Дело № 12-63/2022
УИД 19RS0003-01-2021-000494-03
РЕШЕНИЕ
9 июня 2022 года г. Саяногорск
Судья Саяногорского городского суда Республики Хакасия А.В. Гусына,
при секретаре В.А. Жибиновой,
рассмотрев жалобу защитника индивидуального предпринимателя ФИО2 – ФИО1 на постановление старшего государственного инспектора Республики Хакасия в области охраны окружающей среды, Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия о назначении административного наказания №-РПЭ/1 от ДАТА в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2 по ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Защитник ИП ФИО2 – ФИО1 обратилась в суд с жалобой на постановление старшего государственного инспектора Республики Хакасия в области охраны окружающей среды, Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия о назначении административного наказания №-РПЭ/1 от ДАТА в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2 по ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ. Указывая, что прокуратурой <адрес> в отношении ИП ФИО2 проведена проверка соблюдения законодательства в сфере охраны окружающей среды, материалы проверки послужили основанием для вынесения обжалуемого постановления. Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от ДАТА № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами Утвержден приказом Минприроды России от ДАТА №. Материалы учета являются информацией в области обращения с отходами и используются при: обосновании нормативов образования отходов и лимитов на их размещение; подготовке отчета об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля; заполнении формы федерального статистического наблюдения в области обращения с отходами; расчете платы за негативное воздействие на окружающую среду (в части размещения отходов). То есть само по себе неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде не несет и не создает угрозу причинения такого вреда. Согласно ч. 1 ст. 4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи. Согласно ч. 2 ст. 4.1.1 КоАП РФ административное наказание в виде административного штрафа не подлежит замене на предупреждение в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного статьями 13.15, 13.37, 14.31 - 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.7.5-2, 19.8 - 19.8.2, 19.23, частями 2 и 3 статьи 19.27, статьями 19.28, 19.29, 19.30, 19.33,19.34, 20.3, частью 2 статьи 20.28 настоящего Кодекса. Таким образом, административное правонарушение, предусмотренное ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ, не отнесено к правонарушениям, при совершении которых недопустима замена административного штрафа на предупреждение. Предупреждение может быть применено только за правонарушение, характеризуемое совокупностью следующих условий: совершено впервые и не привело к причинению вреда или возникновению угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, причинению имущественного ущерба. Согласно сведениям из Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства ИП ФИО2 включен в реестр под категорией «микропредприятие», что отражено в обжалуемом постановлении. По состоянию на дату совершения рассматриваемого правонарушения ИП ФИО2 к административной ответственности за однородные правонарушения не привлекался. Доказательств того, что совершенным правонарушением причинен вред или возникла угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угроза чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также доказательств причинения имущественного ущерба, в обжалуемом постановлении не приведено. Полагает, что у должностного лица, вынесшего постановление, не имелось оснований для назначения ИП ФИО2 административного штрафа и наказание подлежит изменению на предупреждение. Просит признать незаконным постановление о назначении административного наказания №-РПЭ/1 от ДАТА в части назначения административного наказания в виде штрафа в размере 40 000 руб., изменить наказание на предупреждение.
В судебное заседание ИП ФИО2 не явился, будучи надлежащим образом, уведомлен о рассмотрении дела, направил своего защитника.
Защитник ФИО1, действующая на основании доверенности, в судебном заседании поддержала доводы жалобы, вину не оспаривала, полагала, что имеются основания для применения положений ст. 4.1.1 КоАП РФ, так как ИП ФИО2 относиться к субъекту малого предпринимательства, ранее не привлекался к административной ответственности, отсутствует причиненный вред и ущерб, устранил вменяемые ему нарушения. Просила удовлетворить жалобу, изменить постановление по делу об административном правонарушении в части назначенного наказания, заменить наказание на в виде штрафа на предупреждения.
Должностное лицо Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия не явилось, будучи надлежащим образом, уведомлено о рассмотрении дела.
Ст. пом. прокурора г. ФИО5 Лучникова, поддержала постановление о назначении административного наказания №-РПЭ/1 от ДАТА, полгала, что отсутствуют основания для его изменения.
Выслушав доводы защитника, мнение прокурора, исследовав материалы дела, судья приходит к следующему.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 30.1 КоАП РФ, постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано лицами, указанными в статьях 25.1 - 25.5.1 настоящего Кодекса, вынесенное должностным лицом - в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ) хозяйственная и иная деятельность, которая оказывает или может оказывать прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.
Согласно п. 1 ст. 19 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов. Порядок учета в области обращения с отходами устанавливают федеральные органы исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией; порядок статистического учета в области обращения с отходами - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по формированию официальной статистической информации о социальных, экономических, демографических, экологических и других общественных процессах в РФ.
Приказом Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 утвержден «Порядок учета в области обращения с отходами», который устанавливает требования к организации и ведению юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в области обращения с отходами, учета образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Согласно п. 4 Приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами» (далее – Приказ) учету в области обращения с отходами подлежат: все виды отходов 1 - V классов опасности, которые образуют юридические лица, индивидуальные предприниматели; все виды отходов I - V классов опасности, которые получают юридические лица, индивидуальные предприниматели от других, лиц с целью их накопления, обработки, утилизации, обезвреживания, размещения.
В соответствии с п.п. 6, 8, 9 Приказа организация учета в области обращения с отходами обеспечивается индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и включает в себя учет образующихся отходов, в том числе в местах (на площадках) накопления, на объектах капитального строительства и (или) других объектах или их совокупности, на которых осуществляется обработка, утилизация, обезвреживание отходов, на объектах размещения отходов, переданных другим лицам или полученных от других лиц.
Обобщенные данные учета в области обращения с отходами по итогам календарного года и документы, подтверждающие достоверность этих данных, хранятся индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в электронном и (или) бумажном виде в течение пяти лет с момента их формирования.
В силу ст. 51 Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Ненадлежащие сбор, накопление, использование, обезвреживание, транспортирование и размещение отходов производства и потребления может повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям и окружающей среде.
В соответствии со ст. 75 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность.
Согласно ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот пятидесяти тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, ИП ФИО2 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, о чем в ЕГРИП ДАТА внесена соответствующая запись.
Прокурором <адрес> ДАТА вынесено постановление о возбуждении в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2 дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ, из которого следует, что прокуратурой <адрес> в деятельности ИП ФИО2 выявлены нарушения законодательства в сфере обращения с отходами. Установлено, что ИП ФИО2 с 1998 г. осуществляет деятельность по реализации автозапчастей в нежилом здании - магазине, расположенном по адресу: <адрес>, общество «Время», ряд 10-11, строение 8, ФИО7 Помещение магазина отапливаются электроприборами, оборудовано вентиляционной системой с выходом на улицу. Кроме того, ИП ФИО2 с 2004 г. в нежилом здании - сервисном центре, расположенном по адресу: <адрес>, кооператив № осуществляет деятельность по ремонту автотранспортных средств. В здании эксплуатируется оборудование: сварочный аппарат, пресс, подъемное оборудование, сверлильный станок, стенд развала схождения, прибор регулировки фар. При осуществлении хозяйственной деятельности в магазине и в здании сервисного центра образуются отходы производства и потребления: твердые коммунальные отходы, смет с территории гаража, автостоянки малоопасный (по ФККО IV класс опасности), мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (по ФККО IV класс опасности), отходы производства и потребления, отнесенные по ФККО к категории опасных, которые входят в группу «отходы обслуживания, ремонта и демонтажа транспортных средств прочие», к которым относятся, в том числе обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%) (код по ФККО 9 19 204 02 60 4), отработанные масла, иные отходы относящиеся к данной группе, и другие виды отходов. ИП ФИО2 твердые коммунальные отходы размещаются в урне, нефтепродукты (масла) в таре, допускаются проливы нефтепродуктов на бетонный пол. В нарушение п. 1 ст. 19 Федерального закона № 89-ФЗ, п.п. 15, 16 Приказа № ИП ФИО2 не организован и не ведется учет образующихся отходов IV класса опасности. Таким образом, в действиях ИП ФИО2 усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ - неисполнение обязанности по ведению учета в области обращения с отходами производства и потребления.
Постановлением о назначении административного наказания № от ДАТА, вынесенного старшим государственным инспектором Республики Хакасия в области охраны окружающей среды, Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия, установлено, что прокуратурой <адрес> проведена проверка соблюдения ИП ФИО2 законодательства в сфере охраны окружающей среды, в результате которой выявлены нарушения природоохранного законодательства. Проверкой установлено, что ИП ФИО2 осуществляет хозяйственную деятельность по реализации автозапчастей в нежилом здании магазина по адресу: <адрес>, общество «Время», ряд 10-11, строен. 8, ФИО7 на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права от ДАТА), расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>, общество «Время», ряд 10-11, уч. 8, на правах собственности (свидетельство о государственной регистрации права от ДАТА). Помещения магазина отапливаются электроприборами, здание оборудовано вентиляционной системой с выходом на улицу. Кроме того, ИП ФИО2 осуществляет хозяйственную деятельность по ремонту автотранспортных средств, в том числе по замене масел, сварочные работы газовой сваркой, в нежилом здании «Сервисного центра» по адресу: <адрес>, кооператив "Транспортник", ряд 5, стр. 86а, на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права от ДАТА), расположенного на земельном участке по адресу: <адрес>, кооператив «Транспортник», ряд 5, уч. 86а, на праве собственности (свидетельство о государственной регистрации права от ДАТА). Помещения «Сервисного центра» отапливаются электроприборами, здание оборудовано вентиляционной системой с выходом на улицу, в здании эксплуатируется оборудование: сварочный аппарат, пресс, подъемное оборудование, сверлильный станок, стенд развала схождения, прибор регулировки фар. Согласно сведениям из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей ИП ФИО2 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя с ДАТА, ОГРНИП №, ИНН 190200174928. Основным видом деятельности ИП ФИО2 является торговля автомобильными деталями, узлами и принадлежностями, дополнительными видами деятельности являются техническое обслуживание и ремонт автотранспортных средств, торговля оптовая автомобильными деталями, узлами и принадлежностями, кроме деятельности агентов. Проверкой установлено, что при осуществлении хозяйственной деятельности в магазине «Автозапчастей» и в здании «Сервисного центра» образуются следующие отходы производства и потребления: твердые коммунальные отходы, смет с территории гаража, автостоянки малоопасный (по ФККО IV класс опасности), мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) (по ФККО IV класс опасности), отходы производства и потребления, отнесенные по ФККО к категории опасных, которые входят в группу «Отходы обслуживания, ремонта и демонтажа транспортных средств прочие», куда входят, в том числе обтирочный материал, загрязненный нефтью или нефтепродуктами (содержание нефти или нефтепродуктов менее 15%) (код по ФККО 9 19 204 02 60 4), отработанные масла, иные отходы относящиеся к данной группе, и другие виды отходов. В ходе осмотра помещений здания «Сервисного центра» зафиксировано нахождение твердых коммунальных отходов, размещаемых в урне помещения, тары с нефтепродуктами (масла), допускаются проливы нефтепродуктов на бетонный пол. В ходе проведения проверки документация по передаче отходов I-IV класса опасности, образующихся при эксплуатации магазина и сервисного центра, не предоставлена, договоры на передачу отходов отсутствуют, сведения о лицах которым передаются отходы не представлены, также в ходе проверки установлено, что договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором не заключен. При проведении проверки ИП ФИО2 документы по учету в области обращения с отходами не предоставлены. В ходе рассмотрения административного дела ИП ФИО2 предоставлен договор №/ЮЛ от ДАТА на оказание услуг по обращению с ТКО, заключенный с ООО «Аэросити-2000», на остальные отходы производства и потребления договоры на передачу отходов не заключены. При проведении проверки установлено, что ИП ФИО2 при осуществлении хозяйственной деятельности в здании магазина по адресу: <адрес>, общество «Время», ряд 10-11, строен. 8, ФИО7, и здании «Сервисного центра» по адресу: <адрес>, кооператив «Транспортник», ряд 5, стр. 86а, не организован и не ведется учет образовавшихся, обработанных, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам, размещенных отходов, так отсутствуют договоры на передачу отходов, не предоставлены сведения о лицах которым передаются отходы. На основании вышеизложенного следует, что ИП ФИО2 нарушены требования п. 1 ст. 19 Федерального закона от ДАТА № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», п. 1 ст. 51 Федерального закона от ДАТА № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», Приказа Минприроды России от 08.12.2020 № 1028 «Об утверждении Порядка учета в области обращения с отходами», а именно при эксплуатации здания магазина по адресу: <адрес>, общество «Время», ряд 10-11, строен. 8, ФИО7, и здания «Сервисного центра» по адресу: <адрес>, кооператив «Транспортник», ряд 5, стр. 86а, не организован и не ведется учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов, в связи с чем, привлечен к административной ответственности по ч. 10 ст. 8.2 КоАП и назначено ему наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
ДАТА в адрес ИП ФИО2 старшим государственным инспектором Республики Хакасия в области охраны окружающей среды, Министерства природных ресурсов и экологии Республики Хакасия вынесено представление, согласно которому ИП ФИО2 обязан принять меры по устранению причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения – ненадлежащее исполнение требований в области охраны окружающей среды, а также слабый контроль за деятельностью сотрудников предприятия. Информацию о принятых мерах определено предоставить в Министерство природных ресурсов и экологии Республики Хакасия в течение одного месяца со дня получения представления.
Вина ИП ФИО2 не оспаривается и подтверждается собранными по делу доказательствами: представлением об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения от ДАТА, договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами от ДАТА и приложением к нему, постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от ДАТА, решением о проведении проверки от ДАТА №, актом осмотра от ДАТА, свидетельством о внесении в ЕГРИП серии №, свидетельством о постановке на учет в налоговом органе серии №, свидетельством о государственной регистрации права на здание от ДАТА, свидетельством о государственной регистрации права на земельный участок от ДАТА, разрешением на ввод объекта в эксплуатацию № РУ19304000-13, техническим паспортом нежилого здания по состоянию на ДАТА, свидетельством о государственной регистрации права на земельный участок от ДАТА, свидетельством о государственной регистрации права на «Механическую мастерскую» от ДАТА, техническим паспортом на нежилое здание (строение), сведениями выездной проверки от ДАТА, копией фотоснимков.
На основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств в соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ установлены все юридически значимые обстоятельства его совершения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Действия ИП ФИО2 по ч. 10 ст. 8.2 КоАП РФ квалифицированы правильно, нарушений норм процессуального права не допущено.
При этом в ходе рассмотрения дела, доводы жалобы нашли свое подтверждение, с учетом установленной совокупности всех обстоятельств, наличия смягчающих и отсутствия отягчающих обстоятельств, целей административного наказания, судья находит возможным удовлетворить их.
В соответствии с ч.1 ст.4.1.1 КоАП РФ некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Согласно положениям ст. 3.4 КоАП РФ, предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме (ч.1).
Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба (ч.2).
Принимая во внимание, что нарушение выявлено в ходе госконтроля (надзора), ИП ФИО2 относится к субъекту малого предпринимательства, признал вину, ранее не привлекался к административной отнесенности по главе 8 КоАП РФ, устранил выявленные нарушения (заключил договор на оказание услуг), не нанес какого-либо вреда и ущерба (отсутствие документального подтверждения в материалах дела), суд находит возможным, изменить постановление в части назначения наказания, с учётом положений ст. 4.1.1 КоАП РФ и ст. 3.4 КоАП РФ.
Пунктом 2 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ предусмотрено, что по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений: об изменении постановления, если при этом не усиливается административное наказание или иным образом не ухудшается положение лица, в отношении которого вынесено постановление.
Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ № ░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░2 ░░ ░. 10 ░░. 8.2 ░░░░ ░░ – ░░░░░░░░, ░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░2 ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░.10 ░░. 8.2 ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░