2-344/2020
05RS0022-01-2020-002197-41
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Кизилюрт 09 сентября 2020 года
Кизилюртовский городской суд Республики Дагестан в составе: председательствующего–судьи Абдулаева М.М., при секретаре– Гамзатовой Б.М., с участием: прокурора – помощника Кизилюртовского межрайонного прокурора Дигдало Я.И., представителя ответчика администрации ГО «город Кизилюрт» – Магомедова Б.А., действующего на основании доверенности №01-15/3 от 15.01.2020 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кизилюртовского межрайонного прокурора в порядке ст.45 ГПК РФ к Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Гимназия №5» города Кизилюрт и администрации городского округа «Город Кизилюрт» о понуждении к обеспечению обучающихся в муниципальном образовательном учреждении лиц с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием,
У С Т А Н О В И Л :
03 августа 2020 года в Кизилюртовский городской суд РД поступило исковое заявление Кизилюртовского межрайонного прокурора в порядке ст.45 ГПК РФ кМуниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Гимназия №5» города Кизилюрт и администрации городского округа «Город Кизилюрт» о признании бездействие муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Гимназия №5» города Кизилюрта и администрации ГО «Город Кизилюрт», выразившееся в неисполнении требований федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», незаконным; обязании администрацию ГО «Город Кизилюрт» в срок до 1 сентября 2020 года выделить денежные средства МКОУ «Гимназия №5» на организацию для обучающихся в ней лиц с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием и обязании МКОУ «Гимназия №5» в течение 1 месяца со дня выделения денежных средств администрацией ГО «Город Кизилюрт» организовать для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья бесплатное двухразовое питание.
В обосновании иска истец указал, чтоКизилюртовской межрайонной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об образовании, в ходе которой выявлены нарушения в сфере организации получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.
Согласно запрошенных в администрации городского округа «Город Кизилюрт» (далее - ГО «Город Кизилюрт»)сведенийоб обучающихся в указанном образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья по состоянию на 01.06.2020 составляет 40 человек.
Между тем, вопреки требованиям ч. 7 ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», МКОУ «Гимназия №5» (далее - МКОУ «Гимназия №5») обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием не обеспечены.
При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению организации бесплатного двухразового питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях лиц с ограниченными возможностями здоровья является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
С учетом указанных обстоятельств, администрация ГО «Город Кизилюрт» должна обеспечить финансирование МКОУ «Гимназия №5» в части организации бесплатного двухразового питания обучающихся в образовательной организации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Данное исковое заявление предъявляется прокурором в соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц, ввиду того, что количество несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в МКОУ «Гимназия №5» г.Кизилюрта постоянно изменяется.
В ходе судебного разбирательства помощник Кизилюртовского межрайонного прокурора Дигдало Я.И. полностью поддержала заявленные требования и просила суд удовлетворить их по указанным в иске основаниям.
Представитель ответчика администрации МО «город Кизилюрт» Магомедов Б.А. признал исковые требования и не возражал в их удовлетворении, пояснив, что нарушение связано с нехваткой финансовых средств.
От ответчика Муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Гимназия №5» города Кизилюрт, в лице его директора Мусалаева А.В., поступило письменное заявление, в котором они просили рассмотреть дело без участия их представителя, исковые требования полностью признали и не возражали против их удовлетворения.
Выслушав объяснения участников судебного заседания, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации» целями правового регулирования отношений в сфере образования являются установление государственных гарантий, механизмов реализации прав и свобод человека в сфере образования, создание условий развития системы образования, защита прав и интересов участников отношений в сфере образования.
Статьей 17 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» в Российской Федерации образование может быть получено в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
Согласно ч. 3 ст. 44 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют право выбирать до завершения получения ребенком основного общего образования с учетом мнения ребенка, а также с учетом рекомендаций психолого-медико- педагогической комиссии (при их наличии) формы получения образования и формы обучения.
В соответствии с ч. 1 ст. 41 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе и организацию питания обучающихся.
Частью 5 ст. 41 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что для обучающихся, осваивающих основные общеобразовательные программы и нуждающихся в длительном лечении, создаются образовательные организации, в том числе санаторные, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для таких обучающихся. Обучение таких детей, а также детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, может быть также организовано образовательными организациями на дому или в медицинских организациях. Основанием для организации обучения на дому или в медицинской организации являются заключение медицинской организации и в письменной форме обращение родителей (законных представителей).
В соответствии с п.7 ст. 79 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, проживающие в организации, осуществляющей образовательную деятельность, находятся на полном государственном обеспечении и обеспечиваются питанием, одеждой, обувью, мягким и жестким инвентарем. Иные обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья обеспечиваются бесплатным двухразовым питанием.
Пунктом 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЭ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относится, в том числе организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях, а также организация отдыха детей в каникулярное время.
Пунктом 4 части 1 статьи 9 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено, в том числе, осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций.
Пунктом 16 ст. 2 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» установлено, что обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого- медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.
При этом образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.
Основные требования к организации получения образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья установлены в ст.79 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Из справки о результатах проверки исполнения требований законодательства об образовании, в части организации питания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья МКОУ «Гимназия №5» установлено, что вопреки требованиям ч. 7 ст. 79 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 27Э-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» МКОУ «Гимназия №5» обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием не обеспечены.
Согласносписку обучающихся в указанном образовательном учреждении детей с ограниченными возможностями здоровья по состоянию на 01.06.2020 составляет 40 человек.
Согласно положений ст.28 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЭ «Об образовании в Российской Федерации»,регламентирующей компетенцию, права, обязанности и ответственность образовательного учреждения, к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности, относится: создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации (п. 15 ч.3 ст. 28).
Таким образом, нормы федерального законодательства, а именно, нормы Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» возлагают на учебное заведение требования об организации и обеспечении бесплатного двухразового питания несовершеннолетних детей с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии с ч.4 ст. 37 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации» обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется в случаях и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований местных бюджетов - органами местного самоуправления.
Кроме того, при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам казенного учреждения несет собственник его имущества.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению организации бесплатного двухразового питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях лиц с ограниченными возможностями здоровья является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.
С учетом указанных обстоятельств, администрация ГО «Город Кизилюрт» должна обеспечить финансирование МКОУ «Гимназия №5» в части организации бесплатного двухразового питания обучающихся в образовательной организации лиц с ограниченными возможностями здоровья.
В соответствии со ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации муниципальных образований.
Согласно ч.1 и ч.2 ст.39 ГПК РФ ответчик вправе признать иск. Суд не принимает признание иска ответчиком, если это противоречит закону или нарушает права и законные интересы других лиц.
Ответчики признали исковые требования прокурора в полном объеме.
Судом установлено, что признание иска ответчиками заявлено добровольно, оно не противоречит закону, права, и законные интересы других лиц не нарушает, в связи, с чем суд приходит к выводу о необходимости его принятия.
Таким образом, суд приходит выводу об удовлетворении исковых требований Кизилюртовского межрайонного прокурора в порядке ст.45 ГПК РФ о понуждении к обеспечению обучающихся в муниципальном образовательном учреждении лиц с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием.
Руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Удовлетворить исковое заявлениеКизилюртовского межрайонного прокурора в порядке ст.45 ГПК РФк Муниципальному казенному общеобразовательному учреждению «Гимназия №5» города Кизилюрти администрации городского округа «Город Кизилюрт».
Признать бездействие муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Гимназия №5» города Кизилюрта и администрации ГО «Город Кизилюрт», выразившееся в неисполнении требований федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», незаконным.
Обязать администрацию ГО «Город Кизилюрт» в срок до 1 сентября 2020 года выделить денежные средства МКОУ «Гимназия №5» на организацию для обучающихся в ней лиц с ограниченными возможностями здоровья бесплатным двухразовым питанием.
Обязать МКОУ «Гимназия №5» в течение 1 месяца со дня выделения денежных средств администрацией ГО «Город Кизилюрт» организовать для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья бесплатное двухразовое питание.
Данное решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его вынесения.
Председательствующий-