Дело № 2-2039/2023
УИД 53RS0002-01-2023-002544-72
Решение
именем Российской Федерации
11 декабря 2023 года г. Боровичи
Боровичский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Константиновой Т.Г.,
при секретаре судебного заседания Пауковой М.А.,
с участием представителя истца Инспекции государственной охраны культурного наследия Новгородской области Алёнкина А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Инспекции государственной охраны культурного наследия Новгородской области к Павлову В.В., Петрову Д.И., Ивановой О.В. об обязании совершить определенные действия,
установил:
Инспекция государственной охраны культурного наследия Новгородской области (далее - Инспекция) обратилась в суд c вышеуказанным иском, мотивируя свои требования тем, что Приказом комитета культуры, туризма и архивного дела Новгородской области от 11.03.2009 № 140 «Об утверждении перечня выявленных объектов культурного наследия Новгородской области» - «Дом жилой», кон. XIX в., расположенный по адресу: <адрес>, включен в перечень выявленных объектов культурного наследия Новгородской области. Собственниками указанного объекта культурного наследия являются Павлов В.В., Петров Д.И., Иванова О.В.
В июле 2023 года сотрудником Инспекции проведено выездное обследование технического состояния объекта культурного наследия. Осмотром установлено, что крыша здания находится в неудовлетворительном состоянии, имеется разрушение кровельного покрытия, протечки, биопоражение перекрытий и потолка помещений второго этажа. Техническое состояние памятника зафиксировано фотофиксацией и описано в акте осмотра технического состояния объекта культурного наследия от 31.07.2023 № 322.
По результатам выездного обследования собственникам объекта направлена информация о том, что крыша здания находится в неудовлетворительном состоянии и предложено незамедлительно принять меры к ремонту крыши здания. Ответов в Инспекцию от собственников не поступало.
Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением (ст. 45 Закона № 73-ФЗ).
Заявлений о выдаче соответствующих заданий на проведение работ по сохранению данного объекта культурного наследия, а также разрешений на проведение работ по его сохранению до настоящего времени в инспекцию не поступало, работы по ремонту крыши выявленного объекта культурного наследия не ведутся.
Ссылаясь на положения Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», истец просит обязать ответчиков Павлова В.В., Петрова Д.И., Иванову О.В. в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить разработку проектной документации (рабочей документации) либо рабочих чертежей по ремонту крыши выявленного объекта культурного наследия «Дом жилой», кон. XIX в., расположенного по адресу: <адрес>; в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести работы по ремонту крыши выявленного объекта культурного наследия «Дом жилой», кон. XIX в., расположенного по адресу: <адрес>. А также уведомить о проведенных работах Инспекцию государственной охраны культурного наследия Новгородской области.
Представитель истца Алёнкин А.В. в судебном заседании иск поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что неисполнение ответчиками обязанности по сохранению памятника культурного наследия Новгородской области ведет к его разрушению.
Ответчик Павлов В.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежаще, возражений относительно заявленных истцом требований суду не представил, об отложении дела не просил, о причинах своей неявки суду не сообщил.
Ответчики Иванова О.В., Петров Д.И. в судебное заседание не явились, о слушании дела извещались судебными повестками, которые возвращены отделением почтовой связи за истечением срока хранения судебной корреспонденции.
В силу ч.2 ст.117 ГПК РФ адресат, отказавшийся принять судебную повестку или иное судебное извещение, считается извещенным о дне, времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия.
Согласно п. 67 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем, она была возвращена по истечении срока хранения. Риск неполучения поступившей корреспонденции несет адресат.
Таким образом, суд признает ответчиков Петрова Д.И. и Иванову О.В. извещенным надлежащим образом о месте и времени судебного заседания и считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Администрации Боровичского муниципального района, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился.
На основании ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие не явившихся участников процесса.
Выслушав доводы представителя истца, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами Петров Д.И., Иванова О.В. и Павлов В.В. являются собственниками помещений в жилой доме, расположенном по адресу: <адрес> с кадастровым №, что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости.
Приказом комитета культуры, туризма и архивного дела Новгородской области от 11.03.2009 № 140 «Об утверждении перечня выявленных объектов культурного наследия Новгородской области» - «Дом жилой», кон. XIX в., расположенный по адресу: <адрес>, включен в перечень выявленных объектов культурного наследия Новгородской области.
31 июля 2023 года при осмотре в рамках выездного обследования объекта культурного наследия «Дом жилой», кон. XIX в. установлены следующие нарушения его содержания: крыша здания находится в неудовлетворительном состоянии, имеется разрушение кровельного покрытия, протечки, биопоражение перекрытий и потолка помещений второго этажа. На северо-западном фасаде пристройки на первом этаже расположена вентиляционная металлическая труба, выходящая за крышу здания, крепящаяся к фасаду здания. На первом этаже ризалита к стене прикреплен металлический стеллаж. Между первым и вторым этажами пристройки и ризалита к стене прикреплен металлический карниз (козырек). На фасаде имеется трещина. На северо-восточном фасаде основного объема здания на уровне первого этажа расположен выносной блок кондиционера, металлические трубы вытяжки, к фасаду прикреплен металлический стеллаж, три металлических ящика (электрических). На уровне второго этажа-биологическое поражение стен (вследствие течи кровли). На северо-восточном фасаде пристройки на уровне второго этажа выведена металлическая вытяжная труба, выходящая за пределы крыши, на уровне первого этажа из стены также выведена металлическая труба. По фасадам здания протянуты провода
03 августа 2023 года собственникам объекта культурного наследия «Дом жилой», кон. XIX в. направлена информация о том, что крыша здания находится в неудовлетворительном состоянии и предложено незамедлительно принять меры к ремонту крыши здания.
До настоящего времени меры к ремонту крыши здания ответчиками не предприняты, что стороной ответчиков не оспорено.
Согласно п.1 ст.33 Федерального закона РФ от 25.06.2002 № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон РФ от 25.06.2002 № 73-ФЗ) объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
В соответствии с п.1 ст.40 Федерального закона РФ от 25.06.2002 № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно ст.44 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ приспособление объекта культурного наследия для современного использования - научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия, включая реставрацию представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия.
Согласно п.1 ст.45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в пункте 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
Согласно п. 1 ст. 47.3 Федерального закона РФ от 25.06.2002 № 73 ФЗ при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в пункте 11 статьи 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны:
1) осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии;
2) не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия;
3) не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен;
4) обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия;
5) соблюдать установленные статьей 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия;
6) не использовать объект культурного наследия (за исключением оборудованных с учетом требований противопожарной безопасности объектов культурного наследия, предназначенных либо предназначавшихся для осуществления и (или) обеспечения указанных ниже видов хозяйственной деятельности, и помещений для хранения предметов религиозного назначения, включая свечи и лампадное масло):
под склады и объекты производства взрывчатых и огнеопасных материалов, предметов и веществ, загрязняющих интерьер объекта культурного наследия, его фасад, территорию и водные объекты и (или) имеющих вредные парогазообразные и иные выделения;
под объекты производства, имеющие оборудование, оказывающее динамическое и вибрационное воздействие на конструкции объекта культурного наследия, независимо от мощности данного оборудования;
под объекты производства и лаборатории, связанные с неблагоприятным для объекта культурного наследия температурно-влажностным режимом и применением химически активных веществ;
7) незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия, включая объект археологического наследия, земельному участку в границах территории объекта культурного наследия либо земельному участку, в границах которого располагается объект археологического наследия, или угрожающих причинением такого вреда, и безотлагательно принимать меры по предотвращению дальнейшего разрушения, в том числе проводить противоаварийные работы в порядке, установленном для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия;
8) не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии.
В силу п.1 ст.31 Закона № 73-ФЗ до начала работ по сохранению объекта культурного наследия, землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ, осуществление которых может оказывать прямое или косвенное воздействие на объект культурного наследия, проводится историко-культурная экспертиза.
В соответствии с п.2 ст.32 Закона № 73-ФЗ заключение историко-культурной экспертизы является основанием для принятия соответствующим органом охраны объектов культурного наследия решения о возможности проведения работ по сохранению объекта культурного наследия.
В соответствии со ст.47.2 Федерального закона № 73-ФЗ требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер.
Работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением (ст.45 Федерального закона № 73-ФЗ).
В силу требований ст.48 Федерального закона № 73-Ф3, действовавший на момент возникновения спорных правоотношений, при государственной регистрации права собственности на объект культурного наследия собственник принимает на себя являющиеся ограничениями (обременениями) права собственности на данный объект и указываемые в охранном обязательстве собственника объекта культурного наследия обязательства по содержанию объекта культурного наследия, его сохранению (включая требования к порядку и срокам проведения реставрационных, ремонтных и иных работ), требования к условиям доступа к нему граждан, иные обеспечивающие его сохранность требования.
Пунктом 3 статьи 44 Конституции Российской Федерации установлено, что каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
Судом установлено, что, владельцами помещений, расположенных в здании по адресу: <адрес>, являющимся объектом культурного наследия Новгородской области («Дом жилой», кон. XIX в.) Павловым В.В., Петровым Д.И., Ивановой О.В. не принято надлежащих мер по обеспечению сохранности данного объекта культурного наследия. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при не достижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом (п.1 ст.247 ГК РФ).
В соответствии с п.1 ст.322 ГК РФ солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.
Исходя из положений приведенных выше правовых норм, с учетом установленных обстоятельств, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения иска и возложения на ответчиков Павлова В.В., Петрова Д.И., Иванову О.В. в солидарном порядке обязательств по принятию мер к сохранению и содержанию объекта культурного наследия, находящегося в их собственности, и приведении его в надлежащее состояние в соответствии с требованиями Федерального закона № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
На основании ст.103 ГПК РФ с Павлова В.В., Петрова Д.И., Иванова О.В. солидарно в доход местного бюджета следует взыскать государственную пошлину в размере 900 рублей.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования Инспекции государственной охраны культурного наследия Новгородской области удовлетворить.
Обязать солидарно Павлова В.В. (СНИЛС <данные изъяты>), Петрова Д.И. (СНИЛС <данные изъяты>), Иванову О.В. (СНИЛС <данные изъяты>):
- в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить разработку проектной документации (рабочей документации) либо рабочих чертежей по ремонту крыши выявленного объекта культурного наследия «Дом жилой», кон. XIX в., расположенного по адресу: <адрес>;
- в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести работы по ремонту крыши выявленного объекта культурного наследия «Дом жилой», кон. XIX в., расположенного по адресу: <адрес>.
Обязать солидарно Павлова В.В. (СНИЛС <данные изъяты>), Петрова Д.И. (СНИЛС <данные изъяты>), Иванову О.В. (СНИЛС <данные изъяты>) о проведенных работах по ремонту крыши объекта культурного наследия - «Дом жилой», кон. XIX в. уведомить Инспекцию государственной охраны культурного наследия Новгородской области.
Взыскать солидарно с Павлова В.В. (СНИЛС <данные изъяты>), Петрова Д.И. (СНИЛС <данные изъяты>), Ивановой О.В. (СНИЛС <данные изъяты>) в доход бюджета государственную пошлину в размере 900 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Новгородский областной суд через Боровичский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 18 декабря 2023 года.
Судья Т.Г. Константинова