РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ г.
Ольхонский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Афанасьевой Т.В., при секретаре Орловой А.В., с участием представителя истца заместителя прокурора <адрес> Б.О.Г., представителя ответчика директора МБОУ «<адрес> средняя общеобразовательная школа» И.М.Д., действующего на основании прав по должности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «<адрес> средняя общеобразовательная школа», администрации <адрес> муниципального образования об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор <адрес> в интересах неопределенного круга лиц - учащихся Муниципального бюджетного образовательного учреждения «<адрес> средняя общеобразовательная школа», а также иных лиц, которые могут находиться в данном образовательном учреждении обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному образовательному учреждению «<адрес> средняя общеобразовательная школа» (далее – МБОУ «<адрес> СОШ»), администрации <адрес> муниципального образования (далее – администрация ОРМО), в котором просит суд обязать ответчиков устранить нарушения требований пожарной безопасности в течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой <адрес> в ходе проверки исполнения МБОУ «<адрес> СОШ» законодательства в сфере предоставления доступного дошкольного образования установлено нарушение требований законодательства о пожарной безопасности.
В нарушение вышеизложенных требований законодательства на объекте защиты (МБОУ «<адрес> СОШ») не проведено испытание автоматической пожарной сигнализации на предмет дальнейшей эксплуатации, отсутствует информация о сроке службы систем автоматической пожарной сигнализации и информации изготовителя о возможности дальнейшей ее эксплуатации.
Выявленные нарушения требований пожарной безопасности носят существенный характер, нарушают права несовершеннолетних воспитанников, а также работников дошкольного учреждения, поскольку не обеспечивает надежную противопожарную защищенность учреждения и безопасные условия обучения, несвоевременное принятие мер к их устранению может привести к чрезвычайной ситуации. Данные нарушения носят длящийся характер, требуют значительных бюджетных средств, однако администрацией <адрес> муниципального образования, являющейся учредителем МБОУ «<адрес> СОШ», денежные средства на устранение указанных нарушений не выделяются.
В судебном заседании заместитель прокурора <адрес> Б.О.Г. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить, а именно устранить нарушение требований пожарной безопасности путем замены средств обеспечения пожарной безопасности, учитывая, что согласно письму № от ДД.ММ.ГГГГ в МБОУ «<адрес> СОШ» проектом предусмотрено оборудование объекта новой автоматической пожарной сигнализацией, системой оповещения при пожаре, автоматизацией систем вентиляции при пожаре.
Представитель ответчика МБОУ «<адрес> СОШ» И.М.Д. в судебном заседании исковые требования признал в полном объеме. Суду пояснил, что 5 нарушений из 6, указанных в акте выездной проверки, в настоящее время устранены. Просил увеличить срок на исполнение решение суда до трех лет.
Ответчик администрация ОРМО в судебное заедание не явилась, извещена надлежащим образом, ходатайствовала об отложении судебного заседания в связи с нахождением представителя администрации в ежегодном оплачиваемом отпуске.
Суд рассмотрел дело в отсутствие извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания представителя ответчика администрации ОРМО в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Суд, выслушав представителя истца, представителя ответчика МБОУ «<адрес> СОШ», исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст. 38 Конституции Российской Федерации детство находится под защитой государства.
Согласно ст. 3 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ (далее ФЗ № 273-ФЗ) одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования является приоритет жизни и здоровья человека.
В этих целях органы местного самоуправления, должностные лица образовательных учреждений обязаны создавать для детей (учащихся) безопасные условия на время нахождения в образовательном учреждении.
В силу требований ч. 3 ст. 28 ФЗ № 273-ФЗ к компетенции образовательной организации относится создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с ч. 6 ст. 28 ФЗ № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; соблюдать права и свободы обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, работников образовательной организации.
Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации (п. 7 ст. 28 ФЗ № 273-ФЗ).
Согласно п.11 ч.1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам. В соответствии с п. 3 ч.1 ст. 17 указанного Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных бюджетных учреждений.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 ФЗ № 273-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее ФЗ № 69-ФЗ) пожарная безопасность — это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.
Требованиями пожарной безопасности являются специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Мерами пожарной безопасности являются действия по обеспечению пожарной безопасности, в том числе по выполнению требований пожарной безопасности.
Согласно ст. 20 ФЗ № 69-ФЗ требования пожарной безопасности, содержащиеся в нормативных документах по пожарной безопасности (стандартах, нормах и правилах пожарной безопасности, инструкциях и иных документах), являются обязательными к исполнению.
Статьями 37 и 38 ФЗ № 69-ФЗ закреплено, что обязанность соблюдать требования пожарной безопасности возложена на лиц, уполномоченных владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом. Руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, руководители органов местного самоуправления, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций, должностные лица в пределах их компетенции.
В силу ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной в случае, если в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности.
В соответствии с пунктом 54 Правил противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479, руководитель организации организует работы по ремонту, техническому обслуживанию и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, обеспечивающие исправное состояние указанных средств. Работы осуществляются с учетом инструкции изготовителя на технические средства, функционирующие в составе систем противопожарной защиты. При монтаже, ремонте, техническом обслуживании и эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения должны соблюдаться проектные решения и (или) специальные технические условия, а также регламент технического обслуживания указанных систем, утверждаемый руководителем организации. Регламент технического обслуживания систем противопожарной защиты составляется в том числе с учетом требований технической документации изготовителя технических средств, функционирующих в составе систем. На объекте защиты хранятся техническая документация на системы противопожарной защиты, в том числе технические средства, функционирующие в составе указанных систем, и результаты пусконаладочных испытаний указанных систем. При эксплуатации средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения сверх срока службы, установленного изготовителем (поставщиком), и при отсутствии информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей эксплуатации правообладатель объекта защиты обеспечивает ежегодное проведение испытаний средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения до их замены в установленном порядке. Информация о работах, проводимых со средствами обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, вносится в журнал эксплуатации систем противопожарной защиты. К выполнению работ по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения привлекаются организации или индивидуальные предприниматели, имеющие специальное разрешение, если его наличие предусмотрено законодательством Российской Федерации (ГОСТ Р 59638-2021, пункты 4.2, 4.5, 6.6.1 – 6.6.5; ГОСТ Р 57974-2017, пункт 7.1).
Судом установлено, что прокуратурой <адрес> в ходе проверки исполнения МБОУ «<адрес> СОШ» законодательства в сфере предоставления доступного дошкольного образования установлено нарушение требований законодательства о пожарной безопасности.
Согласно акту выездной плановой проверки Отделения надзорной деятельности и профилактической работы по <адрес> Управления надзорной деятельности и профилактической работы ГУ МЧС России по <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ по результатам выездной проверки установлено: ограждение кровли не соответствует требованиям нормативных документов, а также выявлена деформация и нарушение целостности конструкции; на объекте надзора пожарный щит не укомплектован покрывалом для изоляции очага возгорания; не пройдено обучение по программам противопожарного инструктажа или программ дополнительного профессионального образования; инструкция о мерах пожарной безопасности составлена с нарушением требований, не соответствует правилам противопожарного режима № 1479 от 16.09.2020; на объектах надзора не проведено испытание автоматической пожарной сигнализации на предмет дальнейшей эвакуации, отсутствует информация о сроке службы систем автоматической пожарной сигнализации и информации изготовителя (поставщика) о возможности дальнейшей ее эксплуатации; не заведен журнал эксплуатации систем противопожарной защиты проверка огнетушителей( заполняется в журнале не установленной формы).
ГУ МЧС России по <адрес> ОНД и ПР по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> в адрес МБОУ «<адрес> СОШ» вынесено предписание № об устранении вышеуказанных требований пожарной безопасности.
Из письма начальника ОНД и ПР по <адрес> УНД и ПР ГУ МЧС России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в ходе проверки МБОУ «<адрес> СОШ» установлено, что на объектах защиты допущена эксплуатация средств пожарной защиты (автоматическая пожарная сигнализация) сверх срока службы более 10 лет в нарушение Правил Противопожарного режима, утвержденных постановлением Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479. Просит принять меры прокурорского реагирования.
Из письма МБОУ «<адрес> СОШ» от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в ДД.ММ.ГГГГ здание главного корпуса школы, здание начальной школы, здания спортзала и учебных мастерских оборудованы автоматической установкой пожарной сигнализации 3 типа, системой оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией 4 типа, со звуковым извещателем Маяк 12-3 с выводом на пульт подразделения пожарной охраны 47-ПСЧ; дата установки АПС в здании <адрес> НОШ – ДД.ММ.ГГГГ. Ремонт АПС не проводился, класс функциональной опасности не менялся.
Согласно письму ООО «С» № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что на объекте МБОУ «<адрес> СОШ». Корпус средней образовательной школы, расположенной по адресу: <адрес> разработаны проектные решения в части ремонта системы автоматической пожарной сигнализации.
Согласно информации МКУ «Управления организации закупок и развития инфраструктуры <адрес> муниципального образования» № от ДД.ММ.ГГГГ, следует что последние являются заказчиком от имени администрации ОРМО в целях обеспечения муниципальных нужд, в частности на разработку проектно-сметной документации на капитальный ремонт МБОУ «<адрес> СОШ», расположенная по адресу <адрес>. Проектом предусматривается оборудование объекта МБОУ «<адрес> СОШ» следующими системами: автоматическая пожарная сигнализация, охранная сигнализация, система внутреннего и наружного видеонаблюдения, автоматизация систем вентиляции при пожаре, система оповещения при пожаре.
Данные обстоятельства ответчиками не оспорены, доказательств обратного суду не представлено, вследствие чего исковые требования подлежат удовлетворению.
В силу части 2 статьи 206 ГПК РФ срок в течение, которого необходимо устранить допущенные нарушения, следует определить – в течение двух лет с момента вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 -198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> удовлетворить.
Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «<адрес> средняя общеобразовательная школа» (ИНН №, ОГРН №), администрацию <адрес> муниципального образования (ОГРН №) устранить нарушения требований пожарной безопасности путем замены средств обеспечения пожарной безопасности, в течение двух лет со дня вступления решения в законную силу.
Решение суда может быть обжаловано в Иркутский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Ольхонский районный суд в течение месяца со дня принятия решения.
Судья: Т.В. Афанасьева