Дело № 2-69/15
З А О Ч Н О Е Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
09 февраля 2015 года село Завьялово
Завьяловский районный суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующего судьи Христолюбова Ю.Л.,
при секретаре судебного заседания Сакриевой Л.В.,
с участием истца,
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по иску КЕА к СОА, Администрации МО «<адрес>» о применении последствий недействительности ничтожной сделки,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратилась в Завьяловский районный суд Удмуртской Республики с исковым заявлением к ответчику, в котором первоначально просила:
- применить последствия недействительности ничтожной сделки по договору купли- продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1148,72 кв.м., заключенный между Администрацией МО «<адрес>» и СОА. Исковые требования истцом мотивированы следующими обстоятельствами. ДД.ММ.ГГГГ КЕА приобрела в собственность склад запчастей, общей площадью 138,1 кв.м., инв.№464, лит.А, кадастровый номер №, расположенный по адресу: Удмуртская <адрес>, на основании договора купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ №, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним ДД.ММ.ГГГГ сделана запись регистрации №. Земельный участок, кадастровый номер №, площадью 1148,72 кв.м., принадлежит согласно выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности О.А., СОА. Таким образом, она полагает, что земельный участок, кадастровый номер №, на котором расположен склад запчастей кадастровый номер № принадлежащий истцу, принадлежит ответчику- СОА, что противоречит положениям ст.36 ЗК РФ. Сделка, связанная с передачей права собственности на земельный участок, кадастровый номер №, на котором расположен склад запчастей, кадастровый номер № принадлежащий истцу, администрацией ответчику СОА,- ничтожна. У истца КЕА имеется законный интерес в приобретении в собственность земельного участка, на котором расположен склад запчастей, принадлежащий ей на праве собственности.
Правовыми основаниями иска истцом в заявлении указаны п.5 ч.1 ст.1, ст.36 ЗК РФ, ч.1 ст.552, 166, 167,168 ГК РФ.
Истец в ходе судебного рассмотрения настоящего гражданского дела заявила дополнительное требование к соответчикам. Просила признать недействительным:
- пункт 1.2 Постановления <адрес> Удмуртской Республики от ДД.ММ.ГГГГ;
- пункт 2 Постановления № от ДД.ММ.ГГГГ, так Администрация МО «<адрес>» продала земельный участок истцу в деревне <адрес> с неверной площадью и неверным кадастровым номером – № Данный земельный участок с площадью 1148,72 с кадастровым номером № согласно техническому плану, составленному в Кадастровом Бюро ПМЛ, находится по <адрес>А под зданием склада запчастей, принадлежащего КЕА на праве собственности.
ДД.ММ.ГГГГ истец вновь уточнила требования, изложив их в следующей редакции:
- признать отсутствующим право собственности СОА на земельный участок с кадастровым номером №, назначение объекта: земли населённых пунктов для размещения склада запчастей с площадью 1148,72 кв.м., расположенный по адресу: Удмуртская Республика, деревня Докша, <адрес>;
- признать недействительными постановление № от ДД.ММ.ГГГГ и пункт 1.2 постановления № от ДД.ММ.ГГГГ;
- признать незаключённым договор купли-продажи земельного участка с кадастровым номером №, площадью 1148,72 кв.м, заключённый между Администрацией МО «<адрес>» и СОА, номер договора № от ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе судебного разбирательства настоящего гражданского дела судом к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечена Администрация МО «Гольянское»-сельское поселение.
В судебном заседании истец свои исковые требования поддержала, в обоснование иска сослалась на доводы, изложенные в заявлении. Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен судом надлежащим образом. С согласия истца, в соответствии со ст. 167 и 233 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие ответчика в порядке заочного производства.
Третьи лица, извещенные о дате и месте рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Управление Росреестра по Удмуртской Республике просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В соответствие со ст.167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствие третьих лиц.
Выслушав объяснения истца, изучив другие доказательства настоящего гражданского дела, суд пришёл к следующему.
В судебном заседании достоверно установлены следующие фактические обстоятельства дела.
Постановлением Администрации МО «<адрес>» УР от ДД.ММ.ГГГГ СОА в собственность за плату предоставлен земельный участок: кадастровый номер №, площадью 1148,72 кв.м. В пункте 1.2 данного постановления предусмотрено, что в собственность за плату СОА предоставляется, в том числе, также земельный участок площадью 1148, 72 кв.м с кадастровым номером №, имеющий местоположение: Удмуртская Республика, <адрес>, под размещение склада запчастей.
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией муниципального образования «<адрес>» и СОА заключен договор купли-продажи земельного участка №. По данному договору Администрация МО «<адрес>» взяла на себя обязательство передать в собственность СОА земельный участок категории земель населённых пунктов (далее – Участок), имеющий местоположение: Удмуртская Республика, <адрес>, муниципальное образование «Гольянское», <адрес>, площадью 1148, 72 кв.м, имеющий кадастровый номер № в границах, указанных в кадастровом плане участка, прилагаемом к договору и являющийся его неотъемлемой частью, а СОА приняла обязательства принять вышеназванный земельный участок и уплатить за него цену, предусмотренную договором. Условия договора сторонами выполнены, земельный участок передан продавцом покупателю по акту сдачи-приёмки от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановление Администрации МО «<адрес>» УР № от ДД.ММ.ГГГГ внесены изменения в Постановление Администрации МО «<адрес>» УР от ДД.ММ.ГГГГ: пункт 1.2 Постановления дополнен словами следующего содержания - «имеющий местоположение: Удмуртская Республика, <адрес>».
Вышеуказанные обстоятельства также подтверждаются выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ. Согласно данной выписке СОА на праве собственности принадлежит земельный участок, кадастровый номер №, назначение объекта - земли населенных пунктов, для размещения здания склада запчастей, площадь 1148,72 кв.м., расположенный по адресу: УР, <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по УР КЕА выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности на склад запчастей, назначение: нежилое, 1- этажный (подземных этажей-0), общая площадь 138,1 кв.м., инв. № 464, лит.А, адрес объекта: УР, <адрес>, д.Докша (документ- основание: Договор купли- продажи от ДД.ММ.ГГГГ № 008/2011-315). Кадастровый (или условный) номер: №. Данное обстоятельство также подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от ДД.ММ.ГГГГ № 01/079/2013-16. Копия договора купли продажи от ДД.ММ.ГГГГ, копия свидетельства о государственной регистрации права и копия выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество приобщены к материалам дела и исследованы в судебном заседании.
ДД.ММ.ГГГГ по заявке КЕА кадастровым инженером ООО «Кадастровое бюро» составлен технических план с целью определения местоположения здания с кадастровым номером № на земельном участке. В результате кадастровых работ было выявлено, что здание с кадастровым номером № (адрес: Удмуртская Республика, <адрес>, деревня Докша), принадлежащее на праве собственности КЕА, расположено полностью в границах земельного участка с кадастровым номером № (адрес: Удмуртская Республика, <адрес>, деревня Докша, <адрес>А), принадлежащего на праве собственности СОА.
Фактически склад запчастей, кадастровый номер здания №, ранее присвоенный государственный номер: 464, № (ДД.ММ.ГГГГ Управление Росреестра по Удмуртской Республике), принадлежащий истцу на праве собственности расположен по адресу: <адрес>
Строение, принадлежащее на праве собственности ответчики, имеет другие характеристики и не расположено на земельном участке по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, на земельном участке с кадастровым номером №. Ответчик также не представила суду доказательства того по каким основаниям ею приобретено право собственности на строение, наличие которого и послужило основанием для приобретения ею право собственности на данный земельный участок.
Вышеназванные обстоятельства также объективно следуют из материалов гражданского дела и лицами, участвующими в деле, по существу не оспариваются.
Проанализировав фактические обстоятельства дела, оценив собранные по делу доказательства, суд пришел следующему.
Согласно п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из сделок, под которыми статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей и из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей;
В соответствии со статьей 432 Гражданского кодекса Российской Федерации договор считается заключенным, если между сторонами достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной сторон должно быть достигнуто соглашение.
В соответствии со статьёй 552 ГК РФ по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на ту часть земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
Статьей 35 Земельного кодекса РФ определено, что при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящееся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник. Переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации (статья 551 ГК РФ).
В силу статьи 554 Гражданского кодекса Российской Федерации договоре продажи недвижимости должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить недвижимое имущество, подлежащее передаче покупателю по договору, в том числе данные, определяющие расположение недвижимости на соответствующем земельном участке либо в составе другого недвижимого имущества. При отсутствии этих данных в договоре условие о недвижимом имуществе, подлежащем передаче, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.
Поскольку в договоре купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ указаны данные объекта недвижимости, принадлежащие на праве собственности ответчику по настоящему гражданскому делу, не позволяющие установить имущество, подлежащее передаче покупателю (неверно указаны площадь и кадастровый номер земельного участка), то такой договор считается незаключённым.
Постановления Администрации муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № 3488, с внесением изменений от ДД.ММ.ГГГГ № подлежат признанию недействительными, поскольку в них неверно указаны кадастровый номер и площадь земельного участка подлежащего передаче ответчику. Также не соответствует действительности и цель предоставления земельного участка ответчику – для размещения склада запчастей, поскольку постройка, расположенная на земельном участке, которым она владеет, таковым не является.
В случае если в основу государственной регистрации были положены недействительный акт или сделка, то возникшее в результате государственной регистрации право будет содержать неустранимый порок, заключающийся в том, что предусмотренного законом материально-правового основания для его возникновения и последующего признания его существования государством не имелось. Данное обстоятельство означает, что государством было признано несуществующее право субъекта на объект недвижимого имущества, что является недопустимым и противоречащим основополагающему принципу государственной регистрации - принципу достоверности (публичной веры), который означает действительность и юридическую силу записи в книге для всех третьих лиц. При этом данный принцип подразумевает то, что юридическая сила записи должна сохраняться до момента, пока эта запись не исправлена и не изменена, причем даже в случае, если эта запись не соответствует действительности. В связи с этим даже в случае установления несоответствия действительности содержащейся в Едином государственном реестре прав записи о праве собственности (а также ином праве) лица на объект недвижимости государство в лице регистрирующего органа не вправе самовольно погасить такую запись. Для осуществления таких действий необходимо вступившее в законную силу решение суда.
При таких обстоятельствах, исковые требования истца подлежат безусловному удовлетворению.
Право собственности на недвижимое имущество: земельный участок с кадастровым номером №, склад запчастей, расположенные по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, деревня Докша, <адрес>А, у ответчика отсутствует. В связи с тем, что основанием регистрации за ней права собственности на данное имущество послужили вышеназванные акты органа местного самоуправления, они подлежат признанию недействительными в этой части. Поскольку в договоре купли-продажи неверно определен объект купли-продажи, невозможно установить его индивидуально-определенные признаки, договор купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ № суд признаёт незаключенным.
КЕА в ходе судебном рассмотрения дела также было представлено заявление о возмещении ей судебных расходов по оплате помощи представителя в размере 10500,00 руб., оплате госпошлины в размере 1000,00 руб., расходы за оплату кадастровых работ по выносу в натуру границ земельного участка в размере 4000,00 руб., за производство работ по уточнению местонахождения здания в размере 6500,00 руб.
В подтверждение несения судебных расходов истцом суду представлена квитанция на сумму 10000,00 руб.- представление интересов в суде (аванс), договор на представление интересов по гражданскому делу от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный между КЕА и адвокатом ММФ, а также акт приемки выполненных работ от ДД.ММ.ГГГГ к вышеуказанному договору; расписка о получении денежных средств за проведение работ по установлению границ земельного участка с кадастровым номером № в сумме -4000,00 руб.; квитанция и смета по оплате стоимости кадастровых работ в размере 6500,00 руб.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
На основании ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.
Суд полагает, что соответчики имели возможность урегулировать спор с истцом во внесудебном порядке, исправить допущенные ошибки в документах, но не пожелали этого сделать до вынесения судом решения по делу. И акт о выносе в натуре границ земельного участка с кадастровым номером № по адресу: Удмуртская Республика, <адрес>, деревня Докша, <адрес>А и заключение кадастрового инженера об уточнении местоположения здания запчастей на местности, приняты в качестве доказательств по делу, признаются судом необходимыми расходами истца по настоящему гражданскому делу. Несение данных судебных расходов истцом по настоящему гражданскому делу нашло своё документальное подтверждение в судебном заседании. Решение по делу состоялось в пользу истца. Данные расходы, а также расходы по уплате государственной пошлины, понесенные истцом при подаче искового заявления в суд, подлежат взысканию в равных долях с соответчиков по настоящему гражданскому делу.
Оснований для удовлетворения ходатайства КЕА о возмещении ей расходов, понесенных на оплату услуг представителя, удовлетворению не подлежит, поскольку участие в рассмотрении дела в суде 1-ой инстанции представитель истца участия не принимал.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
- ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░: ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ 1148,72 ░░.░., ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>
- ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «<░░░░░>» № ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░ 1.2 ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ «<░░░░░>» № ░░ ░░.░░.░░░░;
- ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №, ░░░░░░░░ 1148,72 ░░.░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ «<░░░░░>» ░ ░░░, ░░░░░ ░░░░░░░░ № ░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░:
- 1000 ░░░░░░ 00 ░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░;
- 4000 ░░░░░░ 00 ░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░;
- 6500 ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░ ░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░