№...
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми в составе
председательствующего судьи Шишеловой Т.Л.,
при секретаре Чернышевой А.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Сыктывкаре
31 марта 2022 года гражданское дело по заявлению прокурора Сысольского района Республики Коми в интересах Алексеевой Татьяны Васильевны к Министерству здравоохранения Республики Коми о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, взыскании компенсации морального вреда,
установил:
Прокурор Сысольского района РК обратился в суд, в порядке ст. 45 ГПК РФ, в интересах Алексеевой Т.В., с заявлением о возложении на Министерство здравоохранения Республики Коми обязанности обеспечить истца лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, взыскании компенсации морального вреда; ссылаясь на ненадлежащее исполнение ответчиком обязанности, возложенной Федеральным законом от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
В судебном заседании на удовлетворении заявленных требований помощник прокурора г. Сыктывкара, действующая на основании поручения прокурора Сысольского района РК, настаивает по основаниям, приведенным в иске.
Представитель ответчика иск не признает, указывая, что в настоящее время рецептов, выданных на имя истца, на отсроченном обслуживании не имеется.
Истец, представители третьих лиц, в суде не присутствуют, о времени и месте извещены надлежаще, об уважительности причин неявки не уведомили, ходатайств об отложении дела слушанием не заявляли.
Суд счел возможным рассмотреть дело по существу при имеющейся явке лиц, по правилам ст. 167 ГПК РФ.
Заслушав пояснения прокурора и представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. ст. 2, 20, 38 Конституции РФ человек, его права и обязанности являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод гражданина – обязанность государства. Каждый имеет право на жизнь. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности и в других случаях, предусмотренных законом.
Согласно ст. 16 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере здоровья относится, в т.ч. установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
В соответствии с п. 4 Постановления Правительства РФ от 30.07.1994г. № 890 «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации возложена обязанность осуществлять меры по контролю за наличием в аптечных учреждениях независимо от форм собственности лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, вошедших в обязательный ассортиментный перечень. При отсутствии в аптечных учреждениях лекарственных, профилактических и диагностических средств и изделий медицинского назначения, входящих в обязательный ассортиментный перечень, - принимать соответствующие меры.
Пунктом 1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Коми, утвержденным постановлением Правительства РК от 05.07.2012 № 283, установлено, что Министерство является органом исполнительной власти Республики Коми, исполняющим функции по формированию и реализации государственной политики, нормативному правовому регулированию и управлению в сфере охраны здоровья граждан на территории Республики Коми, фармацевтической деятельности, предоставлению государственных услуг в сфере охраны здоровья.
Обязанности по обеспечению гражданин необходимым лекарством, как по федеральной, так и по региональной льготе, возложены на Министерство здравоохранения Республики Коми на основании сведений лечебных и фармацевтических организаций в соответствии с заявками, согласно выписанных рецептов.
Таким образом, Министерство здравоохранения РК является органом исполнительной власти, осуществляющим проведение торгов по закупке лекарственных средств и изделий медицинского назначения для льготных категорий граждан, обеспечивает их наличие в аптечных учреждениях, осуществляющих льготный отпуск лекарственных средств и изделий медицинского назначения.
Как установлено в ходе судебного разбирательства, Алексеева Т.В. наблюдается в ГБУЗ РК «...»; состоит на диспансерном учете с диагнозом: ... ...; в качестве медикаментозного лечения нуждается в бесперебойном приеме лекарственных препаратов «...», «...», «...», «...», «...», «... ...», «...», «...», «... ... ...», «...» и применении изделий медицинского назначения, <данные изъяты> «... ...».
Доказано также, что все вышеуказанные препараты и медицинские изделия были включены ГБУЗ РК «Сысольская ЦРБ» в заявки на 2021 и 2022 годы на лекарственные препараты и медицинские изделия для обеспечения граждан в Республике Коми, направленные в адрес Министерства здравоохранения РК
В этой связи, оценивая правовые позиции сторон, суд руководствуется следующим.
Право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы, в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи предусмотрено ч. 2 ст. 19 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Постановлением Правительства РФ от 30.07.1994 № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" утвержден перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно. В приложении № 1 к указанному Постановлению представлены категории заболеваний, при лечении которых гражданам гарантировано право на получение всех лекарственных средств бесплатно, в т.ч. диабет.
Согласно Приказа Минздрава России от 11.07.2017 № 403н "Об утверждении правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность", действующего на момент возникновения спорных правоотношений и утратившего силу с 01.03.2022; в случае отсутствия у субъекта розничной торговли лекарственного препарата, указанного в рецепте, при обращении лица к субъекту розничной торговли рецепт принимается на обслуживание в следующие сроки: рецепт на лекарственный препарат, входящий в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение пяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли; рецепт на лекарственный препарат, отпускаемый бесплатно или со скидкой и не вошедший в минимальный ассортимент лекарственных препаратов для медицинского применения, необходимых для оказания медицинской помощи, обслуживается в течение десяти рабочих дней со дня обращения лица к субъекту розничной торговли.
Материалами дела установлено, что в связи с имеющимися заболеваниями, Алексеевой Т.В. в рамках региональной программы выписаны рецепты на бесплатное получение лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, в т.ч.:
- от ** ** ** серии ... на получение лекарственного препарата «...» 1000 мг. № 60 в количестве 1 упаковки;
- от ** ** ** серии ... на получение лекарственного препарата «...» 20 мг. № 30 в количестве 1 упаковки;
- от ** ** ** серии ... на получение лекарственного препарата «... ...» 50 мг. № 30 в количестве 1 упаковки;
- от ** ** ** серии ... на получение лекарственного препарата «...» 5 мг. № 30 в количестве 1 упаковки;
- от ** ** ** серии ... на получение лекарственного препарата «...» 30 мг. № 60 в количестве 1 упаковки;
- от ** ** ** серии ... на получение лекарственного препарата «...» 50 мг. № 30 в количестве 1 упаковки;
- от ** ** ** серии ... на получение лекарственного препарата «...» 1000 мг. № 60 в количестве 1 упаковки;
- от ** ** ** серии ... на получение медицинских изделий, тест полосок к глюкометру «... ...» № 50 в количестве 1 упаковки.
При обращении Алексеевой Т.В. в аптеку ГУП РК «ГАРК» ** ** ** соответственно, данные рецепты поставлены на отсроченное обслуживание ввиду отсутствия вышеуказанных лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения в аптечной сети.
Доказано также, что фактически указанными препаратами истец была обеспечена ** ** ** соответственно. В то же время, сведения об обеспечении истца ... «... ...» по рецепту серии ... отсутствуют.
Между тем, согласно Приказу Минздрава РК от 03.10.2016 № 10/456 в целях повышения качества обеспечения лекарственными препаратами, медицинскими изделиями, специализированными продуктами лечебного питания отдельных категорий граждан, утвержден Порядок организации обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания на территории Республики Коми» (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 4.1 Порядка определение потребности и формирование заявки на лекарственные средства осуществляется в ходе проведения заявочной кампании. Заявочная кампания проводится 2 раза в год (основная и дополнительная).
Объем лекарственных средств, включенных в сводную заявку Министерства, формируется в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в законе Республики Коми о республиканском бюджете Республики Коми на соответствующий финансовый год и плановый период, и лимитов бюджетных обязательств, доведенных в установленном порядке до Министерства на закупку лекарственных препаратов (п.4.4). На основании анализа остатков лекарственных средств на складах фармацевтической организации (аптечных организаций), темпов его использования, прогнозньх показателей, дополнительных заявок медицинских организаций проводит корректировку объема лекарственных препаратов, включенных в сводную заявку Министерства в пределах объема финансового обеспечения для осуществления закупок лекарственны средств, согласовывает с главными внештатными специалистами Министерства и направляет сводную заявку Министерства на утверждение в Министерство в сроки; определенные приказом Министерства о проведении дополнительной заявочной кампании (п.4.9).
Сроки проведения заявочной кампании ежегодно устанавливаются приказом Министерства здравоохранения РК.
С целью формирования сводной заявки Министерства ГКУ РК "Центр обеспечения деятельности МЗ РК" ежегодно в срок, определенный приказом Министерства о проведении основной заявочной кампании, формирует примерную номенклатуру лекарственных средств для проведения государственных закупок для обеспечения отдельных категорий граждан и направляет в медицинские организации. Примерная номенклатура лекарственных средств формируется на основании перечня лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечня медицинских изделий, перечня специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утвержденных Правительством Российской Федерации, стандартов медицинской помощи с учетом анализа назначений лекарственных препаратов медицинскими работниками за предыдущий период. Заявка медицинских организаций (приложение 2 к настоящему Порядку) формируется на основании примерной номенклатуры лекарственных средств, исходя из количества обслуживаемых граждан, установленных у них диагнозов, стандартов медицинской помощи, запаса товара в закрепленных аптечных организациях, темпов его использования и с учетом соответствующих прогнозных показателей и направляется в ГКУ РК "Центр обеспечения деятельности МЗ РК" в срок, определенный приказом Министерства о проведении основной заявочной кампании. ГКУ РК "Центр обеспечения деятельности МЗ РК" в срок, определенный приказом Министерства о проведении основной заявочной кампании, на основании заявок медицинских организаций формирует сводную заявку Министерства. Рассмотрение и направление в ГКУ РК "Центр обеспечения деятельности МЗ РК" утвержденной сводной заявки Министерства осуществляется в срок, определенный приказом Министерства о проведении основной заявочной кампании.
Следовательно, сроки проведения заявочной компании определяются на основании нормативного акта самого Министерства здравоохранения, которая, в том числе, должна проводиться Министерством планомерно с учетом остатков лекарственных препаратов.
Отношения в сфере закупок, направленных на обеспечение государственных и муниципальных нужд, урегулированы Федеральным законом от 5 апреля 2013 года № 44-Ф3 "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", целью правового регулирования которого согласно статье 1 является повышение эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части, касающейся определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В соответствии с ч. 3 ст. 83 Федерального закона № 44-ФЗ извещение о проведении запроса предложений размещается заказчиком в единой информационной системе не позднее чем за пять дней до даты проведения такого запроса. Наряду с размещением извещения о проведении запроса предложений заказчик вправе направить приглашения принять участие в запросе предложений лицам, способным осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок. В этом случае заказчик обязан направить приглашения принять участие в запросе предложений лицам, с которыми в течение восемнадцати месяцев, предшествующих проведению запроса предложений, заказчиком заключались контракты в отношении тех же объектов закупок, при условии, что указанные контракты не были расторгнуты в связи с нарушением поставщиками (подрядчиками, исполнителями) условий указанных контрактов в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.
Таким образом, сроки проведения закупочных мероприятий, проведение аукционов никак не может влиять на своевременное и бесперебойное обеспечение граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными препаратами. Действующее законодательство о контрактной системе позволяет выбрать различные способы заключения государственных контрактов, учитывая изложенные выше обстоятельства.
В этой связи, принимая во внимание, что факт несвоевременного обеспечения Алексеевой Т.В. лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения в ходе судебного заседания доказан в полном объеме; требования прокурора о возложении на ответчика обязанности организовать бесперебойное обеспечение истца лекарственными препаратами «...», «...», «...», «...», «...» и «... ...», а также медицинскими изделиями, ... «... ...» вплоть до отмены лечащим врачом подлежат безусловному удовлетворению.
Одновременно судом учитывается, что Алексеевой Т.В. также выписывались рецепты:
- от ** ** ** серии ... на получение лекарственного препарата «...» 25 мг. № 20 в количестве 2 упаковок;
В Реестре статус данного рецепта указан как «погашен», однако, как следует из объяснений прокурора в настоящем судебном заседании, указанным лекарственным препаратом истец была обеспечена своевременно, и в этой связи, руководствуясь ч. 2 ст. 68 ГПК РФ, суд счел факт своевременного обеспечения Алексеевой Т.В. препаратом «...» установленным и не подлежащим дальнейшему доказыванию;
- от ** ** ** серии ... на получение лекарственного препарата «...» 20 мг. № 30 в количестве 2 упаковки.
Данный рецепт предъявлен истцом в аптеку лишь ** ** **, а уже ** ** ** Алексеева обеспечена лекарственным препаратом за счет средств ГБУЗ РК «Сысольская ЦРБ», в связи с чем рецепт погашен до истечения срока обслуживания;
- от ** ** ** серии ... на получение лекарственного препарата «... ... ...» 120 мг. № 112 в количестве 1 упаковки.
Данный рецепт предъявлен истцом в аптеку лишь ** ** **, Алексеева Т.В. обеспечена лекарственным препаратом ** ** **, т.е. в предусмотренный срок;
- от ** ** ** серии ... на получение лекарственного препарата «...» 2,5 мг. № 30 в количестве 1 упаковки.
Данный рецепт также предъявлен истцом в аптеку ** ** ** и ** ** ** Алексеева обеспечена лекарственным препаратом за счет средств ГБУЗ РК «Сысольская ЦРБ», в связи с чем рецепт погашен до истечения срока обслуживания.
Между тем, в силу ст. 12 ГПК РФ, защите подлежит нарушенное право; и в этой связи, поскольку доказательств несвоевременности обеспечения истца лекарственными препаратами «...», «...», «... ... ...» и «...» прокурором не представлено; оснований для удовлетворения заявленных требований в указанной части суд не находит.
Одновременно судом учитывается, что ст. 212 ГПК РФ предусмотрено право суда по просьбе истца обратить к немедленному исполнению решение, если вследствие особых обстоятельств замедление его исполнения может привести к значительному ущербу для взыскателя или исполнение может оказаться невозможным. Вопрос о немедленном исполнении решения суда может быть рассмотрен одновременно с принятием решения суда.
Отсюда, принимая во внимание, что несвоевременное обеспечение истца лекарственными препаратами нарушает социальные права Алексеевой Т.В., создает угрозу для её жизни и здоровья; учитывая просьбу прокурора, суд полагает возможным настоящее решение в части обеспечения Алексеевой лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения обратить к немедленному исполнению.
Рассматривая заявленные требования в части взыскания с ответчика компенсации морального вреда, суд находит их подлежащими удовлетворению по нижеприведенным основаниям.
В соответствии со статьями 1099 - 1101 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 и статьей 151 ГК РФ.
Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие материальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
В соответствии со ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда.
В силу пункта 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20 декабря 1994 года № 10 "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", размер компенсации зависит от характера и объема причиненных истцу нравственных или физических страданий, степени вины ответчика в каждом конкретном случае, иных заслуживающих внимания обстоятельств, и не может быть поставлен в зависимость от размера удовлетворенного иска о возмещении материального вреда, убытков и других материальных требований. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Степень нравственных или физических страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств причинения морального вреда, индивидуальных особенностей потерпевшего и других конкретных обстоятельств, свидетельствующих о тяжести перенесенных им страданий.
Понятие «разумности пределов» следует соотносить с объектом судебной защиты. Предполагается, что размер возмещения должен быть соотносим с объемом защищаемого права, естественно, быть меньше объема защищаемого права и блага.
Из сложившейся прецедентной практики Европейского суда следует, что государство обязано прекратить допущенное нарушение прав и основных свобод человека и гражданина, и возместить его последствия таким образом, чтобы, насколько это возможно, восстановить ситуацию, существовавшую до нарушения.
В постановлении Европейского Суда по правам человека от 18 марта 2010 г. по делу "Максимов (Maksimov) против России" указано, что задача расчета размера компенсации является сложной. Она особенно трудна в деле, предметом которого является личное страдание, физическое или нравственное. Не существует стандарта, позволяющего измерить в денежных средствах боль, физическое неудобство и нравственное страдание и тоску. Национальные суды всегда должны в своих решениях приводить достаточные мотивы, оправдывающие ту или иную сумму компенсации морального вреда, присуждаемую заявителю. В противном случае отсутствие мотивов, например, несоразмерно малой суммы компенсации, присужденной заявителю, будет свидетельствовать о том, что суды не рассмотрели надлежащим образом требования заявителя и не смогли действовать в соответствии с принципом адекватного и эффективного устранения нарушения.
Определяя размер компенсации, суд учитывает, что отсутствие обеспечения вышеуказанными лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения является следствием ненадлежащего исполнения обязанности Министерства по организации обеспечения лекарственными препаратами, в связи с чем жизнь и здоровье Алексеевой Т.В. были поставлены в опасность, что не могло не причинить истцу физические и нравственные страдания; принимая во внимание степень вины ответчика; учитывая индивидуальные особенности истца и длительность периода, в течение которого последняя не была обеспечена лекарственными препаратами и медицинскими изделиями; руководствуясь принципом разумности и справедливости, суд полагает возможным взыскать с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере, заявленном ко взысканию, т.е. в сумме 3 000 рублей.
На основании изложенного, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст.56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Сысольского района Республики Коми в интересах Алексеевой Татьяны Васильевны к Министерству здравоохранения Республики Коми о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, взыскании компенсации морального вреда – удовлетворить частично.
Обязать Министерство здравоохранения Республики Коми организовать бесперебойное обеспечение Алексеевой Татьяны Васильевны, ** ** ** в соответствии с медицинскими показаниями лекарственными препаратами «...», «...», «...», «...», «...» и «... ...», а также медицинскими изделиями, ... «... ...» вплоть до отмены лечащим врачом.
Обратить решение суда в указанной части к немедленному исполнению
Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Коми в пользу Алексеевой Татьяны Васильевны компенсацию морального вреда в сумме 3 000 (три тысячи) рублей.
В удовлетворении требований, заявленных к Министерству здравоохранения Республики Коми о возложении обязанности обеспечить лекарственными препаратами «...», «...», «... ... ...», «...», прокурору Сысольского района Республики Коми – отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия настоящего решения.
Председательствующий