Дело № 2-3003/2020
32RS0027-01-2020-003812-76
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 августа 2020 года г.Брянск
Советский районный суд гор. Брянска в составе:
председательствующего судьи Шматковой О.В.,
при секретаре Борисовой Т.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Правительства Брянской области к Управлению федеральной службы судебных приставов по Брянской области, Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Брянской области, Советскому РОСП г.Брянска об уменьшении исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратился в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что Стародубским районным судом Брянской области выдан исполнительный лист №... на основании решения суда от 18.12.2013 г. по гражданскому делу № 2-693/2013 по иску Брянского природоохранного прокурора Брянской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Правительству Брянской области об обязании обратиться в Управление Росреестра по Брянской области (Стародубский отдел) с заявлением о постановке на учет бесхозяйного скотомогильника, площадью 100 кв.м, расположенного по адресу: Брянская область, Стародубский район, 1500 м восточнее с. Картушино, на территории муниципального образования Занковского сельского поселения. 11.06.2014 г. судебным приставом-исполнителем Советского РОСП г.Брянска П. возбуждено исполнительное производство №... в отношении Правительства Брянской области. 15.08.2014 г. судебным приставом-исполнителем Советского РОСП г.Брянска П. за неисполнение в срок исполнительного документа вынесено постановление № 14/1675233 о взыскании исполнительского сбора в размере 50000 руб. 20.11.2017 года указанное исполнительное производство было принято к исполнению Межрайонным отделом судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Брянской области. Ссылаясь на то, что для реализации возложенных на Правительство Брянской области обязанностей необходимы значительные финансовые вложения, а также учитывая принятые истцом меры по реализации мероприятий по ликвидации скотомогильников на территории Брянской области, в действиях Правительства отсутствовало намеренное уклонение от исполнения судебного акта, в связи с чем считает, что имеются основания для снижения размера исполнительского сбора. На основании изложенного, истец просит суд уменьшить размер исполнительского сбора, установленный постановлением судебного пристава – исполнителя Советского РОСП г.Брянска от 15.08.2014 года № 14/1675233 на 1/4 доли – 12500 руб., до 37500 руб.
Представители Правительства Брянской области, УФССП России по Брянской области, МРО по ОИП УФССП России по Брянской области, Советский РОСП г. Брянска, Брянской природоохранной прокуратуры Брянской области в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежаще, ходатайств об отложении дела по уважительным причинам не заявлено, в силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.ч. 1 и 3 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года №229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
В силу ч.2 ст. 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
При этом должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора (ч. 6 ст. 112 названного Закона). С учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств суд вправе отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 данной статьи (часть 7).
Исполнительский сбор имеет свойства административной штрафной санкции и является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства (Постановление Конституционного Суда РФ от 30.07.2001 N 13-П, п. 78 Постановления Пленума Верховного Суд РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства»).
Как следует из материалов дела, 11.06.2014 г. судебным приставом- исполнителем Советского РОСП г.Брянска возбуждено исполнительное производство №... на основании исполнительного листа № 2-693/2013 от 27.05.2014 г., выданного Стародубским районным судом Брянской области, предмет исполнения: обязать Правительство Брянской области обратиться с заявлением о постановке на учет бесхозяйного имущества - действующего скотомогильника; взыскатель – Брянская природоохранная прокуратура Брянской области.
15.08.2014 года судебным приставом-исполнителем Советского РОСП г. Брянска П. за неисполнение в установленный срок исполнительного документа, в отношении истца вынесено постановление № 14/1675233 о взыскании с должника Правительства Брянской области исполнительского сбора в размере 50 000 руб.
20.11.2017 года указанное исполнительное производство было принято к исполнению Межрайонным отделом судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Брянской области.
Правительство Брянской области полагает, что имеются основания для снижения суммы исполнительского сбора, поскольку во исполнение указанного решения суда Правительство обращалось в Управление Росреестра Брянской области с заявлением о постановке на учет указанного бесхозяйного имущества, однако Управление отказывало в государственной регистрации права ввиду отсутствия в базе данных сведений об объектах капитального строительства (скотомогильник как объект недвижимости никогда не был зарегистрирован).
В целях разрешения вопросов по исполнению решений судов 20.03.2017 года постановлением Правительства Брянской области №106-п утвержден Порядок ликвидации неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников на территории Брянской области. В соответствии с указанным Порядком, а также на основании результатов ветеринарно-санитарного освидетельствования неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников Управлением ветеринарии Брянской области принят Приказ от 03.07.2017 года №211 «Об утверждении перечня неиспользуемых (бесхозяйных) скотомогильников, подлежащих ликвидации на территории Брянской области».
Во исполнение указанных нормативных правовых актов Брянской области на территории субъекта за 2017-2019 годы ликвидирован 197 скотомогильник. На 2020 год запланировано ликвидировать 102 скотомогильника, в том числе, обозначенный.
Из областного бюджета на указанные мероприятия в 2017-2019 годах согласно государственной программе «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия Брянской области», утвержденной постановлением Правительства Брянской области от 26.12.2016 года №729-п, от 30.01.2019 года №18-п, выделено 8351651,4 руб., на 2020 г. выделено 3740000 руб.
В силу ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций, и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Разрешая заявленные требования, суд принимает во внимание, что законодатель установил открытый перечень оснований уменьшения размера исполнительского сбора и отнес установление этих оснований к полномочиям суда. Данным правом суд пользуется применительно к обстоятельствам конкретного дела, основываясь на позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 30.07.2001 года N 13-П, согласно которой исполнительский сбор является мерой публично-правовой ответственности должника, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в рамках исполнительного производства. В качестве штрафной санкции исполнительский сбор должен отвечать вытекающим из Конституции Российской Федерации требованиям, предъявляемым к такого рода мерам юридической ответственности, одним из принципов которой является наличие вины как элемента субъективной стороны правонарушения (ст.ст. 49, 50, 52 – 54, 55 Конституции Российской Федерации).
Размер взыскания должен отвечать критерию соразмерности и применяться с соблюдением принципов справедливости наказания, его индивидуализации и дифференцированного, с учетом характера совершенного правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя, его имущественного положения и иных существенных обстоятельств.
В случае подтверждения должником того факта, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано уважительными причинами, исполнительский сбор может быть уменьшен в порядке, предусмотренном ст. 112 Закона № 229-ФЗ.
При этом уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (ч. 9 ст. 112 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Исходя из разъяснений, содержащихся в п. 75 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 года № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам ст. 56 ГПК РФ, учитывая обстоятельства, установленные по делу, учитывая принцип справедливости и соразмерности применяемой санкции, а также исходя их доказанности наличия существенных обстоятельств, не позволивших Правительству Брянской области своевременно исполнить решение суда, суд приходит к выводу о возможности уменьшения размера исполнительского сбора на одну четверть, то есть до 37500 руб.
При указанных обстоятельствах, исковые требования Правительства Брянской области подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Правительства Брянской области к Управлению федеральной службы судебных приставов по Брянской области, Межрайонному отделу судебных приставов по особым исполнительным производствам УФССП России по Брянской области, Советскому РОСП г.Брянска об уменьшении исполнительского сбора - удовлетворить.
Уменьшить Правительству Брянской области размер исполнительского сбора, взысканный постановлением судебного пристава-исполнителя Советского РОСП г.Брянска от 15.08.2014 года по исполнительному производству №... от 11.06.2014 года, на одну четверть - 12500 рублей, до 37 500 рублей.
Решение может быть обжаловано в Брянский областной суд через Советский районный суд г. Брянска в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Шматкова О.В.
Мотивированное решение изготовлено 25 августа 2020 г.