Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-128/2023 (2-5438/2022;) ~ М-4671/2022 от 02.08.2022

Производство № 2-128/2023 <***>

Дело № 66RS0003-01-2022-004619-49

Мотивированное решение изготовлено 21.03.2023

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Екатеринбург 14.03.2023

Кировский районный суд г. Екатеринбурга в составе председательствующего судьи Самойловой Е. В.,

при секретаре Фридрих Д. С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Павловой Ольги Владимировны к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Свердловской области о включении периодов в стаж, признании права на пенсию,

УСТАНОВИЛ:

Павлова О. В. обратилась в суд к Отделению фонда пенсионного и социального страхования РФ по Свердловской области с требованием о включении периодов в стаж, признании права на пенсию.

В обосновании иска указано, что истец более 25-ти лет проработала в образовательных организациях для детей. Обратившись к ответчику с заявлением о назначении пенсии, получено решение, в котором отказано в назначении пенсии по основаниям отсутствия требуемого стажа, с чем истец не согласна обратившись в суд с настоящими требованиями.

Неоднократно изменив требования, истец окончательно просила суд включить в ее стаж на соответствующих видах работ на основании ст. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды с 29.07.1998 по 13.11.1997, с 29.07.1998 по 13.11.1999, с 14.11.1999 по 30.04.2001, с 03.05.2001 по 13.08.2001, с 19.11.2001 по 16.12.2001, с 01.04.2002 по 30.04.2002, с 18.11.2002 по 20.12.2002, с 01.04.2003 по 30.04.2003, с 17.11.2003 по 28.11.2003, с 27.07.2011 по 29.07.2011, с 27.08.2012 по 31.08.2012, с 28.12.2021 по 31.12.2022, признав незаконным решение № 1366573/21 от 01.04.2022, а также признать за ней право на досрочную страховую пенсию в соответствии со ст. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», начиная с 27.12.2022 (л.д. 121-125, 165-166).

Истец Павлова О. В. в судебное заседание не явилась, извещена надлежащим образом, уважительных причин неявки суду не представила, воспользовавшись правом на ведение дела через представителя.

Представитель истца Шевелева Е. Ю. в судебном заседании требования и доводы уточненного иска поддержала.

Представитель ответчика Елькина О. С. в судебном заседании против иска возразила, указав, что поддерживает решение ответчика № 1366573/21 от 01.04.2022 в полном объеме. Согласно доводам представителя ответчика, к зачету принято 19 лет 11 месяцев 15 дней. В отношении периодов работы в детском комбинате со ссылкой на Списка № 781 указала, что наименование учреждение не предусмотрено. В отношении детского сада-ясли № 580 ГУП «Ключ» и ФГУП НПО «Автоматики» в период с 29.07.1998 по 13.11.1999 и 14.11.199 по 30.04.2001 отсутствуют коды педагогической деятельности, проставлены «дети», отсутствуют сведения о заработной плате. Периоды работы в МБДОУ- детский сад № 88 периоды проставлены без кода педагогической деятельности, с дополнительными сведениями «администр». При этом, ко дню рассмотрения дела в судебном заседании работодатель предоставил соответствующие данные. Поскольку на день рассмотрения заявления Павловой О. В. соответствующие документы отсутствовали, то оснований для признания незаконным решения № 1366573/21 от 01.04.2022 не имеется.

Представители третьих лиц АО «Научно-производственное объединение автоматики имени академика Н.А. Семихатова», МБУ образовательное учреждение - детский сад № 88 в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, уважительных причин не представили.

В связи с чем, суд определил рассмотреть дело при данной явке.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

Согласно п. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Подпунктом 19 пункта 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 указанного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.

В соответствии с пунктами 2, 3 и 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых страховая пенсия назначается досрочно, а также правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения страховой пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

В целях реализации положений статьями 30, 31 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».

Согласно подпункту «м» пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяются:

список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781;

список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 № 1067, с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.11.1999 по 31.12.2001 включительно;

список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 463, с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 01.01.1992 по 31.10.1999 года включительно;

перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 01.01.1992.

Так, из представленных документов следует, что истец 28.12.2021 обратилась к ответчику с заявлением о назначении пенсии по основаниям ст. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (л.д. 56-60).

Решением № 1366573/21 от 01.04.2022 в назначении пенсии отказано в виду отсутствия требуемого 25-тилетнего стажа. Всего стаж на соответствующих видах работ, принятый к зачету составил 19 лет 11 месяцев 15 дней (л.д. 45-50).

Истец полагает, что ответчиком безосновательно исключен из специального стажа период работы с 15.09.1993 по 31.05.1997.

Проверяя данный довод, суд приходит к следующему.

Ответчик, исключая данный период из стажа истца, сославшись на Список № 781, указал, что наименования учреждения и должности ему не соответствуют.

Так, согласно копии трудовой книжки в спорный период истец работала воспитателем в детском комбинате Научно-производственном объединении автоматики (л.д. 87-95).

Согласно диплому, истцу 23.06.1993 присвоена квалификация воспитатель в дошкольных учреждениях (л.д. 81).

Согласно справки № 531-3/235 от 20.10.2020, НПО автоматики создано 02.11.1990 (л.д. 63).

Суду представлена справка о размере заработной платы истца в спорный период (л.д. 65), также указано, что Павлова О. В. в спорный период работала за полную ставку заработной платы, детский сад являлся структурным подрастанием ПНО автоматика, своей педагогической деятельности не менял (л.д. 11-112, 116).

Как указано ранее, Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей и учреждений, а также Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей. Порядок исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии, устанавливается за периоды работы до 01.11.1999 - на основании Списка профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденного Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 N 463.

В соответствии с указанным Списком право на досрочное назначение трудовой пенсии имеют воспитатели в детских дошкольных учреждениях всех типов.

Согласно классификатору отраслей народного хозяйства Государственного комитета по статистике, Государственного планового комитета СССР, Государственного комитета СССР по стандартам, утвержденному 1 января 1976 года, с последующими изменениями, утвержденными Госстандартом СССР и РФ и действовавшему до 01.01.2003, в 1977-1995 годах к учреждениям дошкольного типа относятся детские сады, ясли, ясли-сады (комбинаты), детские площадки.

Следовательно, детский комбинат не являлся самостоятельным видом дошкольного учреждения, данное наименование соответствует наименованию «детский сад», которое содержится как в Списках, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года N 463, так и в Списках, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1067.

Тот факт, что детские комбинаты прямо не предусмотрены Списком профессий и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, не является основанием для исключения периода работы в детском комбинате из специального педагогического стажа работника. Специальный стаж педагогическим работникам в спорный период определялся в зависимости от вида деятельности в школах и других учреждениях для детей, а не от номенклатуры данного учреждения и правового статуса учреждения или организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях.

Таким образом, суд полагает, что спорный период работы истицы в детском комбинате с 15.09.1993 по 31.05.1997 подлежит включению в специальный стаж.

Разрешая требования истца в части включения в специальный стаж периода работы в детском саду-яслях № 580 ГУП «Ключ» с 29.07.1998 по 13.11.1999, суд приходит к следующему.

Так, согласно материалам дела, 13.05.1998 в семье Павловых родилась дочь (л.д. 66-67).

Согласно выписке из ИЛС за период с 29.07.1998 по 13.11.1999 сведения предоставлены без кода педагогической деятельности, с кодом ДЕТИ, период с 14.11.1999 по 30.04.2001 не содержит сведений о начислении заработной платы работодателем.

С принятием Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР" (вступил в силу 6 октября 1992 года) период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях.

В пункте 27 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2012 года N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии" разъяснено, что при разрешении споров, возникших в связи с включением женщинам в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, периода нахождения их в отпуске по уходу за ребенком, судам следует исходить из того, что если указанный период имел место до 6 октября 1992 года (времени вступления в силу Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 года N 3543-1 "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации", с принятием которого период нахождения в отпуске по уходу за ребенком не включается в специальный стаж работы в случае назначения пенсии на льготных условиях), то он подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Необходимо учитывать, что если отпуск по уходу за ребенком начался до 6 октября 1992 года, то период нахождения в данном отпуске подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, независимо от момента его окончания (до или после этой даты).

Таким образом, поскольку истец не отрицала факт нахождения в отпуске по уходу за ребёнком в спорный период с 29.07.1998 по 13.11.1999, а также отсутствует факт осуществления трудовой деятельности в период с 14.11.1999 по 30.04.2001, что соотносится с окончанием срока отпуска по уходу за ребенком до 3-х лет, то оснований для его включения в специальный стаж не имеется.

По аналогичным основаниям подлежат исключению из специального стажа период работы истца с 03.05.2001 по 13.08.2001 в детском саду № 580 ФГУП НПО Автоматики, поскольку факт ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком, а также отпуска без содержания, подтверждается исследованными в судебном заседании расчетными листками, приказом от 03.05.2001 №43/к-доп, справкой (л.д. 143-147, 111-112).

Оценивая требования иска в части включения в специальный стаж периодов работы с 19.11.2001 по 16.12.2001, с 01.04.2002 по 30.04.2002, с 18.11.2002 по 20.12.2002, с 01.04.2003 по 30.04.2003, с 17.11.2003 по 28.11.2003, суд приходит к следующему.

Так, согласно материалам дела, в спорные периоды истец работала воспитателем в детском ясли-саду № 580 ГУП «Ключ», с 03.05.2001 детском саду № 580 ФГУП НПО Автоматики, что следует из трудовой книжки.

Согласно доводам представителя ответчика, исключение данных периодов из стажа истца основано на отсутствии сведений из ИЛС о коде деятельности, при этом, в период с ноября 1999 по декабрь 2000, мая 2001 по июль 2001 на ЛС отсутствует сведения о заработной плате.

При этом, из исследованных в судебном заседании справки от 11.04.2022 № 540/164, пояснений третьего лица (л.д. 140-142), следует, что в периоды с 19.11.2001 по 16.12.2001, с 01.04.2002 по 30.04.2002, с 18.11.2002 по 20.12.2002, с 01.04.2003 по 30.04.2003, с 17.11.2003 по 28.11.2003 истец находилась в учебном отпуске.

Таким образом, ответчиком не учтено следующее.

В соответствии с положениями ст. 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном настоящим Кодексом, иными федеральными законами.

Согласно ст. 187 Российской Федерации, при направлении работодателем работника на повышение квалификации с отрывом от работы за работником сохраняется место работы (должность) и средняя заработная плата по основному месту работы.

При этом, материалами дела подтверждается, что во время нахождения на курсах повышения квалификации за истцом были сохранены место работы и средняя заработная плата. Кроме того, в силу специальных нормативных актов повышение квалификации истца является обязательным условием выполнения работы.

С учетом изложенного, период нахождения на курсах повышения квалификации приравнивается к работе, во время исполнения которой работник направлялся на указанные курсы, соответственно исчисление стажа в данный период времени следует производить в том же порядке, что и за соответствующую профессиональную деятельность.

Право лица на назначение досрочной трудовой пенсии на льготных условиях не может быть поставлено в зависимость от периодического прохождения им, как работником, обучения на курсах повышения квалификации, исключение данных периодов (которые фактически носят вынужденный характер) из специального стажа приведет к ущемлению прав работника в сфере пенсионного обеспечения.

Учитывая изложенное, периоды нахождения истца на курсах повышения квалификации подлежат включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение пенсии в связи с педагогической деятельностью, в связи с чем доводы представителя ответчика о необходимости исключения из льготного стажа курсов повышения квалификации подлежат отклонению.

Частью 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ предусмотрено, что страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону.

В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года N 350-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий" гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 - 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за шесть месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Днем обращения за страховой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами, подлежащими представлению заявителем с учетом положений ч. 7 ст. 21 настоящего Федерального закона.

Исходя из системного толкования перечисленных выше положений, следует, что начало течения срока для назначения досрочной пенсии по старости законодатель связывает с двумя обстоятельствами, а именно с заявительным порядком назначения пенсионного обеспечения и наличием у гражданина права на его получение.

В связи с чем, требование истца в части включения в стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии, периодов с 19.11.2001 по 16.12.2001, с 01.04.2002 по 30.04.2002, с 18.11.2002 по 20.12.2002, с 01.04.2003 по 30.04.2003, с 17.11.2003 по 28.11.2003 подлежат удовлетворению.

Оценивая требования иска о включении в стаж периодов работы с 27.07.2011 по 29.07.2011, с 27.08.2012 по 31.08.2012, исключенных ввиду отсутствия сведений из ИЛС по коду деятельности, а также периода с 28.12.2021 по 31.12.2022, суд приходит к следующему.

Страховой стаж - это учитываемая при определении права на страховую пенсию и ее размера суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, за которые начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В статье 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ приведен перечень иных периодов, засчитываемых в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьей 11 данного закона.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ.

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

При подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается (часть 3 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ правила подсчета и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.

Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н.

Из положений статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").

В соответствии со статьей 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.

По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

А. представлены достоверные доказательства выполнения ею в период с 1 сентября 2000 г. по 31 августа 2005 г., с 1 января 2019 г. по 19 сентября 2019 г., а также с 20 сентября 2019 г. по 31 декабря 2020 г. выполнения ею педагогической деятельности в учреждениях для детей, предусмотренных Списком N 781, в связи с чем, указанные периоды работы обоснованно включены судами в спорный страховой стаж истца.

Так, по периоду с 28.12.2021 по 31.12.2022 ответчику предоставлены уточненные сведения ИЛС с подтверждением кода деятельности, в связи с чем, оснований для невключения в специальный стаж данного периода не имеется.

Что касается периодов с 27.07.2011 по 29.07.2011, с 27.08.2012 по 31.08.2012, то суд, исследовав приказы № 171/1 от 26.07.2011, 115 от 02.08.2012 (л.д. 161-162), в совокупности с пояснениями представителя истца и буквальному их содержанию, приходит к выводу, что в указанные дни истцу предоставлялись дни отпуска за ранее отработанное время, а также в счет оплаты ежегодного оплачиваемого отпуска по должности заместителя заведующего, что по смыслу действующего законодательства исключает право истца на их включение в спецстаж по педагогической должности.

С учетом продолжительности периодов, включенных пенсионным органом в стаж, необходимый для назначения досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, а также включенных в судебном порядке, право на досрочную страховую пенсию в соответствии со ст. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» у истца возникает начиная с 27.12.2022, признание за истцом права на пенсию с указанной даты требованиям вышеуказанных норм закона не противоречит. Соответственно, назначение пенсии при обращении истца в пенсионный орган с заявлением возникнет не ранее истечения 48 месяцев.

При этом, оснований для признания незаконным решения о назначении пенсии в полном объеме суд не усматривает, требования в этой части подлежат отклонению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Павловой Ольги Владимировны, - удовлетворить частично.

Обязать Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по Свердловской области (ИНН 6661009187) включить Павловой Ольге Владимировне (<***>) в стаж на соответствующих видах работ на основании ст. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды 29.07.1998 по 13.11.1997, с 29.07.1998 по 13.11.1999, с 14.11.1999 по 30.04.2001, с 03.05.2001 по 13.08.2001, с 19.11.2001 по 16.12.2001, с 01.04.2002 по 30.04.2002, с 18.11.2002 по 20.12.2002, с 01.04.2003 по 30.04.2003, с 17.11.2003 по 28.11.2003, с 27.07.2011 по 29.07.2011, с 27.08.2012 по 31.08.2012, с 28.12.2021 по 31.12.2022.

Признать за Павловой Ольгой Владимировной (<***>) право на досрочную страховую пенсию в соответствии со ст. 19 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», начиная с 27.12.2022.

В удовлетворении остальной части требований Павловой Ольги Владимировны, - отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья <***> Е. В. Самойлова

2-128/2023 (2-5438/2022;) ~ М-4671/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Павлова Ольга Владимировна
Ответчики
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Свердловской области
Другие
МБУ образовательное учреждение - детский сад № 88
АО «Научно-производственное объединение автоматики имени академика Н.А. Семихатова»
Суд
Кировский районный суд г. Екатеринбурга Свердловской области
Судья
Самойлова Елена Викторовна
Дело на странице суда
kirovsky--svd.sudrf.ru
02.08.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.08.2022Передача материалов судье
09.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
09.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
08.09.2022Судебное заседание
10.11.2022Судебное заседание
19.12.2022Судебное заседание
24.01.2023Судебное заседание
14.03.2023Судебное заседание
21.03.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.03.2023Инициировано (судом) рассмотрение процессуального вопроса (после вынесения решения) без назначения с.з.
22.03.2023Рассмотрение ходатайства/заявления/вопроса без назначения с.з. и без вызова лиц, участвующих в деле
23.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее