УИД № 34RS0008-01-2023-002962-42
Дело № 2-2398/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Волгоград 04 октября 2023 года
Советский районный суд г. Волгограда в составе:
председательствующего судьи Пустовой А.Г.,
при секретаре Кошелевой Ю.Ю.,
с участием:
представителя истца Сисенова М.М. – Усачева Д.В., действующего на основании доверенности,
третьего лица Кулешовой И.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Сисенова Мийрама Менжановича к АО «Волгоградгоргаз» о возложении обязанности устранить нарушения права собственности, не связанные с лишением его владения,
УСТАНОВИЛ:
Сисенов М.М. обратился в суд с данным иском, в обоснование которого указал, что ему на праве собственности принадлежит газопровод. Ответчик без его согласия осуществил подключение (технологическое присоединение) домовладений №адрес по ул. Окольная, адрес», г. Волгоград. Аналогичным образом были подключены домовладения №№ адрес по ул. Окольная, адрес», г. Волгоград. 02.08.2021 года он обратился с претензией к ответчику о неправомерном подключении третьих лиц к газопроводу без согласия основного абонента. Ответчик оставил претензию без удовлетворения. Считает, что его права нарушены. Просит суд: обязать ответчика устранить не связанное с лишением владения нарушение его права собственности путем отключения (установления глухой заглушки) домовладений №адрес по адрес, адрес», г. Волгоград, и домовладений №№ адрес по адрес, адрес», г. Волгоград, от газораспределительной сети, принадлежащей ему на праве собственности.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, обеспечил явку представителя.
Представитель истца в судебном заседании исковые требования поддержал, настаивал на их удовлетворении по доводам, изложенным в иске.
Третье лицо Кулешова И.А. в судебном заседании возражала против удовлетворения требований. Пояснила, что договор ею заключен с ответчиком по программе газификации. Считает, что требования истца нарушают ее права.
Третьи лица Пестрецов Ф.А., Пестрецова В.К., Боркунова И.Н., Руданова Е.Н., Алиева М.В., Трушик В.Н., Хейрхабаров Ю.С., Зенин А.В., Зенина И.Н., Зюбенко И.В., Зюбенко А.А., Талдытова И.А., Долгушев В.В., Мирзаев С.Н., Мурадари Р.А., Клецкова Ю.С., Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, ООО «Газпром газораспределение Волгоград» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что Сисенов М.М. является собственником участка газораспределительной сети подземного полиэтиленового газопровода среднего давления (максимальное рабочее давление 0,3 Мпа) Д63 мм протяженностью более 100 м, тип прокладки: наземный, подземный.
Указанное подтверждается техническими условиями от 26.09.2011 года, актом приемки законченного строительством объекта газораспределительной системы от 25.12.2012, актом об определении границы раздела собственности (технической эксплуатации и технического обслуживания газопроводов и газового оборудования) между ОАО «Волгоградгоргаз», а также выпиской из ЕГРН и не оспаривается сторонами.
Статьей 4 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-«О газоснабжении в Российской Федерации» закреплены основанные принципы государственной политики в области газоснабжения в Российской Федерации, в целях обеспечения единого подхода к решению вопросов, касающихся газоснабжения в Российской Федерации, со стороны органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также организаций, осуществляющих газоснабжение в Российской Федерации, устанавливаются следующие принципы государственной политики в указанной области:
государственная поддержка развития газоснабжения в целях улучшения социально-экономических условий жизни населения, обеспечения технического прогресса и создания условий для развития экономики Российской Федерации с учетом промышленной и экологической безопасности;
государственное регулирование рационального использования запасов газа, особенно запасов газа, имеющих стратегическое значение;
повышение уровня газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, расположенных на федеральных территориях и территориях субъектов Российской Федерации, на основе формирования и реализации соответствующих межрегиональных и региональных программ газификации;
определение основ ценовой политики в отношении газа;
создание условий для широкого использования газа в качестве моторного топлива и сырья для химической промышленности Российской Федерации;
обеспечение надежной сырьевой базы добычи газа;
обеспечение энергетической безопасности Российской Федерации.
Статьей 17 Федерального закона от 31 марта 1999 года № 69-«О газоснабжении в Российской Федерации» предусмотрено, что развитие газификации территорий Российской Федерации осуществляется единым оператором газификации, региональным оператором газификации совместно с органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами публичной власти федеральных территорий в соответствии с принятыми в установленном порядке межрегиональными и региональными программами газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций, схемами расположения объектов газоснабжения, используемых для обеспечения населения газом, на основании топливно-энергетического баланса, утверждаемого высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), руководителем исполнительно-распорядительного органа федеральной территории. Порядок разработки, утверждения и реализации указанных программ и схем устанавливается Правительством Российской Федерации. Порядок составления топливно-энергетических балансов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере топливно-энергетического комплекса. Финансирование программ газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций может осуществляться за счет средств федерального бюджета, бюджетов соответствующих субъектов Российской Федерации и иных не запрещенных законодательством Российской Федерации источников.
ООО «Газпром газораспределение Волгоград» осуществляет публичные полномочия по подключению объектов капитального строительства к сети газопотребления Волгоградской области.
Согласно Посланию Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации от 21.04.2021 догазификацию населенных пунктов Российской Федерации поручено осуществить до 2023 года без привлечения денежных средств граждан.
Во исполнение Поручения Президента Российской Федерации с учетом критериев плана мероприятий («дорожная карта») по внедрению социально ориентированной и экономически эффективной системы газификации и газоснабжения субъектов Российской Федерации, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.04.2021 № 1152Р, ООО «Газпром газораспределение Волгоград» запланировано выполнение мероприятий по догазификации населенных пунктов Волгоградской области в установленный срок в рамках Программы газификации жилищно- коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Ростовской области на 2021-2030 годы, утвержденной постановлением Правительства Губернатора Волгоградской области от 29.12.2021 № 918 (далее - Программа газификации).
Денежные средства, получаемые от потребителей в качестве платы за поставленный газ и оказанные услуги, имеют целевой характер и предназначены для выполнения указанных мероприятий Программы газификации.
Проектирование и строительство газопроводов для выполнения мероприятий по социальной газификации населенных пунктов Волгоградской области осуществляется с использованием сетей газораспределения, принадлежащих «основным абонентам».
ООО «Газпром газораспределение Волгоград» при выполнении своих обязательств в рамках Программы газификации руководствуется Правилами подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2021 № 1547 (далее - Правила подключения).
Основной абонент - это юридическое или физическое лицо, которое не оказывает услуги по транспортировке газа, владеющее на праве собственности или на ином предусмотренном законом праве сетью газораспределения и (или) газопотребления (пункт 2 Правил подключения).
В соответствии с п. 48 Правил подключения (технологического присоединения) газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 13.09.2021 № 1547, в случае если подключение (технологическое присоединение) объекта капитального строительства возможно только к существующим сетям газораспределения и (или) газопотребления, принадлежащим основному абоненту, исполнитель обращается к такому основному абоненту в целях осуществления подключения заявителя.
Исполнитель в течение 3 рабочих дней со дня получения заявки на подключение направляет соответствующий запрос основному абоненту и одновременно уведомляет заявителя о направлении указанного запроса.
Основной абонент в течение 3 рабочих дней после получения соответствующего запроса от исполнителя направляет согласие на подключение объекта через принадлежащие ему сети газораспределения и (или) газопотребления заказным письмом с уведомлением о вручении или иным способом, позволяющим подтвердить его получение исполнителем.
В целях реализации деятельности по подключению (технологическому присоединению) объектов капитального строительства, расположенных на территории г. Волгограда и Светлоярского района Волгоградской области, от имени ООО «Газпром газораспределением Волгоград» деятельность по подключению объектов к сетям газораспределения на основании агентского договора осуществляет АО «Волгоградгоргаз».
Как установлено в судебном заседании, в адрес ООО «Газпром газораспределение Волгоград» от собственников спорных домовладений поступили заявки о подключении с приложением полного пакета необходимых документов.
При этом в материалах по домовладениям №адрес по адрес в г. Волгограде имеется письменное согласие Сисенова М.М. на подключение.
Согласно техническим условиям подключение домовладений по адресам №адресадрес по адрес в г. Волгограде осуществляется от существующего надземного газопровода среднего давления Д-63мм, собственником которого является ООО «Газпром газораспределение Волгоград». В свою очередь, подземный газопровод среднего давления Д-63мм, протяженностью более 100 м, собственником которого является ООО «Газпром газораспределение Волгоград» был построен при технологическом присоединении домовладения по адресу: г. Волгоград, адрес от газопровода, принадлежащего Сисенову М.М. на основании письменного согласия на подключение.
В свою очередь, в случае, если подключение производится к сети газораспределения, принадлежащей ООО «Газпром газораспределение Волгоград», то владелец сети газораспределения связанной с участком газораспределительной сети, принадлежащей ООО «Газпром газораспределение Волгоград», не является основным абонентом. Правила подключения № 1547 не предусматривают получение согласия лица, по сетям которого будет осуществляться поставка газа без осуществления непосредственного подключения к принадлежащим ему сетям.
Таким образом, в случае, если фактическое подключение производится к газораспределительным сетям, принадлежащим ООО «Газпром газораспределение Волгоград» согласие лиц, через сети которых будет осуществляться поставка газа до заявителя, не требуется.
Как указывалось выше, согласно выданным техническим условиям на подключение газоиспользующего оборудования и объектов капитального строительства к сетям газораспределения подключение домовладения, расположенного по адресу: г. Волгоград, адрес осуществляется от существующего подземного газопровода среднего давления Д-355мм протяженностью более 100 м, собственником которого является Сисенов М.М..
28.09.2022 года в адрес Сисенова М.М. был направлен запрос о предоставлении согласия на подключение к сети газораспределения домовладения № 15/43 по ул. Окольная г. Волгограда.
На данный запрос, Сисенов М.М. сообщил, что не против дать согласие на подключение, при условии компенсации затрат, используемых на прокладку газопровода.
Статья 27 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» возлагает обязанность на собственников сетей газоснабжения не чинить препятствий в технологическом присоединении к указанным сетям объектов капитального строительства при наличии пропускной способности в таких сетях.
В соответствии с пунктом 11 Положения об обеспечении доступа организаций к местным газораспределительным сетям, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 № 1370, покупатели газа имеют право на подключение газопроводов - отводов и подводящих газопроводов к местной газораспределительной сети при наличии свободной мощности на ее соответствующих участках.
Местной газораспределительной сетью является система газопроводов и сооружений, предназначенная для газоснабжения покупателей газа в пределах одного территориального образования (субъекта Российской Федерации, города, района и т.д.).
Соответствующее правовое регулирование основано на технологической специфике газоснабжения, а также технической и экономической нецелесообразности устройства самостоятельных газопроводов для каждого частного лица, непосредственно подсоединенных к сетям газоснабжающей организации.
Разработка схемы газоснабжения обусловлена требованиями пункта 4.2 Свода правил (СП) 62.13330.2011 «Актуализированная редакция СНиП 42- 01-2002. Газораспределительные системы» (далее - СП 62.13330.2011), согласно которым выбор схем газоснабжения следует проводить в зависимости от объема, структуры и плотности газопотребления объектов административно-территориального деления, размещения жилых и производственных зон, а также источников газоснабжения (местоположение и мощность существующих и проектируемых магистральных газопроводов, ГРС и др.).
При этом пункт 4.2 СП 62.13330.2011 подлежит применению на обязательной основе для обеспечения соблюдения требований Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЭ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (до 01.08.2020 п Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 № 1521, с 01.08.2020 п Правительства РФ от 04.07.2020 №985).
Согласно представленной ООО «Газпром газораспределение Волгоград» схеме расположения газопроводов от стального газопровода среднего давления Д-530мм, принадлежащего АО «Волгоградгоргаз», подключен распределительный газопровод среднего давления к жилым домам по адрес в г. Волгограде. При этом пропускная способность сетей для подключения новых потребителей, в том числе и для подключения спорных домовладений по адрес в г. Волгограде, имеется.
Полиэтиленовый подземный газопровод среднего давления Д-63мм, принадлежащий на праве собственности ответчику, также обладает достаточной пропускной способностью, обеспечивающей техническую возможность для подключения новых потребителей газа с сохранением условий газоснабжения существующего потребителя газа Сисенова М.М..
Кроме того, газопровод не является обособленным объектом газового хозяйства, а присоединен непосредственно к газораспределительной системе Волгоградской области и является ее неотъемлемой частью.
В силу положений статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах, не допускается использование гражданских прав в целях ограничения конкуренции, а также злоупотребление доминирующим положением на рынке.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу, что подключение спорных домовладений №адрес по адрес, адрес», г. Волгоград, и домовладений №№ адрес по адрес, адрес», г. Волгоград, от газораспределительной сети, принадлежащей Сисенову М.М., выполнено ответчиком в соответствии с действующим законодательством.
При этом суд учитывает, что указанные действия ответчика не ограничивают Сисенова М.М. во владении, пользовании и распоряжении принадлежащим ему имуществом и не лишает его права собственности. А доводы истца о том, что для подключения иных абонентов требуется его обязательное согласие, основано на неправильном толковании норм права.
Учитывая изложенное. суд не находит оснований для удовлетворения требований истца в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Сисенова Мийрама Менжановича к АО «Волгоградгоргаз» о возложении обязанности устранить нарушения права собственности, не связанные с лишением его владения путем отключения (установления глухой заглушки) домовладений №адрес по адрес, адрес», г. Волгоград, и домовладений №№ адрес по адрес, адрес», г. Волгоград, от газораспределительной сети, принадлежащей ему на праве собственности – отказать.
Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд через Советский районный суд г. Волгограда в течение месяца со дня изготовления его полного текста.
Судья А.Г. Пустовая