Дело № 2-843/2023
УИД № 37RS0013-01-2023-001176-16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
25 декабря 2023 года п. Палех Ивановской области
Палехский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Луговцевой С.В., при секретареЕленко М.С., с участием помощника прокурора Палехского района Ивановской области Куранова А.М., представителя ответчика Администрации Палехского муниципального района Якубовой С.В., представителя третьего лица МКУ «Благоустройство территории Палеха» Мошелёва Н.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора заместителя Палехского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Палехского муниципального района о возложении обязанности по принятию мер по надлежащего содержанию автомобильных дорог,
УСТАНОВИЛ:
04 декабря 2023 года прокурор Палехского района Ивановской области обратился в Палехский районный суд Ивановской области с иском к администрации Палехского муниципального района (далее по тексту – ответчик, администрация района), в котором просит возложить на ответчика обязанность провести мероприятия, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения путем приведения в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017 автомобильных дорог по ул. Фрунзе и ул. Чернышевского п. Палех в срок до 01 сентября 2024 года.
Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка по соблюдению требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения. В ходе проверки установлено, что автомобильные дороги на улице Чернышевского и улице Фрунзе относятся к категории автомобильных дорог с щебеночным покрытием и относится к 5 категории автодорог, собственником которых является Палехское городское поселение. В ходе проверки выявлены дефекты покрытия проезжей части автомобильных дорог по улице Фрунзе от д. 1 до д. 44 и улице Чернышевского от д. 1 до д. 43 п. Палех в виде просадок глубиной от 5 до 7 см. Ненадлежащее состояние автомобильных дорог по указанным улицам угрожает безопасности участников дорожного движения и может стать причиной дорожно-транспортных происшествий, и как следствие, причинению вреда жизни и здоровью граждан. Ссылаясь на положения ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», прокурор просит удовлетворить заявленные исковые требования.
В судебном заседании помощник прокурора Куранов А.М. поддержал заявленные исковые требования, просил их удовлетворить в полном объеме, установив срок для приведения автомобильных дорог в соответствии с требованиями ГОСТ до 01 сентября 2024 года для обеспечения выполнения работ в весенне-летний период.
На основании ч.3 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ОГИБДД МО МВД РФ «Южский», который извещался судом о дате, времени месте судебного разбирательства надлежащим образом, однако, на судебное заседание не явился, не сообщил суду о причинах неявки, не ходатайствовал об отложении судебного разбирательства, не выразил своей позиции по существу искового заявления.
В судебном заседании представитель ответчика – администрации Палехского муниципального района Якубова С.В. с исковыми требованиями прокурора согласилась. Пояснила, что в соответствии с Уставом администрация выполняет функцию исполнительного органа, в том числе, в области содержания автомобильных дорог. В настоящее время ведутся организационные мероприятия по решению вопросов финансирования ремонта автомобильных дорог на улицах Фрунзе и Чернышевского п. Палех, денежные средства на ремонт данных дорог администрацией будут перечислены в МКУ «Благоустройство территории Палеха», которое в соответствии с Уставом осуществит мероприятия по приведению дорог в соответствии с требования законодательства.
В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - МКУ «Благоустройство территории Палеха» Мошелев Н.Р. с исковыми требованиями прокурора согласился. Пояснил, что МКУ «Благоустройство территории Палеха» осуществляет свою деятельность за счет средств, выделяемых органом местного самоуправления и в соответствии с утвержденными Программами. В настоящее время запланирован ремонт по улице Чернышевского п. Палех, средства на ремонт автомобильной дороги по этой улице включены в Программу. Учреждением подана заявка в Совет Палехского городского поселения для выделения денежных средств на ремонт автомобильной дороги по улице Фрунзе п. Палех. До 01 сентября 2024 года автомобильные дороги по указанным улицам будут приведены в соответствие с требованиями ГОСТ.
Заслушав мнение помощника прокурора, участников, изучив материалы дела и исследовав доказательства, суд приходит к следующему.
В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований.
В силу ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
Согласно ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Положениями ст.17 Конституции РФ гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Согласно п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно ч.1 ст. 33 Устава Палехского городского поселения Палехского муниципального района Ивановской области администрация Палехского городского поселения не создается. Полномочия исполнительно-распорядительного органа поселения по решению вопросов местного значения и полномочия для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных, органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ивановской области исполняет администрация Палехского муниципального района за счет средств бюджета Палехского городского поселения.
В соответствии с п.7 ст.3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу ч.4 ст.6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (часть 2 статьи 12 Федерального закона № 196-ФЗ).
Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации.
П.6 ч.1 ст.13 Федерального закона № 257-ФЗ закреплено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч.3 ст.15 Федерального закона № 257-ФЗ).
В соответствии с пунктом 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утв. Приказом Росстата от 26 сентября 2017 года № 1245-ст), покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.
В соответствии с таблицей 5.3 отдельные повреждения (выбоина, просадка, пролом) длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью равной 0,06 квадратным метров или более подлежат устранению. Таким образом, в указанной таблице отражены предельные размеры просадок и выбоин, подлежащих устранению.
Из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением администрации Палехского муниципального района от 17 октября 2022 года № 553-п «О внесении изменений в постановление администрации Палехского городского поседения от 21 сентября 2010 № 95 «Об утверждении перечня автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Палехского городского поселения Палехского муниципального района Ивановской области» собственником автомобильных дорог, проходящих по ул. Фрунзе и ул. Чернышевского п. Палех, является Палехское городское поселение.
10 ноября 2023 года Отделением государственной инспекции безопасности дорожного движения Межмуниципального отдела министерства внутренних дел Российской Федерации «Южский» было принято решение о проведении постоянного рейда при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения.
Из рапорта гос. инспектора ДН ОГИБДД МО МВД России «Южский» следует, что 21 ноября 2023 года проведено контрольное мероприятия – постоянный рейд в отношении юридического лица – МКУ «Благоустройство территории Палеха», в ходе которого были обследованы автомобильные дороги по улице Чернышевского от д.1 до д.43 и улице Фрунзе от д.1 до д.44 п. Палех. При обследовании выявлены дефекты покрытия проезжей части указанных автомобильных дорог, а именно наличие просадок глубиной от 5 до 7 см, что не соответствует требованиям п. 5.2.4. ГОСТ Р 50597-2017.
По итогам рейда был составлен акт от 22 ноября 2023 года № 5, в котором указаны выявленные нарушения.
Неисполнение администрацией Палехского муниципального района требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения существенным образом нарушает права неопределенного круга лиц - пользователей автодорог в области обеспечения безопасности дорожного движения.
На момент рассмотрения настоящего дела выявленные прокуратурой нарушения не устранены, дорожное покрытие автодорог по улице Чернышевского и улице Фрунзе п. Палех в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 не приведено, что не оспаривалось представителя ответчика.
При данных обстоятельствах, суд считает, что ответчиком нарушаются требования федерального законодательства в области безопасности дорожного движения и дорожной деятельности, в связи с чем, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Как установлено ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Указанный прокурором срок для исполнения ответчиком возложенной на него обязанности до 01 сентября 2024 года, суд полагает разумным и достаточным.
По мнению суда, определенный срок исполнения решения суда не нарушает баланса интересов сторон и отвечает принципам исполнения решения суда в разумные сроки.
Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Иск заместителя прокурора Палехского района Ивановской области удовлетворить.
Обязать администрацию Палехского муниципального района Ивановской области провести мероприятия, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения путем приведения в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017 автомобильных дорог по ул. Фрунзе и ул. Чернышевского п. Палех Ивановской области в срок до 01 сентября 2024 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ивановского областного суда через Палехский районный суд Ивановской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу, при условии, что были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу.
Председательствующий С.В. Луговцева
Мотивированное решение изготовлено 09 января 2024 года.
Председательствующий С.В. Луговцева