Дело №
Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Канашский районный суд Чувашской Республики в составе председательствующего судьи Орлова Б.З.
при секретаре судебного заседания Ильиной В.Н.,
с участием представителя истца - помощника Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики Борисовой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Канашского районного суда Чувашской Республики гражданское дело по иску и.о. Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации <адрес> Чувашской Республики об обязании выделить денежные средства для установки системы видеонаблюдения, к МБОУ «Шакуловская основная общеобразовательная школа» <адрес> Чувашской Республики об обязании установить в общеобразовательной школе систему видеонаблюдения,
у с т а н о в и л :
И.о. Канашский межрайонный прокурор в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации <адрес> Чувашской Республики об обязании выделить денежные средства для установки системы видеонаблюдения, к МБОУ «Шакуловская основная общеобразовательная школа» <адрес> Чувашской Республики (далее по тексту - МБОУ «Шакуловская ООШ» <адрес>) об обязании установить в общеобразовательной школе систему видеонаблюдения.
Требования мотивированы тем, что в ходе проведенной Канашской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики в четвертом квартале ДД.ММ.ГГГГ года проверки установлено, что МБОУ «Шакуловская ООШ» <адрес> системой видеонаблюдения не оснащено, денежные средства на проведение данных мероприятий администрацией <адрес> Чувашской Республики не выделялись. В связи с выявленными нарушениями в адрес администрации <адрес> ДД.ММ.ГГГГ внесено представление об устранении нарушений требований законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в общеобразовательных организациях. Согласно представленной администрацией <адрес> информации запланировано выделение денежных средств для установки видеонаблюдения в образовательной учреждении.
Вместе с тем, в ходе проверки установлено, что администрацией <адрес> денежные средства МБОУ «Шакуловская ООШ» <адрес> на оснащение учреждения системой видеонаблюдения не выделены, образовательное учреждение системой видеонаблюдения не оснащено, что влечет нарушение прав учащихся и работников учреждения на безопасные условия пребывания в нем. Просит обязать администрацию <адрес> Чувашской Республики выделить денежные средства для установки системы видеонаблюдения в МБОУ «Шакуловская ООШ» <адрес> в течение 3 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, а МБОУ «Шакуловская ООШ» <адрес> установить систему видеонаблюдения в течение 4 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики ФИО2 иск и.о. Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики поддержала в полном объеме по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Представители ответчиков - администрации <адрес> Чувашской Республики, МБОУ «Шакуловская ООШ» <адрес> Чувашской Республики, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, отзыв (возражение) на иск не представили.
Суд, признав возможным рассмотрение дела при имеющейся явке, заслушав объяснения явившихся в судебное заседание лиц, участвующих в деле, исследовав и оценив представленные доказательства, приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан и неопределенного круга лиц.
Данный иск заявлен прокурором в рамках полномочий, предоставленных федеральным законом, для предупреждения причинения вреда, в защиту прав и свобод неопределенного круга лиц: педагогов, учащихся и их родителей, других лиц, которые могут находиться на территории образовательного учреждения.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
На основании статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является пресечение действий (бездействий), нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 2 Федерального закона № 35-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О противодействии терроризму» одним из основных принципов противодействия терроризму является приоритет мер его предупреждения.
Согласно пункту 1 части 13 статьи 30 Федерального закона № 384-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий. В том числе, меры, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Из пункта 2 части 13 статьи 30 вышеуказанного Закона следует, что в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
В силу подпунктов 2 и 15 части 3 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами, создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с пунктом 2 части 6 и части 7 статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации; образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке, в частности, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Пунктом 8 части 1 статьи 41 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» предусмотрено, что охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Согласно пункту 6.48 СП 118.13330.2012 Свода правил «Общественные здания и сооружения» (актуализированной редакции СНиП 31-06-2009), утвержденного Приказом Минрегиона России № от ДД.ММ.ГГГГ, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».
Из приложения «В» к вышеприведенному Своду правил следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты).
Согласно пункту 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальный район наделен полномочиями по участию в профилактике терроризма.
Пункт 3 части 1 статьи 17 названного Федерального закона № 131-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ устанавливает, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.
В соответствии с пунктом 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, одними из основных задач противодействия терроризму являются: выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; поддержание в состоянии постоянной готовности к эффективному использованию сил и средств, предназначенных для выявления, предупреждения, пресечения террористической деятельности, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, а также мест массового пребывания людей.
В силу пункта 42 вышеуказанной Концепции расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.
Приказом Рособразования № от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах по обеспечению пожарной и антитеррористической безопасности образовательных учреждений» органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано предусмотреть в бюджетах субъектов Российской Федерации и муниципальных образований средства на создание комплексной системы обеспечения безопасности образовательных учреждений; разработать и реализовать комплекс мероприятий по оснащению образовательных учреждений современными техническими средствами противопожарной и антитеррористической защиты (системы видеонаблюдения, тревожной сигнализации, контроля, управления доступом и эвакуацией обучающихся и работников, контроля безаварийной работы систем жизнеобеспечения).
Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Требования к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, вступивших в действие ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с подпунктом «а» пункта 23 названных Требований все места массового пребывания людей независимо от установленной категории оборудуются системой видеонаблюдения.
В судебном заседании установлено, что Канашской межрайонной прокуратурой Чувашской Республики в ходе проверки исполнения законодательства о противодействии терроризму установлен факт отсутствия в МБОУ «Шакуловская ООШ» <адрес>, расположенном по адресу: Чувашская Республика, <адрес>-А, системы видеонаблюдения. Здание школы закреплено за учреждением на праве оперативного управления.
ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы администрации <адрес> Чувашской Республики Канашской межрайонной прокуратурой внесено представление об устранении нарушений законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в образовательных организациях (л.д.№).
Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ, составленной помощником Канашского межрайонного прокурора ФИО2 по результатам проверки исполнения внесенного представления, администрацией <адрес> Чувашской Республики денежные средства МБОУ «Шакуловская ООШ» <адрес> на оснащение учреждения системой видеонаблюдения не выделены, образовательное учреждение системой видеонаблюдения не оснащено (л.д.№).
Согласно подпунктам 1.1 и 1.5 Устава МБОУ «Шакуловская ООШ» <адрес> Чувашской Республики образовательное учреждение является некоммерческой организацией, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет средств республиканского бюджета и местного бюджета <адрес> Чувашской Республики, на основе плана финансово-хозяйственной деятельности. Учредителем образовательного учреждения является <адрес> Чувашской Республики. Функции и полномочия учредителя Учреждения осуществляется администрацией <адрес> Чувашской Республики (л.д.№).
В соответствии с пунктом 5 статьи 9 Федерального закона № 273-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Из системного толкования положений пункта 4 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, следует, что орган местного самоуправления обязан финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму.
Согласно Уставу образовательного учреждения школа является лишь участником бюджетного процесса и получателем бюджетных средств, в то время как их непосредственным распорядителем является администрация <адрес> Чувашской Республики.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органа местного самоуправления как субъекта антитеррористической деятельности, обеспечивающего финансирование образовательных учреждений.
Отсутствие системы видеонаблюдения в образовательном учреждении отрицательно сказывается на комплексной безопасности лиц, пребывающих в учреждении, поскольку не обеспечивается надлежащая антитеррористическая устойчивость объекта, отсутствует постоянный контроль и возможность своевременного предупреждения террористических актов, чрезвычайных ситуаций на территории образовательного учреждения, может способствовать совершению противоправных действий в отношении лиц, находящихся в учреждении.
Принимая во внимание установленные по делу обстоятельства, оценив по правилам статьи 67 ГПК РФ представленные в материалы дела документы и доказательства и учитывая, что установка системы видеонаблюдения в образовательной организации является обязательной в силу закона, суд приходит к выводу о наличии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.
В силу части 1 статьи 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, в доход бюджета, за счет средств которого они были возмещены, а государственная пошлина - в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации (далее по тексту - НК РФ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
В силу подпункта 19 пункта 1 статьи 333.36 НК РФ органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, в качестве истцов или ответчиков освобождены от уплаты государственной пошлины. Таким образом, администрация <адрес> Чувашской Республики от уплаты государственной пошлины освобождена.
Поскольку прокурор при подаче иска в силу закона освобожден от уплаты государственной пошлины, то с ответчика - МБОУ «Шакуловская ООШ» <адрес> Чувашской Республики, не освобожденного от уплаты государственной пошлины, подлежит взысканию государственная пошлина в доход местного бюджета в размере 300 рублей в соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 333.19 НК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Иск и.о. Канашского межрайонного прокурора Чувашской Республики в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить.
Обязать администрацию <адрес> Чувашской Республики выделить денежные средства для установки системы видеонаблюдения в МБОУ «Шакуловская основная общеобразовательная школа» <адрес> Чувашской Республики, расположенном по адресу: Чувашская Республика, <адрес>-А, в течение 3 (трех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать МБОУ «Шакуловская основная общеобразовательная школа» <адрес> Чувашской Республики установить систему видеонаблюдения в течение 4 (четырех) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с МБОУ «Шакуловская основная общеобразовательная школа» <адрес> Чувашской Республики в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 (триста) рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Чувашской Республики через Канашский районный суд Чувашской Республики в течение месяца со дня его принятия.
Председательствующий Б.З. Орлов