Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
21 марта 2024 года г. Самара
Самарский областной суд в составе:
председательствующего судьи Родиной Т.А.,
при секретаре Емельяновой Е.С.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 3а-489/2024 по административному исковому заявлению ФИО1 об установлении кадастровой стоимости нежилого помещения равной рыночной стоимости,
с участием представителя административного истца по доверенности ФИО4,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просил установить кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 63:09:0101178:685 рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года в размере 3 057 000 руб..
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что является собственником названного нежилого помещения, кадастровая стоимость которого превышает размер его рыночной стоимости, чем нарушает его права как плательщика налога на имущество.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО4 поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении.
Административные ответчики: ГБУ СО ЦКО, Правительство Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, Управление Росреестра по Самарской области, заинтересованные лица: Администрация г.о. Тольятти, ППК Роскадастр в лице филиала ППК Роскадастр по Самарской области, ФИО5 не направили в суд своих представителей, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Относительно заявленных требований ГБУ СО ЦКО был представлен письменный отзыв, в котором оно указало, что определенная заключением эксперта рыночная стоимость нежилого здания находится в диапазоне рыночных цен для сегмента рынка, к которому относится рассматриваемое здание, просило рассмотреть дело в отсутствие его представителя.
В соответствии с положениями ст.ст. 150, 247 КАС РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, суд считает заявленные административным истцом требования подлежащими удовлетворению.
В соответствии с частью 1 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Согласно статье 22 Федерального закона «О государственной кадастровой оценке» № 237 от 3 июля 2016 года результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены юридическими лицами и физическими лицами, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права или обязанности этих лиц, а также органами государственной власти и органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в комиссии в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде. Для обращения в суд предварительное обращение в комиссию не является обязательным.
Одним из оснований для оспаривания кадастровой стоимости является установление кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной стоимости.
Как следует из материалов дела, ФИО1 и ФИО5 на праве общей долевой собственности принадлежит нежилое помещение с кадастровым номером 63:09:0101178:685 площадью 202,5 кв. м., расположенное по адресу: Самарская область, г. Тольятти, б-р Приморский, д. 43А.
Кадастровая стоимость нежилого здания утверждена актом ГБУ СО ЦКО АОКС-63/2023/000194 от 23.06.2023 по состоянию на 1 января 2021 года в размере 6 045 129,23 руб.
Оспариваемая административным истцом кадастровая стоимость является архивной, однако, у административного истца сохраняется право на пересмотр ее результатов.
Считая кадастровую стоимость нежилого помещения я завышенной и нарушающей его права как плательщика налога на имущество, 26 декабря 2023 года административный истец обратился суд с заявленными требованиями, рассматриваемыми в рамках данного административного дела.
В обоснование заявленных требований административным истцом представлен отчет об оценке № 12/05-23/7-4 от 20 ноября 2023 года, выполненный оценщиком ООО «Независимый Кадастровый центр», которым рыночная стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 63:09:0101178:685 определена по состоянию на 1 января 2021 года в размере 2 759 601 руб.
В ходе рассмотрения дела по ходатайству Администрации г.о. Тольятти определением суда от 29 января 2024 года была назначена судебная экспертиза, производство которой поручено ООО «Бюро оценочных технологий».
По результатам судебной экспертизы, проведенной ООО «Бюро оценочных технологий» от 5 марта 2024 года, составлено экспертное заключение № 2024.03-03, согласно которому рыночная стоимость нежилого помещения по состоянию на 1 января 2021 года составила 3 057 000 руб.
В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в административном деле доказательств.
Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы.
Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.
Исследовав заключение эксперта, суд приходит к выводу о том, что оно содержит подробное описание проведенного исследования, на основании которого дан ответ на поставленный вопрос. При проведении экспертизы эксперт руководствовался нормами действующего законодательства, в том числе Федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки.
Суд отмечает, что экспертиза была назначена в ходе судебного заседания с участием сторон. Эксперт предупреждён об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации, замечаний к экспертному заключению, ходатайств о назначении повторной или дополнительной экспертизе сторонами не заявлено.
Принимая во внимание вышеизложенное, а также отсутствие у сторон замечаний к экспертному заключению, суд приходит к выводу о том, что определённая экспертным заключением рыночная стоимость нежилого помещения является достоверной, в связи с чем уточненные требования административного истца являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости".
Из материалов дела следует, что датой обращения административного истца в суд является 26 декабря 2023 года, что следует отразить в резолютивной части решения.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л :
Требования ФИО1 удовлетворить
Установить архивную кадастровую стоимость нежилого помещения с кадастровым номером 63:09:0101178:685 площадью 202,5 кв. м, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, б-р Приморский, д. 43А, равной рыночной стоимости по состоянию на 1 января 2021 года в размере 3 057 000 руб.
Датой обращения административного истца в суд считать 26 декабря 2023 года.
Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме
Судья: Т.А. Родина
Мотивированное решение изготовлено 22 марта 2024 года.