Дело №2-2331/23
Мотивированное решение
составлено 19.07.2023
УИД 25RS0002-01-2023-003706-02
Решение
именем Российской Федерации
12 июля 2023 года г. Владивосток
Фрунзенский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе
председательствующего Н.С. Юсуповой при ведении протокола секретарем Я.В.
Руренко, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Фоменко Натальи Федоровны к Отделению Фонда Пенсионного и Социального
страхования РФ по Приморскому краю (третье лицо ФКУ Следственный изолятор №4) о возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, и назначить досрочно страховую пенсию,
установил:
В суд обратилась Фоменко Н. Ф. с названным иском. В обоснование требований указала, что 21.07.2022 обратилась с заявлением к ответчику о назначении пенсии по старости досрочно. Решением ГУ – Отделением Пенсионного фонда РФ Приморского края № истцу было отказано в назначении досрочной пенсии по старости от 21.07.2022, поскольку у истца отсутствует требуемый специальный стаж. В решении не были включены следующие периоды: с 27.07.2005 по 29.12.2006, с 01.01.2007 по 27.12.2007, с 01.01.2008 по настоящее время - в должности заведующей столовой отдела коммунально-бытового обеспечения ФКУ ИЗ-25/4 ГУФСИН России по Приморскому краю по причине отсутствия документального подтверждения занятости на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы пп. 17 п.1 ст. 30-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях». Работодателем предоставлены сведения о стаже на общих основаниях, без подтверждения льготного характера работы. С указанным решением истица не согласна. Считает, что стаж её работы подтверждён документально, указанный факт подтверждаю следующими документами: графиком учета использования рабочего времени, справкой за подписью ВРИО начальника Федеральное казенное учреждение «Следственный изолятор №4» (ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю); штатной расстановкой рабочий и служащих по хозяйственному обслуживанию; должностной инструкцией. Просит включить в льготный трудовой стаж периоды осуществления трудовой деятельности, дающие право на досрочную страховую пенсию по старости: период с 27.07.2005 по 29.12.2006, с 01.01.2007 по 27.12.2007, с 01.01.2008 по настоящее время - в должности заведующей столовой отдела коммунально-бытового обеспечения ФКУ ИЗ-25/4 ГУФСИН России по Приморскому краю; назначить досрочную страховую пенсию по старости с 21.07.2022 года.
В ходе рассмотрения гражданского дела произведена замена ответчика с Отделение Пенсионного фонда РФ по Приморскому краю на Отделение Фонда Пенсионного и Социального страхования РФ по Приморскому краю.
Истец в судебном заседании поддержала заявленные исковые требования. Дополнительно пояснила суду, что не знала о том, что работодатель передавал информацию о её стаже работы без указания кода льготы. Просила иск удовлетворить.
Представители ответчика в судебном заседании Панфилова Е. В., Синеокая О. В. в судебном заседании возражали против заявленных требований по представленному письменному отзыву, в котором, сослалась на ч. 2 ст. 14 ФЗ «О страховых пенсиях» и указала, что после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица страховой стаж подтверждается исключительно на оснований сведений индивидуального (персонифицированного) учета. Фоменко Н. Ф. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования дата, соответственно периоды её работы подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. В выписке из индивидуального лицевого счета истицы работодателем представлены сведения с общим стажем, без указания кода льготы. Просили в иске отказать.
Представитель третьего лица ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю по доверенности в судебном заседании Францева Е. Н. не возражала против удовлетворения исковых требований, представила письменные возражения, в которых указала, что истица работает заведующей столовой в ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю. Согласно проведенной специальной оценки условий труда в 2019 году заведующей столовой и установлен второй класс, оценку условий труда истица не обжаловала.
Выслушав доводы лиц участвующих в деле, изучив материалы дела, доводы иска и отзыва, исследовав представленные доказательства, суд пришел к следующему выводу.
Как следует из материалов дела, Фоменко Н. Ф. 21.07.2021 обратилась с заявлением к ГУ - отделение Пенсионного Фонда РФ по Приморском краю о назначении пенсии по старости досрочно.
Решением ГУ – Отделением Пенсионного фонда РФ Приморского края № истцу было отказано в назначении досрочной пенсии по старости от 21.07.2022, поскольку у истца отсутствует требуемый специальный стаж. В решении не были включены следующие периоды: с 27.07.2005 по 29.12.2006, с 01.01.2007 по 27.12.2007, с 01.01.2008 по настоящее время - в должности заведующей столовой отдела коммунально-бытового обеспечения ФКУ ИЗ-25/4 ГУФСИН России по Приморскому краю по причине отсутствия документального подтверждения занятости на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы пп. 17 п.1 ст. 30-ФЗ от 28.12.2013 «О страховых пенсиях» (л.д. 6-7).
Согласно записям в трудовой книжке истица работала в спорные периоды: 27.07.2005 – принята на должность <...> по 7 разряду ЕТС в ФГУ Следственный изолятор №4 ГУФСИН России по Приморскому краю, 02.04.2008 – учреждение переименовано в ФБУ «Следственный изолятор № 4 ГУФСИН России по Приморскому краю», 01.04.2011 – учреждение переименовано в «ФКУ Следственный изолятор № 4 ГУФСИН России по Приморскому краю» (л.д. 12-13).
В силу пункта 17 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 данного Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 мужчинам по достижении 55 лет и женщинам по достижении 50 лет, если они были заняты на работах с осужденными в качестве рабочих и служащих учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, соответственно не менее 15 лет и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Согласно ч.1 ст. 14 Закона № 400-ФЗ, при подсчете страхового стажа периоды трудовой деятельности, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Согласно ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 11 и 12, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», подтверждаются исключительно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В силу пунктов 1, 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти (ст. 8.1 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ).
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в орган Пенсионного фонда Российской Федерации документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
Таким образом, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица.
При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Фоменко Н. Ф. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования дата (л.д. 63-71 выписка из индивидуального лицевого счета), следовательно, периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета.
В выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица (для назначения пенсии) Фоменко Натальи Федоровны сведения за спорный период представлены работодателем ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю с общим стажем, без указания кода льготы (л.д. 63 – 71).
Представленные документы истицей, а именно: график учета использования рабочего времени (л.д. 17), справка (л.д. 14); штатная расстановка рабочих и служащих по хозяйственному обслуживанию (л.д. 18); должностная инструкция (л.д. 19-22) не может быть принята судом, поскольку документы, выданные страхователями за периоды после регистрации гражданина в системе обязательного пенсионного страхования, сведения в которых не соответствуют сведениям индивидуального (персонифицированного) учета, не рассматриваются в качестве доказательства работы в особых условиях труда.
По итогам проведения специальной оценки условий труда, результаты которой оформлены отчетом о проведении специальной оценки условий труда в ФКУ СИЗО-4 ГУФСИН России по Приморскому краю в 2019 году заведующей столовой и установлен второй класс (л.д. 53-58).
Статья 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 426-ФЗ "О специальной оценке условий труда" предусматривает следующее.
Все вредные и (или) опасные производственные факторы, которые идентифицированы в порядке, установленном данным Федеральным законом, подлежат исследованиям (испытаниям) и измерениям. Перечень этих факторов формируется комиссией по проведению специальной оценки условий труда исходя из государственных нормативных требований охраны труда, характеристик технологического процесса и производственного оборудования, применяемых материалов и сырья, результатов ранее проводившихся исследований (испытаний) и измерений этих факторов, а также исходя из предложений работников.
Исследования (испытания) и измерения фактических значений вредных и (или) опасных производственных факторов осуществляются испытательной лабораторией (центром), экспертами и (или) иными работниками организации, проводящей специальную оценку условий труда.
Статья 13 Федерального закона "О специальной оценке условий труда" содержит описание вредных и (или) опасных факторов производственной среды, подлежащих исследованию (испытанию) и измерению при проведении специальной оценки условий труда, относя к ним: физические факторы (аэрозоли, шум, инфра- и ультразвук, вибрация, неионизирующие и ионизирующие излучения, такие параметры микроклимата, как температура, относительная влажность и скорость движения воздуха, тепловое облучение, а также параметры световой среды); химические факторы (химические вещества и смеси, измеряемые в воздухе рабочей зоны и на кожных покровах работников, в том числе некоторые вещества биологической природы - антибиотики, витамины, гормоны, ферменты, белковые препараты); биологические факторы (патогенные микроорганизмы - возбудители инфекционных заболеваний и др.). К вредным же и (или) опасным факторам трудового процесса отнесены его тяжесть - показатели физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат и на функциональные системы организма работника, а равно его напряженность - показатели сенсорной нагрузки на центральную нервную систему и органы чувств работника. Здесь же содержится перечень вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, которые подлежат исследованию (испытанию) и измерению.
В силу той же статьи по отдельным видам работ, профессий, должностей, специальностей федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в соответствующей сфере деятельности, Государственной корпорацией по атомной энергии "Росатом", Государственной корпорацией по космической деятельности "Роскосмос" по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по организации и осуществлению федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений может устанавливаться дополнительный перечень вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса, подлежащих исследованию (испытанию) и измерению при проведении специальной оценки условий труда.
С введением в действие названных законов данный правовой механизм изменен. На работодателей возложена обязанность по уплате за период с 1 января 2013 года страховых взносов по дополнительным тарифам, установленным статьей 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (введена Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 243-ФЗ), а с 1 января 2017 года - статьей 428 Налогового кодекса Российской Федерации. Также предусмотрено правило о том, что периоды такой работы, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по дополнительным тарифам. Условия назначения пенсии по старости применяются, если класс условий труда на рабочих местах по таким работам соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
В сентябре 2019 была проведена специальная оценка условий труда Фоменко Н.Ф., по результатам которой условия труда признаны допустимыми (2 класс), что повлекло освобождение работодателя от обязанности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительным тарифам – л.д. 53-58.
Указанная оценка труда истицей в установленном порядке не обжалована.
До введения в действие Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О специальной оценке условий труда" и самого Федерального закона "О специальной оценке условий труда" действовал механизм, позволяющий определять категории работников учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, которые в связи с продолжительной занятостью в течение полного рабочего дня на работах с осужденными (не менее 15 лет для мужчин и 10 лет для женщин) при соблюдении условия о наличии страхового (до 1 января 2002 года - трудового) стажа определенной продолжительности приобретали право на досрочное назначение пенсии по старости в рамках системы обязательного пенсионного страхования с учетом уплаты за указанных лиц в общем порядке страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
До установления на таких рабочих местах класса условий труда в порядке, предусмотренном Федеральным законом "О специальной оценке условий труда", соответствующие периоды могут засчитываться в стаж для досрочного назначения пенсии по старости по признаваемым действительными, но не более чем до 31 декабря 2018 года результатам аттестации рабочих мест по условиям труда, проведенной в порядке, действовавшем до дня вступления в силу того же Федерального закона (пункт 3 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в действующей редакции, введенной Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 421-ФЗ, часть 6 статьи 30 и часть 8 статьи 35 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Начиная с 1 января 2013 года для зачета рабочим и служащим, учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, периодов работы с осужденными в страховой стаж, необходимый для возникновения права на досрочное назначение трудовой, а с 1 января 2015 года - страховой пенсии по старости (в соответствии с подпунктом 17 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", а с 1 января 2015 года - пунктом 17 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях"), наряду с подтверждением занятия должности, предусмотренной Списком работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда (применяется в силу подпункта "к" пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение"), а также постоянной и непосредственной занятости на работах с осужденными, необходимо подтвердить начисление и уплату работодателем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу.
Наличие же вредных и (или) опасных условий труда на рабочих местах, связанных с работой с осужденными, само по себе подтверждается указанием соответствующей должности в Списке работ, профессий и должностей работников учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, занятых на работах с осужденными, пользующихся правом на пенсию в связи с особыми условиями труда. В то же время, как уже отмечено, уплата работодателем страховых взносов по дополнительному тарифу - одно из условий для включения периодов такой деятельности в страховой стаж, необходимый для возникновения права на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии с пунктом 17 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", а проведение специальной оценки условий труда, по результатам которой на конкретном рабочем месте идентифицированы вредные и (или) опасные условия труда и определен их класс (подкласс), является в системе действующего регулирования необходимой предпосылкой такой уплаты.
Вышеуказанная позиция содержится в Постановлении Конституционного суда от 04.10.2022 « 4-П.
Выписка индивидуального лицевого счета Фоменко Н. Ф., сведений индивидуального (персонифицированного) учета не содержат кода особых условий труда истицы.
На основании изложенного, в отсутствие соблюдения условий для назначения истцу досрочно страховой пенсии, а именно, отсутствием факта уплаты за истца страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу, установленному законом, предоставление работодателем сведений о работе истца общим стажем без кода льготы, оснований для включения в специальный стаж, периодов работы, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости: с 27.07.2005 по 29.12.2006, с 01.01.2007 по 27.12.2007, с 01.01.2008 по настоящее время не имеется.
Поскольку в требованиях по включению периодов работы истца в специальный стаж судом отказано, а у истца недостаточно специального стража для назначения досрочной пенсии у суда не имеется оснований для удовлетворения требования о назначении досрочной пенсии.
В рамках настоящего спора судом учитывается право истца на проведение переоценки условий труда, на обжалование утвержденного в сентябре 2019 отчета о проведении специальной оценки условий труда, а также обращение к работодателю о внесении уточнений в индивидуальный (персонифицированный) учет и отражения кода льготы с оплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование по дополнительному тарифу.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░