Дело №
УИД-05RS0№-76
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
<адрес> «04» августа 2023 года
Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Хадисовой С.И. при секретаре судебного заседания ФИО2, с участием представителя истца по доверенности ФИО5, рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела по иску ФИО1 к Бюро МСЭ № по <адрес> и ФКУ «Главное Бюро МСЭ по РД» Минтруда России о признании незаконным отказа в установлении инвалидности и обязании установить ее,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан с исковым заявлением к Бюро МСЭ № по <адрес> и ФКУ «Главное Бюро МСЭ по РД» Минтруда России о признании незаконным акта медико-социальной экспертизы гражданина №.3.Э.5/2023 от 07.02.2023 Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес>» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, составленного в Экспертном составе № Смешанного профиля, и обязании установить ему вторую группу инвалидности.
В обосновании исковых требований ссылается на то, что являлся инвали<адрес>-й группы. Однако, до истечения срока, на который была установлена инвалидность, актом освидетельствования в федеральном государственном учреждении медико-социальной экспертизы, справка МСЭ - 2020 № от 15,04.2021 года, инвалидность была снята. Тогда как в 2018 году консультирован в ФГБУ «Научно-исследовательский институт ревматологии имени ФИО3», и диагностирована болезнь Бехчета, выдало заключение, что у него тяжелая форма болезни Бехчета с органными поражениями, ведущим в клинической картине болезни является поражение глаз (OU генераливанный увеит с ангиитом), зрительная функция правого глаза значительно снижена (VisOD 0,01 н/к). Сочетанная терапия азатиоприн и колхицин неэффективна, рецидивируют кожно-слизистая, глазная и кишечная симптоматика. Учитывая органные проявления болезни Бехчета (поражение глаз и кишечника), пациенту пожизненным показаниям необходима терапия ГИБП - Адалимумаб (Хумира, Далибра).
Несмотря на заключение ФГБУ «Научно-исследовательский институт ревматологии имени ФИО4», в котором говорится о тяжелой форме болезни Бехчета с органными поражениями, по результатам изучения представленных медицинских, медикоэкспертных документов, ФГБУ «Федеральное бюро медико-социальной экспертизы» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, исходя из комплексной оценки состояния здоровья на основе анализа клинико-функциональных данных без личного обследования, выявило у него нарушение здоровья только лишь с I (незначительной) степенью выраженности стойких нарушений функций организма, обусловленное заболеваниями, не приводящее к ограничению основных категорий жизнедеятельности, определяющих необходимость в мерах социальной защиты.
После всего выше изложенного, он обратился в Бюро медико-социальной экспертизы №, общего профиля по РД, прошел комиссию, после чего ДД.ММ.ГГГГ, ему выдали ответ о результатах медико-социальной экспертизы справка №.17.5/2022, в котором говорится, что по результатам проведения медико-социальной экспертизы принято решение: инвалидность не установлена.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное учреждение Федеральное Бюро медико-социальной экспертизы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, (ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России), направило его обращение в Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес> труда и социальной защиты Российской Федерации (ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России). Федеральное казенное учреждение «Главное бюро медико-социальной экспертизы по <адрес> труда и социальной защиты Российской Федерации (ФКУ «ГБ МСЭ по <адрес>» Минтруда России) ДД.ММ.ГГГГ направила ФИО1 ответ -справку №.3.Э.5/2023, о результатах медико-социальной экспертизы в котором говорится, о том, что Экспертный состав № смешанного профиля рассмотрел представленные документы, провел очную медико-социальную экспертизу и сообщает, что по результатам проведения медико-социальной экспертизы принято решение: инвалидность не установлена. Основание - акт медико-социальной экспертизы гражданина №.3.Э.5/2023 от ДД.ММ.ГГГГ в Экспертном составе № Смешанного профиля. Полагая, что указанное решение является незаконным, истец обратился в суд с настоящим иском.
В судебном заседании представитель истца ФИО5 исковые требования поддержал в полном объеме и просил суд удовлетворить их по изложенным в нем основаниям.
Ответчики Бюро МСЭ № по <адрес> и ФКУ «Главное Бюро МСЭ по РД» Минтруда России, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, явку своих представителей в суд не обеспечили, о причинах неявки суду не сообщили.
В письменных возражениях от ДД.ММ.ГГГГ ФКУ «Главное Бюро МСЭ по РД» Минтруда России в удовлетворении исковых требований ФИО1 просит отказать.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав материалы дела, оценив в совокупности все представленные по делу доказательства, суд считает исковые требования ФИО1 подлежащими оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Возникшие между сторонами правоотношения регулируются положениями Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", положениями Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 95, положениями Классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, утвержденных Приказом Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 585н.
Статьей 60 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" установлено, что медико-социальная экспертиза проводится в целях определения потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Медико-социальная экспертиза проводится в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите инвалидов.
Статьей 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Ограничение жизнедеятельности - полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается группа инвалидности, а лицам в возрасте до 18 лет устанавливается категория "ребенок-инвалид". Признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" дает понятие медико-социальной экспертизы как признание лица инвалидом и определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма (часть 1 статьи 7 Федерального закона).
Медико-социальная экспертиза осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения (часть 2 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Согласно статье 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" медико-социальная экспертиза осуществляется федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, подведомственными федеральному органу исполнительной власти, определяемому Правительством Российской Федерации. Порядок организации и деятельности федеральных учреждений медико-социальной экспертизы определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагается, в частности, установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты (пункт 1 части 3 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Решение учреждения медико-социальной экспертизы является обязательным для исполнения соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 4 статьи 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Споры по вопросам установления инвалидности, реализации индивидуальных программ реабилитации, реабилитации инвалидов, предоставления конкретных мер социальной защиты, а также споры, касающиеся иных прав и свобод инвалидов, рассматриваются в судебном порядке (статья 32 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").
Так, согласно пункту 2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 95 (далее - Правила), признание гражданина инвалидом осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологический данных.
Пунктом 5 Правил установлены условия признания гражданина инвалидом: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью; в) необходимость в мерах социальной защиты населения.
Наличие одного из указанных условий не является основанием, достаточным для признания гражданина инвалидом (пункт 6 Правил).
Группа инвалидности устанавливается гражданину, признанному инвалидом, в зависимости от степени выраженности стойких расстройств функций организма, возникших в результате заболеваний, последствий травм или дефектов (пункт 7 Правил).
Пунктом 25 Правил определено, что медико-социальная экспертиза проводится специалистами бюро (главного бюро, Федерального бюро) путем обследования гражданина, изучения представленных им документов, анализа социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических и других данных гражданина.
Из содержания приведенных нормативных положений, регламентирующих отношения по признанию лица инвалидом, следует, что определение наличия либо отсутствия оснований для признания лица инвалидом относится к исключительной компетенции федеральных учреждений медико-социальной экспертизы, находящихся в ведении Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и имеющих соответствующие лицензии на проведение медико-социальной экспертизы.
ФИО1 на основании акта освидетельствования (справка МСЭ-2020 № от ДД.ММ.ГГГГ) являлся инвали<адрес> группы. Инвалидность была установлена сроком до ДД.ММ.ГГГГ, с датой очередного освидетельствования - ДД.ММ.ГГГГ.
Справкой №.3.Э/2023 от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Экспертным составом № Смешанного профиля рассмотрены представленные документы ФИО1, проведена очная медико-социальная экспертиза, по результатам проведения которой принято решение: инвалидность не установлена.
Из заключения врача ревматолога ФГБНУ «НИИ Ревмоталогии имени ФИО4» от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что у ФИО1 установлена тяжелая форма болезни Бехчета с органными поражениями, с поражением глаз (OU генераливанныйувеит с ангеитом, зрительная функция правого глаза значительно снижена (VisOD 0.01 н/к). Сочетанная терапия азатиоприн и колхицин неэффективна, рецидивируют кожно-слизистая, глазная и кишечная симптоматика. С учетом органных проявлений болезни Бехчета (поражение глаз и кишечника) пациенты пожизненно показана терапия ГИБП - Адалимумаб (Хумира, Далибра).
Согласно выписному эпикризу № ФИО1 находился на стационарном обследовании и лечении в отделении сосудистой хирургии ГБУ РД «Республиканская клиническая больница им. ФИО6» с клиническим диагнозом: эндартариит, дистальный тип поражения, хроническая артериальная недостаточность рук и ног второй – третьей ст., болезнь Рейно с выраженным нарушением кровообращения, язвочки пальцев обеих кистей и стоп, системный васкулит, болезнь Бехчета, ДОА, болевой синдром.
В соответствии с разделом IV пункта 9 Приказа Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ N 585н "О классификациях и критериях, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы", критерием для установления инвалидности лицу в возрасте 18 лет и старше является нарушение здоровья со II и более выраженной степенью выраженности стойких нарушений функций организма человека (в диапазоне от 40 до 100 процентов), обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению 2 или 3 степени выраженности одной из основных категорий жизнедеятельности человека или 1 степени выраженности ограничений двух и более категорий жизнедеятельности человека в их различных сочетаниях, определяющих необходимость его социальной защиты.
Проведенной по делу судебной экспертизой ФКУ "Главное бюро медико-социальной экспертизы по РСО-Алания" Минтруда России установлено, что стойкие незначительные (I степени) нарушения функций организма ФИО1, не приводят к ограничению жизнедеятельности по основным категориям. Оснований для установления инвалидности не установлены.
Заключение экспертов составлено в результате проведения независимой судебной экспертизы. Экспертами приведена соответствующая аргументация сделанных в заключении выводов. Оснований не доверять выводам указанного заключения экспертов у суда не имеется.
Заключение эксперта соответствует требованиям статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при ее проведении эксперты были предупреждены об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации.
Заключение экспертизы было составлено специалистами в различных областях медицинских знаний, компетентными в области медико-социальной экспертизы. Экспертами были проанализированы медицинские документы, в том числе составленные при проведении медико-социального освидетельствования.
Судом установлено, что результаты освидетельствования в Бюро медико-социальной экспертизы № по <адрес> и ФКУ «Главное Бюро МСЭ по РД» Минтруда России и судебной экспертизы согласуются друг с другом, не противоречат друг другу, оснований не доверять выводам экспертизы у суда не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194 – 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Бюро МСЭ № по <адрес> и ФКУ «Главное Бюро МСЭ по РД» Минтруда России о признании незаконным отказа в установлении инвалидности и обязании установить ее отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционную коллегию Верховного суда Республики Дагестан через Хасавюртовский городской суд Республики Дагестан в течение месяца со дня его принятия.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья С.И. Хадисова