Дело № 2-199/2022
УИД 28RS0013-01-2022-000378-97
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
27 июля 2022 года с. Поярково
Михайловский районный суд Амурской области в составе:
председательствующего судьи Ершовой К.В.,
при секретаре Гуркиной Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пономаревой Галины Михайловны к администрации Поярковского сельсовета Михайловского района Амурской области о сохранении жилого помещения в реконструированном виде, признании права собственности на жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Истец Пономарева Г.М. обратилась в Михайловский районный суд Амурской области с указанным иском, в обоснование которого указала, что на основании договора дарения от 23.08.2008, она является собственником жилого помещения - квартиры, расположенной в <адрес>, общей площадью 56,3 кв.м (в т.ч. жилой 44,7 кв.м). Указанное жилое помещение было реконструировано путем возведения тёплой пристройки, с увеличением общей площади жилого помещения до 76,9 кв.м. Право собственности своевременно на реконструированный объект недвижимости оформлено не было. Впоследствии истец обратилась в администрацию Михайловского района за получением разрешения на строительство вышеуказанной пристройки, однако получила письменный отказ в получении разрешения на строительство, поскольку реконструкция квартиры была осуществлена без разрешительных документов. Вместе с тем, возведенная пристройка не нарушает прав и интересов других лиц, соответствует требованиям строительных и градостроительных нормативов, сохранение пристройки не создает угрозы жизни и здоровью граждан, соответствует требованиям безопасности. В ином порядке она не имеет возможности зарегистрировать право собственности, иных споров по данной квартире не имеется. В связи с чем, просила сохранить квартиру, расположенную по адресу: <адрес> реконструированном виде, признав ней право собственности на указанную квартиру, общей площадью 76,9 кв.м.
В судебное заседании истец Пономарева Г.М., представители ответчика администрации Поярковского сельсовета Михайловского района Амурской области, в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены надлежащим образом, в телефонограммах от 26.07.2022, 20.07.2022, соответственно, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд с учетом приведенных обстоятельств, руководствуясь ст.167 ГПК РФ суд находит возможным, рассмотреть дело в отсутствие сторон.
Проверив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка (часть 2 статьи 260).
По п. п. 2 п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Согласно ч. 1 ст. 16 Жилищного кодекса РФ к жилым помещениям относятся: жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната.
Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (ч. 3 ст. 16 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Понятие «реконструкция» дано в ч. 14 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, согласно которой это изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (этажность), площади, показателей производственной мощности, объема и качества инженерно-технического обеспечения.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Жилищного кодекса РФ переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения.
Из положений ст. 29 ЖК РФ следует, что самовольными являются переустройство и (или) перепланировка жилого помещения, проведенные при отсутствии основания, предусмотренного частью 6 статьи 26 настоящего Кодекса, или с нарушением проекта переустройства и (или) перепланировки, представлявшегося в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 26 настоящего Кодекса. На основании решения суда жилое помещение может быть сохранено в переустроенном и (или) перепланированном состоянии, если этим не нарушаются права и законные интересы граждан либо это не создает угрозу их жизни или здоровью.
Согласно п. 26 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Так, из материалов дела следует и установлено судом, что в соответствии с договором дарения квартиры и земельного участка от 03 августа 2008 года, Пономарева Г.М. безвозмездно получила в собственность от Якимова Е.В., Якимова В.С., Якимова А.В., Гаськовой Л.А. квартиру (КН №) общей площадью 56,3 кв.м, и земельный участок (КН № общей площадью 1224 кв.м., расположенные по адресу: <адрес>. Государственная регистрация права собственности на жилое помещение и земельный участок в Управлении Росреестра по Амурской области 29.08.2018.
Из технического паспорта от 07.09.2012 на квартиру в двухквартирном жилом доме в <адрес>, следует, что общая площадь квартиры составляет 56,3 кв.м.
Согласно выписке из ЕГРН от 14.07.2022 в отношении жилого помещения с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>, общая площадь помещения составляет 56,3 кв.м., в качестве собственника данного объекта недвижимости значится истец Пономарева Г.М., ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Согласно выписке из ЕГРН от 29.08.2018 в отношении земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу <адрес>, в качестве собственника данного объекта недвижимости значится также истец Пономарева Г.М., 1969 г.р.
Таким образом, судом установлено, что истец является собственником спорного жилого помещения, общей площадью 56,3 кв.м, в том числе жилой 44,7 кв.м, а также приусадебного участка общей площадью 1224 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, сведения о чем содержатся в Едином государственном реестре недвижимости.
Из доводов искового заявления следует, что указанное жилое помещение было реконструировано (возведена теплая пристройка к квартирте), с увеличением общей площади жилого помещения до 76,9 кв.м. Право собственности своевременно на реконструированный объект недвижимости собственником оформлено не было. Администрацией Михайловского района было отказано в получении разрешения на строительство, поскольку реконструкция квартиры была осуществлена без разрешительных документов.
Согласно представленному в материалы дела техническому плану на жилое помещение, подготовленному по состоянию на 20.05.2022, общая площадь жилого помещения после проведенной реконструкции объекта составляет 76,9 кв.м, в т.ч. жилая площадь – 57,9 кв.м. Из заключения кадастрового инженера следует, что государственный кадастровый учет реконструированного жилого помещения невозможен в отсутствие разрешения на реконструкцию и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
В дело представлено заключение инспектора ОНД и ПР по г.Райчихинск, пгт. Прогресс и Михайловскому району от 24.05.2022 года по обследованию квартиры, расположенной по адресу <адрес> следует, что жилая квартира выстроена из бруса, имеет третью степень огнестойкости. Пристройка к квартире выстроена из бруса, имеет пятую степень огнестойкости. Отопление дома и пристройки центральное водяное. Линии электроснабжения помещений зданий и сооружений имеют аппараты защитного отключения, защищающие электрическую сеть от коротких замыканий и перегрузок, предотвращающие возникновение пожара при неисправности электрической сети и электроприемников. Противопожарные расстояния между квартирой с пристройкой и зданиями, расположенными на соседних усадьбах соблюдены. Строение квартиры жилого дома с пристройкой не угрожает здоровью и жизни третьих лиц, не нарушает их какие-либо интересы или права н области пожарной безопасности.
Из экспертного заключения № от 23.06.2022 филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Амурской области в г. Белогорск и Райчихинск, Архаринском, Белогорском, Бурейском, Завитинском, Михайловском, Октябрьском, Ромненском и Серышевском районах», следует, что условия проживания в жилом помещении по адресу: <адрес> соответствуют требованиям п.124, п.127, п.128, п.130 СанПиН 2.1.2.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организаций и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что реконструкция квартиры по адресу <адрес> является самовольной, возведенной на принадлежащим истцу на праве собственности земельном участке, с соблюдением его целевого назначения, а также градостроительных, санитарно-гигиенических, противопожарных норм и правил.
Проанализировав имеющиеся в деле доказательства, суд находит, что реконструкция вышеуказанного жилого помещения не нарушает прав и интересов третьих лиц, не создает угрозу жизни и здоровью граждан, соответствует установленным для жилых помещений строительным нормам и правилам. Требований о сносе самовольной постройки ответчиком не заявлено.
Суд находит, что истцом произведена реконструкция жилого помещения без получения разрешительных документов, и фактически истцом ставится вопрос о сохранении жилого помещения в реконструированном виде и признании на него прав собственности.
При рассмотрении данного дела суд полагает необходимым учесть и то обстоятельство, что в силу п. 1.1 ч.17 ст. 51 ГК РФ (в ред. Федерального закона от 03.08.2018 №340-ФЗ) с августа 2018 года выдача разрешения не требуется в случае строительства, реконструкции объектов индивидуального жилищного строительства.
В связи с изложенным суд приходит к выводу, что установлена совокупность обстоятельств, при которых строение может быть сохранено в реконструированном виде.
Учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу о возможности сохранения жилого помещения по <адрес> в реконструированном виде и об удовлетворении заявленных истцом требований, с признанием права собственности за истцом на реконструированный объект.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ – <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░ ░░░░░░░░ 76,9 ░░.░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░.░░.░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░ ░░░░░░░░ 76,9 ░░.░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░
░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 27 ░░░░ 2022 ░░░░.