УИД 59RS0043-01-2023-000339-96
Судья Акладская Е.В.
Дело № 71-296/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Судья Пермского краевого суда Савельев А.А., рассмотрев в судебном заседании 22 июня 2023 г. в г. Перми жалобу Макарова Валерия Владимировича на постановление судьи Чердынского районного суда Пермского края от 22 мая 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Макарова Валерия Владимировича,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Чердынского районного суда Пермского края от 22 мая 2023 г. (дело № 5-31/2023) Макаров В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
В жалобе Макаров В.В. просит об отмене постановления судьи районного суда и прекращении производства по делу, указав на его незаконность и необоснованность. Считает, что судьей районного суда не были установлены все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Указывает, что в отношении него установлен административный надзор, однако требований не употреблять спиртных напитков, в административном надзоре не прописано, а также неповиновение сотруднику полиции он не оказывал.
В судебном заседании в краевом суде Макаров В.В. доводы жалобы поддержал.
Изучив доводы жалобы, заслушав Макарова В.В., исследовав материалы дела об административном правонарушении, материалы дела об административном правонарушении № 5-32/2023 по части 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении Макарова В.В., судья краевого суда приходит к следующему.
Федеральный закон № 3-ФЗ от 7 февраля 2011 г. "О полиции" (далее по тексту - Федеральный закон № 3-ФЗ от 7 февраля 2011 г.) возлагает на полицию и ее сотрудников соответствующие предназначению полиции обязанности и предоставляет обусловленные данными обязанностями права (статьи 12, 13, 27 и 28), а также устанавливает, что воспрепятствование выполнению сотрудником полиции служебных обязанностей, оскорбление сотрудника полиции, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к сотруднику полиции в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований сотрудника полиции влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации (часть 4 статьи 30).
В соответствии с частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях неповиновение законному распоряжению или требованию сотрудника полиции, военнослужащего либо сотрудника органа или учреждения уголовно-исполнительной системы либо сотрудника войск национальной гвардии Российской Федерации в связи с исполнением ими обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствование исполнению ими служебных обязанностей - влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, либо административный арест на срок до пятнадцати суток, либо обязательные работы на срок от сорока до ста двадцати часов.
Основанием для привлечения Макарова В.В. к административной ответственности по части 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях явились следующие обстоятельства: 22 мая 2023 г. в 01:50 час. Макаров В.В. находясь у дома № 13 по ул. Трактовая, п. Рябинино, Чердынского городского округа, Пермского края, с явными признаками опьянения, а именно резким запахом алкоголя изо рта, не выполнил законного требования сотрудника полиции врио начальника Отдела МВД России по Чердынскому городскому округу О. проследовать в служебной автомобиль для доставления в Отдел МВД России по Чердынскому городскому округу для дальнейшего прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Однако вынесенное судьи районного суда постановление по делу об административном правонарушении законным признать нельзя, в силу следующего.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица, за которое настоящим Кодексом установлена административная ответственность.
Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в числе прочих обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со статьей 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина (часть 1). Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (часть 4).
Из буквального толкования диспозиции части 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что объективная сторона предусмотренного ею состава административного правонарушения состоит в неповиновении исключительно законному распоряжению или требованию сотрудника полиции в связи с исполнением им обязанностей по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, а равно воспрепятствовании исполнению им служебных обязанностей.
В рассматриваемом случае Макарову В.В. вменено не выполнение законного требования уполномоченного должностного лица пройти в служебный автомобиль для доставления в Отдел МВД России по Чердынскому городскому округу для дальнейшего прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Согласно пункт 6 части 1 статьи 27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях медицинское освидетельствование на состояние опьянения является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Согласно части 6 статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и оформление его результатов, направление на медицинское освидетельствование на состояние опьянения осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения (далее по тексту - Правила освидетельствования) утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации № 1882 от 21 октября 2022 г.
На основании пункта 8 Правил освидетельствования направлению на медицинское освидетельствование на состояние опьянения водитель транспортного средства подлежит: а) при отказе от прохождения освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; б) при несогласии с результатами освидетельствования на состояние алкогольного опьянения; в) при наличии достаточных оснований полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, и отрицательном результате освидетельствования на состояние алкогольного опьянения.
В соответствии с абзацем вторым пункта 9 Правил освидетельствования о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения составляется протокол о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения, форма которого утверждается Министерством внутренних дел Российской Федерации по согласованию с Министерством здравоохранения Российской Федерации. Копия указанного протокола вручается водителю транспортного средства, направляемому на медицинское освидетельствование на состояние опьянения.
Форма протокола о направлении на медицинское освидетельствование утверждена приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации № 676 от 4 августа 2008 г.
Из протокола о направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения от 22 мая 2023 г., составленного в отношении Макарова В.В. следует, что последний направлен на освидетельствование на основании статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, регламентирующей порядок отстранения от управления транспортным средством, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения при наличии признаков опьянения - запах алкоголя изо рта.
Протокол о направлении на медицинское освидетельствование Макарова В.В., составленный 22 мая 2023 г. соответствует форме, утвержденной приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации № 676 от 4 августа 2008 г.
Таким образом, из содержания указанной формы протокола следует, что она предусмотрена для направления на медицинское освидетельствование лица управлявшего транспортным средством, то есть для закрепления возможных признаков административного правонарушения совершенного водителем транспортного средства и такое освидетельствование является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении.
Факт управления Макаровым В.В. транспортным средством не подтвержден материалами дела, поскольку из рапорта инспектора ДПС ОГИБДД ОМВД России по Чердынскому городскому округу от 22 мая 2023 г. Б. следует, что 21 мая 2023 г. около 22:00 час. было получено сообщение от ДЧ ОП г. Чердынь, что со стороны г. Соликамска в сторону г. Чердынь движется автомобиль темного цвета Лада Ларгус, государственный регистрационный знак ** в которой находится поднадзорное лицо Макаров В.В. возможно в состоянии опьянения. 22 мая 2023 г. около 01:35 час. в п. Рябинино, ул. Трактовая, 13 был остановлен данный автомобиль Лада Ларгус, государственный регистрационный знак **, на переднем пассажирском сидении находился Макаров В.В. с признаками алкогольного опьянения. В дальнейшем Макаров В.В. был доставлен в ОП г. Чердынь для дальнейшего разбирательства.
Также из объяснений З. от 22 мая 2023 г. усматривается, что 22 мая 2022 г. около 01:00 час. управлял транспортным средством Лада Ларгус, государственный регистрационный знак **, был остановлен сотрудниками полиции, совместно с ним находился Макаров В.В., с которым они ездили в г. Соликамск, когда их остановили к Макарову В.В. подошли сотрудники полиции, Макаров спал, попросили выйти из машины, на что Макаров В.В. проснулся и вышел из машины, неповиновение не оказывал (л.д. 13).
Макаров В.В. в 03:24 час. 22 мая 2023 г. отказался от медицинского освидетельствования, что следует из акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения лица № 51 от 22 мая 2023 г.
Макаров В.В. в судебном заседании в краевом суде факт употребления им спиртных напитков не отрицал, указывал на нахождение в автомобиле З. в качестве пассажира, а также на отсутствие сопротивления сотрудникам полиции и возможность оформления протокола за нарушение административного надзора.
Учитывая изложенное, оснований для доставления в отдел полиции и применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении в соответствии с положениями статьи 27.12 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях у сотрудников полиции не имелось.
Иных оснований для медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии признака – запах алкоголя изо рта из материалов дела не установлено.
В отношении Макарова В.В. решением Чердынского районного суда Пермского края от 13 мая 2019 г. установлен административный надзор и установлены ограничения, при этом запрет на употребление алкогольных напитков отсутствует.
Исходя из изложенного, требование пройти в служебный автомобиль для доставления в Отдел МВД России по Чердынскому городскому округу для дальнейшего прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения в отсутствие оснований для его проведения нельзя признать законным. Иных оснований для доставления в отдел полиции в протоколе об административном правонарушении не указано.
Соответственно отказ Макарова В.В. пройти в служебный автомобиль для доставления в ОП МВД России "Чердынский" для дальнейшего прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения в рассматриваемом случае не образует в его деянии состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающий неповиновение исключительно законному требованию сотрудника полиции.
Кроме того, 22 мая 2023 г. в отношении Макарова В.В. также был составлен протокол об административном правонарушении по части 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за не выполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние алкогольного опьянения, при наличии оснований полагать, что Макаров В.В. употреблял спиртные напитки.
Постановлением судьи Чердынского районного суда Пермского края от 22 мая 2023 г. (дело № 5-32/2023) Макаров В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 2000 рублей.
Решением судьи Пермского краевого суда от 21 июня 2023 г. указанное постановление в отношении Макарова В.В. отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Согласно пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании пункта 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При таких обстоятельствах постановление судьи районного суда от 22 мая 2022 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Макарова В.В. подлежит отмене, а производство по делу - прекращению на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда,
р е ш и л:
постановление судьи Чердынского районного суда Пермского края от 22 мая 2023 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Макарова Валерия Владимировича, отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Судья: подпись.