УИД №57RS0023-01-2024-003291-29
Производство №2-3005/2024
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
29 мая 2024 г. г. Орел
Советский районный суд г. Орла в составе:
председательствующего судьи Губиной Е.П.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Шалымовой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело
по исковому заявлению прокурора Северного района г. Орла, действующего в интересах Кордапольцева О.А. , к Департаменту здравоохранения Орловской области
об обеспечении лекарственным препаратом и взыскании расходов, понесенных на приобретение льготного лекарственного препарата,
установил:
прокурор Северного района г. Орла, действуя в интересах Кордапольцева О.А., обратился в суд с исковым заявлением к Департаменту здравоохранения Орловской области
об обеспечении лекарственными препаратами и взыскании расходов, понесенных на приобретение лекарственного препарата.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Северного района
г. Орла проведена проверка по обращению Кордапольцева О.А. по вопросу нарушения
его прав на бесплатное обеспечение лекарственными препаратами, по результатам
которой установлено, что Кордапольцев О.А. наблюдается в бюджетном учреждении здравоохранения Орловской области (далее БУЗ ОО) «Городская больница им. С.П. Боткина», имеет право на получение государственной социальной помощи за счет средств федерального бюджета. Вместе с тем, Кордапольцев О.А. надлежащим образом не обеспечивается лекарственным препаратом «Тикагрелор». При этом в связи с невозможностью прерывания курса лечения Кордапольцев О.А. вынужденно приобрел лекарственный препарат за счет собственных денежных средств.
На основании изложенного, просил суд обязать Департамент здравоохранения Орловской области бесплатно обеспечить Кордапольцева О.А. лекарственным препаратом «Тикагрелор» в соответствии с медицинскими показаниями, и назначениями врача в назначенной дозировке вплоть до отмены лекарственных препаратов лечащим врачом, решение суда в данной части обратить к немедленному исполнению, а также взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области за счет средств казны Орловской области в пользу Кордапольцева О.А. денежные средства в размере 10256,45 руб., затраченные истцом на приобретение льготного лекарственного препарата «Тикагрелор».
В судебном заседании истец Кордапольцев О.А. заявленные прокурором исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика Департамента здравоохранения Орловской области, представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Департамента финансов Орловской области, государственного унитарного предприятия Орловской области «Орелфармация», БУЗ ОО «Городская больница им. С.П. Боткина» в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещались надлежащим образом.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав истца Кордапольцева О.А., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Прокурор вправе на основании и в порядке, предусмотренном ч. 1 ст. 45 ГПК РФ, обратиться в суд с заявлением в защиту нарушенных или оспариваемых социальных прав, в том числе в сфере защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; охраны здоровья, включая медицинскую помощь.
В соответствии со ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Согласно ст. 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право
на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
В силу п. «ж» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; социальная защита, включая социальное обеспечение.
Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», согласно ст. 4 которого охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий, социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.
Как следует из положений п. п. 2, 3 ст. 2 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья
граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи; медицинская помощь - комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг.
Государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. Дети независимо от их семейного и социального благополучия подлежат особой охране, включая заботу об их здоровье и надлежащую правовую защиту в сфере охраны здоровья, и имеют приоритетные права при оказании медицинской помощи (ч. ч. 1, 2 ст. 7 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ
«О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» оказание квалифицированной медицинской помощи инвалидам осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в рамках программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
На основании п. 8 ч. 1 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ
«О государственной социальной помощи» право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг имеют, в том числе, инвалиды.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 6.2 приведенного Федерального закона в состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в ст. 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включается также обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.
В силу ст. 10 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах
охраны здоровья граждан в Российской Федерации», доступность и качество медицинской помощи обеспечиваются, в том числе: применением порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи; предоставлением медицинской организацией гарантированного объема медицинской помощи в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится, в том числе право
на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (ч. 2 ст. 19 приведенного Федерального закона).
Исходя из системного толкования вышеприведенных правовых норм,
лицо, являющееся льготником территориального уровня ответственности и страдающее заболеванием, вправе получать социальную поддержку от государства в виде предоставления бесплатных лекарственных препаратов вне зависимости от их наименования и стоимости.
Ч. ч. 1, 2 ст. 43 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусмотрено, что гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях. Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждаются Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации
от 12.10.2019 №2406-р лекарственный препарат «Тикагрелор» включен в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
В силу п. 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ
«Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
П. 24 ч. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 №184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, относится решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, социальной поддержки ветеранов труда и др., в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам и т.д.
В соответствии со ст. 26.3.1 приведенного Федерального закона органы государственной власти субъекта Российской Федерации вправе устанавливать за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением финансовых средств, передаваемых из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на осуществление целевых расходов) дополнительные меры социальной поддержки и социальной помощи для отдельных категорий граждан вне зависимости от наличия в федеральных законах положений, устанавливающих указанное право.
Согласно ст. 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 №178-ФЗ «О государственной социальной помощи» полномочия в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг переданы органам государственной власти субъектов Российской Федерации.Департамент здравоохранения Орловской области является органом исполнительной государственной власти специальной компетенции Орловской области, осуществляющим функции по выработке региональной политики, нормативного правового регулирования, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере охраны здоровья населения (п. 1 Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области, утвержденного Постановлением Правительства Орловской области от 22.12.2014 №399
«Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области» (далее Положение)).
В соответствии с п. 5.7 Положения Департамент здравоохранения Орловской области организует обеспечение граждан, включенных в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам; организует льготное лекарственное обеспечение отдельных категорий населения Орловской области, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно или с 50% скидкой.
Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 г. и на плановый период 2024 и 2025 г.г., утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2022 №2497, предусмотрена также обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывать и утверждать территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Приведенная Программа также предусматривает обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджетных ассигнований областного бюджета.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.12.2023 №2353 утверждена Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 г.г., в которой также предусмотрена обязанность органов государственной власти субъектов Российской Федерации разрабатывать и утверждать территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Кроме того, приведенная программа также предусматривает обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и изделия медицинского назначения в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно за счет средств бюджетных ассигнований областного бюджета.
Аналогичная норма содержится и в ст. 3 Закона Орловской области от 13.08.2009 №942-03 «О льготном лекарственном обеспечении отдельных категорий граждан в Орловской области».
В соответствии с п.п. 8 п. 5.7 постановления Правительства Орловской области от 22.12.2014 №399 «Об утверждении Положения о Департаменте здравоохранения Орловской области», п.п. 9 п. 7 Приказа Департамента здравоохранения Орловской области от 09.10.2019 №724 «Об утверждении положений об отделах управления обеспечения деятельности подведомственных учреждений Департамента здравоохранения Орловской области» Департамент здравоохранения Орловской области осуществляет ведение регионального сегмента Федерального регистра граждан, имеющих право на обеспечение лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, и своевременное представление сведений, содержащихся в нем, в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти.
Таким образом, контроль за назначением и обеспечением лекарственными препаратами и медицинскими изделиями отдельных категорий граждан, имеющих право на льготное лекарственное обеспечение за счет средств областного бюджета, осуществляет Департамент здравоохранения Орловской области. При этом трудности финансового и процедурного характера, возникающие при исполнении возложенной на Департамент здравоохранения Орловской области обязанности, не являются исключительными, фактически ставят получателя жизненно необходимой государственной поддержки в зависимость от финансирования государством этих целей его деятельности, влекут отказ в обеспечении лекарственным препаратом при обстоятельствах срочности оказания гражданину медицинской помощи, от которой зависит возможность сохранения его жизни.
В судебном заседании установлено, что Кордапольцев О.А. включен в регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде бесплатного обеспечения лекарственными препаратами.
Истец состоит на учете в БУЗ ОО «Городская больница им. С.П. Боткина» с диагнозом <данные изъяты>, в связи с чем
по жизненным показаниям нуждается в применении лекарственного препарата «Тикагрелор» 90 мг по 1 таблетке 2 раза в день.
Согласно сведениям, представленным БУЗ ОО «Городская больница им. С.П. Боткина» и счету льготника из Единой региональной информационной системы Орловской области за 2023-2024 гг., истцу выписывались рецепты на вышеуказанные лекарственные препараты.
Вместе с тем, судом установлено и подтверждается материалами дела, что истец надлежащим образом не обеспечивается лекарственными препаратами «Тикагрелор».
Так, 15.03.2024 признан недействительным в связи с истечением срока действия рецепт, выписанный 16.02.2024 истцу на лекарственный препарат «Тикагрелор».
Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 24.11.2021 №1093н утверждены Правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, медицинскими организациями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации (далее Правила).
П. 1 Правил предусмотрено, что отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения осуществляется аптечными организациями и индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, без рецепта и (или) по рецепту на лекарственный препарат, оформленному медицинскими работниками, а также по требованию медицинской организации для аптечной организации.
Отпуск лекарственных препаратов осуществляется в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли (п. 11 Правил).
Таким образом, отпуск лекарственных препаратов подлежит осуществлению в течение указанного в рецепте срока его действия при обращении лица к субъекту розничной торговли.
На основании вышеизложенных обстоятельств, суд считает, что неисполнение Департаментом здравоохранения Орловской области обязанности по своевременному и в полном объеме обеспечению Кордапольцева О.А. лекарственным препаратом «Тикагрелор» безусловно нарушает его конституционное право на бесплатную медицинскую помощь, право на бесплатное получение важнейшего для жизни и здоровья лекарственного препарата.
Поскольку Кордапольцев О.А. не предоставлен жизненно необходимый
лекарственный препарат «Тикагрелор» по вышеуказанному рецепту, при этом принимая
во внимание, что он с наличием вышеуказанного заболевания имеет право на бесплатное лекарственное обеспечение, суд приходит к выводу об удовлетворении иска прокурора и возложении на ответчика обязанности бесплатно обеспечить Кордапольцева О.А. лекарственным препаратом «Тикагрелор» в соответствии с медицинскими показаниями и в назначенной дозировке вплоть до отмены лекарственного препарата лечащим врачом.
Ввиду того, что после обращения прокурора в суд с настоящим иском
Кордапольцев О.А. обеспечен 12.04.2024 лекарственным препаратом «Тикагрелор», то оснований для обращения решения суда к немедленному исполнению не имеется.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее
ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
В силу п. 2 ст. 1064 ГК РФ лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Ст. 1069 ГК РФ предусмотрено, что вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Поскольку Кордапольцев О.А. нуждается в бесплатном обеспечении лекарственным препаратом «Тикагрелор» по жизненным показаниям, которым он своевременно не обеспечен Департаментом здравоохранения Орловской области по вине последнего по рецепту от 16.02.2024, истцом за счет его собственных денежных средств 21.02.2024, 05.04.2024 (то есть до выписки истцу другого рецепта от 12.04.2024 с момента истечения срока действия ранее выданного 16.02.2024 рецепта на лекарственный препарат) приобретен лекарственный препарат «Тикагрелор» на общую сумму 10256,45 руб., что подтверждается представленными в материалы дела товарными и кассовыми чеками.
Таким образом, суд приходит к выводу о взыскании с Департамента здравоохранения Орловской области за счет казны Орловской области в пользу истца в счет возмещения затрат на приобретение лекарственного препарата «Тикагрелор» денежные средства в размере 10256,45 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
исковые требования прокурора Северного района г. Орла, действующего в интересах Кордапольцева О.А. , к Департаменту здравоохранения Орловской области
об обеспечении лекарственным препаратом и взыскании расходов, понесенных на приобретение льготного лекарственного препарата удовлетворить.
Обязать Департамент здравоохранения Орловской области (ИНН 5753061308,
ОГРН 1155749000604) бесплатно обеспечить Кордапольцева О.А. , ДД.ММ.ГГ рождения, уроженца <...>, паспорт <данные изъяты>, выданный ДД.ММ.ГГ <...>, лекарственным препаратом «Тикагрелор» в соответствии с медицинскими показаниями и в назначенной дозировке вплоть до отмены лекарственного препарата лечащим врачом.
Взыскать с Департамента здравоохранения Орловской области (ИНН 5753061308, ОГРН 1155749000604) за счет казны Орловской области в пользу Кордапольцева О.А. , ДД.ММ.ГГ рождения, уроженца <...>, паспорт <данные изъяты>, выданный ДД.ММ.ГГ <...>, денежные средства в размере 10256,45 руб. в счет возмещения затрат на приобретение лекарственного препарата «Тикагрелор».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Орловский областной суд через Советский районный суд г. Орла течение одного месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Решение в окончательной форме изготовлено 05.06.2024.
Судья Е.П. Губина