УИД 21RS0024-01-2021-006023-04
№ 12-51/2022
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление
по делу об административном правонарушении
7 февраля 2022 года г. Чебоксары
Судья Калининского районного суда г. Чебоксары Чувашской Республики Лащенова Е.В., рассмотрев жалобу законного представителя акционерного общества «Чебоксарский речной порт» Шайкина В.В. на постановление от ДД.ММ.ГГГГ № государственного инспектора отдела общепромышленного и государственного энергетического надзора Приволжского управления Ростехнадзора Кузьмина Д.Б. о привлечении АО «Чебоксарский речной порт» к административной ответственности по ч.1 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением от ДД.ММ.ГГГГ № государственного инспектора отдела общепромышленного и государственного энергетического надзора Приволжского управления Ростехнадзора Кузьмина Д.Б. АО «Чебоксарский речной порт» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, законный представитель – генеральный директор АО «Чебоксарский речной порт» Шайкин В.В. подал жалобу, в которой просит размер административного штрафа снизить, назначив его менее минимального размера, установленного санкцией ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ. В обосновании жалобы указано, что общество впервые привлекается к административной ответственности, вину в совершении административного правонарушения признало, совершенное правонарушение не привело к причинению вреда или возникновению угрозы его причинения объектам, перечисленным в ч. 2 ст. 3.4 КоАП РФ.
Законный представитель АО «Чебоксарский речной порт», извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился.
Приволжское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору явку представителя не обеспечило.
Судьей дело рассмотрено в отсутствии законного представителя лица, привлекаемого к административной ответственности, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 25.1 КоАП РФ.
Изучив материалы дела об административном правонарушении и проверив доводы жалобы, полагаю, что оснований для удовлетворения жалобы и отмены или изменения вынесенного по делу постановления не имеется.
Как следует из обжалуемого постановления ДД.ММ.ГГГГ при проведении внеплановой документарной проверки АО «Чебоксарский речной порт» на объектах «Участок погрузочно-разгрузочный портальных кранов», «Участок транспортный», расположенных по адресам: <адрес>Б, выявлены нарушения обязательных требований промышленной безопасности: не обеспечена безопасность работников, эксплуатирующих подъемные сооружения на опасном производственном объекте «Участок погрузочно-разгрузочный портальных кранов»; не соблюдаются требования промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством РФ на опасном производственном объекте; не обеспечена безопасность работников, эксплуатирующих подъемные сооружения на опасном производственном объекте; не осуществляется производственный контроль; отсутствует аттестация промышленной безопасности генерального директора АО «Чебоксарский речной порт»; положение о производственном контроле за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах разработано без учета требований Постановления Правительства РФ от 18.12.2020 № 2168; отсутствует положительное заключение экспертизы промышленной безопасности на автомобильный кран, входящий в состав ОПО «Участок транспортный», отработавший нормативный срок службы.
Согласно ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
П. 1 ст. 9 ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее ФЗ) установлено, что организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона); обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с п. 3 ст. 7 настоящего Федерального закона; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных ст. 11 настоящего Федерального закона; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа.
Согласно п. 1 ст. 11 ФЗ организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности в соответствии с требованиями, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации.
В силу п. 1 ст. 13 указанного ФЗ экспертизе промышленной безопасности подлежат технические устройства, применяемые на опасном производственном объекте, в случаях, установленных ст. 7 настоящего Федерального закона.
В соответствии с п. 1 ст. 14.1 ФЗ работники, в том числе руководители организаций, осуществляющие профессиональную деятельность, связанную с проектированием, строительством, эксплуатацией, реконструкцией, капитальным ремонтом, техническим перевооружением, консервацией и ликвидацией опасного производственного объекта, а также изготовлением, монтажом, наладкой, обслуживанием и ремонтом технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте (далее - работники), в целях поддержания уровня квалификации и подтверждения знания требований промышленной безопасности обязаны не реже одного раза в пять лет получать дополнительное профессиональное образование в области промышленной безопасности и проходить аттестацию в области промышленной безопасности. Категории таких работников определяются Правительством Российской Федерации.
Основанием привлечения АО «Чебоксарский речной порт» к административной ответственности, предусмотренной указанной выше нормой, послужили выводы о том, что юридическим лицом не исполняются требования промышленной безопасности на опасных производственных объектах.
Установленные Приволжским управлением Росетхнадзора обстоятельства подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ №, актом документарной проверки от ДД.ММ.ГГГГ и иными относимыми и допустимыми доказательствами, достаточными для рассмотрения дела по существу и которые соответствуют требованиям ст. 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с требованиями ст. 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Согласно ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
При решении вопроса о виновности юридического лица в совершении административного правонарушения именно на него возлагается обязанность по доказыванию принятия всех мер по соблюдению правил и норм, нарушение которых ему вменено.
Таким образом, наличие события и состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждены материалами дела об административном правонарушении, нарушений установленного Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях порядка производства по делу об административном правонарушении, имеющих существенный характер, не выявлено.
Бездействие юридического лица, допустившего описанное выше нарушение, обоснованно квалифицировано по ч.1 ст. 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с установленными обстоятельствами, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и нормативно-правовых актов, регулирующих рассматриваемые правоотношения.
Административное наказание в виде административного штрафа в размере 200000 рублей назначено в пределах санкции ч. 1 статьи 9.1 КоАП РФ, в соответствии с требованиями статей 3.1, 3.5 и 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с учетом всех обстоятельств дела, характера совершенного административного правонарушения, конкретных обстоятельств совершенного правонарушения и согласуется с его предупредительными целями, соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.
Ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ предусмотрено, что при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса либо соответствующей статьей или частью статьи закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
Назначение виновному лицу административного наказания должно быть строго индивидуализировано, при наличии совокупности исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица.
Каких-либо исключительных обстоятельств для применения положений ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ судья из материалов дела не усматривает.
Также АО «Чебоксарский речной порт» не представлено доказательств имущественного и финансового положения общества, свидетельствующих о возможности назначения менее минимального размера штрафа.
При оценке довода жалобы о назначении наказания суд также принимает во внимание, что действия лица, привлекаемого к административный ответственности, связаны с неисполнением требований промышленной безопасности опасных производственных объектов, и, среди прочего, состоят из использования техники – автомобильного крана, отработавшего нормативный срок службы, без положительного заключения экспертизы.
Обстоятельств, смягчающих либо отягчающих административную ответственность не установлено.
Процессуальных нарушений при рассмотрении дела об административном правонарушении, которые могли служить основанием к отмене постановления, не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
решил:
Постановление от ДД.ММ.ГГГГ № государственного инспектора отдела общепромышленного и государственного энергетического надзора Приволжского управления Ростехнадзора Кузьмина Д.Б. о привлечении АО «Чебоксарский речной порт» к административной ответственности по ч.1 ст. 9.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях оставить без изменения, а жалобу законного представителя Шайкина В.В. – без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано через Калининский районный суд г.Чебоксары в Верховный Суд Чувашской Республики в течение 10 дней со дня вручения или получения копии постановления.
Судья Е.В. Лащенова