Дело №2-1205/2024 УИД 89RS0002-01-2024-001940-30
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
22 июля 2024 года г.Лабытнанги
Лабытнангский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе председательствующего: судьи Даниленко И.А.,
при секретаре судебного заседания Васильевой Ю.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Лабытнанги к ГБУЗ ЯНАО «Лабытнангская городская больница» о возложении обязанности совершить определенные действия,
у с т а н о в и л:
прокурор г. Лабытнанги, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к ГБУЗ ЯНАО «Лабытнангская городская больница», с учетом его уточнения, о возложении обязанности обеспечить беспрепятственный доступ маломобильным группам населения в здание «Взрослая поликлиника», расположенное по адресу: г. Лабытнанги, ул. Дзержинского, д. 29, путем установки пандуса в соответствии с нормами «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Определением от 26 июня 2024 года в соответствии со ст. 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечен Департамент здравоохранения ЯНАО.
В судебном заседании представитель истца – старший помощник прокурора г.Лабытнанги Девятков Д.А., исковые требования с учетом их уточнения в части технической ошибки в указании адреса здания поликлиники поддержал в полном объеме, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Представитель ответчика Волков К.В., действующий на основании соответствующей доверенности, формально нарушение признал, пояснил, что имеющийся в настоящее время пандус непригоден для эксплуатации, однако на сегодняшний день отсутствует техническая возможность установления нового пандуса в связи с действующим контрактом по капитальному ремонту, просил в удовлетворении требований отказать. В случае если требования все же будут удовлетворены, 6-месяечый срок просил продлить до окончания действия сроков по контракту.
Третье лицо Департамент здравоохранения ЯНАО своего представителя для участия в судебном заседании не направил, о месте и времени слушания дела извещены надлежащим образом, имеется ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие (л.д.15), позиции по заявленным требованиям не выразили.
При указанных обстоятельствах, суд в соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации приходит к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных в установленном законом порядке.
Выслушав явившихся участников дела, изучив представленные письменные материалы, суд приходит к следующему.
В силу статьи 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Согласно статье 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Статьей 15 этого же Закона предусмотрено, что Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления (в сфере установленных полномочий), организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников), в том числе, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, включая те, в которых расположены физкультурно-спортивные организации, организации культуры и другие организации), к местам отдыха и к предоставляемым в них услугам (п. 1).
В соответствии с п.п. 2 и 4, ч. 6 ст. 15 Федерального закона № 181-ФЗ, порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг, а также оказания им при этом необходимой помощи устанавливается федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленных сферах деятельности, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения, исходя из финансовых возможностей бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, организаций.
В случаях, если существующие объекты социальной, инженерной и транспортной инфраструктур невозможно полностью приспособить с учетом потребностей инвалидов, собственники этих объектов до их реконструкции или капитального ремонта должны принимать согласованные с одним из общественных объединений инвалидов, осуществляющих свою деятельность на территории поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, меры для обеспечения доступа инвалидов к месту предоставления услуги либо, когда это возможно, обеспечить предоставление необходимых услуг по месту жительства инвалида или в дистанционном режиме.
Государственные и муниципальные расходы на разработку и производство транспортных средств с учетом потребностей инвалидов, приспособление транспортных средств, средств связи и информации для беспрепятственного доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами, обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации.
На основании п. 7 ст. 30 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» доступность зданий и сооружений для инвалидов и других маломобильных групп населения передвижения должны обеспечивать:
1) досягаемость ими мест посещения и беспрепятственность перемещения внутри зданий и сооружений;
2) безопасность путей движения (в том числе эвакуационных), а также мест проживания, мест обслуживания и мест приложения труда указанных групп населения.
Под объектами социальной инфраструктуры понимаются объекты местного значения поселения, городского округа в областях образования, здравоохранения, физической культуры и массового спорта и культуры (согласно Требованиям к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов, утвержденного постановлением Правительства РФ от 01.10.2015 № 1050 «Об утверждении требований к программам комплексного развития социальной инфраструктуры поселений, городских округов»).
Как следует из материалов дела, прокуратурой г. Лабытнанги проведена проверка соблюдения ГБУЗ ЯНАО «Лабытнангская городская больница» требований законодательства, в ходе которой установлено, что вход в здание «Взрослая поликлиника» ГБУЗ ЯНАО Лабытнангская городская больница не оборудован для маломобильных групп населения пандусом или подъемным устройством, что препятствует получению медицинской помощи обозначенной категории граждан.
В ответ на представление ответчик в письме от 06 июня 2024 года сообщил, что в отношении подъемного устройства, предназначенного для групп населения с ограниченными возможностями передвижения, которое должно располагаться у входа в здание «Взрослая поликлиника» в 2023 году разработана проектно-сметная документациям пандуса, которая включена в объём мероприятий по заключённому контракту о благоустройстве территории ГБУЗ ЯНАО «ЛГБ», в рамках которого в период с 2024 по 2025 год будет осуществлен монтаж пандуса (л.д.11).
Так, в ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» закреплено, что жилые здания, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктур должны быть спроектированы и построены таким образом, чтобы обеспечивалась их доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения.
Несмотря на то, что данные требования, как указано в ч. 1 ст. 42 Федерального закона от 30 декабря 2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» не применяются вплоть до реконструкции или капитального ремонта к зданиям и сооружениям, введенным в эксплуатацию до вступления в силу таких требований, в целях унификации действующего законодательства положения ч. 2 ст. 42 указанного Федерального закона устанавливают необходимость применения понятия «Свод правил», принятых до его вступления в силу, которые должны применяться на обязательной основе для обеспечения требований безопасности зданий и сооружений.
«СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» утверждён и введен в действие Приказом Минстроя России от 30 декабря 2020 года № 904/пр.
Требования к зданиям, сооружениям, которыми могут пользоваться инвалиды, содержатся в СНиП 35-01-2001, который в актуализированной редакции «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» включен в п. 38 постановления Правительства РФ от 28.05.2021 № 815 «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 года № 985», в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Как следует из п. 1.2 СП 59.13330.2020 требования настоящего документа распространяется на проектирование общественных зданий открытого доступа населения, в том числе инвалидов и маломобильных групп населения.
В соответствии с п. 8.1.2 СП 59.13330.2020 при реконструкции и приспособлении существующих зданий и сооружений при выполнении проектных решений в рамках "разумного приспособления" с учетом 4.8 при невозможности обеспечить доступность всего здания в уровне входа должны быть выделены специальные помещения, зоны или блоки для обслуживания инвалидов основными услугами, оказываемыми в здании (сооружении).
Согласно п. 3.22 СП 59.13330.2020 разумное приспособление - это внесение, когда это нужно в конкретном случае, необходимых и подходящих модификаций и коррективов, не становящихся несоразмерным или неоправданным бременем, в целях обеспечения реализации или осуществления инвалидами наравне с другими всех прав человека и основных свобод.
Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм действие данных правил распространяется также на уже существующие объекты, которые приспосабливаются для нужд инвалидов и маломобильных групп населения.
Принимая во внимание вышеизложенные обстоятельства, ГБУЗ ЯНАО «Лабытнангская городская больница» располагаясь по адресу: ул. Дзержинского, д.29 в г. Лабытнанги «Взрослая поликлиника», используя здание под поликлинику, то есть под социально значимый объект, обязано создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов и маломобильных групп населения в данное помещение для возможности оказания медицинских услуг.
При указанных обстоятельствах, исковые требования прокурора г.Лабытнанги подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч.ч. 1,2 ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.
В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.
С учетом характера выявленных нарушений, объема работ по их устранению, доводов представителя ответчика о том, что работы по монтажу пандуса включены в заключенный 07 августа 2023 года государственный контракт со сроком исполнения работ по капитальному ремонту до 30 сентября 2025 года, и невозможностью в связи с этим производства каких-либо самостоятельных работ на объекте, в целях того, чтобы решение было исполнено в разумные сроки, суд считает необходимым установить ответчику срок, в течение которого соответствующие мероприятия должны быть выполнены – до 30 сентября 2025 года, что обеспечит баланс соблюдения прав как истца, действующего в интересах неопределенного круга лиц, так и ответчика.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194–199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
исковые требования прокурора г.Лабытнанги, действующего в интересах неопределенного круга лиц, удовлетворить.
Возложить на Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Ямало-Ненецкого автономного округа «Лабытнангская городская больница» (ИНН 8902002635, ОГРН 1028900555276) обязанность обеспечить беспрепятственный доступ маломобильным группам населения в здание «Взрослая поликлиника», расположенное по адресу: г. Лабытнанги, ул. Дзержинского, д. 29, путем установки пандуса в соответствии с нормами «СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001» в срок до 30 сентября 2025 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ямало-Ненецкого автономного округа через Лабытнангский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: ...
Решение в окончательной форме принято 29 июля 2024 года.
...
...
...