Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-646/2023 ~ М-595/2023 от 09.08.2023

Дело

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Южа Ивановской области 06 октября 2023 года

Палехский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Пятых Л.В., с участием:

помощника прокурора Южского района ФИО10,

представителя ответчика ООО «Тепло Людям. Южа» - ФИО11, действующего по доверенности,

при секретаре ФИО9,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Южского района Ивановской области, в интересах ФИО1, к Обществу с ограниченной ответственностью «Тепло Людям. Южа» о взыскании компенсации морального вреда,

установил:

Заместитель прокурора Южского района, действующий в интересах ФИО1, обратился в суд с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Тепло Людям. Южа» о взыскании компенсации морального вреда, причиненного прекращением поставки коммунальной услуги горячего водоснабжения в жилое помещение, занимаемое ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время.

Как следует из представленного искового заявления, в результате проведенной прокуратурой Южского района проверки выявлен факт и обстоятельства прекращения, предоставления ООО «Тепло Людям. Южа», которая является ресурсноснабжающей организацией, коммунальной услуги горячего водоснабжения многоквартирных домов <адрес>. ФИО1 является собственником жилого помещения, квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, где постоянно проживает и своевременно оплачивает коммунальные услуги. Является пенсионером и инвалидом 3 группы. Длительное отключение горячего водоснабжения нарушает права ФИО1, как потребителя услуг в сфере ЖКХ, ей причинен моральный вред.

Руководствуясь в обоснование заявленных исковых требований положениями п.п. 3, 4 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», утвержденным постановлением Правительства РФ №354 от 06.05.2011 года, п. 5.1.5 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Госстроя РФ №170 от 27.09.2003 года, п.п. 3.1.11, 3.1.12 СанПиН 2.1.4.2496-09 «Гигиенические требования к обеспечению безопасности системы горячего водоснабжения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ №20 от 07.04.2009 года, ст. 11 Федерального закона №52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 403 ГК РФ, ст. 161 ЖК РФ, ст. 45 ГПК РФ и ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре РФ», истец просит взыскать с ООО «Тепло Людям. Южа» в пользу ФИО1 в счет компенсации морального вреда, причиненного прекращением предоставления коммунальной услуги горячего водоснабжения в период с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время <данные изъяты>

В судебном заседании прокурор ФИО10 исковые требования поддержала в полном объеме, по доводам искового заявления, настаивала на их удовлетворении.

Заинтересованное лицо ФИО1, извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия.

Представитель ответчика ООО «Тепло Людям. Южа» ФИО11, в судебном заседании исковые требования признал частично, просил уменьшить сумму компенсации морального вреда до <данные изъяты>. Поддержал письменные возражения к иску, согласно которым ООО «Тепло Людям. Южа» является ресурсоснабжающей организацией, основной задачей деятельности которой является производство теплоносителя, а также производство горячей воды. В ходе своей деятельности Обществом неоднократно фиксировалось нарушение гидравлического режима и большой расход (утечка) горячей воды в системе горячего водоснабжения города Южа. Проведение диагностических мероприятий по оценке масштабов проблемы и выявлению ее причин не позволили в период сентябрь - ноябрь 2022 года оказывать жителям многоквартирных домов <адрес> (далее - МКД) услугу по горячему водоснабжению. Соответственно начисление платы за данную услугу Обществом не производилось.

ООО «Тепло «Людям. Южа» проведено техническое обследование линии горячего водоснабжения от котельной до указанных выше многоквартирных домов. В соответствии с выводами, изложенными в техническом заключении ООО «Региональный центр энергоэффективности и нормирования», система горячего водоснабжения в существовавшем виде не могла эксплуатироваться по причинам сильного коррозионного износа труб наружных сетей. О сложившейся ситуации ответчиком была проинформирована Администрацию Южского муниципального района ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ по результатам совместного совещания, в целях обеспечения граждан коммунальными услугами, принято решение переподключить полотенцесушители с системы горячего водоснабжения на систему центрального теплоснабжения, а также с согласия собственников приобрести и временно установить водонагревательные приборы (бойлеры) объемом 50 л. в случае отсутствия приборов (бойлеров) в квартирах.

Данное решение принято с целью обеспечения жителей, временным альтернативным источником горячей воды в условиях невозможности эксплуатации существующей сети горячего водоснабжения. При этом переоборудования системы отопления в жилых помещениях не производилось. В настоящее время, ответчиком осуществляются мероприятия по прокладке новой сета ГВС, которые планируется закончить к началу отопительного сезона 2023-2024 г.г. В рассматриваемом исковом заявлении отсутствуют информация и доказательства, подтверждающие основания для подачи искового заявления, в соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ.

Также представителем ответчика указано о том, что ФИО1 от предложения установки бойлера отказалась по причине его наличия в жилом помещении.

Представитель третьего лица Администрации Южского муниципального района Ивановской области, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, представив заявление о рассмотрении дела без участия представителя.

Заслушав прокурора, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с ч. 1 ст. 7 Конституции РФ, Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии со ст. 2 Конституции РФ, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

Согласно ч. 4 ст. 3 ЖК РФ никто не может быть ограничен в праве получения коммунальных услуг, иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным Конституцией РФ (статья 40).

В соответствии с п. 1.1 ст. 157 ЖК РФ правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах устанавливаются Правительством РФ.

Согласно п. 2 ст. 548 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть тепловой энергией, применяются правила о договоре энергоснабжения (ст. ст. 539 - 547), если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

В соответствии с п. 1 ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.

В силу ст. 426 ГК РФ договор энергоснабжения является публичным договором.

Статьей 546 ГК РФ предусмотрены случаи, когда в отношении граждан возможен перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии - по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента (пункт 2); в случае необходимости принять неотложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом (пункт 3).

В силу статей 309 - 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями законов и иных правовых актов.

Односторонний отказ от исполнения обязательства не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязаны обеспечивать горячее водоснабжение, холодное водоснабжение, водоотведение, осуществлять иную регулируемую деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения путем эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, централизованных систем водоотведения или отдельных объектов таких систем в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона.

В соответствии с ч. 15 ст. 161 ЖК РФ организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.

Часть 3 ст. 1 Федерального закона от 07.12.2011 года N 416-ФЗ предписывает, что требования к качеству и безопасности воды, подаваемой с использованием централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, в том числе, открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения), устанавливаются законодательством РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.

Федеральный закон от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" закрепляет, обязанность организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (ч. 2 ст. 19);

Как следует из ч. 1 ст. 24 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" организация, осуществляющая горячее водоснабжение с использованием централизованных и нецентрализованных (автономных) систем горячего водоснабжения, обязана подавать абонентам горячую воду, соответствующую установленным требованиям.

Горячее водоснабжение осуществляется в соответствии с правилами горячего водоснабжения, утверждаемыми Правительством РФ (ч. 11 ст. 7 Федерального закона от 07.12.2022 года №416-ФЗ).

Постановлением Правительства РФ от 29 июля 2013 года N 3142 утверждены Правила горячего водоснабжения, согласно которым организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязуется подавать абоненту через присоединенную сеть горячую воду установленного качества (в том числе температуры) в режиме ее подачи, определенном договором горячего водоснабжения, а абонент обязуется оплачивать в сроки, порядке и размере, которые определены договором горячего водоснабжения, принятую горячую воду и соблюдать предусмотренный договором горячего водоснабжения режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении объектов централизованных систем горячего водоснабжения, в том числе водопроводных сетей, и исправность средств измерений (приборов учета) (пункт 5).

В соответствии с п.п. "г" п. 27 указанных Правил, организация, осуществляющая горячее водоснабжение, обязана обеспечивать горячее водоснабжение в соответствии с законодательством РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательством о техническом регулировании.

Статьей 21 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ установлен исчерпывающий перечень основания для временного прекращения или ограничения водоснабжения, водоотведения, транспортировки воды и (или) сточных вод, отказ от исполнения обязательств по договору водоснабжения и (или) водоотведения.

Постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, которые (п. 1) регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности.

В силу пп. "в, г, д" п. 3 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, горячее водоснабжение относится к коммунальным услугам и предусматривает снабжение горячей водой, подаваемой по централизованным сетям горячего водоснабжения и внутридомовым инженерным системам в жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме. Предоставление коммунальных услуг потребителю осуществляется круглосуточно (коммунальной услуги по отоплению - круглосуточно в течение отопительного периода), то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность, соответствующую требованиям к качеству коммунальных услуг, приведенным в приложении N 1; предоставление коммунальных услуг осуществляется в необходимых потребителю объемах в пределах технической возможности внутридомовых инженерных систем, с использованием которых осуществляется предоставление коммунальных услуг; качество предоставляемых коммунальных услуг должно соответствовать требованиям, приведенным в приложении N 1 к настоящим Правилам.

Согласно пп. "а, м" п. 31 Правил исполнитель обязан предоставлять потребителю коммунальные услуги в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг; информировать потребителей в порядке и сроки, которые установлены настоящими Правилами, о причинах и предполагаемой продолжительности предоставления коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность.

В силу пункта 121 Правил предоставления коммунальных услуг утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством РФ и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается, за исключением случаев, указанных в подпунктах "а", "б" и "д" пункта 115 и пункте "б" пункта 117 настоящих Правил.

Таких исключительных обстоятельств, по данному делу не установлено.

Положениями п. 7 ч. 3 ст. 21 Федерального закона от 07 декабря 2011 года предусмотрено, что организация, осуществляющая горячее водоснабжение, вправе прекратить или ограничить горячее водоснабжение, предварительно уведомив не менее чем за одни сутки до планируемого прекращения или ограничения абонента и органы местного самоуправления, в случае проведения планово-предупредительного ремонта.

Приложением N 1 к действующим в настоящее время Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06 мая 2011 года N 354, предусмотрено, что допустимая продолжительность перерыва подачи горячей воды: 8 часов (суммарно) в течение 1 месяца; 4 часа единовременно; при аварии на тупиковой магистрали - 24 часа подряд; продолжительность перерыва в горячем водоснабжении в связи с производством ежегодных ремонтных и профилактических работ в централизованных сетях инженерно-технического обеспечения горячего водоснабжения осуществляется в соответствии с требованиями законодательства РФ о техническом регулировании (СанПиН 2.1.4.2496-09).

При этом СанПиН 2.1.4.2496-09 утратил силу в связи с изданием СанПиН 2.1.3684-21. В п. 3.1.11 ранее действовавшего СанПиН 2.1.4.2496-09 было установлено, что в период ежегодных профилактических ремонтов отключение систем горячего водоснабжения не должно превышать 14 суток. Действующий СанПиН 2.1.3684-21 не содержит аналогичных временных ограничений для периода ежегодных профилактических ремонтов. Вместе с тем в соответствии с абз. 2 п. 5.1.5 Правил, утвержденных постановлением Госстроя РФ от 27 сентября 2003 г. N 170, ремонт тепловых сетей, тепловых пунктов и систем теплопотребления следует производить одновременно в летнее время. Рекомендуемый срок ремонта, связанный с прекращением горячего водоснабжения - 14 дней. В каждом конкретном случае продолжительность ремонта устанавливается органами местного самоуправления.

Заявление в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина может быть подано прокурором только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам обратиться в суд. Указанное ограничение не распространяется на заявление прокурора, основанием для которого является обращение к нему граждан о защите нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.

В силу ст. 3 Федерального закона от 07 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" государственная политика в сфере водоснабжения и водоотведения направлена, в том числе, на достижение цели охраны здоровья населения и улучшения качества жизни населения путем обеспечения бесперебойного и качественного водоснабжения и водоотведения.

При этом охрана здоровья населения представляет собой систему мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи, что отражено в ст. 2 ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".

В соответствии с положениями ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" одним из способов такой профилактики является проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

Частью 2 ст. 19 указанного закона предусмотрено, что организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям (ч. 2 ст. 19).

Приказом Росстандарта от 11 июня 2014 года N 544-ст утвержден "ГОСТ Р 51617-2014. Национальный стандарт Российской Федерации. Услуги жилищно-коммунального хозяйства и управления многоквартирными домами. Коммунальные услуги. Общие требования", которым определено, что коммунальная услуга горячего водоснабжения потребителей в многоквартирном доме осуществляется в соответствии с законодательством РФ и должна обеспечивать круглосуточное, бесперебойное горячее водоснабжение в течение года, то есть бесперебойно либо с перерывами, не превышающими продолжительность (п. 6.2).

В решении Верховного Суда РФ от 22 июня 2022 года N АКПИ22-375 отражена позиция, что обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", является одним из основных условий реализации прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Таким образом, из существа заявленных требований, обоснованных отсутствием горячего водоснабжения сверхдопустимой продолжительности, а также представленного обращения ФИО1 в адрес прокурора о защите ее прав, следует, что предъявленный прокурором иск направлен на защиту права в сфере охраны здоровья, и в сфере обеспечения права на благоприятную окружающую среду, что прямо следует из положений ст. 3 ФЗ "О водоснабжении и водоотведении", в связи с чем, прокурор в силу положений ст. 45 ГПК РФ вопреки выводам ответчика, вправе предъявить настоящий иск в суд.

Как следует из материалов дела и установлено судом, прокуратурой Южского района Ивановской области проведена проверка по заданию прокуратуры Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу соблюдения требований законодательства о водоснабжении. В ходе проверки установлено, что жители многоквартирных домов <адрес> коммунальной услугой по горячему водоснабжению не обеспечиваются с 2022 года, что не оспаривалось представителем ответчика в судебном заседании.

Согласно технического паспорта на дома по адресу <адрес>, указанный дом является двухэтажным, многоквартирным, в котором предусмотрено центральное отопление, горячее водоснабжение.

Собственником жилого помещения – квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, является ФИО1, где имеет постоянную регистрацию по месту жительства.

Горячее водоснабжение вышеуказанного жилого дома осуществляется за счет тепловой энергии, подаваемой ООО «Тепло Людям. Южа» по сетям ГВС из котельной , расположенной по адресу: <адрес>.

Постановлением администрации Южского муниципального района от 01.06.2022 N 582-п утверждена "Актуализированная схема теплоснабжения Южского городского поселения Южского муниципального района до 2032 года. Актуализация на 2024 год", согласно которой на территории Южского городского поселения Южского муниципального района существуют две технологические зоны централизованного теплоснабжения.

Согласно данной Схеме многоквартирный <данные изъяты> подключен к централизованной системе теплоснабжения котельной . ООО «Тепло Людям. Южа» Осуществляет предоставление коммунальной услуги, как по теплоснабжению, так и по горячему водоснабжению населения города, в том числе в указанный многоквартирный дом, по сетям ГВС из котельной , расположенной по адресу: <адрес>.

Вместе с тем, согласно данной схеме расчетная присоединенная тепловая нагрузка потребителей от котельной значится как «0», количество надземных и подземных сетей горячего водоснабжения, от котельной значится как «0», изложены сведения о том, что сети горячего водоснабжения по котельной законсервированы.

Как следует из схемы теплоснабжения г. Южа, актуализированной на 2022 года, в ней также не содержится сведений ни о тепловой энергии, отпускаемой на организацию горячего водоснабжения, ни о тепловых нагрузках котельных г. Южа, связанных с производством тепловой энергии для поставки горячего водоснабжения, ни о тарифах на ГВС для населения на все территории г. Южа.

Согласно постановления Администрации Южского муниципального района Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ -п ООО «Тепло Людям. Южа» с ДД.ММ.ГГГГ присвоен статус единой теплоснабжающей организации на территории Южского городского поселения Южского муниципального района Ивановской области.

Согласно устава ООО «Тепло Людям. Южа», его основным видом деятельности значится производство пара и горячей воды (тепловой энергии) котельными.

На основании концессионного соглашения от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Тепло Людям. Южа», как концессионер, приняло объекты теплоснабжения и горячего водоснабжения, расположенные на территории г. Южа Ивановской области, в том числе котельную по адресу: <адрес> и обязалось за свой счет в порядке, в сроки и на условиях предусмотренных концессионным соглашением реконструировать объекты Концессионного соглашения, право собственности на которые принадлежат Концеденту (Южскому городскому поселению), осуществлять с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения деятельность по производству, передаче, распределению тепловой энергии и осуществлению горячего водоснабжения в границах Южского городского поселения. Концедент обязался предоставлять Концессионеру на срок и в порядке, установленным данным соглашением объект Концессионного соглашения для осуществления реконструкции и Концессонной деятельности.

Как следует из письменного обращения Администрации Южского муниципального района в адрес ООО «Тепло Людям. Южа» от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с фактическим использованием технологически присоединенного муниципального имущества к объекту концессионного соглашения, органом местного самоуправления предложено ООО «Тепло Людям. Южа» оформить передачу имущества дополнительным соглашением, в том числе на линию горячего водоснабжения от котельной , расположенную по адресу: <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Южского муниципального района (ссудодатель), и ООО «Тепло Людям. Южа» (ссудополучатель) был заключен договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом (далее по тексту – Договор), в соответствии с которым ссудополучателю передано имущество – линия горячего водоснабжения от котельной Южского городского поселения, назначение: сооружения коммунального хозяйства, расположенного по адресу: <адрес>, протяженностью 1010 м., с кадастровым номером . Что также подтверждается актом приема – передачи муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно п.п. 3.1.4, 3.4.3. указанного договора ООО «Тепло Людям Южа» приняло на себя обязанности принять имущество по акту приема-передачи в установленный срок и использовать его исключительно в соответствии с функциональным назначением, содержать имущество в надлежащем техническом и санитарном состоянии в соответствии с санитарными нормами и правилами, установленными правилами эксплуатации, противопожарными требованиями, вести необходимую техническую документацию, следить за нормальным функционированием и техническим состоянием инженерно-технических коммуникаций.

Из п. 3.4.8 договора следует, что ссудополучатель обязан немедленно извещать Ссудодателя о всяком повреждении, аварии или ином событии, нанесшем (грозящем нанести) Имуществу ущерб, и своевременно принимать все возможные меры по предотвращению угрозы либо против дальнейшего разрушения или повреждения Имущества.

При этом из акта приема-передачи муниципального имущества от ДД.ММ.ГГГГ, являющегося необъемлемой частью вышеуказанного договора безвозмездного пользования, следует, что имущество ссудополучателем осмотрено, недостатков, препятствующих его использованию, не имеется.

Таким образом, в настоящее время централизованное теплоснабжение Южского городского поселения осуществляет ООО «Тепло Людям. Южа». Теплоснабжающая организация обязана отпускать тепловую энергию в виде сетевой воды потребителям на нужды теплоснабжения жилых помещений, административных, культурно-бытовых зданий, а также приняло на себя обязанности по эксплуатации сетей горячего водоснабжения для обеспечения указанным коммунальным ресурсом населения.

Как следует из письменного обращения Администрации Южского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ в адрес ООО «Тепло Людям. Южа», после начала отопительного сезона 2022-2023 годов, обществом прекращена деятельность по осуществлению горячего водоснабжения на территории Южского городского поселения, а также игнорируются неоднократные требования о возобновлении горячего водоснабжения жилых домов по <адрес>. Учитывая многочисленные обращения жителей Южского городского поселения, в том числе в Правительство Ивановской области, а также управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей, предложено возобновить подачу горячего водоснабжения.

Факты неоднократных обращений в адрес теплоснабжающей организации по вопросу прекращения горячего водоснабжения подтверждаются письменными запросами Управления ЖКХ Администрации Южского муниципального района от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ.

Как следует из акта санитарно-эпидемиологического обследования Центра гигиены и эпидемиологии в Ивановской области в г. Шуя, Шуйском и Савинском районах» Филиала ФБУЗ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, от ДД.ММ.ГГГГ, по результатам санитарно-эпидемиологического обследования жилых помещений по адресу: <адрес>, установлено, что теплоснабжение указанных домов осуществляет ресурсоснабжающая организация ООО «Тепло Людям. Южа». Подготовка горячей воды предусмотрена в котельной, по адресу: <адрес>, которая далее по трубопроводу распределяется потребителям.. На момент обследования произвести замеры температуры горячей воды не представилось возможным, т.к. ресурсоснабжающая организация ООО «Тепло Людям. Южа» не осуществляет эту услугу. В жилых домах, в подвальных помещениях оборудованы тепловые пункты, где представлена система труб теплоснабжения и горячего водоснабжения. Оборудованы спусковые краны. При осмотре вода в трубах ГВС отсутствует. Соответственно в квартирах наличия горячей воды также не зафиксировано.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ивановской области направлено соответствующее извещение об установленных в ходе проверки обстоятельствах, в адрес Администрации Южского муниципального района, в котором также указано том, что информации об авариях от хозяйствующего субъекта, осуществляющего эксплуатацию системы водоснабжения в г. Южа, в Управление не поступало. В связи с изложенным Управлением объявлено предостережение ООО «Тепло Людям. Южа» о недопустимости нарушения обязательных требований, и предложено Администрации Южского муниципального района принять меры по обеспечению жителей домов , и по <адрес> горячей водой надлежащего качества.

В обоснование возражений к исковым требованиям ООО «Тепло Людям. Южа» суду представлено сообщение (именуемое ответчиком экспертным заключением) ООО «Региональный центр энергоэффективности и нормирования», согласно которого, по результатам предварительного технического обследования сетей горячего водоснабжения от котельной ООО «Тепло Людям. Южа», расположенной по адресу: <адрес> до потребителей по адресам: <адрес>, установлено, что система работает в режиме, не обеспечивающем ее нормативную эксплуатацию, а именно:

Диаметры наружных сетей ГВС завышены по сравнению с необходимыми расходами горячей воды потребителями. Расчетная скорость движения воды в трубах при номинальном расходе горячей воды потребителями составляет 0,2 м/сек, в то время как рекомендуемая около 1,4 м/сек. Потери тепловой энергии в наружных трубопроводах системы ГВС как минимум в три раза превышают нормативные. При этом потребители платят за компонент - тепловая энергия по нормативу, утвержденному субъектом РФ (администрацией Ивановской области).

Несмотря на завышенные диаметры наружных сетей и небольшой расход воды перепад давления в рециркуляционном контуре ГВС выше нормативного. Мощность, потребляемая насосом, завышена. Что связано с тем, что сети ГВС у потребителей с внутренней стороны покрыты слоем накипи (отложениями солей временной жесткости) и ржавчиной. Из-за завышенного гидравлического сопротивления системы ГВС расход электроэнергии превышает величину, заложенную в тариф на тепловую энергию.

Трубы наружных сетей ГВС имеют сильный коррозионный износ. Попытка измерить остаточную толщину стенки не удалась, из-за опасности повреждения трубы.

Исходя из вышесказанного, сделан вывод, что система ГВС в существующем виде не может эксплуатироваться. Наружные сети ГВС и циркуляционный насос требуют замены.

Суд отмечает, что из доводов указанного документа следует не соответствие норматива оплаты отопления, потерям тепловой энергии при поставке горячей воды, что явно говорит об экономической неэффективности поставщика при осуществлении подачи горячей воды, и не является обстоятельством, свидетельствующим об обоснованности прекращения поставки услуги горячего водоснабжения.

Оценивая представленный документ, суд отмечает, что изложенные в нем выводы, допустимыми и достоверными доказательствами не подтверждаются, поскольку каких либо доказательств о произведенных осмотрах, замерах и полученных результатах не содержат, данное заключение не содержит сведений о его изготовлении, тогда, как система горячего водоснабжения не действует более года. Более того доводы о том, что сети ГВС у потребителей с внутренней стороны покрыты слоем накипи (что обуславливает небольшой расход воды и снижает скорость движения в основном трубопроводе) противоречат выводам о том, что трубы ГВС (сети) имеют сильный коррозионный износ, исключающий замеры стенок.

При этом ООО «Тепло Людям. Южа» ДД.ММ.ГГГГ принимая сети горячего водоснабжения, указало о том, что имущество им осмотрено и не имеет недостатков, препятствующих использованию, а также в плоть до ДД.ММ.ГГГГ о каких-либо авариях на сети горячего водоснабжения в Управление Роспотребнадзора (что является обязательным в деятельности поставщика данной коммунальной услуги) не сообщало, о выводе сети горячего водоснабжения из эксплуатации, до планируемого вывода в течение длительного периода после прекращения поставки коммунальной услуги, орган местного самоуправления не извещало, сроки вывода из эксплуатации не согласовывало.

Сам факт оформления договорных отношений по передаче в пользование ответчика сетей горячего водоснабжения ДД.ММ.ГГГГ, не исключает ответственности ООО «Тепло. Людям. Южа», поскольку уже с 2021 года оно несет обязанности гарантирующего поставщика, а прекращение подачи горячей воды обусловлено отказом ответчика от ее производства в котельной и подачи в сети горячего водоснабжения.

Уведомление о выводе из эксплуатации объекта центрального горячего водоснабжения – водопровода протяженностью 400 п.м., от котельной до многоквартирных домов по <адрес> направлено ООО «Тепло Людям Южа» в адрес органа местного самоуправления только ДД.ММ.ГГГГ.

Доказательств, свидетельствующих о возобновлении поставки горячего водоснабжения на день рассмотрения настоящего дела, ответчиком не представлено.

Доводы ООО «Тепло Людям. Южа» о проведении капитального ремонта сети горячего водоснабжения и планируемом сроке возобновления предоставления услуги горячего водоснабжения жителям многоквартирных домов , , по <адрес>, какими-либо доказательствами не подтверждены. Принимая во внимание объем обязательств, принятых на себя в рамках договора безвозмездного пользования тепловой сетью от ДД.ММ.ГГГГ (согласно которого капитальный ремонт отнесен к обязанности собственника),каких либо договоров на проведение капитального ремонта силами ООО «Тепло Людям. Южа» с определением сроков выполняемых работ и их объема, ответчиком с собственником не заключалось. Проведение ремонтных работ, на что ссылается ответчик, многократно превышает их установленный четырнадцатидневный срок.

В ходе рассмотрения дела ответчиком не представлено объективных доказательств, а судом не установлено обстоятельств, достоверно свидетельствующих о принятии необходимых, достаточных и своевременных мер по обеспечению жителей многоквартирных домов надлежащей круглосуточной подачей горячего водоснабжения, отсутствие которого влечет нарушение прав ФИО1 по пользованию коммунальными услугами.

Доводы ответчика ООО «Тепло Людям. Южа» о принятии мер для компенсации прекращения поставки горячего водоснабжения путем переподключения полотенцесушителей с системы ГВС на систему центрального теплоснабжения, временной установке (по желанию потребителей) в жилых помещениях водонагревательных приборов (болейров), не свидетельствуют об обратном, а также не подтверждены представленными доказательствами, и в качестве такого судом не расценивается письмо о принятии подобного решения на совещании между ООО «Тепло Людям. Южа» и Администрацией Южского муниципального района, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ, в отсутствие доказательств его реализации.

Суд отмечает, что такое решение принималось по истечение более полугода после отключения горячего водоснабжения.

Разрешая требование истца о взыскании компенсации морального вреда, суд учитывает, что в соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

В силу п. 2 ст. 1099 ГК РФ, моральный вред, причиненный действиями (бездействием), нарушающими имущественные права гражданина, подлежит компенсации только в случаях, предусмотренных законом.

Из п. 2 ст. 1101 ГК РФ следует, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

В соответствии с преамбулой Закона РФ от 07.02.1992 года N 2300-1 "О защите прав потребителей", он регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг.

Таким образом, сложившиеся между сторонами правоотношения подпадают под правовое регулирование Закона о защите прав потребителей.

На основании п.п. 1, 5 ст. 4 Закона "О защите прав потребителей" исполнитель обязан оказать потребителю услугу, качество которой соответствует договору. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.

В силу статьи 15 Закона от 07.02.1992 года N 2300-1, моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

По смыслу названных норм материального права основанием для взыскания компенсации морального вреда является недобросовестность действий ответчика.

Пунктами 149, 150 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что за причиненный потребителю моральный вред вследствие нарушения предусмотренных жилищным законодательством РФ прав потребителей, исполнитель несет ответственность, установленную законодательством РФ. Исполнитель освобождается от ответственности за нарушение качества предоставления коммунальных услуг, если докажет, что такое нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя.

Доказательств, свидетельствующих о том, что нарушение произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине потребителя, суду не представлено.

В соответствии с п. 45 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.06.2012 г. N 17 при решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.

Подача горячей воды в <адрес> прекратилась с окончанием отопительного сезона 2021-2022 года с мая 2022 года, что не оспаривалось представителем ответчика, и до настоящего времени жителям многоквартирного <адрес> не обеспечено бесперебойное круглосуточное предоставление коммунальной услуги по горячему водоснабжению.

Как следует из материалов дела ФИО1 является пенсионером, инвалидом третьей группы, что подтверждается копией удостоверения о назначении пенсии по инвалидности.

Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает обстоятельства, установленные по делу, характер причиненных истцу нравственных страданий, степень вины ответчика, длительность лишения возможности ФИО1 пользоваться водой надлежащего качества, ее возраст и наличие инвалидности, и, исходя из принципа разумности и справедливости, полагает возможным взыскать компенсацию морального вреда в размере <данные изъяты>..

В соответствии с п. 6 ст. 13 Закона РФ "О защите прав потребителей", поскольку требования истца о компенсации морального вреда в добровольном порядке не были удовлетворены, с ответчика подлежит взысканию штраф в размере 50% от присужденной в пользу истца суммы, что составляет <данные изъяты>.

В соответствии с ч.1 ст. 98 ГПК РФ с ответчиков в пользу истца подлежат взысканию расходы по оплате им государственной пошлины.

В соответствии с п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются прокуроры – по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

Согласно ст. 103 ГПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой истец освобожден, взыскивается с ответчика, не освобожденного от уплаты государственной пошлины. Прокурор обратился в суд с требованиями не имущественного характера в защиту физического лица. Согласно п.п 3 п. 1 ст. 333.19 НК РФ размер государственной пошлины при подаче искового заявления неимущественного характера для физических лиц составляет <данные изъяты>.

Таким образом, с ООО «Тепло Людям. Южа» подлежит взысканию государственная пошлина в размере <данные изъяты> в бюджет Южского муниципального района.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования заместителя прокурора Южского района Ивановской области, действующего в интересах ФИО1 к Обществу с ограниченной ответственностью «Тепло Людям. Южа» о взыскании компенсации морального вреда удовлетворить.

Взыскать с «ООО Тепло Людям. Южа», <данные изъяты>, в пользу ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <данные изъяты>,

в счет компенсации морального вреда <данные изъяты>, а также штраф в размере <данные изъяты>.

Взыскать с «ООО Тепло Людям. Южа», <данные изъяты> в бюджет Южского муниципального района государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в Ивановский областной суд через Палехский районный суд Ивановской области в течение одного месяца со дня вынесения в окончательной форме.

Председательствующий:          Л.В. Пятых

Решение вынесено в окончательной форме 13 октября 2023 года.

2-646/2023 ~ М-595/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Южского района, в интересах Мазонко Е.М.
Ответчики
ООО "Тепло Людям. Южа"
Другие
Администрация Южского муниципального района
Мазонко Е.М.
Суд
Палехский районный суд Ивановской области
Судья
Пятых Любовь Васильевна
Дело на странице суда
palehsky--iwn.sudrf.ru
09.08.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.08.2023Передача материалов судье
11.08.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
11.08.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.08.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
07.09.2023Судебное заседание
06.10.2023Судебное заседание
13.10.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.11.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
20.11.2023Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее