УЛЬЯНОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Судья Шестаева Н.И. Дело №12-18/2022 (№
12-377/2021)
73RS0021-01-2021-000346-83
РЕШЕНИЕ
г. Ульяновск
27 января 2022 года
Судья Ульяновского
областного суда Логинов Д.А.,
при секретаре
Каминской Ю.А.,
рассмотрев в
открытом судебном заседании дело по жалобе главы администрации муниципального
образования Силикатненское городское поселение Сенгилеевского района Ульяновкой
области Харитонова Владимира Ивановича на постановление судьи Сенгилеевского
районного суда Ульяновской области от 28 октября 2021 года,
установил:
постановлением
Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 28.10.2021 главе
администрации муниципального образования Силикатненское городское поселение
Сенгилеевского района Ульяновкой области (далее – глава администрации МО
Силикатненское городское поселение) Харитонову В.И. назначено административное
наказание в виде дисквалификации сроком на 1 год по ч.2 ст.7.32.5 КоАП РФ.
В вину Харитонову
В.И. было вменено то, что он, являясь главой администрации МО Силикатненское
городское поселение, в нарушение ст.34 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения
государственных и муниципальных нужд» (далее Федеральный закон № 44-ФЗ) в срок
не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке не
оплатил услуги по договору №23 от 09.01.2020 с ГУЗ «Сенгилеевская РБ» на
оказание услуг по проведению предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров
водителей за октябрь 2020 г. в сумме 840 рублей в срок до 30.11.2020; по
договору №45 от 21.10.2020 с М*** Ф.И. на аренду трактора в срок до 29.01.2021
в сумме 55 000 руб. (акт об оказании услуг от 30.12.2020); по договору №1 от 11.01.2021 с М*** Ф.И. на
аренду трактора в срок до 01.03.2021 в
сумме 117 000 рублей (акт об оказании услуг от 29.01.2021).
Ранее постановлением врио руководителя Управления
Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области №129 от 04.09.2020,
оставленным без изменения решением Сенгилеевского районного суда Ульяновской
области от 02.11.2020 и вступившим в законную силу 17.11.2020 главе
администрации МО Силикатненское городское поселение было назначено
административное наказание в виде административного штрафа в размере
30 000 руб. по ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ.
В жалобе,
направленной в Ульяновский областной суд, а также в дополнении к ней, глава
администрации МО Силикатненское городское поселение Харитонов В.И. не
соглашается с вынесенным постановлением судьи, полагает его подлежащим отмене,
производство по делу – прекращению.
В обоснование жалобы
указывает, что решение о проверке было прислано на электронную почту
администрации 31.03.2021 после окончания рабочего дня, одновременно он был
вызван для дачи объяснений, при этом постановление о возбуждении дела было
вынесено 02.04.2021. Полагает, что должностное лицо вышло за пределы цели
проверки, поскольку стороной договора от 09.01.2020 №23 является юридическое
лицо. Проведение проверки органами прокуратуры носило формальный характер,
фактически проверка не проводилась, что повлекло нарушение прав контролируемого
лица.
Полагает, что судом
необоснованно отказано в прекращении производства по делу на основании п.4
ст.24.5 КоАП РФ, поскольку на заседании Совета депутатов МО Силикатненское
городское поселение при рассмотрении проекта бюджета на 2021 им было внесено
предложение об увеличении расходов по статье «дорожное хозяйство», в том числе
для погашения задолженности перед М***.
Указывает на нарушение
срока направления дела в суд и рассмотрения дела в суде. Полагает, что
вмененное ему нарушение совершено не в период, указанный в ст.4.6 КоАП РФ.
Ссылается на то, что
по делу не было установлено нарушения порядка оплаты, в связи с чем объективная
сторона деяния не установлена полностью.
Указывает, что в
структуре администрации МО Силикатненское городское поселение имеется главный
бухгалтер, которая состоит на муниципальной службе, в соответствии с
должностной инструкцией организует бухгалтерский учет в организации и является
должностным лицом, наделенным в этой части административно-хозяйственным
функциями, в связи с чем субъектом вмененного ему нарушения является иное лицо.
Полагает, что
должность главы администрации не содержит признаки, характеризующие
муниципальную службу, является выборной, следовательно, к указанной должности
административное наказание в виде дисквалификации не может быть применено, при
этом ссылается на судебную практику.
Указывает на
отсутствие вины в совершении вмененного правонарушения. Администрация МО
Силикатненское городское поселение является в силу закона казенным учреждением
и финансируется из средств соответствующего бюджета. Главным распорядителем
бюджетных средств является местная администрация. Полномочиями по перераспределению
бюджетных средств без соответствующего решения Совета депутатов МО
Администрация не обладает.
Со ссылкой на ч.5
ст.161 Бюджетного кодекса указывает, что заключение и оплата казенным
учреждением договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств,
производится в пределах лимитов бюджетных обязательств, с учетом принятых и не
исполненных обязательств.
Указывает, что весь
объем доведенных лимитов был использован для оплаты по договору. Своевременная
оплата по договору не могла быть осуществлена по причинам, не зависящим от воли
главы Администрации. Наличие лимитов и денежные средства на счетах
администрации не являются тождественными понятиями и в отсутствии денежных
средств, при наличии лимитов, произвести оплату по обязательствам невозможно.
Ссылается на то, что
утверждение бюджета находится в исключительной компетенции Совета депутатов и
не зависит от главы администрации, полагает, что им осуществлялись необходимые
меры по получению денежных средств.
Ссылается на
малозначительность совершенного правонарушения, которое не повлекло за собой
существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. Отмечает, что на
сегодняшний день обязанность по оплате всех рассматриваемых муниципальных
контрактов исполнена в полном объеме. С момента заключения договоров со стороны
контрагентов по договорам не поступало претензий относительно оплаты. Ссылается
на судебную практику при рассмотрении дел данной категории.
Указывает, что с М***
Ф.И. было заключено соглашение о реструктуризации задолженности по договорам
№45 от 21.10.2020 и №1 от 11.01.2021, а судом не были учтены смягчающие
обстоятельства по делу.
Подробно позиция
главы администрации МО Силикатненское городское поселение Харитонова В.И.
изложена в жалобе и дополнениях к ней и поддержании им и его защитниками
Анисимовой А.А. и Неделькиным Д.Б. в судебном заседании.
Изучив доводы жалобы
и материалы дела в соответствии с ч.3 ст.30.6 КоАП РФ в полном объеме, заслушав
прокурора Холодилину Ю.О., полагавшую постановление суда законным, а также М***
Ф.И., просившего освободить Харитонова В.И. от наказания в виде дисквалификации
полагаю, что совершенное главой администрации МО Силикатненское городское
поселение Харитоновым В.И. деяние верно квалифицировано по ч.2 ст.7.32.5 КоАП
РФ, устанавливающей ответственность за нарушение должностным лицом заказчика,
ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное
правонарушение, срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении
закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе
неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного
государственным или муниципальным контрактом.
Согласно ч.1 ст.94
Федерального закона №44-ФЗ исполнение контракта включает в себя оплату
заказчиком поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
Частью 13.1 ст.34
данного Закона (в редакции, действующей на момент возникновения обязательств)
установлено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной
работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения
контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком
документа о приемке, предусмотренного частью 7
статьи 94 настоящего Федерального закона, за исключением случаев,
если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации,
случая, указанного в части 8
статьи 30 настоящего Федерального закона.
В соответствии с ч.2
ст.12, ст.107 Федерального закона №44-ФЗ должностные лица заказчиков несут
персональную ответственность за соблюдение требований, установленных
законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Вина главы
администрации МО Силикатненское городское поселение Харитонова В.И. в
совершении вмененного нарушения подтверждается исследованными в судебном
заседании и подробно изложенными в постановлении доказательствами, которые
оценены в соответствии с требованиями ст.26.11 КоАП РФ.
Оспариваемое
постановление является законным, вынесенным судьей с соблюдением порядка
привлечения к административной ответственности, в пределах срока давности, при
наличии законных оснований, с учетом обстоятельств, имеющих значение для дела.
Вопреки доводам Харитонова
В.И. все обстоятельства дела с достаточной полнотой учтены и исследованы судьей
районного суда.
При настоящем
рассмотрении жалобы обоснованность выводов судьи районного суда не
опровергнута.
Доводы об отсутствии
вины в совершении вмененного нарушения, в том числе со ссылкой на ч.4 ст.24.5
КоАП РФ, и о том, что заключение и оплата договоров производится в пределах
лимитов бюджетных обязательств, с учетом принятых и не исполненных
обязательств, а весь объем доведенных лимитов был использован для оплаты по
договору, при этом своевременно оплата не могла быть выполнена по причинам, не
зависящим от Харитонова В.И., подробно исследовались при вынесении
постановления, им дана надлежаще мотивированная оценка, оснований не
согласиться с которой не усматриваю.
Как указал судья
районного суда, из пояснений участников процесса и сообщения главы
администрации МО Силикатненское городское поселение Харитонова В.И. от
13.11.2020 следует, что на 2020 год в бюджете МО Силикатненское городское
поселение предусмотрены лимиты бюджетных обязательств на проведение
предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных
средств в размере 16 000 рублей, то есть в большей сумме, чем установлено
по договору № 23 от 09.01.2020, при этом
денежные средства на счетах администрации имелись.
Также судья
установил, что из договоров с М*** Ф.И. на аренду трактора следует, что всего в 2020 году с ним
администрацией заключено договоров на сумму 352 000 рублей.
В соответствие с
письмом Министерства финансов Ульяновской области от 04.10.2021, решений Совета
депутатов МО Силикатненское городское поселение, сообщения главы администрации
Харитонова В.И. МО Силикатненское городское поселение в 2020 году
поступления по акцизам на нефтепродукты
(дорожный фонд) составили в сумме 522 400 рублей; в 2021 году запланировано
поступлений дорожного фонда в сумме 622 600 рублей. В связи с чем судья сделал
вывод о том, что сумма поступлений в бюджет дорожного фонда составила намного
больше, чем сумма расходов по договорам с М*** Ф.И. в 2020 году, в связи с чем
заявления Харитонова В.И. о том, что бюджет недополучил денежные средства в
сумме около 62 000 рублей, что явилось причиной нарушения срока оплаты по
договору являются несостоятельными.
В соответствии с ч.3
ст.219 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные
обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств.
Получатель бюджетных
средств принимает бюджетные обязательства, в том числе, путем заключения
государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и
юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Глава администрации
МО Силикатненское городское поселение Харитонов В.И., являясь руководителем
заказчика, приняв бюджетные обязательства, несет ответственность за нарушение
условий договора, вытекающих из установленных законодательством Российской
Федерации о контрактной системе требований.
При этом судья
районного суда обоснованно указал, что то обстоятельство, что
администрация погашала из средств, которые были запланированы на
текущий 2021 год, задолженность за прошлые периоды основанием для освобождения от ответственности не является.
Глава администрации должен был предвидеть возможные негативные последствия, в частности,
в виде невозможности осуществления оплаты принятой от исполнителя работы по
договору.
Кроме того, судья
установил, что доказательств того, что Харитоновым В.И. своевременно, с момента
наступления срока на оплату выполненных работ, кроме заявки 20.11.2020,
направлялись какие-либо требования в адрес финансового органа - распорядителя
бюджетных средств, либо вносились в соответствии с порядком и сроками
формирования проекта соответствующего бюджета предложения о выделении бюджетных
ассигнований на выполнение обязательств по вышеуказанным контрактам, как в
установленный законом срок для оплаты, так и после наступления предельного
срока оплаты, не представлено. Как следует из материалов дела и пояснений
защитников администрации, было разрешено в 2020 году использовать денежные
средства, сэкономленные по другим кодам бюджетной классификации, которые были
потрачены на оплату ранее возникших долгов с М*** Ф.И. В 2021 году такие
обращения отсутствуют.
Доказательств
наличия чрезвычайных и непреодолимых обстоятельств, исключающих возможность
своевременной оплаты по указанным договорам в установленный срок, а также
свидетельствующих о том, что Глава администрации МО Силикатненское городское
поселение Харитонов В.И. осуществил все зависящие от него меры по недопущению
вмененных нарушений, в материалах дела не имеется.
Доводам о том, что
операции по счетам администрации были приостановлены, судьей районного суда
также дана надлежащая оценка, при этом суд установил, что счета администрации
открывались 04 и 16 числа каждого месяца и в указанные дни по счетам
осуществлялись расчеты.
Доводы о том, что
должность главы администрации не содержит признаков, характеризующих
муниципальную службу, является выборной, в связи с чем не может быть назначено
наказание в виде дисквалификации, а субъектом вмененного деяния является иное
лицо, полагаю несостоятельными.
Решением Совета
депутатов МО «Силикатненское городское поселение» четвертого созыва, принятого
на десятом заседании, от 24.04.2019 №53, на должность главы администрации МО
«Силикатненское городское поселение» назначен Харитонов В.И.
26.04.2019 главой МО
Силикатненское городское поселение с Харитоновым В.И. заключен контракт на срок
полномочий Совета депутатов МО «Силикатненское городское поселение» четвертого
созыва.
Согласно п.1 ст.37
Устава МО Силикатненское городское поселение, принятого решением Совета
депутатов поселения от 30.12.2019 №85 (далее – Устав), администрация поселения
является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления
поселения; администрацией поселения руководит Глава администрации поселения на
принципах единоначалия.
Как установлено п.3,
п.8 ст.39 Устава Глава администрации поселения обеспечивает осуществление
администрацией поселения полномочий по решению вопросов местного значения и
отдельных государственных полномочий, переданных органами местного
самоуправления поселения федеральными законами и законами Ульяновской области;
осуществляет общее руководство деятельностью администрации поселения по решению
всех вопросов, отнесенных к компетенции администрации поседения; заключает от
имени администрации поселения договоры в пределах своей компетенции.
В соответствии с
п.1.1.1 реестра должностей муниципальной службы, утвежденного Законом
Ульяновской области «О муниципальной службе в Ульяновской области» от
07.11.2007 №163-ЗО (приложение 1) должность главы местной администрации
городского и сельского поселения Ульяновской области отнесена к высшей группе
должностей муниципальной службы.
Как указано в п.1.1
контракта от 26.04.2019, заключенного с Харитоновым В.И. на должность главы
местной администрации муниципального образования, контракт заключен по
результатам конкурса.
Согласно п.5.3.4
контракта глава администрации организует использование материальных ресурсов и
расходование бюджетных средств в соответствии с решением о бюджете и целевым
назначением. Согласно п.5.4 контракта глава администрации является
муниципальным служащим.
С учетом изложенного
прихожу к выводу о том, что главе администрации МО Силикатненское городское
поселение Харитонову В.И. обоснованно назначено административное наказание в
виде дисквалификации.
При этом судья
обоснованно указал, что Харитонов В.И., будучи главой администрации, являлся
лицом, осуществлявшим функции по
организации и осуществлении закупок, обладал полномочиями по направлению заявок на открытие счета и на перераспределение
денежных средств, с учетом чего он являлся надлежащим субъектом вмененного
административного правонарушения.
Доводы о том, что
29.01.2021 между администрацией МО Силикатненское городское поселение и М***
Ф.И. заключено соглашение о реструктуризации задолженности по договорам №45 от
21.10.2020 и №1 от 11.01.2021 основанием для освобождения от
административной ответственности служить не могут, поскольку указанное
обстоятельство не освобождает главу МО Силикатненское городское поселение от
обязанности оплаты выполненных работ в сроки, установленные Федеральным законом
№44-ФЗ.
Данное соглашение,
учитывая его содержание и положения ст.95 Федерального закона №44-ФЗ, не
изменяет существенных условий договоров от 21.10.2020 и от 11.01.2021 с М***
Ф.И. в части установления сроков оплаты.
Более того, согласно
позиции, изложенной в письме Минфина России от 26.10.2017 №24-03-08/70438
указание условия о рассрочке или отсрочке платежа в документации о закупке и/или
контракте либо заключение дополнительных соглашений, регулирующих срок оплаты,
нормами Закона
N 44-ФЗ не предусмотрено.
Состав
административного правонарушения, предусмотренный ч.2 ст.7.32.5 КоАП РФ, является
формальным и не предусматривает квалифицирующих признаков в виде наступления
вредных последствий, в связи с чем сам факт нарушения срока оплаты оказанных
услуг, образует состав вмененного Харитонову В.И. административного
правонарушения и при указанных обстоятельствах не может быть признан
малозначительным, в том числе исходя из объектов посягательств и сроков
нарушения обязательств.
Нарушений положений
КоАП РФ, либо Федерального закона от 17.01.1992 №2202-1 «О прокуратуре
Российской Федерации», которые могли бы свидетельствовать о недопустимости
имеющихся доказательств, по делу не установлено.
Иные доводы жалобы
направлены на переоценку выводов суда первой инстанции, не опровергают
установленных по данному делу обстоятельств и не влекут отмену состоявшегося по
делу судебного постановления.
Несогласие заявителя
с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием должностным лицом и
судьей районного суда норм КоАП РФ и требований законодательства, подлежащих
применению, не свидетельствует о допущении существенных нарушений закона и
предусмотренных им процессуальных требований, не позволивших всесторонне, полно
и объективно рассмотреть дело.
Положения ст.4.1
КоАП РФ при назначении наказания соблюдены, наказание назначено в соответствии
с санкцией ч.2 ст.7.32.5 КоАП РФ, с учетом обстоятельств дела. Смягчающие
обстоятельства также были учтены судом, срок дисквалификации определен в
минимальном размере, установленном санкцией ч.2 ст.7.32.5 КоАП РФ.
Руководствуясь
ст.ст.30.1-30.9 КоАП РФ, судья
решил:
постановление судьи
Сенгилеевского районного суда Ульяновской области от 28 октября 2021 года
оставить без изменения, жалобу главы администрации муниципального образования
Силикатненское городское поселение Сенгилеевского района Ульяновкой области
Харитонова Владимира Ивановича – без удовлетворения.
Решение суда
вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Шестой
кассационный суд общей юрисдикции (город Самара).
Судья
Д.А. Логинов