Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-843/2023 ~ М-824/2023 от 04.12.2023

Дело № 2-843/2023

УИД № 37RS0013-01-2023-001176-16

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 декабря 2023 года п. Палех Ивановской области

Палехский районный суд Ивановской области в составе председательствующего судьи Луговцевой С.В., при секретареЕленко М.С., с участием помощника прокурора Палехского района Ивановской области Куранова А.М., представителя ответчика Администрации Палехского муниципального района Якубовой С.В., представителя третьего лица МКУ «Благоустройство территории Палеха» Мошелёва Н.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску прокурора заместителя Палехского района в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации Палехского муниципального района о возложении обязанности по принятию мер по надлежащего содержанию автомобильных дорог,

УСТАНОВИЛ:

04 декабря 2023 года прокурор Палехского района Ивановской области обратился в Палехский районный суд Ивановской области с иском к администрации Палехского муниципального района (далее по тексту – ответчик, администрация района), в котором просит возложить на ответчика обязанность провести мероприятия, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения путем приведения в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017 автомобильных дорог по ул. Фрунзе и ул. Чернышевского п. Палех в срок до 01 сентября 2024 года.

Исковые требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка по соблюдению требований законодательства в сфере безопасности дорожного движения. В ходе проверки установлено, что автомобильные дороги на улице Чернышевского и улице Фрунзе относятся к категории автомобильных дорог с щебеночным покрытием и относится к 5 категории автодорог, собственником которых является Палехское городское поселение. В ходе проверки выявлены дефекты покрытия проезжей части автомобильных дорог по улице Фрунзе от д. 1 до д. 44 и улице Чернышевского от д. 1 до д. 43 п. Палех в виде просадок глубиной от 5 до 7 см. Ненадлежащее состояние автомобильных дорог по указанным улицам угрожает безопасности участников дорожного движения и может стать причиной дорожно-транспортных происшествий, и как следствие, причинению вреда жизни и здоровью граждан. Ссылаясь на положения ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», ст.17 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», прокурор просит удовлетворить заявленные исковые требования.

В судебном заседании помощник прокурора Куранов А.М. поддержал заявленные исковые требования, просил их удовлетворить в полном объеме, установив срок для приведения автомобильных дорог в соответствии с требованиями ГОСТ до 01 сентября 2024 года для обеспечения выполнения работ в весенне-летний период.

На основании ч.3 ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ОГИБДД МО МВД РФ «Южский», который извещался судом о дате, времени месте судебного разбирательства надлежащим образом, однако, на судебное заседание не явился, не сообщил суду о причинах неявки, не ходатайствовал об отложении судебного разбирательства, не выразил своей позиции по существу искового заявления.

В судебном заседании представитель ответчика – администрации Палехского муниципального района Якубова С.В. с исковыми требованиями прокурора согласилась. Пояснила, что в соответствии с Уставом администрация выполняет функцию исполнительного органа, в том числе, в области содержания автомобильных дорог. В настоящее время ведутся организационные мероприятия по решению вопросов финансирования ремонта автомобильных дорог на улицах Фрунзе и Чернышевского п. Палех, денежные средства на ремонт данных дорог администрацией будут перечислены в МКУ «Благоустройство территории Палеха», которое в соответствии с Уставом осуществит мероприятия по приведению дорог в соответствии с требования законодательства.

В судебном заседании представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - МКУ «Благоустройство территории Палеха» Мошелев Н.Р. с исковыми требованиями прокурора согласился. Пояснил, что МКУ «Благоустройство территории Палеха» осуществляет свою деятельность за счет средств, выделяемых органом местного самоуправления и в соответствии с утвержденными Программами. В настоящее время запланирован ремонт по улице Чернышевского п. Палех, средства на ремонт автомобильной дороги по этой улице включены в Программу. Учреждением подана заявка в Совет Палехского городского поселения для выделения денежных средств на ремонт автомобильной дороги по улице Фрунзе п. Палех. До 01 сентября 2024 года автомобильные дороги по указанным улицам будут приведены в соответствие с требованиями ГОСТ.

Заслушав мнение помощника прокурора, участников, изучив материалы дела и исследовав доказательства, суд приходит к следующему.

В силу ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и охраняемых законом интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов РФ, муниципальных образований.

В силу ст.2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.

В соответствии с ч.2 ст.15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.

Согласно ст.7 Конституции РФ, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Положениями ст.17 Конституции РФ гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Согласно п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения городского поселения относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно ч.1 ст. 33 Устава Палехского городского поселения Палехского муниципального района Ивановской области администрация Палехского городского поселения не создается. Полномочия исполнительно-распорядительного органа поселения по решению вопросов местного значения и полномочия для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных, органам местного самоуправления федеральными законами и законами Ивановской области исполняет администрация Палехского муниципального района за счет средств бюджета Палехского городского поселения.

В соответствии с п.7 ст.3 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» владельцы автомобильных дорог - исполнительные органы государственной власти, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), физические или юридические лица, владеющие автомобильными дорогами на вещном праве в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статьей 3 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предусмотрено, что основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В силу ч.4 ст.6 Федерального закона от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лиц, осуществляющих содержание автомобильных дорог (часть 2 статьи 12 Федерального закона № 196-ФЗ).

Федеральный закон от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» регулирует отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог, в том числе на платной основе, и осуществлением дорожной деятельности в Российской Федерации.

П.6 ч.1 ст.13 Федерального закона № 257-ФЗ закреплено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч.3 ст.15 Федерального закона № 257-ФЗ).

В соответствии с пунктом 5.2.4 «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утв. Приказом Росстата от 26 сентября 2017 года № 1245-ст), покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений, устранение которых осуществляют в сроки, приведенные в таблице 5.3.

В соответствии с таблицей 5.3 отдельные повреждения (выбоина, просадка, пролом) длиной 15 см и более, глубиной 5 см и более, площадью равной 0,06 квадратным метров или более подлежат устранению. Таким образом, в указанной таблице отражены предельные размеры просадок и выбоин, подлежащих устранению.

Из материалов дела следует, что в соответствии с постановлением администрации Палехского муниципального района от 17 октября 2022 года № 553-п «О внесении изменений в постановление администрации Палехского городского поседения от 21 сентября 2010 № 95 «Об утверждении перечня автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов Палехского городского поселения Палехского муниципального района Ивановской области» собственником автомобильных дорог, проходящих по ул. Фрунзе и ул. Чернышевского п. Палех, является Палехское городское поселение.

10 ноября 2023 года Отделением государственной инспекции безопасности дорожного движения Межмуниципального отдела министерства внутренних дел Российской Федерации «Южский» было принято решение о проведении постоянного рейда при осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения.

Из рапорта гос. инспектора ДН ОГИБДД МО МВД России «Южский» следует, что 21 ноября 2023 года проведено контрольное мероприятия – постоянный рейд в отношении юридического лица – МКУ «Благоустройство территории Палеха», в ходе которого были обследованы автомобильные дороги по улице Чернышевского от д.1 до д.43 и улице Фрунзе от д.1 до д.44 п. Палех. При обследовании выявлены дефекты покрытия проезжей части указанных автомобильных дорог, а именно наличие просадок глубиной от 5 до 7 см, что не соответствует требованиям п. 5.2.4. ГОСТ Р 50597-2017.

По итогам рейда был составлен акт от 22 ноября 2023 года № 5, в котором указаны выявленные нарушения.

Неисполнение администрацией Палехского муниципального района требований законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения существенным образом нарушает права неопределенного круга лиц - пользователей автодорог в области обеспечения безопасности дорожного движения.

На момент рассмотрения настоящего дела выявленные прокуратурой нарушения не устранены, дорожное покрытие автодорог по улице Чернышевского и улице Фрунзе п. Палех в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 не приведено, что не оспаривалось представителя ответчика.

При данных обстоятельствах, суд считает, что ответчиком нарушаются требования федерального законодательства в области безопасности дорожного движения и дорожной деятельности, в связи с чем, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Как установлено ст.206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Указанный прокурором срок для исполнения ответчиком возложенной на него обязанности до 01 сентября 2024 года, суд полагает разумным и достаточным.

По мнению суда, определенный срок исполнения решения суда не нарушает баланса интересов сторон и отвечает принципам исполнения решения суда в разумные сроки.

Руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Иск заместителя прокурора Палехского района Ивановской области удовлетворить.

Обязать администрацию Палехского муниципального района Ивановской области провести мероприятия, направленные на обеспечение безопасности дорожного движения путем приведения в соответствии с ГОСТ Р 50597-2017 автомобильных дорог по ул. Фрунзе и ул. Чернышевского п. Палех Ивановской области в срок до 01 сентября 2024 года.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Ивановского областного суда через Палехский районный суд Ивановской области в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано во Второй кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу, при условии, что были исчерпаны иные установленные ГПК РФ способы обжалования судебного акта до дня вступления его в законную силу.

Председательствующий С.В. Луговцева

Мотивированное решение изготовлено 09 января 2024 года.

Председательствующий С.В. Луговцева

2-843/2023 ~ М-824/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Куранов А.М.
Прокуратура Палехского района
Ответчики
Администрация Палехского муниципального района
Другие
Якубова С.В.
Мошелев Н.Р.
МКУ «Благоустройство территории Палеха»
ОГИБДД МВД России "Южский"
Суд
Палехский районный суд Ивановской области
Судья
Луговцева Светлана Валерьевна
Дело на странице суда
palehsky--iwn.sudrf.ru
04.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.12.2023Передача материалов судье
05.12.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
05.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.12.2023Судебное заседание
09.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
24.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее