Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3242/2023 ~ М-2794/2023 от 06.06.2023

Дело № 2-3242/2023

66RS0006-01-2023-002773-12

Мотивированное решение изготовлено 14 июля 2023 года

ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

07 июля 2023 года Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Нагибиной И. А., при секретаре Святове М. В., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Главного Государственного санитарного врача по городу Асбест и Белоярскому району, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «ЖелДорПуть» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности,

установил:

Истец, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ООО «ЖелДорПуть» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности устранить допущенные нарушения санитарного законодательства и выполнить его обязательные требования.

В обоснование иска, указано, что специалистами Асбестовского отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области при проведении контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия - наблюдения за соблюдением обязательных требований в отношении ООО "ЖелДорПуть", при анализе сведений о получении санитарно-эпидемиологических заключений на проект санитарно-защитной зоны, размещенных в реестре санитарно-эпидемиологических заключений на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в сети Интернет по адресу: http://fp.crc.ru/, установлено, что ответчиком с момента государственной регистрации и по 10 октября 2022 года, не выполняются санитарно-эпидемиологические требования, а именно: не разработан проект санитарно-защитной зоны для производственной площадки находящейся по адресу Свердловская область, Белоярский район, 0,3 км юго-западнее деревни Гилева, не получено экспертное заключение и санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии разработанного проекта санитарным правилам, а также установлено отсутствие (не представление) в Асбестовский отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации об утверждении установленной санитарно-защитной зоны для указанного объекта предварительного заключения Управления Роспотребнадзора в Свердловской области.

Указанные нарушения не допускаются действующими санитарными правилами, а также, при наличии на данном предприятии источников химического воздействия на атмосферный воздух населенных мест, ответчиком создана угроза возникновения и распространения массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) населения Асбестовского и Рефтинского городских округов. Ответчику по указанным нарушениям санитарно-эпидемиологических требований выдано предписание < № > от 10.10.2022 о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий, однако по состоянию на 11 апреля 2023 года, предписанные мероприятия не выполнены.

Истец просит суд признать незаконнымбездействие общества с ограниченной ответственностью «ЖелДорПуть», выразившееся в невыполнении обязательных требований санитарного законодательства. Обязать ответчика в срок один год со дня вступления решения суда законную силу устранить допущенные нарушения санитарного законодательства и выполнить его обязательные требования, а именно: разработать в установленном порядке проект санитарно-защитной зоны и получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии требованиям санитарных норм и правил проекта санитарно-защитной зоны производственной площадки – предприятия по заготовке и обработке древесины, расположенного по адресу: Свердловская область, Белоярский район, 0,3 км юго-западнее деревни Гилева).

В судебное заседание представитель истца не явилась, просила рассмотреть дело в свое отсутствие, не возражала против рассмотрения дела в порядке заочного производства.

Ответчик в судебное заседание не явился о времени и месте рассмотрения дела извещался своевременно и надлежащим образом, о причинах неявки суду не известно, корреспонденция, направленная в адрес ответчика, возвращена в суд за истечением срока хранения на почте.

Суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон, в порядке заочного производства, предусмотренного статьями 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав письменные материалы дела и представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Как следует из ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

В силу статьи 42 Конституции Российской Федерации, статьи 8 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Право граждан на благоприятную среду обитания обеспечивается, в том числе, путем выполнения требований санитарного законодательства.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 51 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» главные государственные санитарные врачи уполномочены и вправе предъявлять иски в суд в случае нарушения санитарного законодательства.

Пунктом 15 Приказа Роспотребнадзора от 09.07.2012 № 688 «Об утверждении положения об Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Свердловской области» установлено, что Территориальный отдел Управления возглавляет начальник, который является главным государственным санитарным врачом по городам, районам. Заместитель начальника территориального отдела является заместителем главного государственного санитарного врача по городам, районам.

Статьей 11 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

На основании пункта 2 статьи 2 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, организации всех форм собственности обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.

Из пункта 1 статьи 24 указанного Закона следует, что при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Юридические лица обязаны приостановить либо прекратить свою деятельность или работу отдельных цехов, участков, эксплуатацию зданий, сооружений, оборудования, транспорта, выполнение отдельных видов работ и оказание услуг в случаях, если при осуществлении указанных деятельности, работ и услуг нарушаются санитарные правила (п. 2 ст. 24 Закона).

Таким образом, любое нарушение требований санитарно-эпидемиологических правил, гигиенических нормативов ведет к ухудшению состояния среды обитания и санитарно-гигиенических условий жизнедеятельности людей. Условия обитания проживания человека, в том числе условия его быта, труда и отдыха, становятся небезопасными и небезвредными для его жизни и здоровья, что недопустимо.

В пункте 3 статьи 39 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения закреплено, что соблюдение санитарных правил является безусловной обязанностью юридических лиц.

Судом установлено, следует из материалов дела, что ООО «ЖелДорПуть» зарегистрировано в установленном порядке в качестве юридического лица (ИНН 6658202960 ОГРН 1056602660916), осуществляет деятельность на территории предприятия по заготовке и обработке древесины, расположенного по адресу: Свердловская область, Белоярский район, 0,3 км юго-западнее деревни Гилева.

Указанное предприятие, в соответствии с санитарной классификацией санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», зарегистрированной в Минюсте России 25.01.2008 за < № >, относится к третьему классу промышленных объектов и производств.

Требованиями п. 2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установлено, что в целях обеспечения безопасности населения и в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 № 52-ФЗ вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, устанавливается специальная территория с особым режимом использования, размер которой обеспечивает уменьшение воздействия загрязнения на атмосферный воздух (химического, биологического, физического) до значений, установленных гигиеническими нормативами, а для предприятий I и II класса опасности - как до значений, установленных гигиеническими нормативами, так и до величин приемлемого риска для здоровья населения. По своему функциональному назначению санитарно-защитная зона является защитным барьером, обеспечивающим уровень безопасности населения при эксплуатации объекта в штатном режиме.

Размер санитарно-защитной зоны и рекомендуемые минимальные разрывы устанавливаются в соответствии с главой VII и приложениями 1-6 к настоящим санитарным правилам. Для объектов, являющихся источниками воздействия на среду обитания, для которых настоящими санитарными правилами не установлены размеры санитарно-защитной зоны и рекомендуемые разрывы, а также для объектов I-III классов опасности разрабатывается проект ориентировочного размера санитарно-защитной зоны.

Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона, выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) - на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров (п. 2.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, необходимо отделять санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков (п. 2.5).

Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств. Размеры и границы санитарно-защитной зоны определяются в проекте санитарно-защитной зоны. Разработка проекта санитарно-защитной зоны для объектов I - III класса опасности является обязательной (п. 3.1).

В проекте санитарно-защитной зоны должны быть определены размер и границы санитарно-защитной зоны; мероприятия по защите населения от воздействия выбросов вредных химических примесей в атмосферный воздух и физического воздействия; функциональное зонирование территории санитарно-защитной зоны и режим ее использования. Проектная документация должна представляться в объеме, позволяющем дать оценку соответствия проектных решений санитарным нормам и правилам (п.п. 3.10-3.11).

Установление размеров санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта (п. 4.1).

В пункте 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 определено, что для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании: действующих санитарно-эпидемиологических правил и нормативов; результатов экспертизы проекта санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.).

На основании п.п. 6.1, 6.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 размеры санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств, являющихся источниками физических факторов воздействия на население, устанавливаются на основании акустических расчетов с учетом места расположения источников и характера создаваемого ими шума, электромагнитах полей, излучений, инфразвука и других физических факторов. Для установления размеров санитарно-защитных зон расчетные параметры должны быть подтверждены натурными измерениями факторов физического воздействия на атмосферный воздух. Размеры санитарно-защитных зон определяются в соответствии с действующими санитарно-эпидемиологическими нормами допустимых уровней шума, электромагнитных излучений, инфразвука, рассеянного лазерного излучения и других физических факторов на внешней границе санитарно-защитной зоны.

Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 № 222 утверждены Правила установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон, которые определяют порядок установления, изменения и прекращения существования санитарно-защитных зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон.

Правообладатели объектов капитального строительства, введенных в эксплуатацию до дня вступления в силу настоящего постановления, в отношении которых подлежат установлению санитарно-защитные зоны, обязаны провести исследования (измерения) атмосферного воздуха, уровней физического и (или) биологического воздействия на атмосферный воздух за контуром объекта и представить в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (ее территориальные органы) заявление об установлении санитарно-защитной зоны с приложением к нему документов, предусмотренных пунктом 14 Правил, утвержденных настоящим постановлением, в срок не более одного года со дня вступления в силу настоящего постановления. При этом приведение вида разрешенного использования земельных участков и расположенных на них объектов капитального строительства в соответствие с режимом использования земельных участков, предусмотренным решением об установлении санитарно-защитной зоны, допускается в течение 2 лет с момента ее установления (п. 2 Постановления Правительства РФ от 03.03.2018 № 222).

Санитарно-защитные зоны устанавливаются в отношении действующих, планируемых к строительству, реконструируемых объектов капитального строительства, являющихся источниками химического, физического, биологического воздействия на среду обитания человека (далее - объекты), в случае формирования за контурами объектов химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования (пункт 1 Правил).

В соответствии с п. 16 Правил проект санитарно-защитной зоны содержит: сведения о размерах санитарно-защитной зоны; сведения о границах санитарно-защитной зоны (наименования административно-территориальных единиц и графическое описание местоположения границ такой зоны, перечень координат характерных точек этих границ в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в электронном виде); обоснование размеров и границ санитарно-защитной зоны в соответствии с требованиями законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в том числе с учетом расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека; перечень ограничений использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитной зоны, в соответствии с пунктом 5 настоящих Правил; обоснование возможности использования земельных участков для целей, указанных в подпункте «б» пункта 5 настоящих Правил, в том числе с учетом расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух и оценки риска для здоровья человека (в случае, если в проекте не предусмотрено установление таких ограничений использования земельных участков).

В силу прямого указания закона на объекте ответчика в силу специфики его деятельности необходимо установление санитарно-защитной зоны с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух.

Между тем, согласно представленному в материалы дела Акту по результатам проведения контрольного (надзорного) мероприятия без взаимодействия наблюдения за соблюдением обязательных требований, на основании приказа Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области в городе Асбест и Белоярском районе от 10.10.2022 < № >, должностными лицами Устюжаниной Е.А., Боруновой О.А. проведено наблюдение за соблюдением обязательных требований в отношении ответчика и установлено нарушение санитарных эпидемиологических требований, выразившееся в отсутствии разработанного проекта санитарно-защитной зоны для производственной площадки находящейся по адресу: Свердловская область, Белоярский район, 0,3 км юго-западнее деревни Гилева, экспертного заключения и санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии разработанного проекта санитарным правилам, непредставление в Асбестовский отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации об утверждении установленной санитарно-защитной зоны для спорного объекта предварительного заключения Управления Роспотребнадзора в Свердловской области.

ООО «ЖелДорПуть», по указанным нарушениям санитарно-эпидемиологических требований выдано предписание < № > от 10.10.2022 о проведении дополнительных санитарно-противоэпидемиологических (профилактических) мероприятий сроком до 10.04.2023, и ввиду истечения срока исполнения данного предписания, специалистами Асбестовского отдела Управления Роспотребнадзора по Свердловской области установлено, что ответчиком с 11.04.2023 не выполняются санитарно-эпидемиологические требования, в частности на разработан проект санитарно-защитной зоны для производственной площадки - предприятия по заготовке и обработке древесины, расположенного по адресу: Свердловская область, Белоярский район, 0,3 км юго-западнее деревни Гилева, а также не получено (не представлено) экспертное заключение и санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии разработанного проекта санитарным правилам.

Учитывая, что судом установлен факт бездействия ответчика, выразившегося в невыполнении указанных выше требований санитарного законодательства, производственная деятельность предприятия продолжительное время осуществляется ответчиком без должной степени заботливости и осмотрительности, необходимой и достаточной для недопущения нарушений данных требований, созданная ответчиком угроза жизни, здоровью граждан, требует ее устранения в конкретно определенные сроки, исковые требования подлежат удовлетворению.

Ответчик обязан в течение года со дня вступления решения в законную силу разработать в установленном порядке проект санитарно-защитной зоны для производственной площадки (предприятия по заготовке и обработке древесины), расположенной по адресу: Свердловская обл., Белоярский район, 0,3 км юго-западнее деревни Гилева; в порядке, установленном санитарным законодательством, получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии требованиям санитарных норм и правил проекта санитарно-защитной зоны производственной площадки (Предприятия по заготовке и обработке древесины), расположенной по адресу:Свердловская обл., Белоярский район, 0,3 км юго-западнее деревни Гилева.

С ответчика в доход местного бюджета надлежит взыскать государственную пошлину в сумме 300 рублей, от уплаты которой истец освобожден при подаче настоящего иска.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 167, 233-235 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Исковые требования Главного Государственного санитарного врача по городу Асбест и Белоярскому району, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к обществу с ограниченной ответственностью «ЖелДорПуть» о признании незаконным бездействия, возложении обязанности, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие общества с ограниченной ответственностью «ЖелДорПуть» (ИНН 6658202960) выразившееся в отсутствии разработанного проекта санитарно-защитной зоны для производственной площадки (предприятия по заготовке и обработке древесины), находящейся по адресу: Свердловская область, Белоярский район, 0,3 км юго-западнее деревни Гилева, экспертного заключения и санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии разработанного проекта санитарным правилам, непредставлении в Асбестовский отдел Управления Роспотребнадзора по Свердловской области постановления Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации об утверждении установленной санитарно-защитной зоны для спорного объекта предварительного заключения Управления Роспотребнадзора в Свердловской области.

Обязать общество с ограниченной ответственностью «ЖелДорПуть» в течение 1 года со дня вступления решения в законную силу разработать в установленном законом порядке проект санитарно-защитной зоны для производственной площадки (предприятия по заготовке и обработке древесины), расположенной по адресу: Свердловская обл., Белоярский район, 0,3 км юго-западнее деревни Гилева; получить санитарно-эпидемиологическое заключение о соответствии требованиям санитарных норм и правил проекта санитарно-защитной зоны производственной площадки (Предприятия по заготовке и обработке древесины), расположенной по адресу:Свердловская обл., Белоярский район, 0,3 км юго-западнее деревни Гилева.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ЖелДорПуть» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Судья И. А. Нагибина

2-3242/2023 ~ М-2794/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Главный Государственный санитарный врач по г.Асбест и Белоярскому району Е.А. Брагина
Ответчики
ООО "ЖЕЛДОРПУТЬ"
Другие
Юдина Надежда Ивановна
Суд
Орджоникидзевский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Нагибина Ирина Алексеевна
Дело на странице суда
ordzhonikidzevsky--svd.sudrf.ru
06.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
06.06.2023Передача материалов судье
09.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.07.2023Судебное заседание
14.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.07.2023Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
19.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее