Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-642/2023 ~ М-513/2023 от 19.06.2023

№ 2-642/2023

32RS0021-01-2023-000920-97

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

26 июля 2023 года г. Новозыбков

Новозыбковский городской суд Брянской области в составе председательствующего судьи Ляшковой Т.М.,

при секретаре судебного заседания Ерченко О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению главного государственного санитарного врача по Брянской области в городе Новозыбкове, Новозыбковском, Злынковском и Климовском районах к муниципальному унитарному предприятию «Новозыбковский городской водоканал» о понуждении к устранению нарушений законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения,

УСТАНОВИЛ:

Главный государственный санитарный врач по Брянской области в городе Новозыбкове, Новозыбковском, Злынковском и Климовском районах обратился в суд с указанным иском, в обоснование заявленных требований указав, что 14 июня 2023 года на основании поступившей из муниципального унитарного предприятия «Новозыбковский городской водоканал» (МУП «Новозыбковский городской водоканал») информации от 15 мая 2023 года в соответствии с заданием на выездное обследование и мотивированным представлением от 13 июня 2023 года должностными лицами Территориального отдела Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Брянской области в городе Новозыбкове, Новозыбковском, Злынковском и Климовском районах (далее - ТО У Роспотребнадзора по Брянской области в г. Новозыбкове, Новозыбковском, Злынковском и Климовском районах, Территориальный отдел) было проведено выездное обследование без взаимодействия с контролируемым лицом, в результате которого выявлено отсутствие ограждения границ зоны санитарной охраны (ЗСО) первого пояса (строгого режима) вокруг артезианских скважин в населенных пунктах Калиновка и Заря, эксплуатируемых ответчиком.

        Указанное является нарушением требований статей 11, 19, 22 Закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», пункта 77 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», пунктов 1.13, 1.17, 3.2.1.1 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» что создает угрозу причинения вреда жизни и здоровью детского и взрослого населения Новозыбковского городского округа вследствие возможного возникновения массовых инфекционных заболеваний, которые передаются водным путем, а именно: холера, брюшной тиф, паратифы, дизентерия, лептоспироз, бруцеллез, туляремия, энтеровирусные инфекции.

        Поскольку допущенные МУП «Новозыбковский городской водоканал» нарушения законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения влекут за собой нарушения прав населения Нвозыбковского городского округа на получение безопасной и безвредной питьевой воды и создают угрозу причинения вреда здоровью неопределенного круга лиц, истец просит возложить на ответчика обязанность обеспечить в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» ограждение первого пояса ЗСО вокруг источников централизованного водоснабжения, расположенных по адресам: 243020, Брянская
область, Новозыбковский район, п. Калиновка (объекты централизованного
водоснабжения), 243020, <адрес> (объекты централизованного водоснабжения).

        В судебное заседание представители истца ТО У Роспотребнадзора по Брянской области в г. Новозыбкове, Новозыбковском, Злынковском и Климовском районах, ответчика МУП «Новозыбковский городской водоканал», третьих лиц Новозыбковской городской администрации Брянской области и Комитета по управлению имуществом Новозыбковской городской администрации не явились.

        Представитель истца направил суду заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

        Представитель ответчика направил суду письменный отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования признал, указав, что выявленные истцом нарушения допущены в связи с отсутствием достаточных финансовых средств. Просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в случае удовлетворения иска, предоставить разумный срок для исполнения решения суда.

        На основании статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дела рассмотрено в отсутствие указанных лиц.

Суд, изучив доводы искового заявления, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Согласно статье 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности определяет Федеральный закон от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», в соответствии со статьей 43.1 которого, при эксплуатации централизованных и нецентрализованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и системы водоотведения должны соблюдаться требования в области охраны окружающей среды; мероприятия по охране окружающей среды осуществляются в соответствии с настоящим Федеральным законом, Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» и другими федеральными законами.

Статьей 23 Федерального закона от 7 декабря 2011 года № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» на организацию, осуществляющую холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, возложена обязанность подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям (часть 2), забор воды для холодного водоснабжения с использованием централизованных систем холодного водоснабжения должен производиться из источников, разрешенных к использованию в качестве источников питьевого водоснабжения в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 3).

    Отношения, возникающие в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одно из основных условий реализации предусмотренных Конституцией Российской Федерации прав граждан на охрану здоровья и благополучную окружающую среду, регулируются Законом Российской Федерации от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ).

Согласно статье 8 Закона № 52-ФЗ, граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы, которые не оказывают вредного воздействия на человека.

Санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в том числе, посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности, федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора (пункт 1 статьи 2 Закона № 52-ФЗ).

Статьей 11 Закона № 52-ФЗ предусмотрено, что юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; разрабатывать и проводить санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия; обеспечивать безопасность для здоровья человека выполняемых работ и оказываемых услуг.

Частью 1 статьи 50 Закона № 52-ФЗ должностные лица,, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, наделены правами проводить санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок, беспрепятственно посещать и обследовать территории, здания, строения, сооружения, помещения, оборудование и другие объекты в целях проверки соблюдения индивидуальными предпринимателями, лицами, осуществляющими управленческие функции в коммерческих или иных организациях, и должностными лицами санитарного законодательства и выполнения на указанных объектах санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.

При выявлении нарушения санитарного законодательства, а также при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) должностные лица, осуществляющие федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, имеют право давать гражданам и юридическим лицам предписания об устранении выявленных нарушений санитарно-эпидемиологических требований, обязательные для исполнения ими в установленные сроки (часть 2 статьи 50 Закона № 52-ФЗ).

    На основании пункта 2 части 1 статьи 51 Закона № 52-ФЗ, главные государственные санитарные врачи и их заместители наделены полномочием предъявлять иски в суд и арбитражный суд в случае нарушения санитарного законодательства.

В соответствии со статьей 19 Закона № 52-ФЗ, питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства.

Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Население городских и сельских поселений должно обеспечиваться питьевой водой в приоритетном порядке в количестве, достаточном для удовлетворения физиологических и бытовых потребностей.

В силу пункта 3.2.1.1. СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» (утверждены Главным государственным санитарным врачом РФ 26 февраля 2002 года и введены в действие постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 14 марта 2002 года № 10) территория первого пояса ЗСО должна быть спланирована для отвода поверхностного стока за ее пределы, озеленена, огорожена и обеспечена охраной.

    В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация в границах городского округа водоснабжения населения относится к вопросам местного значения городского округа, в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления городских округов обладают полномочиями по созданию муниципальных предприятий и учреждений (пункт 3 части 1 статьи 17).

Как следует из материалов дела, МУП «Новозыбковский городской водоканал» создано на основании постановлений администрации города Новозыбкова от 20 сентября 2004 года № 485 (л.д. 66) и постановления Комитета по управлению имуществом администрации города Новозыбкова от 29 сентября 2004 года № 17 (л.д. 67), и в соответствии с уставом МУП «Новозыбковский городской водоканал» (л.д. 30-34) в целях удовлетворения общественных потребностей осуществляет, в том числе, деятельность по распределению воды для питьевых и промышленных нужд (основной вид деятельности), забору и очистке воды для питьевых и промышленных нужд, сбор, очистку и распределение воды (пункты 2.1., 2.2.).

        На основании договора о закреплении за муниципальным унитарным предприятием муниципального имущества на праве хозяйственного ведения от 1 октября 2004 года, заключенного между комитетом по управлению имуществом г. Новозыбкова и МУП «Новозыбковский городской водоканал», последнему в соответствии с актом приема-передачи имущества на праве хозяйственного ведения переданы артезианские скважины (л.д. 75-86).

        Постановлением Новозыбковской городской администрации Брянской области от 25 октября 2019 года МУП «Новозыбковский городской водоканал» определено в качестве гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение на территории города Новозыбкова (л.д. 35).

        Департаментом по недропользованию по Центральному федеральному округу 15 и 20 февраля 2021 года МУП «Новозыбковский городской водоканал» были выданы лицензии на пользование недрами серии вид лицензии ВР и серии вид лицензии ВЭ (л.д. 68-74), предоставляющие право разведки и добычи подземных вод, используемых для целей питьевого водоснабжения с использованием артезианских скважин вблизи н.п. Калиновка и Заря.

27 апреля 2021 года ТО У Роспотребнадзора по Брянской области в г. Новозыбкове, Новозыбковском, Злынковском и Климовском районах по результатам проведения плановой выездной проверки МУП «Новозыбковский городской водоканал» ответчику выдано предписание об устранении нарушений законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (л.д. 20-22), проведению ограждения территории первого пояса ЗСО вокруг артезианских скважин, не имеющих ограждения, в населенных пунктах Заря и Калиновка (пункт 3) со сроком исполнения до 1 июля 2021 года, а также выполнении иных мероприятий со сроками исполнения с 1 июня 2021 года по 1 апреля 2022 года.

7 апреля 2022 года в адрес ТО У Роспотребнадзора по Брянской области в г. Новозыбкове, Новозыбковском, Злынковском и Климовском районах поступила информация МУП «Новозыбковский» городской водоканал о частичном выполнении предписания от 27 апреля 2021 года (л.д. 23), согласно которой отдельные пункты предписания, в том числе пункт 3, выполнены не были, в связи с чем, в соответствии с абзацем первым пункта 8 постановления Правительства РФ от 10 марта 2022 года «Об особенностях организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля», сроки исполнения предписаний были продлены на 90 календарных дней без ходатайства (заявления) контролируемого лица.

На основании ходатайства МУП «Новозыбковский городской водоканал» от 28 июня 2022 года (л.д. 24) определением главного государственного санитарного врача по Брянской области в городе Новозыбкове, Новозыбковском, Злынковском и Климовском районах от 1 июля 2022 года (л.д. 25, 26) срок исполнения предписания от 27 апреля 2021 года был продлен до 15 мая 2023 года.

15 мая 2023 года МУП «Новозыбковский городской водоканал» в адрес истца направило информацию (л.д. 27) о частичном исполнении предписания от 27 апреля 2021 года , содержащую сведения о невыполнении пункта 3 предписания по проведению ограждения территории первого пояса (строго режима) ЗСО вокруг артезианских скважин, не имеющих ограждений, в населенных пунктах Заря и Калиновка.

        На основании мотивированного представления от 13 июня 2023 года о проведении контрольного (надзорного) мероприятия (л.д. 37, 38) начальником ТО У Роспотребнадзора главному специалисту-эксперту Территориального отдела Седич Т.А. и специалисту 1 разряда Стипиковой Н.М. 13 июня 2023 года было выдано задание (л.д. 36) о проведении 14 июня 2023 года в соответствии с частью 2 статьи 57, частью 2 статьи 58 Федерального закона от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» в отношении МУП «Новозыбковский городской водоканал» выездного обследования без взаимодействия с контролирующим лицом по месту осуществления деятельности в н.п. Заря и Калиновка Новозыбковского района Брянской области.

        По результатам обследования должностными лицами органа государственного надзора было установлено отсутствие ограждения границ ЗСО первого пояса (строгого режима) вокруг артезианских скважин в населенных пунктах Калиновка и Заря, о чем составлен акт осмотра от 14 июня 2023 года с приложением фотографий объектов (л.д. 39-46).

        Таким образом, несоблюдение МУП «Новозыбковский городской водоканал» требований законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения не обеспечивает необходимую защиту мест водозаборных сооружений от случайного или умышленного загрязнения, и повреждения, что в свою очередь может послужить причиной загрязнения питьевой воды и, как следствие привести к возникновению массовых отравлений, инфекционных заболеваний, передающихся водным путем, среди населения, использующего воду из данных артезианских скважин, и может повлечь тяжкий вред здоровью населения.

        В силу части 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

        Защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем присуждения к исполнению обязанности в натуре (статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Исходя из установленных по делу обстоятельств, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований главного санитарного врача по Брянской области в г. Новозыбкове, Новозыбковском, Злынковском и Климовском районах к МУП «Новозыбковский городской водоканал» о понуждении к устранению нарушений законодательства Российской Федерации о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и возложении на ответчика обязанности при эксплуатации объектов централизованного водоснабжения, переданных на праве хозяйственного ведения, обеспечить ограждение 1 пояса зон санитарной охраны в соответствии с требованиями СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения» вокруг источников централизованного водоснабжения, расположенных по адресам: 243020, Брянская область, Новозыбковский район, п. Калиновка (объекты централизованного водоснабжения), 243020, Брянская область, Новозыбковский район, п. Заря (объекты централизованного водоснабжения).

Учитывая особенности финансирования необходимых мероприятий, а также приведенные в обоснование позиции ответчика доводы о неудовлетворительном финансовом положении предприятия и подтверждающие их материалы (л.д. 64, 65, 87-101), суд полагает целесообразным установить предельных срок выполнения возложенной судом обязанности – в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

На основании изложенного, и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░. ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» (░░░░ 1043244003516) ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░» ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ 1 ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 2.1.4.1110-02 «░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░: 243020, ░░░░░░░░
░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░░░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░), 243020, ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░. ░░░░ (░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░).

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.

░░░░░      ░.░. ░░░░░░░

░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 2 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.

2-642/2023 ~ М-513/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
ТО Управление Роспотребнадзора по Брянской области в г. Новозыбкове, Новозыбковском, Злынковском и Климовском районах
Ответчики
МУП "Новозыбковский городской водоканал"
Другие
Новозыбковская городская администрация Брянской области
Комитет имущественных и земельных отношений администрации г. Новозыбкова Брянской области
Суд
Новозыбковский городской суд Брянской области
Судья
Ляшкова Татьяна Михайловна
Дело на сайте суда
novozibkovsky--brj.sudrf.ru
19.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.06.2023Передача материалов судье
26.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.07.2023Подготовка дела (собеседование)
10.07.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
26.07.2023Судебное заседание
03.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.09.2023Дело оформлено
10.10.2023Дело передано в архив

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее