Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-176/2023 ~ М-125/2023 от 24.05.2023

    Дело № 2–176/2023

    УИД 67RS0015-01-2023-000245-13

    РЕШЕНИЕ

    Именем Российской Федерации

    п. Красный                                                                                                         03 июля 2023 года

    Краснинский районный суд Смоленской области в составе:

        председательствующего судьи           Панковой Е.В.,

        при секретаре                                        Шестерневой А.С.,

                с участием представителя истца          Саргсяна С.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Емельянова <данные изъяты>, в интересах которого на основании доверенности действует Саргсян <данные изъяты>, к администрации Гусинского сельского поселения Краснинского района Смоленской области, Совету депутатов Гусинского сельского поселения Краснинского района Смоленской области об обязании выделить денежные средства в качестве компенсации за изъятие аварийного жилья,

УСТАНОВИЛ:

    Емельянова В.В. через своего представителя Саргсяна С.А. обратился в суд с настоящим иском к ответчикам, указав, что является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> на основании правоустанавливающего документа от ДД.ММ.ГГГГ. Постановлением администрации Гусинского сельского поселения Краснинского района Смоленской области от 03.06.2019 №110 указанный дом признан аварийным. Рыночная стоимость квартиры, принадлежащей истцу, составляет 808 000 рублей. По факту обращения к ответчикам о выделении средств и их последующей выплате, истцу был предоставлен ответ со стороны Совета депутатов поселения с отказом в выплате такого возмещения и разъяснено, что вопрос о выделении денежных средств из бюджета Гусинского сельского поселения в размере 808 000 руб. ан выплату возмещения из изъятие спорной квартиры будет рассмотрен при формировании и утверждении бюджета на 2023 год. После очередного обращения к ответчикам фактически спор не разрешен, оставлен без ответчика. В связи с чем просит суд возложить обязанность на ответчиков выделить денежные средства в размере 808 000 рублей в его пользу в качестве компенсации за изъятие аварийного жилья.

    В судебное заседание истец Емельянов В.В., будучи надлежаще извещенным, не явился, обеспечил явку своего представителя Саргсяна С.А., который заявленные исковые требования поддержал, дополнив их установлением срока – в течение месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

    Представители ответчиков администрации Гусинского сельского поселения Краснинского района Смоленской области и Совета депутатов Гусинского сельского поселения Краснинского района Смоленской области в судебное заседание не явились, о слушании дела извещены надлежаще и заблаговременно, представили ходатайства с просьбой о рассмотрении дела в их отсутствие, указав, что заявленные исковые требования признаю в полном объеме, последствия признания иска, предусмотренные ст.173 ГПК РФ, известны поняты. При этом просили установить срок выделения денежных средств – до 31.12.2023.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ настоящее гражданское дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя истца, суд приходит к следующим выводам.

В силу статей 35, 40 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.

В соответствии с пунктами 1, 8, 9 части 1 статьи 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствием жилых помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодным для проживания.

Положением о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47, к компетенции органа местного самоуправления отнесено также принятие решения и издание распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции (пункт 49).

В силу указанных норм определение срока сноса многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, а также срока отселения физических и юридических лиц является компетенцией органа местного самоуправления.

Вместе с тем, согласно части 1 статьи 1 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.

Согласно части 4 статьи 15 Жилищного Кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания, многоквартирный дом может быть признан аварийным и подлежащим сносу или реконструкции по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации. В многоквартирном доме, признанном аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, все жилые помещения являются непригодными для проживания.

Жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечивается в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Согласно п. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Возмещение за жилое помещение, сроки и другие условия изъятия определяются соглашением с собственником жилого помещения (часть 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Следовательно, в целях обеспечения жилищных прав собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу законодатель предусмотрел процедуру принудительного отчуждения имущества для государственных нужд и порядок определения предварительного и равноценного возмещения за него.

При включении многоквартирном аварийного дома программу по переселению собственники жилых помещений в указанном доме имеют право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.

Выбор способа защиты жилищного права принадлежит собственнику жилого помещения, которое подлежит изъятию в силу закона в связи с признанием жилого дома, в котором оно расположено аварийным. Отказ собственника от сноса или реконструкции собственными силами аварийного дома является безусловным основанием для его сноса и изъятия под ним земельного участка.

В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009 №14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации. При этом положения части 4 статьи 32 Жилищного Кодекса Российской Федерации о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат.

Исходя из приведенной правовой нормы и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, действующим законодательством предусмотрен порядок обеспечения жилищных прав собственников жилых помещений, находящихся в многоквартирном доме, признанным аварийным и подлежащим сносу.

Как разъяснено в п.5 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №5 (2017) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.12.2017) несоблюдение компетентными органами процедуры изъятия жилого помещения, установленной ст.32 ЖК РФ, не препятствует собственнику данного жилого помещения требовать в связи с изъятием выплаты возмещения.

Наличие предусмотренных законом оснований для изъятия жилого помещения истца путем выкупа представителем ответчика фактически не оспаривалось в суде.

Кроме того, согласно разъяснениям, содержащимся в абз. 2 подп. "и" п.20 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 №14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" в случае, если многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, не включен в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, суд не вправе обязать органы государственной власти или местного самоуправления обеспечить собственника изымаемого жилого помещения в таком доме другим жилым помещением, поскольку из содержания ст. 32 ЖК РФ следует, что на орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявший решение об изъятии жилого помещения, возлагается обязанность лишь по выплате выкупной цены изымаемого жилого помещения.

Как следует из раздела II Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 29.04.2014, результат разрешения указанной категории споров зависит от того, включен ли многоквартирный дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Если дом не включен в такую программу, жилищные права собственника жилого помещения в таком доме обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса РФ, то есть путем выкупа изымаемого жилого помещения.

Таким образом, что если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в адресную программу, то собственник жилого помещения в силу ст.16, п.3 ст.2 ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 ЖК РФ). В случае не включения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 ЖК РФ, то есть путем выкупа жилого помещения.

Судом установлено, что Емельянов В.В. является собственником квратиры , расположенной в <адрес> на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, о чем ему выдано свидетельство о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ .

Согласно постановлению администрации Гусинского сельского поселения Краснинского района Смоленской области от 03.06.2019 №110, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Срок расселения жильцов дома установлен до 31.12.2022.

Кроме того, согласно решению Краснинского районного суда Смоленской области от 03.09.2020, вступившим в законную силу 06.10.2020, вышеуказанное постановление администрации признано незаконным, установлен срок сноса и отселения жильцом <адрес> до 31.08.2021.

    Сведений о включении спорного дома в региональную программу по переселению граждан из аварийного жилого фонда суду не представлено.

Таким образом, принимая во внимание нормы действующего законодательства, приведенные выше, и установленные обстоятельства суд приходит к выводу о возможности возложения на ответчиков обязанности выделения денежных средств в качестве компенсации за изъятие аварийного жилья.

Исходя из положений ч.7 ст.32 Жилищного кодекса РФ, раздела 2 судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, размер возмещения за изымаемое жилое помещение включает рыночную стоимость жилого помещения, рыночную стоимость общего имущества в многоквартирном доме с учетом его доли в праве общей собственности на такое имущество, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.

Таким образом, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения требований истца о взыскании выкупной стоимости объекта нежилого помещения.

Выкупная цена изымаемого жилого помещения определяется по правилам, установленным частью 7 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, и включает в себя рыночную стоимость жилого помещения, убытки, причиненные собственнику его изъятием, в том числе упущенную выгоду, а также сумму компенсации за непроизведенный капитальный ремонт.

Собственникам помещений в многоквартирном доме на праве общей долевой собственности принадлежит общее имущество в многоквартирном доме (часть 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункт 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также может принадлежать земельный участок, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет (часть 2 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации").

Согласно части 2 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме следует судьбе права собственности на указанное помещение.

Поскольку положениями статьей 36 - 38 Жилищного кодекса Российской Федерации и статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена неразрывная взаимосвязь между правом собственности на помещения в многоквартирном доме и правом общей долевой собственности на общее имущество в таком доме (включая земельный участок), стоимость доли в праве собственности на такое имущество должна включаться в рыночную стоимость жилого помещения в многоквартирном доме и не может устанавливаться отдельно от рыночной стоимости жилья.

В соответствии с правовой позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в разделе 2 Обзора судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 29.04.2014, при возникновении спора о размере выкупной цены рыночная стоимость жилого помещения должна быть установлена по правилам, предусмотренным Федеральным законом от 29.07.1998 №135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".

Определяя размер возмещения за жилое помещение, суд принимает во внимание отчет об оценке рыночной стоимости принадлежащей истцу квартиры, как отвечающий целям и задачам установления рыночной стоимости названного объекта, исключающего неполноту и неоднозначное толкование результатов проведенной оценки. Кроме того, сторонами установленная специалистом рыночная стоимость квартиры не оспаривалась.

В силу ч.3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

На основании изложенного, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований и возложении обязанности на ответчиков о выделении денежных средств в размере 808 000 рублей в пользу Емельянова <данные изъяты> в качестве компенсации за изъятие аварийного жилья.

В соответствии с ч.2 ст.206 ГПК РФ в случае, если принято решение суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, которые могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая длительность прошествия времени с момента признания дома аварийным и подлежащим сносу, а также неоднократный отказ ответчиков в выделении денежных средств в качестве компенсации за изъятие аварийного жилья, суд полагает разумным установить срок исполнения возложенной на ответчиков обязанности - в течения месяца с момента вступления настоящего решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд

    Р Е Ш И Л:

Исковые требования Емельянова <данные изъяты> удовлетворить.

Возложить обязанность на администрацию Гусинского сельского поселения Краснинского района Смоленской области и Совет депутатов Гусинского сельского поселения Краснинского района Смоленской области выделить денежные средства в размере 808 000 рублей в пользу Емельянова <данные изъяты>, в качестве компенсации за изъятие аварийного жилья, в течения месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Краснинский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                                                                                   Е.В. Панкова

Мотивированная часть решения изготовлена 04.07.2023.

2-176/2023 ~ М-125/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Емельянов Владимир Витальевич
Ответчики
Совет депутатов Гусинского сельского поселения Краснинского района
Администрация Гусинского сельского поселения Краснинского района Смоленской области
Другие
Саргсян Сурен Арамаисович
Суд
Краснинский районный суд Смоленской области
Судья
Панкова Е.В.
Дело на сайте суда
krasny--sml.sudrf.ru
24.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.05.2023Передача материалов судье
25.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.07.2023Судебное заседание
04.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.07.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.08.2023Дело оформлено
08.08.2023Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее