Дело № 2-1503/2023
УИД 03RS0013-01-2023-001797-70
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
04 июля 2023 года г. Нефтекамск РБ
Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Валеевой Р.М.,
при секретаре судебного заседания Зиятдиновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Мельниковой Ж.Н. к ГБУЗ РБ ГБ г. Нефтекамск, Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда России) о компенсации морального вреда
УСТАНОВИЛ:
Мельникова Ж.Н. обратилась в суд с иском к ГБУЗ РБ ГБ г. Нефтекамск, Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда России) о компенсации морального вреда.
В обоснование иска указано, что Мельникова Ж.Н. является <данные изъяты>, что подтверждается справкой МСЭ № и заключением Нефтекамской городской больницы. Истцу по ортопедическим заключениям положено несколько технических средств для самопередвижения по городу и по ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». На неоднократные обращения в ГБУЗ РБ ГБ г. Нефтекамск, Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда России) с заявлением о замене инвалидности на ортопедию (неврологию), истец ответа не получила.
Просила взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда в размере 1500 000 рублей.
В судебном заседании истец Мельникова Ж.Н. исковые требования поддержала. Суду пояснила, что ранее устно обращалась к ответчикам с просьбой замене инвалидности на ортопедию (неврологию), истец ответа не получила. Письменных обращений с указанной просьбой не было. В связи с тем, что она не получила ответ на устные просьбы просит взыскать с ответчиков компенсацию морального вреда. Полагает, что имеет право на получение бесплатной электроприводной коляски для передвижения на улице.
В судебном заседании представитель ГБУЗ РБ «Городская больница» г. Нефтекамска - Каюмова А.Р., действующая по доверенности, исковые требования не признала, поддержала позицию изложенную в письменных пояснениях.
В судебное заседание представитель ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда России Ионичева О.О. действующая по доверенности, исковые требования не признала, поддержала позицию, изложенную в возражениях на исковое заявление.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора ГУ- Региональное отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по РБ, Министерство здравоохранения Республики Башкортостан, не явился, извещен о времени и месте рассмотрении дела, в суд направлены заявления о рассмотрении дела в отсутствие представителей.
Выслушав участников процесса, исследовав и оценив материалы гражданского дела в их совокупности, приходит к следующему
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.
В силу статьи 2 указанного Закона, социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного законодательства.
Согласно статье 10 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.
Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида. Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний.
Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями (части 1, 3 и 14 статьи 11.1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
В силу части 2 указанной статьи индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Из приведенных нормативных положений следует, что государство гарантирует инвалидам получение технических средств реабилитации, предусмотренных федеральным перечнем технических средств реабилитации и предоставляемых им за счет средств федерального бюджета. Необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации для компенсации или устранения стойких ограничений его жизнедеятельности устанавливается по медицинским показаниям и противопоказаниям и предусматривается в индивидуальной программе реабилитации инвалида, разработанной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы и являющейся обязательной для исполнения.
Индивидуальная программа реабилитации или реабилитации инвалида разрабатывается федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в соответствии с Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.03.2021 №106 н «об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническим средствами реабилитации» утверждается перечень показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации согласно приложению. В приложении к приказу даны технические средства реабилитации инвалидов, к которым носятся устройства, содержание технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.
Пунктом 2 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 07.04.2008 N 240 (далее - Правила обеспечения ТСР), обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации (далее - ТСР) осуществляется в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или реабилитации инвалида (далее - ИПР).
Пунктом 3 указанного выше Порядка предусмотрено, что компенсация выплачивается инвалиду в случае, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации инвалида техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду или инвалид самостоятельно приобрел указанное техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за счет собственных средств.
Из материалов дела следует, что Мельникова Ж.Н. является <данные изъяты>., установленной в специализированном (психиатрическом) бюро.
04.04.2022 по направлению ГБУЗ РБ Городской больницы г. Нефтекамск Мельникова Ж.Н. для разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) освидетельствована в бюро №12 - филиале ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан».
08.04.2022 экспертным составов №4 ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда России в порядке консультации проведена медико-социальная экспертиза для разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида).
Консультативное заключение экспертного решения: по данным анализа представленных медицинских, медико-экспертных документов, обследования специалистами главного бюро, установлено, что у Мельниковой Ж.Н. имеется нарушение здоровья с <данные изъяты>.
С целью частичной компенсации стойких умеренных нарушений статодинамических функций и ограничений способности к самообслуживанию и передвижению бюро рекомендовано при разработки ИПРА определить нуждаемость трости 3-х опорной регулируемой по высоте с устройством противоскольжения, сложной ортопедической обуви на утепленной / не утепленной подкладке в соответствии с «Перечнем показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации», утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.03.2021 №106н.
У Мельниковой Ж.Н. вследствие <данные изъяты> которые не дают оснований для определения кресла-коляски в соответствии с «Перечнем показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации», утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.03.2021 №106н.
Консультативное заключение вынесено руководствуясь «Правилами признания лица инвалидом», утв. постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 №95, «Классификациями и критериями, используемыми при проведении медико - социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 27.08.2019 №585н, «Порядком разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемые федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы», утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 13.06.2017 №486н, «Перечнем показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации», утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.03.2021 №106н.
В соответствии с п.6 п.п. б п.7 «Порядка организации и деятельности Федеральных учреждений медико-социальной экспертизы», утв. приказом Минтруда России от 30.12.2020 №979н, 01.06.2022 экспертным составом №3 ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Башкортостан» Минтруда России в порядке контроля, проведена медико-социальная экспертиза для разработки индивидуальной программы реабилитации и абилитации инвалида (ребенка-инвалида).
Основания экспертного решения: по данным анализа представленных медицинских, медико-экспертных документов у Мельниковой Ж.Н. вследствие <данные изъяты> не дают оснований для определения в ИПРА кресел-колясок (как с ручным приводом, так и с электроприводом), в соответствии с п.7 «перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалидов техническим средствами реабилитации», утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.03.2021 №106н.
ИПРА бюро подтверждена.
В судебном заседании установлено, что ранее при рассмотрении гражданского дела по иску Мельниковой Ж.Н. к Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, Государственному учреждению - региональному отделению Фонда Социального страхования Российской Федерации по Республике Башкортостан об обязании предоставить электро-коляску проведена судебная очная медико-социальная экспертиза (очное медицинское освидетельствование), производство которой поручено экспертам Бюро №28 - филиала Федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан».
Из заключения судебной медико-социальной экспертизы следует, что у Мельниковой Ж.Н. <данные изъяты>, что в соответствии с Приложением к Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 05.03.2021 по п. 7-04-01 не являются основанием для обеспечения коляской с электроприводом. Выраженные нарушения психических функций являются относительными противопоказаниями для обеспечения коляской с электроприводом.
В рамках рассмотрения указанного гражданского дела следует, что в результате проведенного анализа качества оказания медицинских услуг, медицинская помощь Мельниковой Ж.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения оказывалась в полном объеме согласно программе государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи. По имеющимся на сегодняшний день заболеваниям, по которым Мельникова Ж.Н. состоит на диспансерном учете и обращалась за медицинской помощью в ГБУЗ РБ ГБ г. Нефтекамск, пациентка является транспортабельной, что подтверждается выданной ей справкой через врачебную комиссию № от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании Мельникова Ж.Н. пояснила, что с сыном ездила в город Санкт-Петербург для того, чтобы показать его врачам. Врач-невролог решила посмотреть и саму Мельникову Ж.Н., для назначения ей рекомендаций. После консультации у врача в городе Санкт-Петербурге узнала о своем праве на коляску для передвижения по улице.
В ходе судебного заседания обозревалась письменная консультация врача -невролога ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр детской травматологии и ортопедии имени Г.И. Турнева» от 15 августа 2022 года. Из указанного документа следует, что Мельникова Ж.Н. осмотрена неврологом. Пациенту рекомендована электроприводная коляска для передвижения по улице.
В судебном заседании представитель ГБУЗ РБ «Городская больница» г. Нефтекамска - Каюмова А.Р. пояснила, ранее было установлено о выраженных нарушениях психических функций, которые являются относительным противопоказанием для обеспечения коляской с электроприводом. Более того пояснила, что Мельникова Ж.Н. является транспортабельной, посещает больницу, приходит на судебные заседания, в связи с чем оснований для постановки на учет на обеспечение коляской не имеется.
Кроме того, в судебном заседании обозревалась медицинская карта Мельниково Ж.Н. из которой следует, что в 2023 году истец осмотрена 22 марта 2023 года, 10 апреля 2023 года, 25 апреля 2023 года, 16 мая 2023 года. При осуществлении данных осмотров по жалобе истца, рекомендовано лечение, назначены медицинские препараты, даны рекомендации по посещению фзл, лфк, массажа, наблюдение у невролога.
Таким образом, суд, учитывая, представленные материалы дела, индивидуальные особенности истца, комплексную оценку ограничений жизнедеятельности истца, способности к самостоятельному передвижению, оснований для обеспечения Мельниковой Ж.Н. коляской, не установил, следовательно, основания для постановки Мельниковой Ж.Н. на учет на обеспечение данным техническим средством не усматривает.
При таких обстоятельствах, суд отказывает в удовлетворении требований Мельниковой Ж.Н. о признании её нуждающейся в получении технических средств для самопередвижения - кресло-коляски.
При разрешении исковых требования о признании ответов на обращения в ГБУЗ РБ ГБ г. Нефтекамск, Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации, суд исходит из отсутствия документального подтверждения обращения.
Устное заявление Мельниковой Ж.Н. не отвечает признакам, не является обращением, подлежащим рассмотрению в установленном порядке, с направлением заявителю мотивированного ответа по существу указанных в обращении вопросов.
Каких-либо нарушений прав истца, ответчиками по делу не установлено, как и факта принятия ими решений, нарушающих такие права и законные интересы.
В соответствии со ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинён моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Из разъяснений в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 15 ноября 2022 года N 33 «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда» следует, что обязанность компенсации морального вреда может быть возложена судом на причинителя вреда при наличии предусмотренных законом оснований и условий применения данной меры гражданско-правовой ответственности, а именно: физических или нравственных страданий потерпевшего; неправомерных действий (бездействия) причинителя вреда; причинной связи между неправомерными действиями (бездействием) и моральным вредом; вины причинителя вреда (статьи 151, 1064, 1099 и 1100 ГК РФ).
Потерпевший - истец по делу о компенсации морального вреда должен доказать факт нарушения его личных неимущественных прав либо посягательства на принадлежащие ему нематериальные блага, а также то, что ответчик является лицом, действия (бездействие) которого повлекли эти нарушения, или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
По смыслу приведенных выше законоположений, юридически значимыми обстоятельствами по делу являются факт причинения морального вреда, вины причинителя и причинно-следственная связь между действиями ответчика и наступившим вредом.
Между тем доказательств, свидетельствующих о незаконности действий специалистов МСЭ об отказе во внесении в ИПРА электро-коляски, как и о претерпевание в связи с этим нравственных и физических страданий Мельниковой Ж.Н. не представлено.
Поскольку судом не установлен факт нарушения личных неимущественных прав истца, то требования о взыскании денежной компенсации удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
в удовлетворении исковых требований Мельниковой Ж.Н. к ГБУЗ РБ ГБ г. Нефтекамск, Федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Башкортостан» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца с даты принятия судом решения в окончательной форме путем подачи жалобы через Нефтекамский городской суд Республики Башкортостан.
Председательствующий Р.М. Валеева
Мотивированное решение составлено 06 июля 2023 года.