности жилища, недопустимости произвольного лишения жилища.
Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищныеправа, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищныхправв силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищныеправаи исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушатьправа, свободы и законные интересы других лиц.
Жилищныеправамогут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья,прави законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В силу ст.235 Гражданского кодекса Российской Федерации правособственностипрекращаетсяпри отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника отправасобственности, гибели или уничтожении имущества и при утратеправасобственностина имущество в иных случаях, предусмотренных законом. Принудительноеизъятиеу собственника имущества не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится, в том числе отчуждение недвижимого имущества в связи с принудительным отчуждением земельного участка для государственных или муниципальных нужд (изъятиемземельного участка для государственных или муниципальных нужд (статья 239.2); отчуждение имущества в случаях, предусмотренных статьей239.2, статьей282 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Верховный Суд Российской Федерации в постановлении Пленума от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» указал, что при разрешении споров, связанных с защитой жилищныхправ, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья25 КонституцииРоссийской Федерации, статьи1,3 Жилищного кодекса Российской Федерации). Принцип недопустимости произвольного лишения жилища предполагает, что никто не может бытьвыселенизжилого помещенияили ограничен вправепользования им, в том числе вправеполучения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами (часть 4 статьи3 Жилищного кодекса Российской Федерации ). При этом судам следует учитывать, что положения части 4 статьи3 Жилищного кодекса Российской Федерации о недопустимости произвольного лишения жилища, под которым понимается лишение жилища во внесудебном порядке и по основаниям, не предусмотренным законом, действуют в отношении любых лиц, вселившихся вжилое помещение.
Согласно ч.10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1-3, 5-9 настоящей статьи.
В соответствии с ч.11 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации в случае, если в отношении территории, на которой расположен многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, принято решение о развитии застроенной территории в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, орган, принявший решение о признании такого дома аварийным, обязан предъявить к собственникам помещений в указанном доме требование о его сносе или реконструкции и установить срок не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию указанного дома. В случае, если собственником или собственниками многоквартирного дома в течение установленного срока не будет подано в установленном законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности порядке заявление на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию такого дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, ижилые помещенияв указанном доме подлежатизъятиюдля муниципальных нужд в соответствии с частью 10 данной статьи.
В абз.2 п.22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядкувыкупажилых помещенийв аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно ч.10 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1-3, 5-9 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи32 Жилищного кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственникаобизъятиипринадлежащего емужилого помещенияприменению не подлежат.
В соответствии с ч.1 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятиежилого помещенияв связи сизъятиемземельного участка, на котором расположено такоежилое помещениеили расположен многоквартирный дом, в котором находится такоежилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном дляизъятияземельного участка для государственных или муниципальных нужд (ч.2 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Собственник жилого помещения, подлежащего изъятию, до заключения соглашения об изъятии недвижимости для государственных или муниципальных нужд либо вступления в законную силу решения суда о принудительном изъятии такого земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимого имущества может владеть, пользоваться и распоряжаться им по своему усмотрению и производить необходимые затраты, обеспечивающие использование жилого помещения в соответствии с его назначением. Собственник несет риск отнесения на него при определении размера возмещения за жилое помещение затрат и убытков, связанных с произведенными в указанный период вложениями, значительно увеличивающими стоимость изымаемого жилого помещения (ч.5 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Материалами дела установлено, что с 26.12.2017 Литвиненко Н. В. принадлежит на праве собственности жилое помещение – комната, общей площадью 16,4 кв.м., расположенная по адресу: (адрес), кадастровый №, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости, сформированной по состоянию на 12.10.2021, сторонами не оспаривается.
В силу ч.2 ст.61 ГПК Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Решением Падунского районного суда г.Братска Иркутской области от 20.04.2022, вступившим в законную силу после апелляционного обжалования 18.07.2022, оставленного без изменения 22.11.2022 после кассационного обжалования, постановлено: в удовлетворении исковых требований комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования города Братска к Литвиненко Н. В. об изъятии для нужд муниципального образования города Братска путем выкупа жилого помещения с предоставлением возмещения, определении размера подлежащего выплате возмещения, прекращении права собственности, признании права собственности, обязании предоставить данные о банковских реквизитах счета – отказать. Встречные исковые требования Литвиненко Н. В. о возложении обязанности предоставить жилое помещение взамен непригодного для проживания – удовлетворить. Обязать администрацию муниципального образования города Братска передать в собственность Литвиненко Н. В. взамен жилого помещения, признанного аварийным и подлежащим сносу, расположенного по адресу: (адрес), благоустроенное жилое помещение, находящееся в черте (адрес), отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим требованиям, равнозначное по площади ранее занимаемому непригодному для проживания жилому помещению общей площадью не менее 16,4 кв.м. Обязать Литвиненко Н. В. передать в муниципальную собственность города Братска принадлежащее ей жилое помещение, признанное аварийным и подлежащим сносу, по адресу: (адрес) взамен предоставленного ей администрацией города Братска благоустроенного жилого помещения.
Определением Падунского районного суда г.Братска Иркутской области от 06.02.2023, вступившим в законную силу, администрации муниципального образования г.Братска предоставлена отсрочка исполнения решения Падунского районного суда г.Братска Иркутской области от 20.04.2022 по гражданскому делу № по исковому заявлению комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального образования города Братска к Литвиненко Н. В. об изъятии для нужд муниципального образования города Братска путем выкупа жилого помещения с предоставлением возмещения, определении размера подлежащего выплате возмещения, прекращении права собственности, признании права собственности, по встречному исковому заявлению Литвиненко Н. В. к администрации муниципального образования города Братска о возложении обязанности предоставить жилое помещение взамен непригодного для проживания, сроком до 01 июня 2023 года.
10.01.2023 комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.Братска в адрес Литвиненко Н.В. направил для подписания проект соглашения от 29.12.2022 об изъятии для муниципальных нужд недвижимого имущества путем предоставления недвижимого имущества взамен изымаемого, по которому комитет изымает у собственника в муниципальную собственность г.Братска жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес) (кадастровый №), общей площадью 16,4 кв.м., принадлежащее собственнику на основании договора купли-продажи комнаты от 21.12.2017, зарегистрированного в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 26.12.2017 peг. №, стоимость которого определена в порядке, установленном частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и согласно отчету независимого оценщика №1312/22 от 13.12.2022 составляет 476 381 рубль 00 копеек (п.1).
Взамен изымаемого помещения комитет передает собственнику в собственность жилое помещение, расположенное по адресу: (адрес) (кадастровый №) общей площадью 30,4 кв.м., принадлежащее муниципальному образованию города Братска на основании муниципального контракта на приобретение в муниципальную собственность жилого помещения для переселения граждан из аварийного жилищного фонда города Братска №22000470 от 05.12.2022, зарегистрированного в ЕГРН 05.12.2022 рег.№, стоимость которого определена в соответствии с требованиями ст.8 Федерального закона от 29.07.1998 №135-Ф3 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», и согласно отчету независимого оценщика №22-12/22-4 от 22.12.2022 составляет 1 231307 рублей (п.2).
Передаваемые по настоящему соглашению помещения признаются неравноценными (п.3). Стоимость комнаты по адресу: (адрес) подлежит зачету в счет стоимости комнаты по адресу: (адрес) (п.3). Разницу в стоимости помещений за вычетом суммы 50000 рублей собственник Литвиненко Н.В. оплачивает в течение 30 календарных дней со дня регистрации права собственности на комнату по адресу: (адрес) в ЕГРН путем перечисления денежных средств в безналичном порядке в сумме 704 926 рублей 00 копеек по реквизитам, представленным в соглашении (п.4).
16.01.2023 в адрес председателя комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г.Брастка Литвиненко Н.В. написано заявление о том, что жилое помещение по адресу: (адрес) ее устраивает, однако она не согласна с внесением доплаты, просит предоставить ей жилье без доплаты по решению суда.
По факту требования оплаты разницы стоимости жилых помещений, предоставляемого взаимен изымаемого непригодного для проживания жилого помещения Литвиненко Н.В. обращалась в прокуратуру Падунского района г.Братска Иркутской области, 09.02.2023 в ответ на ее обращение заместитель прокурора (данные изъяты) указал, что действующим законодательством не предусмотрена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого, поэтому предоставление жилого помещения с доплатой разницы в стоимости нельзя признать законным. Выявленные проверкой нарушения явились основанием для внесения в адрес мэра г.Братска представления об устранении выявленных нарушений закона.
28.03.2023 прокуратурой г.Братска в адрес мэра (главы) муниципального образования города Братска принесен протест на отдельные положения муниципальной программы города Братска «Развитие градостроительного комплекса и обеспечение населения доступным жильем» на 2014-2025 годы, утвержденной постановлением администрации муниципального образования города Братска от 15.10.2013 №2759, по которому предложено рассмотреть настоящий протест и привести в соответствие с требованиями Региональной адресной программы Иркутской области «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01 января 2017 года, в 2019-2023 годах», утвержденной постановлением Правительства Иркутской области от 01.04.2019 №270-пп, положения Раздела III главы 8 муниципальной программы города Братска «Развитие градостроительного комплекса и обеспечение населения доступным жильем» на 2014-2025 годы, утвержденной постановлением администрации муниципального образования города Братска от 15.10.2013 №2759, в части возмещения гражданами разницы стоимости жилых помещений.
В соответствии с положениями ч.8 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
При этом правоотношения по переселению граждан из аварийного жилищного фонда регулируются Федеральным законом от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», который устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на переселение граждан.
В пункте 3 статьи 2 данного Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в разделе втором Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 29 апреля 2014 года, в случае если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу пункта 3 статьи 2, статьи 16 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В соответствии с перечнем многоквартирных домов, признанных аварийными до 1 января 2017 года (приложение №1 к региональной адресной программе Иркутской области «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, в 2019 - 2025 годах») многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: (адрес), введен в эксплуатацию – 1964, дата признания многоквартирного дома аварийным – 15.01.2015, планируемая дата окончания переселения – 01.09.2025.
Литвиненко Н.В. 13.04.2021 в адрес администрации г.Братска написано заявление о предпочитаемой форме возмещения за помещение, в связи с изъятием жилого помещения, а именно – предоставление взаимен изымаемого жилого помещения другого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение в соответствии с ч.8 ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации, в (адрес).
Судом установлено, что сторонами длительное время велась переписка по вопросу о заключении соглашения об изъятии у Литвиненко Н.В. принадлежащего ей жилого помещения в аварийном доме и условиях обеспечения ее другим жилым помещением, которая не привела к положительному результату, поскольку комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г.Братска не может, как он указал, предоставить Литвиненко Н.В. взамен изымаемого другое равнозначное по площади помещение, устраивающего ответчика. В судебном заседании представитель истца ссылается на отсутствие в собственности муниципального образования г.Братска в выбранном ответчиком жилом районе иного жилого помещения равнозначного по площади жилому помещению изымаемому у ответчика.
Ссылка стороны ответчика, что ее семья, на основании постановления администрации муниципального образования (адрес) № от (дата) признана малоимущей, не может быть принята судом во внимание при решении вопроса о размере предоставляемого жилого помещения, поскольку суд исходит из равнозначности жилых помещений, поскольку предоставление гражданам другого жилого помещения в связи с признанием его непригодным для проживания носит компенсационный характер.
В силу абз.3 ч.4.1 ст.198 ГПК Российской Федерации в мотивировочной части решения суда могут содержаться ссылки на постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации по вопросам судебной практики, постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации, а также на обзоры судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденные Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.
В п.12 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №4(2019), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 25 декабря 2019 года указано, что федеральным законодательством не установлена доплата гражданами, переселяемыми из жилых помещений в аварийном многоквартирном доме, разницы между стоимостью изымаемого жилого помещения и вновь предоставляемого.
Правительством Иркутской области на основании постановления от 01.04.2019 №270-пп утверждена региональная адресная программа Иркутской области «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, в 2019 - 2025 годах». Срок реализации программы установлен с 2019 по 2024 годы.
Аварийный жилищный фонд расселяется во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» (далее - Указ Президента Российской Федерации). В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - Федеральный закон №185-ФЗ) Программа утверждается на период до 1 сентября 2025 года. Программа разработана в соответствии с Федеральным законом №185-ФЗ и с учетом методических рекомендаций по формированию субъектами Российской Федерации региональных адресных программ по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, утвержденных приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 11 ноября 2021 года №817/пр (далее - Методические рекомендации).
Разделом 3 указанной программы предусмотрены требования к проектируемым, строящимся и приобретаемым жилым помещениям, по которым муниципальные заказчики при подготовке документации на проведение закупок в целях реализации Программы, за исключением контрактов на выкуп помещений у собственников и контрактов на покупку жилых помещений у лиц, не являющихся застройщиками в домах, введенных в эксплуатацию, используют Рекомендуемый перечень характеристик проектируемых (строящихся) и приобретаемых жилых помещений, которые будут предоставлены гражданам в рамках реализации региональной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, являющийся приложением №2 к Методическим рекомендациям.
Размер возмещения за изымаемые жилые помещения определяется по результатам оценки рыночной стоимости таких жилых помещений, проведенной в соответствии с законодательством Российской Федерации, и заключенному с собственником недвижимого имущества соглашению. Заключение соглашения с собственником жилого помещения осуществляется в порядке и в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением между муниципальным образованием Иркутской области и собственником жилого помещения с учетом рыночной стоимости в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (раздел 6 региональной адресной программы).
Разделом 7 региональной адресной программы предусмотрено, что финансовое обеспечение Программы осуществляется за счет средств областного бюджета, средств местных бюджетов и финансовой поддержки за счет средств Фонда.
Объем средств Фонда, объем долевого финансирования за счет средств бюджета Иркутской области, средств местных бюджетов и (или) внебюджетных средств на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на весь период действия Программы, но не более чем на текущий календарный год и два последующих календарных года с разбивкой Программы по этапам, начало реализации которых приходится на указанные годы, установлен в приложении 2 к Программе исходя из средней рыночной стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения для Иркутской области, определенной правовым актом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на первый квартал текущего календарного года.
Реализация Программы осуществляется муниципальными образованиями Иркутской области, в том числе представившими в Министерство муниципальную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, предусматривающую мероприятия, аналогичные мероприятиям Программы.
В соответствии с п.3 полученные за счет средств Фонда средства бюджета Иркутской области и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться на: предоставление указанным в пункте 2 настоящего раздела гражданам, не имеющим иного пригодного для проживания жилого помещения, находящегося в собственности или занимаемого на условиях социального найма, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений в размере, не превышающем разницы между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому помещению, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением, и (или) субсидии на возмещение части расходов на уплату процентов в размере не выше ключевой ставки за пользование займом или кредитом, полученными в валюте Российской Федерации и использованными на приобретение (строительство) жилых помещений. Нормативная стоимость квадратного метра определяется как стоимость одного квадратного метра общей площади жилого помещения, определяемая по субъектам Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства (за исключением государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства) и жилищно-коммунального хозяйства. Предоставление субсидии за счет средств Фонда может осуществляться не позднее окончания срока деятельности Фонда.
В соответствии с разделом 8 региональной адресной программы - финансирование мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, по источникам финансирования изложено в плане мероприятий по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, являющемся приложением 3 к Программе.
В приложении 5 к региональной адресной программе Иркутской области «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, в 2019 - 2025 годах», предусмотрен Порядок предоставления гражданам, получившим выплату возмещения за изымаемые жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений.
В соответствии с настоящим Порядком определяются условия, размер и порядок предоставления гражданам, получившим выплату возмещения за изымаемые жилые помещения, входящие в аварийный жилищный фонд, субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений (далее соответственно - граждане, изымаемые жилые помещения, субсидия).
Субсидия предоставляется на следующие цели, в том числе:
1) уплаты цены договора купли-продажи жилого помещения (квартиры, комнаты, жилого дома);
2) уплаты разницы между рыночной стоимостью изымаемого жилого помещения и жилого помещения, предоставляемого взамен по договору мены.
Жилые помещения, приобретаемые (построенные) гражданами с использованием субсидии, должны соответствовать следующим требованиям: уровень износа жилого помещения, приобретаемого гражданином на вторичном рынке жилья, не должен превышать 40%, за исключением жилого помещения, бывшего в эксплуатации менее пяти лет (ст.5 п.1 Порядка).
Постановлением администрации МО г.Братска от 15.10.2013 №2759 утверждена муниципальная программа города Братска «Развитие градостроительного комплекса и обеспечение населения доступным жильем» на 2014 - 2025 годы», целью которой является обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда города Братска.
Постановлением администрации МО г.Братска от 24.11.2022 №2104 внесены изменения в раздел III главы 8 муниципальной программы города Братска «Развитие градостроительного комплекса и обеспечение населения доступным жильем» на 2014 - 2025 годы, утвержденной постановлением администрации муниципального образования города Братска от 15.10.2013 №2759», согласно которым при переселении собственников жилых помещений в случае наличия в собственности гражданина нескольких жилых помещений, входящих в аварийный жилищный фонд города Братска, предоставление ему в связи с переселением из таких жилых помещений субсидий за счет средств Фонда ЖКХ осуществляется в отношении только одного жилого помещения. В отношении других жилых помещений, находящихся в собственности такого гражданина и включенных в подпрограмму 2, предоставляется возмещение за изымаемые жилые помещения в соответствии со статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Предоставление взамен изымаемого жилого помещения построенного или приобретенного на вторичном рынке жилого помещения осуществляется по соглашению с собственником, в том числе при исполнении решений суда. Размер рыночной стоимости предоставляемого жилого помещения согласно отчету об ее оценке соотносится с размером рыночной стоимости изымаемого жилого помещения.
Жилое помещение предоставляется без учета общей площади изымаемого жилого помещения и является заменой денежного возмещения. Общая площадь и комнатность жилых помещений при этом не приравниваются и могут быть меньше.
Освобождаются от необходимости доплаты разницы между размером возмещения изымаемого жилого помещения, определяемого в соответствии с частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и рыночной стоимостью предоставляемого жилого помещения (далее - разница), с признанием равнозначности жилых помещений по стоимости, в сумме 50 000 тысяч рублей максимально.
В случае превышения рыночной стоимости предоставляемого жилого помещения над стоимостью изымаемого жилого помещения, разница доплачивается собственником в сумме сверх 50 000 рублей в соответствии с условиями, предусмотренными в соглашении с собственником.
Очередность при выборе варианта предоставляемого жилого помещения определяется более ранней датой признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу. В случае совпадения такой даты применяется принцип хронологии нумерации квартир.
При исполнении решений суда о предоставлении собственнику взамен изымаемого жилого помещения жилого помещения общей площадью не менее занимаемого, разница доплачивается собственником в соответствии с условиями, указанными в соглашении с собственником, в случае превышения рыночной стоимости предоставляемого жилого помещения. При этом предоставляются построенные или приобретенные на рынке вторичного жилья жилые помещения общей площадью не менее занимаемой с максимальным превышением не более 15 квадратных метров.
Источником финансирования построенного или приобретенного на вторичном рынке жилого помещения, которое предоставляется взамен изымаемого жилого помещения, могут быть средства Фонда содействия реформированию ЖКХ, полученные в рамках заключенного соглашения об их предоставлении, и средства бюджета города Братска.
Судом установлено, что Литвиненко Н.В. не возражала против предоставления ей жилого помещения, равнозначного ранее занимаемому, непригодному для проживания, что согласуется с положениями ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно разделу III муниципальной адресной программы муниципального образования города Братска «Развитие градостроительного комплекса и обеспечение населения доступным жильем» на 2014 - 2025 годы» (в редакции от 24.11.2022), предусмотрена доплата разницы между изымаемым и предоставляемым жилым помещением за счет средств собственников изымаемых объектов недвижимости, тогда как данная обязанность ни федеральным законодательством, ни региональной адресной программой не установлена.
Региональной адресной программой Иркутской области «Переселение граждан, проживающих на территории Иркутской области, из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 1 января 2017 года, в 2019 - 2025 годах», целью которой является обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда Иркутской области, предусмотрено, что источниками финансирования по г.Братску являются средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средства местного бюджета.
Разделом 7 региональной адресной программы предусмотрено, что полученные за счет средств Фонда средства бюджета Иркутской области и (или) средства местных бюджетов могут расходоваться, в том числе на предоставление субсидии на приобретение (строительство) жилых помещений в размере, не превышающем разницы между стоимостью жилого помещения, равнозначного по площади изымаемому помещению, рассчитанной исходя из нормативной стоимости квадратного метра, и полученным возмещением.
Анализируя представленные суду доказательства в соответствии с требованиями ст.67 ГПК Российской Федерации, суд приходит к выводу, что раздел III муниципальной адресной программы муниципального образования г.Братска противоречит разделу 7 региональной адресной программы Иркутской области.
В нарушение требований ст.56 ГПК Российской Федерации истцом не представлены доказательства, подтверждающие исчерпание им всех мер по предоставлению Литвиненко Н.В. другого жилого помещения взамен изымаемого равнозначного по площади и не требующего доплат.
Поскольку в соответствии с п.3 ст.2, ст.16 Федерального закона от 21 июля 2007 года №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» жилой дом, в котором находится принадлежащее ответчику жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу и включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, ответчиком избран способ обеспечения своих прав путем предоставления иного жилого помещения в собственность взамен аварийного, следовательно, требования комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Братска о понуждении ответчика к заключению соглашения с доплатой разницы между изымаемым и предоставляемым жилым помещением является незаконным, поскольку в соответствии с приведенными нормами закона у администрации муниципального образования г.Братска возникла соответствующая обязанность по предоставлению Литвиненко Н.В. другого благоустроенного жилого помещения взамен изымаемого без взыскания с нее разницы между стоимостью изымаемого и предоставляемого жилого помещения.
Суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г.Братска к Литвиненко Н. В. об обязании заключить соглашение о предоставлении жилого помещения взамен изымаемого.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г.Братска ((данные изъяты)) к Литвиненко Н. В. (паспорт: (данные изъяты)) об обязании заключить соглашение о предоставлении жилого помещения взамен изымаемого отказать.
Решение может быть обжаловано лицами, участвующими в деле, прокурором в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы, а прокурором путем принесения апелляционного представления в Иркутский областной суд через Падунский районный суд г.Братска Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья: А.В. Горбовская
Мотивированное решение изготовлено 31 марта 2023 года.
Судья: А.В. Горбовская