Дело № 2-183/2023
УИД 11RS0009-01-2022-002428-16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Княжпогостский районный суд Республики Коми в составе:
председательствующего судьи Черниковой О.В.,
при секретаре судебного заседания Бунтушак А.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Емве Республики Коми 31 марта 2023 года гражданское дело по иску прокурора Княжпогостского района к администрации сельского поселения «Мещура» об обязании создать минерализованную полосу,
установил:
Прокурор в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском, с учетом уточнений, к администрации сельского поселения «Мещура» об обязании принять меры: по переводу земель в границах населенного пункта – пст. Мещура Княжпогостского района Республики Коми из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов для создания противопожарных разрывов в срок до 01 августа 2023 года; по созданию противопожарной минерализованной полосы шириной не менее 10 метров вокруг границ населенного пункта – пст. Мещура Княжпогостского района Республики Коми в срок до 01 декабря 2023 года.
Протокольным определением от 24 января 2023 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельного требования относительно предмета спора, привлечено Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, ГУ «Мещурское лесничество».
Помощник прокурора Куприянова О.В. в судебном заседании иск поддержала.
Представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, ГУ «Мещурское лесничество» Бушуев А.Н. в судебном заседании пояснил, что для создания минерализованной полосы ответчику необходимо земельные участки из земель лесного фонда перевести в земли населенных пунктов, данный вопрос подлежит рассматрению Рослесхозом на основании обращения ответчика.
Администрация сельского поселения «Мещура», надлежащим образом уведомленная о рассмотрении дела, не обеспечила явку своего представителя в судебное заседание. В судебном заседании 24 января 2023 года глава сельского поселения «Мещура» Ошс Н.И. иск не признала, пояснила, что п. Мещура находится в особо охраняемой зоне, на территории заказника «Вымский» и Мещурского лесничества для создания противопожарной минерализованной полосы необходимо вырубить лес на границе населенного пункта пст. Мещура.
Представитель третьего лица-ОНД и ПР Княжпогостского района УНД и ПР ГУ МЧС по Республике Коми не явился, отзыв относительно иска не представил.
Суд определил рассмотреть дело в отсутствии неявившегося ответчика и третьего лица.
Суд, заслушав прокурора, представителя третьих лиц, исследовав материалы дела, оценив их, находит иск подлежащим удовлетворению на основании следующего.
В соответствии со статьей 14 частью 1 пункта 9 и части 3 федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.
Частью 2 статьи 18 федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации). В случаях и порядке, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, указанные обязательства могут дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета, федеральных государственных внебюджетных фондов и бюджетов субъектов Российской Федерации.
В силу статьи 1 Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности - это реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.
Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации, пунктом 70 (в редакции постановлением Правительства РФ от 24.10.2022 № 1885) которых с 01 марта 2023 года предусмотрено в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов, подверженных угрозе лесных пожаров и других ландшафтных (природных) пожаров, до начала пожароопасного периода, а также при установлении на соответствующей территории особого противопожарного режима вокруг территории населенных пунктов создаются (обновляются) противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров или иные противопожарные барьеры.
До 01 марта 2023 года действовал абзац 7 пункта 63 настоящих Правила противопожарного режима в Российской Федерации, согласно которому в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенных пунктов создаются (обновляются) до начала пожароопасного периода вокруг населенных пунктов противопожарные минерализованные полосы шириной не менее 10 метров.
Минерализованная полоса- это искусственно созданная полоса на поверхности земли, очищенная от горючих материалов или обработанная почвообрабатывающими орудиями либо иным способом до сплошного минерального слоя почвы (ГОСТ Р 57972-2017 «Объекты противопожарного обустройства лесов. Общие требования»).
С учетом изложенного следует, что на границе населенного пункта- пст. Мещура, вокруг которого размещается лес, должен быть создан противопожарный разрыв в виде минерализованной полосы шириной не менее 10 метров.
При рассмотрении дела представитель администрации сельского поселения «Мещура» пояснил, а представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми, ГУ «Мещурское лесничество» подтвердил, что минерализованная полоса на границе населенного пункта-пст. Мещура отсутствует, может быть создана за счет земель лесного фонда.
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в отзыве на иск указало, что поселок Мещура находится на территории государственного природного заказника республиканского значения «Вымский», границы поселка Мещура являются смежными к землям лесного фонда Мещурского лесничества Республики Коми. Размещение объектов, таких как противопожарные разрывы, необходимые для непосредственной защиты населенных пунктов, на землях лесного фонда противоречит действующему лесному законодательству. Статьей 25 Лесного кодекса РФ не присмотрено осуществление данного вида использования лесов. Рослесхозом в рамках своих полномочий проведены работы по установлению границ Мещурского лесничества на основании утвержденной документированной информации государственного лесного реестра, а также с учетом данных, содержащихся в ЕГРН, и издан приказ от 25.03.2022 № 456 « Об установлении границ Мещурского лесничества в Республике Коми». Для решения проблемы создания противопожарных разрывов, со стороны администрации населенных пунктов должна быть проведена работа по переводу земель лесного фонда в земли иных категорий (через процедуру утверждения и согласования генерального плана и ПЗЗ муниципального образования путем включения в земли населенных пунктов (уточнения местоположения границы населенного пункта)).
Правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом РФ, Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую»
Пунктом 1 части 1 статьи 8 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что перевод земель из одной категории в другую осуществляется в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, - Правительством РФ.
Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.
Согласно части 1 статьи 8 Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.
Пунктом 2 части 1 статьи 11 Федеральным законом от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» допускается перевод земель лесного фонда, занятых защитными лесами, или земельных участков в составе таких земель в земли других категорий в случае установления или изменения границы населенного пункта.
В соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую не допускается в случае установления несоответствия испрашиваемого целевого назначения земель или земельных участков утвержденным документам территориального планирования и документации по планировке территории, землеустроительной документации.
Пунктом 1 статьи 11 Закона Республики Коми от 20.11.2006 № 115-РЗ «О порядке решения вопросов административно-территориального и муниципального устройства, о наименованиях географических и иных объектов в Республике Коми» установление и изменение границы (черты) населенных пунктов в порядке, установленном законодательством, относится к полномочиям органов местного самоуправления.
Нормы части 8 статьи 24, пункта 2 части 1 статьи 25 Градостроительного кодекса РФ обусловливают необходимость обязательного согласования проекта генерального плана поселения, предусматривающего включение в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, земельных участков из земель лесного фонда, с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом.
Согласно пунктам 5.4.2, 5.5 Положения о Федеральном агентстве лесного хозяйства, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23.09.2010 № 736, к полномочиям Федерального агентства лесного хозяйства входит рассмотрение в установленном порядке ходатайств о переводе земель из одной категории в другую, ходатайств о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, направление в Министерство природных ресурсов и экологии РФ рассмотренных ходатайств с проектом акта о переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую либо проектом акта об отказе в переводе земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, а также решения об установлении и изменении границ лесничеств.
Содержание ходатайства о переводе земель лесного фонда в другую категорию и состав прилагаемых к нему документов утверждено приказом Минприроды России от 25.12.2018 № 684. В ходатайстве указывается, в том числе, обоснование перевода земельного участка в другую категорию земель (пункты 1.1-1.6).
С учетом изложенного, в случае невозможности создания минерализованной полосы на землях населенных пунктом, орган местного самоуправления вправе решить вопрос об изменении категории земель смежного земельного участка, в частности, земель лесного фонда. Для включении в границы населенного пункта лесных участков, расположенных на землях лесного фонда, посредством установления и изменения границы населенного пункта органу местного самоуправления необходимо обеспечить процедуру согласования проекта генерального плана с Федеральным агентством лесного хозяйства.
На основании изложенного, в связи с отсутствием минерализованной полосы на границе населенного пункта пст. Мещура, отсутствие доказательств решения вопроса о переводе земель лесного фонда в земли населенного пункта для создания минерализованной полосы, и в целях исключения возможного перехода природных пожаров на территории населенного пункта пст. Мещура, находящегося на территории муниципального образования сельского поселения «Мещура», исковые требования о возложении на ответчика обязанности по принятию мер по переводу земель в границах населенного пункта – пст. Мещура из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов для создания противопожарных разрывов и созданию противопожарной минерализованной полосы шириной не менее 10 метров вокруг границ населенного пункта – пст. Мещура в предложенные прокурором сроки, заявлены обосновано, подлежит удовлетворению.
Прокурор и администрация сельского поселения «Мещура» в силу пунктов 9, 19 статьи 333.36 Налогового кодекса РФ освобождены от уплаты государственной пошлины по настоящему делу.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Иск прокурора Княжпогостского района удовлетворить.
Администрации сельского поселения «Мещура» принять меры:
- в срок до 01 августа 2023 года по переводу земель в границах населенного пункта – пст. Мещура Княжпогостского района Республики Коми из категории земель лесного фонда в категорию земель населенных пунктов для создания противопожарных разрывов;
- в срок до 01 декабря 2023 года по созданию (обновлению) противопожарной минерализованной полосы шириной не менее 10 метров вокруг границ населенного пункта – пст. Мещура Княжпогостского района Республики Коми.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми путем подачи апелляционных жалобы, представления через Княжпогостский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Председательствующий судья О.В. Черникова
Решение в полном объеме изготовлено 06 апреля 2023 года.