Дело № 2-167/2024 (2-2571/2023;)
37RS0005-01-2023-002766-35
Решение в окончательной форме изготовлено 24 января 2024 года
22 января 2024 года город Иваново
Ивановский районный суд Ивановской области в составе
председательствующего судьи Фищук Н.В.,
при секретаре Соломиной Л.В.,
с участием представителя истца – прокурора Скороспелова А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению заместителя Ивановского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к АдминистрацииНовоталицкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности оборудовать противопожарное водоснабжение,
установил:
заместитель Ивановского межрайонного прокурора обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Новоталицкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности оборудовать противопожарное водоснабжение. Исковые требования мотивированы тем, что прокурором совместно со специалистами ОНД г.о. Кохма, Ивановского и Лежневского районов ГУ МЧС России по Ивановской области проведена проверка исполнения муниципальными органами законодательства о пожарной безопасности. В ходе проверки установлено, что в нарушение ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ, ст.ст. 19, 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ, п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, ст.ст. 62, 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», п.п. 10.2, 10.3 Приказа МЧС России от 30.03.2020 № 225 «Об утверждении свода правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности» на территории Новоталицкого сельского поселения в с. Ново-Талицы, д. Анкудиново, д. Залесье, д. Иневеж, с. Михалево, д. Голчаново не созданы для целей пожаротушения источники наружного противопожарного водоснабжения. Выявленные нарушения создают опасность для жизни и здоровья людей, способны повлечь нарушение их прав, что является недопустимым. Негативным последствием данных обстоятельств может явиться значительное увеличение количества пострадавших лиц в случае возникновения чрезвычайной ситуации. Бездействие должностных лиц Администрации Новоталицкого сельского поселения, выражающееся в игнорировании требований законодательства о противопожарной безопасности, а также отсутствие должного контроля за деятельностью подчиненных работников, создает угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц. На основании изложенного, с учетом заявления об уменьшении заявленных требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор просит возложить обязанность на Администрацию Новоталицкого сельского поселения создать для целей пожаротушения не менее двух источников наружного противопожарного водоснабжения в д. Анкудиново, д. ГолчановоНовоталицкого сельского поселения Ивановского муниципального района в срок до 01.09.2024.
В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал, просил иск удовлетворить по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
В судебное заседание в качестве представителя ответчика явилась Маслова О.Ю., однако распоряжением от 11.01.2024 № 2 Главы Новоталицкого сельского поселения она временно исполняла обязанности Главы в период с 14.01.2024 по 17.01.2024, т.е. на дату судебного заседания срок ее полномочий истек, иной документ, удостоверяющий полномочия выступать от имени Администрации Новоталицкого сельского поселения, не представлен, в связи с чем ее пояснения в судебном заседании 22.01.2024 учету не подлежат.
По изложенному, на основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодексаРФ дело рассмотрено в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
На основании ст. 18 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно ст. 12 Гражданского кодекса РФ защита гражданских прав осуществляется путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельских поселений относятся, в том числе обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения, вопросы, предусмотренные пунктами 1-3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 20 (в части принятия в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации решения о сносе самовольной постройки или приведении ее в соответствие с установенными требованиями), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений.
В соответствии с п. «а» ч. 2 ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994 № 68-ФЗ Органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
Согласно ст.ст. 19, 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских поселений населенных пунктов относится создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.
Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.
К нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.
Постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 утверждены Правила противопожарного режима в Российской Федерации.
Согласно п. 75 Правил противопожарного режима в Российской Федерации органами местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации, для целей пожаротушения создаются источники наружного противопожарного водоснабжения, а также условия для забора в любое время года воды из источников и систем наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях.При наличии на территориях населенных пунктов, территории садоводства или огородничества, а также на других объектах защиты или вблизи них (в радиусе 200 метров) естественных или искусственных водоисточников (река, озеро, бассейн, градирня и др.) к ним должны быть устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размером не менее 12 x 12 метров для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года, за исключением случаев, когда территория населенного пункта, объекта защиты и находящиеся на них здания и сооружения обеспечены источниками противопожарного водоснабжения.
В соответствии со ст.ст. 62, 68 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» здания и сооружения, а также территории организаций и населенных пунктов должны иметь источники противопожарного водоснабжения для тушения пожаров.
В качестве источников противопожарного водоснабжения могут использоваться централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения, водные объекты, а также пожарные резервуары.
Необходимость обеспечения противопожарного водоснабжения, устройства систем водоснабжения, водопроводных сетей, искусственных водоемов и пожарных резервуаров, использования водных объектов для противопожарных нужд определяется настоящим Федеральным законом, а требования к их устройству нормативными документами по пожарной безопасности. Запас воды водных объектов и пожарных резервуаров должен обеспечивать расчетные расходы воды на пожаротушение зданий и сооружений с учетом продолжительности тушения пожаров.
Территории населенных пунктов, а также находящиеся на них здания и сооружения должны быть обеспечены источниками наружного противопожарного водоснабжения.
К наружному противопожарному водоснабжению относятся:
1) централизованные и (или) нецентрализованные системы водоснабжения с пожарными гидрантами, установленными на водопроводной сети (наружный противопожарный водопровод);
2) водные объекты, используемые в целях пожаротушения в соответствии с законодательством Российской Федерации;
3) пожарные резервуары.
Допускается не предусматривать противопожарное водоснабжение для населенных пунктов с числом жителей до 50 человек, а также расположенных вне населенных пунктов отдельно стоящих зданий и сооружений классов функциональной пожарной опасности Ф1.2, Ф1.3, Ф1.4, Ф2.3, Ф2.4, Ф3 (кроме Ф3.4), в которых одновременно могут находиться до 50 человек и объем которых не более 1000 кубических метров.
На основании п.п. 10.2, 10.3 Приказа МЧС России от 30.03.2020 № 225 «Об утверждении свода правил СП 8.13130 «Системы противопожарной защиты. Наружное противопожарное водоснабжение. Требования пожарной безопасности» объем пожарных резервуаров и водоемов надлежит определять исходя из расчетного расхода воды на наружное пожаротушение и продолжительности тушения пожара. Примечание: объем открытых водоемов необходимо рассчитывать с учетом возможного испарения воды и образования льда. Превышение кромки открытого водоема над наивысшим уровнем воды в нем должно быть не менее 0,5 м. Количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов должно быть не менее двух, при этом в каждом из них должно храниться 50% объема воды на пожаротушение.
В ходе проверки, проведенной Ивановской межрайонной прокуратурой совместно со специалистами ОНД г.о. Кохма, Ивановского и Лежневского районов ГУ МЧС России по Ивановской области, установлено нарушение приведенных положений действующего законодательства. В частности, установлено, что в д. Голчаново не созданы в целях пожаротушения условия для забора в любое время года воды из водоема (нет возможности забрать воду пожарной техникой из-за отсутствия незамерзающей проруби), в д. Анкудиново не создан для целей пожаротушения источник наружного противопожарного водоснабжения. В связи с выявленными нарушениями прокурором в адрес Главы Новоталицкого сельского поселения 28 января 2022 года внесено представление об устранении нарушений законодательства.
В ответ на данное представление прокурору сообщено, что меры по устранению выявленных нарушений приняты, а именно: в Совет Новоталицкого сельского поселения направлено предложение о внесении изменений в бюджет поселения в части увеличения средств на мероприятие «Обеспечение первичных мер пожарной безопасности» (срок выполнения – 18.02.2022), будет определен перечень работ по каждому источнику противопожарного водоснабжения (срок выполнения – март-апрель 2023 года), будут проведены конкурсные процедуры по заключению муниципальных контрактов на выполнение работ – май-сентябрь 2022 года.
16 марта 2023 года Отделом надзорной деятельности и профилактической работы г.о. Кохма, Ивановского и Лежневского районов ГУ МЧС России по Ивановской области в адрес прокурора направлена информация о количестве населенных пунктов Новоталицкого сельского поселения, в которых не созданы источники наружного противопожарного водоснабжения, а именно: в д. Анкудиново и д. Голчаново имеется по одному источнику наружного противопожарного водоснабжения при численности населения более 50 человек.
По данным Администрации Новоталицкого сельского поселения по состоянию на 16.10.2023 в д. Анкудиново проживают 153 чел., в д. Голчаново – 143 чел.
В ходе судебного разбирательства ответчиком направлена информация о том, что в населенных пунктах: д. Залесье, д. Голчаново, д. Анкудиново, д. Иневеж Ивановского района Ивановской области имеются водные объекты, используемые в целях пожаротушения.
Однако по информации ст. инспектора ОАП ОНД и ПР г.о. Кохма, Ивановского и Лежневского районов УНД и ПР ГУ МЧС России по ивановской области Калугина Т.Э. по состоянию на 16.01.2024 в населенных пунктах д. Голчаново и д. Анкудиново количество пожарных резервуаров или искусственных водоемов менее двух, имеется один противопожарный водоем.
Таким образом, оценивая представленные доказательства с учетом приведенных положений действующего законодательства, суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению с учетом заявления в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Согласно ст. 206 Гражданского процессуального кодекса РФ при принятии судом решения, обязывающего совершить определенные действия, может быть установлен срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Решая вопрос о сроке, в течение которого Администрации Новоталицкого сельского поселения надлежит исполнить решение суда, суд с учетом предусмотренных законодательством сроков конкурсных процедур и особенностей бюджетного процесса, а также сезонности работ считает возможным установить данный срок до 01.09.2024, поскольку он является разумным и достаточным для устранения выявленных нарушений.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
исковое заявление Ивановского межрайонного прокурора удовлетворить.
Возложить на Администрацию Новоталицкого сельского поселения Ивановского муниципального района Ивановской области, ИНН 3711017670, обязанность в срок до 01.09.2024 включительно создать для целей пожаротушения не менее двух источников наружного противопожарного водоснабжения в д. Анкудиново, д. ГолчановоНовоталицкого сельского поселения Ивановского муниципального района.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ивановский районный суд Ивановской области в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
ПредседательствующийН.В. Фищук