Дело № 2-275/2019
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Звенигово 18 марта 2019 года
Звениговский районный суд Республики Марий Эл в составе председательствующего судьи Юпуртышкиной С.В., при секретаре Калининой А.Г., с участием истца Степановой Л.Р., Степанова Е.А., Степанова А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Степановой Л. Р., Степанова Е. А., Степанова А. А.ча к администрации муниципального образования «Кужмарское сельское поселение» о включении в наследственную массу земельной доли в порядке наследования,
У С Т А Н О В И Л:
Степанова Л.Р., Степанов Е.А., Степанов А.А. обратилась в суд с исковым заявлением к администрации МО «Кужмаркое сельское поселение» о включении в наследственную массу С.А.А., умершего <дата> земельной доли, общей площадью 4,26 га, расположенный по адресу: <адрес> Земельная доля С.А.А. была выделена на основании Постановления Главы администрации <адрес> от <дата> № «Об утверждении списка граждан на получение земельной доли в колхозе «<.....>».
В обоснование заявленных требований указали, что <дата> умер С.А.А. При жизни ему принадлежала земельная доля в размере 4,26 га из земель сельскохозяйственного назначения кадастровый №, что подтверждается списком собственников земельных долей по колхозу «<.....>» <адрес> Республики Марий Эл, в котором С.А.А. значится под номером 104. После смерти С.А.А. наследство приняли истицы. При обращении к нотариусу с заявлением о вступлении в наследственное имущество после смерти С.А.А., получали отказ, мотивированный тем, что постановление главы администрации <адрес> Республики Марий Эл от <дата> № «Об утверждении списков граждан на получение земельной доли в колхозе «<.....>» не является документом, подтверждающим право собственности С.А.А. на указанную земельную долю. Рекомендовано обратиться в суд за признанием права собственности на земельный участок С.А.А. Полагая, что земельная доля принадлежала С.А.А. и подлежит включению в его наследственную массу, обратились в суд с вышеуказанными требованиями.
В судебном заседании истица Степанова Л.Р., Степанов Е.А., Степанов А.А., заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, суду дали пояснения, аналогичные изложенным в заявлении. Дополнительно указали, что в наследственное имущество после смерти С.А.А. вступили они, ими получено свидетельство о праве на наследство по закону на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес> 1/7 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>; земельный участок, находящийся по адресу: <адрес> участок 26, а также денежный вклад. При жизни С.А.А. также принадлежала земельная доля в размере 4,26 га, что подтверждается списком собственников земельных долей по колхозу «<.....>» <адрес> Республики Марий Эл, в котором С.А.А. значится под номером 104. С.А.А. при жизни земельной долей путем отчуждения не распоряжался, от земельной доли не отказывался. Администрация МО «Кужмарское сельское поселение» отказалась от своих требований о прекращении права собственности на невостребованную земельную долю С.А.А.
Ответчик администрация МО «Кужмарское сельское поселение» ходатайствовала о рассмотрении дела без своего представителя, относительно заявленных требований не возражает, просит удовлетворить их в полном объеме.
Третье лицо нотариус Звениговского нотариального округа Республики Марий Эл Киселев В.В., Управление Росреестра по Республике Марий Эл, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, результат рассмотрения дела оставляли на усмотрение суда.
Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц по правилам ст. 113, 167 ГПК РФ.
Выслушав истцов, исследовав доказательства, содержащиеся в материалах дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется.
В силу ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных ГК РФ.
По правилам ст. 1113 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина. Открытие наследства после смерти С.А.А. подтверждается имеющейся в материалах дела копией свидетельства (повторное) о смерти указанного лица серии I-ЕС №, выданного <дата> Отделом ЗАГС администрации муниципального образования «Звениговский муниципальный район» Республики Марий Эл.
Наследниками по закону первой очереди в силу ст. 1142 ГК РФ являются дети, супруг и родители наследодателя.
Согласно представленным в материалы документам, наследниками первой очереди по закону после смерти С.А.А. являются его супруга Степанова Л.Р. и дети Степанов Е.А., Степанов А.А., Антропова Е.А., Степанов А.А., Степанова Т.А., последние на наследственное имущество не претендует, что подтверждается нотариально удостоверенными заявлениями.
Степановой Л.Р., Степановым Е.А., Степановым А.А. нотариусу по месту открытия наследства подано заявление о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону, Антроповой Е.А., Степановым А.А., Степановой Т.А. поданы заявления об отказе от причитающихся им долей. Степановой Л.Р., Степанову Е.А., Степанову А.А. <дата> выдано свидетельство о праве на наследство по закону на жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>; 1/7 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>; земельный участок, находящийся по адресу: <адрес>, а также денежные вклады с причитающимися процентами и компенсациями.
Обратившись к нотариусу по вопросу оформления наследственных прав на земельную долю общей площадью 4,26 га, находящуюся по адресу: <адрес> принадлежавшую Степанову А.А., получили отказ, мотивированный отсутствием документов, подтверждающих право собственности наследодателя на земельную долю, рекомендовано обратиться в суд.
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности ст. 1112 ГК РФ.
Из разъяснений, содержащихся в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года N 9 «О судебной практике по делам о наследовании», следует, что при отсутствии надлежаще оформленных документов, подтверждающих право собственности наследодателя на имущество, суды могут рассмотреть требования наследников о включении этого имущества в состав наследства, а также требования о признании права собственности в порядке наследования.
Законом РСФСР «О земельной реформе» от 23 ноября 1990 года № 374-1, Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 года № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и Постановлением Правительства РФ № 86 от 29 декабря 1991года «О порядке реорганизации колхозов и совхозов» предусматривалось право членов колхозов и работников совхозов, в том числе ушедших на пенсию, на земельный пай в общей долевой собственности на землях сельхозугодий при реорганизации колхозов, совхозов и других сельскохозяйственных предприятий.
Указом Президента Российской Федерации от 11 декабря 1993 года «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на недвижимость» было признано, что ведение государственного земельного кадастра, регистрацию и оформление документов о правах на земельные участки и прочно связанную с ними недвижимость должны осуществлять Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и его территориальные органы на местах.
С учетом Постановления Правительства Российской Федерации от 01 февраля 1995 года N 96 правоустанавливающим документом являлось постановление органа местного самоуправления о передаче земли в собственность. С вступлением в силу Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» значение такого постановления было изменено: согласно ст. 18 этого Федерального закона решения органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, равно как и свидетельства о праве собственности на землю, отнесены к правоудостоверяющим (а не правоустанавливающим) документам. Согласно этой же правовой нормы свидетельства о праве на земельные доли, выданные до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», а при их отсутствии выписки из принятых до вступления в силу указанного Федерального закона решений органов местного самоуправления о приватизации сельскохозяйственных угодий, удостоверяющие права на земельную долю, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Постановлением Главы администрации <адрес> от <дата> № «Об утверждении списка граждан на получение земельной доли в колхозе «<.....>» передано в общую долевую собственность членов колхоза «<.....>» сельскохозяйственные угодья общей площадью 1484 га, утвержден список граждан на получение в собственность земельных долей в колхозе «<.....>», установлена средняя земельная доля по колхозу «<.....>» 4,26 га.
Списком собственников земельных долей по колхозу «<.....>» <адрес> Республики Марий Эл подтверждается, что С.А.А. числится под № в общем списке на получение земельной доли в колхозе «<.....>».
Указанными документами подтверждается факт наделения умершего <дата> С.А.А. земельной долей равной 4, 26 га.
Свидетельство на земельную долю общей площадью 4, 26 га, расположенную по адресу: <адрес>, выделенную С.А.А., отсутствует, однако момент возникновения права собственности на земельную долю определяется по дате принятия органами местного самоуправления решения о передаче земель в общую долевую собственность участников сельскохозяйственной организации.
Судом установлено, что право собственности С.А.А. на земельную долю возникло в <дата>. Доказательств того, что С.А.А. при жизни распорядился земельной долей, не представлено.
Таким образом, имущественное право истца на земельную долю в размере 4,26 га может входить в состав наследства по закону после смерти наследодателя, если не будет установлено, что наследодатель при жизни распорядился этим имуществом либо совершил иные действия по передаче своего права.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что наследодатель С.А.А. право собственности на спорную земельную долю не утратил, сведений о распоряжении земельной долей не добыто, доказательств обратному суду не представлено, в связи с чем указанная земельная доля подлежит включению в состав наследственной массы С.А.А.
В силу части 2 статьи 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Согласно части 1 статьи 196 ГПК РФ при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Суд, оценивая в порядке статьи 67 ГПК РФ, представленные доказательства, с учетом обстоятельств, установленных судом, и выводов изложенных выше, приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Степановой Л.Р., Степанова Е.А., Степанова А.А. удовлетворить.
Включить в наследственную массу, открывшуюся после смерти С.А.А., умершего <дата>, земельную долю общей площадью 4,26 га в праве общей долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером №, расположенную по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Марий Эл в течение одного месяца со дня его изготовления в окончательной форме, с подачей жалобы через Звениговский районный суд Республики Марий Эл.
Председательствующий С.В. Юпуртышкина
Мотивированное решение изготовлено 22 марта 2019 года.