Дело № 2-2901/2022
24RS0040-01-2022-003800-43
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
город Норильск Красноярский край 10 октября 2022 года
Норильский городской суд Красноярского края
в составе председательствующего судьи Хлюпина А.Ю.,
при секретаре судебного заседания Лукиновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Бурыхина Г.М. к Министерству строительства Красноярского края, Управлению жилищного фонда Администрации г. Норильска о признании права на получение социальной выплаты,
У С Т А Н О В И Л:
Бурыхин Г.М. обратился в суд с исковыми требованиями к ответчикам о признании права на получение социальной выплаты для приобретения жилого помещения, мотивируя тем, что он состоит на учете Администрации города Норильска в соответствии с Федеральным законом от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», по категории «пенсионеры». С 1989 по 2005 гг. истец проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы в г. Норильске. С 2020 года по настоящее время проходит службу в органах принудительного исполнения РФ в г. Норильске, общий стаж работы в районе Крайнего Севера составляет 35 лет. Вопрос о включении периодов военной службы, службы в органах внутренних дел на территории районов Крайнего Севера в общую продолжительность стажа работы, дающего гражданам право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ, законодательством не урегулирован. Таким образом, периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы не входят в понятие «период работы или иной деятельности». Истец просит признать за ним право на получение социальной выплаты в рамках подпрограммы «Улучшение жилищных условий отдельных категорий граждан» государственной программы Красноярского края «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан», утвержденной постановлением Правительства Красноярского края №514-п от 30.09.2013 с учетом календарного стажа работы, периода службы в органах внутренних дел и времени проживания в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях».
В судебное заседание истец Бурыхин Г.М. не явился, о времени и месте рассмотрения дела уведомлен надлежащим образом.
Представитель ответчика Управления жилищного фонда Администрации г. Норильска Ткаченко Н.А., действующая на основании доверенности, в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, направила в суд отзыв, просив о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указала, что истец действительно состоит на регистрационном учете при Администрации г. Норильска в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» с 22.03.2003, категория «пенсионеры». Истец 17.05.2022 обратился в органы местного самоуправления с заявлением на получение социальной выплаты в рамках реализации Подпрограммы в 2023 году.
Представитель ответчика - Министерства строительства Красноярского края Никитина Н.В. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства извещена надлежащим образом, просил о рассмотрении дела без участия представителя, представил отзыв на иск, согласно которому право на предоставление за счет средств федерального бюджета социальных выплат на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления установлены Федеральным законом от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (далее - Закон). Статья 1 Закона в качестве одного из обязательных условий признания за гражданином права на получение жилищной субсидии устанавливает наличие у гражданина общей продолжительности стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет. Федеральный закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», устанавливающий основания возникновения права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и порядок ее назначения, в статье 2 закрепляет, что в трудовой стаж включаются периоды работы, которые засчитываются в страховой стаж для получения пенсии, предусмотренной Федеральным законом от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее - Закон о трудовых пенсиях). В статье 11 Закона о трудовых пенсиях определено понятие «периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж». Статья 11 указанного закона определяет «иные периоды, засчитываемые в страховой стаж», к которым, в числе прочих периодов, относится период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Таким образом, периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы не входят в понятие «периоды работы или иной деятельности», в связи с чем, не могут быть учтены при установлении права на получение жилищной субсидии, предусмотренной Законом. Общая продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях Бурыхина Г.М. без учета периодов работы в уголовно-исполнительной системе ГУФСИН по Красноярскому краю не соответствует условию статьи 1 Закона для признания за истцом права на получение жилищной субсидии и влечет отказ в удовлетворении заявленных требований. В этой связи оснований, для включения периодов работы в органах внутренних дел, в общий стаж работы, дающий право на получение социальной выплаты не имеется.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ гражданское дело рассматривается судом в отсутствие не явившихся лиц.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Порядок предоставления за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений (далее - жилищные субсидии) и условия их предоставления гражданам Российской Федерации (далее - граждане), выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года, регулируется положениями Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ "О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" (далее по тексту - Федеральный закон от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ).
Согласно преамбуле Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ данный Федеральный закон устанавливает право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений и условия их предоставления гражданам Российской Федерации, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, выехавшим из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 г.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ установлено, что право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В силу статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ постановка на учет граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий в соответствии с настоящим Федеральным законом, и определение размера жилищных субсидий осуществляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по месту жительства таких граждан.
Согласно статье 7 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ средства федерального бюджета на жилищные субсидии гражданам, выезжающим или выехавшим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, предусматриваются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Статьей 5 Федерального закона от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ определено, что размер жилищных субсидий, предоставляемых гражданам, имеющим право на их получение, определяется исходя из: состава семьи гражданина, выезжающей из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или выехавшей из указанных районов и местностей не ранее 1 января 1992 года; норматива общей площади жилого помещения в размере тридцати трех квадратных метров общей площади жилого помещения для одиноких граждан, в размере сорока двух квадратных метров общей площади жилого помещения на семью из двух человек, в размере восемнадцати квадратных метров общей площади жилого помещения на каждого члена семьи при численности семьи три и более человека. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, при определении используемого для расчета размера жилищной субсидии норматива общей площади жилого помещения учитывается норма дополнительной жилой площади в порядке, установленном Правительством Российской Федерации; норматива стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по Российской Федерации, значение которого определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и который действует на дату расчета жилищной субсидии; норматива предоставления жилищных субсидий в зависимости от стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
В соответствии со статьей 314 Трудового кодекса Российской Федерации порядок установления и исчисления трудового стажа, необходимого для получения гарантий и компенсаций, устанавливается Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральным законом.
В соответствии со статьей 20 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" в случае, если для назначения соответствующей пенсии, предусмотренной настоящим Федеральным законом, требуется трудовой стаж определенной продолжительности, в него включаются периоды работы и другой общественно полезной деятельности, засчитываемые в страховой стаж, необходимый для получения трудовой пенсии, предусмотренной Федеральным законом "О страховых пенсиях".
Согласно положениям статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 10 настоящего Федерального закона, засчитывается, в том числе, период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" также предусмотрено, что в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного Закона, засчитывается период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей".
Согласно п. «а» ст. 1 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей" № 4468-1 от 12 февраля 1993 года, условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения, предусмотренные настоящим Законом, распространяются, в том числе, на лиц рядового и начальствующего состава, проходивших службу в органах внутренних дел Российской Федерации, бывшего Союза ССР, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации.
Как установлено судом, с 22.03.2003 истец Бурыхин Г.М. состоит на учете Администрации г. Норильска для получения жилищной субсидии (социальной выплаты) согласно Федеральному закону от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», в категории «пенсионеры».
При этом письмом от 03.09.2014 № на имя заместителя Министра строительства и архитектуры Красноярского края Минстрой России разъяснил, что периоды прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы не входит в понятие «периоды работы или иной деятельности». Специально вопрос о включении периодов военной службы, службы в органах внутренних дел, периода прохождения службы в органах принудительного исполнения на территории районов Крайнего севера в общую продолжительность стажа работы, дающего гражданам право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2022 №125-ФЗ, законодательством не урегулирован.
Вместе с тем, само по себе отсутствие в вышеуказанном нормативном акте соответствующего правового регулирования вопросов исчисления стажа работы в районах Крайнего Севера, дающего право на получение социальной выплаты, на что ссылается Министерство строительства Красноярского края в обоснование возражений против заявленных требований, не может служить основанием для ограничения прав граждан на получение предусмотренных законом мер социальной поддержки, связанных с переселением из районов Крайнего Севера.
Как усматривается из копии трудовой книжки истца в период с 01.10.1989 по 16.02.2005 Бурыхин Г.М. проходил службу в органах уголовно-исполнительной системы, в том числе в районах Крайнего Севера 14 лет 03 месяца 10 дней, 27.09.2007 до 31.05.2020 занимал должности государственной гражданской службы МОСП по г. Норильску ГУ ФССП России по Красноярскому краю в районах Крайнего Севера, с 1.06.2020 принят на службу в органы принудительного исполнения РФ и продолжает проходить службу в МОСП по г. Норильску ГУ ФССП России по Красноярскому краю в районах Крайнего Севера на дату вынесения решения суда.
Суд признает необоснованными доводы ответчиков об отсутствии у истца стажа работы в районах Крайнего Севера требуемой продолжительностью 15 лет, основанные на не включении в трудовой стаж периода его службы в органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации.
Таким образом, вопреки доводам ответчиков, системный анализ приведенных выше законоположений позволяет сделать вывод о том, что период прохождения службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, включается в суммарную продолжительность общего трудового стажа лица.
Судом установлено и изложено выше, что трудовая деятельность истца проходила в районах Крайнего Севера, календарный стаж работы Бурыхина Г.М. в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях составляет более 20 лет, что свидетельствует о наличии у истца требуемой для получения социальной выплаты общей продолжительности трудового стажа в районах Крайнего Севера.
Соответствие истца иным требованиям, предъявляемым ст. 1 Федерального закона от 25 октября 2002 года № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» к лицам, претендующим на получение социальной выплаты на приобретение жилья, при рассмотрении настоящего дела не оспаривается.
Позиция ответчика, что период прохождения службы в органах принудительного исполнения Российской Федерации и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации не подлежат включению при определении права на жилищную субсидию, противоречит положениям Закона N 125-ФЗ, согласно которому при определении права лица на получение жилищной субсидии за счет средств федерального бюджета предусматривается необходимость наличия трудового стажа в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а наличие специального трудового стажа имеет значение в иных случаях, в частности для назначения пенсии за выслугу лет в силовых структурах, либо за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, при этом исключение периодов службы в соответствующих органах в условиях Крайнего Севера из стажа, противоречит положениям указанного Федерального закона, поскольку в таком случае истец, работая в тех же тяжелых природно-климатических условиях, что и граждане, работающие в иных организациях в районах Крайнего Севера, будет лишен в отличие от них права на получение жилищной субсидии.
Исключение из общей продолжительности трудового стажа работы истца в районах Крайнего Севера периода прохождения службы в органах уголовно-исполнительной системы суд считает необоснованным, так как это противоречит федеральному законодательству и иным нормативным правовым актам, регламентирующим порядок и условия предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
Исходя из положений ст. 196 ГПК РФ в пределах заявленных истцом требований, руководствуясь приведенным правовым регулированием, оценив представленные в материалы дела доказательства в совокупности и взаимосвязи, суд приходит к выводу о наличии оснований для включения периода прохождения Бурыхиным Г.М. службы в органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации в районах Крайнего Севера 14 лет 03 месяца 10 дней, а также период прохождения службы с 1.06.2020 до даты вынесения решения суда 10.10.2022 в органах принудительного исполнения РФ в стаж работы в районах Крайнего Севера для подсчета размера социальной выплаты, предусмотренной Федеральным законом от 25 октября 2002 г. N 125-ФЗ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за Бурыхиным Г.М. право на включение в стаж работы, дающей право на получение социальной выплаты для приобретения жилья в рамках Федерального закона от 25.10.2002 № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей", а также принятых в его исполнение нормативных актов, предусматривающих предоставление соответствующих субсидий, период прохождения Бурыхиным Геннадием Михайловичем службы в органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации с 01.10.1989 по 16.02.2005 в части прохождения службы в районах Крайнего Севера(14 лет 03 месяца 10 дней), период прохождения службы в органах принудительного исполнения Российской федерации с 1.06.2020 по 10.10.2020.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Красноярского краевого суда через Норильский городской суд в течение месяца со дня вынесения в окончательной форме.
Председательствующий судья А.Ю. Хлюпин
Мотивированное решение составлено 17 октября 2022 года.
Председательствующий судья А.Ю. Хлюпин