Судебный акт #1 (Решение) по делу № 3а-441/2024 (3а-2959/2023;) ~ М-2356/2023 от 20.12.2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

22 марта 2024 года г. Самара

Самарский областной суд в составе:

председательствующего судьи Родиной Т.А.

при секретаре Емельяновой Е.С.

с участием прокурора ФИО4

рассмотрев в открытом судебном заседании

административное дело № 3а-441/2024 по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующими нормативных правовых актов в части,

с участием представителя административного истца по доверенности ФИО7,

представителя Администрации г.о. Тольятти ФИО5

У с т а н о в и л :

ФИО1 обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения просил признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 8 ноября 2022 года № 2077, Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2024 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 3 ноября 2023 года № 2365, в части включения в них нежилого здания с кадастровым номером 63:09:0102152:762.

Требования обоснованы тем, что указанное здание принадлежат на праве собственности административному истцу. Спорное здание используется как основные и вспомогательные помещения, часть помещения не используется. Включение здания в Перечни считает необоснованным, влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество физического лица, нарушая его права и законные интересы.

В судебном заседании представитель административного истца по доверенности ФИО7 поддержал заявленные требования в соответствии с доводами, изложенными в административном исковом заявлении и в письменных пояснениях, указав, что часть используется арендатором ООО «ТЕХНО-ИНДУСТРИЯ» для производства крепежных изделий. Наименование «автосервис» не свидетельствует об отнесении объекта недвижимости к объектам бытового обслуживания населения, поскольку работы по техническому обслуживанию автомобилей являются бытовыми только тогда, когда они оказываются лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, для удовлетворения бытовых и иных личных потребностей и иных нужд гражданина, не связанным с осуществлением им предпринимательской деятельности. Доказательств использования спорного здания для оказания бытовых нужд населению не представлено. По технической документации в здании указано помещение автосалона, которое не может быть отнесено к объектам торговли, поскольку является выставочным залом, а площадь помещение магазина составляет менее 20 % от общей площади здания.

Министерство имущественных отношений Самарской области не направило в суд своего представителя, о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом.

Представитель Администрации г.о. Тольятти по доверенности ФИО5 заявленные требования не признала и указала, что по технической документации более 20 % помещений в здании занимают торговые объекты.

Относительно заявленных требований Министерство имущественных отношений представило письменные возражения, в которых сослалось на то, что здание имеет помещения «склад», «мастерская, цех тех. обслуживания, колерная, магазин, касса, автосалон, что составляет более 20% от общей площади здания, поэтому министерство включило здание в Перечни в соответствии с п.4 ст. 378.2 НК РФ.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что требования административного истца не подлежат удовлетворению, суд приходит к следующему.

В соответствии с требованиями статей 72 и 76 Конституции Российской Федерации, подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных /представительных/ и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» от 6 октября 1999 № 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения отнесено, в том числе, решение вопросов установления, изменения и отмены региональных налогов и сборов.

Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается главой 32 Налогового кодекса Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований

Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определяет на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 настоящей статьи, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, направляет перечень в электронной форме в налоговый орган по субъекту Российской Федерации, размещает перечень на своем официальном сайте или на официальном сайте субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области Министерство имущественных отношений Самарской области от 25 ноября 2014 года № 719 уполномочено органом исполнительной власти Самарской области на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.

В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений Самарской области издан приказ от 19 октября 2020 года № 2014, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022 год, утвержден приказом № 2233 от 22 октября 2021 года.

Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2023 год, утвержден приказом № 2077 от 8 ноября 2022 года.

Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2024 год, утвержден приказом № 2365 от 3 ноября 2023 года.

Нежилое здание с кадастровым номером 63:09:0102152:762 включено в Перечень на 2022 год под пунктом 8542, в Перечень на 2023 год - под пунктом 8412, в Перечень на 2024 год- под пунктом 8222.

Приказ министерства № 2233 от 22 октября 2021 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 22.10.2021, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 22.10.2021.

Приказ министерства № 2077 от 8 ноября 2022 года опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 09.11.2022, на

официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 09.11.2022 года.

Приказ министерства № 2365 от 3 ноября 2023 опубликован на официальном сайте Правительства Самарской области http://www.pravo.samregion.ru, 03.11.2023, на официальном интернет-портале правовой информации http://pravo.gov.ru, 07.11.2023

В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.

В соответствии с пунктами 3, 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации в целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).

В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:

1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;

2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:

здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;

фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.

Из материалов дела следует, что ФИО1 на праве собственности принадлежит нежилое здание с кадастровым номером 63:09:0102152:762 площадью 3761,9 кв.м, расположенное по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Борковская, дом 99, стр.3.

Согласно выписки из Единого государственного реестра недвижимости нежилое здание имеет назначение и наименование - дилерский центр в составе: выставочный зал, склад запчастей и помещения по ремонту и техническому обслуживанию автомашин.

Нежилое здание расположено на земельном участке с кадастровым номером 63:09:0102152:727 с видом разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации здания блока вспомогательных помещений, пункта предпродажной подготовки, здания автосалона, собственником которого является ФИО1

Согласно технического паспорта здания, полученного в порядке электронного взаимодействия из ППК Роскадастр по Самарской области, выполненного МП г. Тольятти «ИНВЕНТАРИЗАТОР» по состоянию на 6 марта 2003 года, в здании по адресу: г. Тольятти, Автозаводский район, ул. Борковская, 99, стр.3, на площади 3761,9 кв.м расположены: компрессорная, склады, вент-камеры, подсобные, пункт пожаротушения, эл. щитовая, коридоры, мастерская, лестница, лестничные клетки, цех тех. обслуживания (895,3 кв.м), колерная ( 7,5 кв.м), тамбуры, въезд, туалет, умывальники, магазин (площадью 34 кв.м), кабинет, лифт, туалеты, касса (площадью 26,5 кв.м), вестибюль, автосалон( площадью 750,2 кв.м), гардеробы, души, учебный класс, кабинеты.

Аналогичный технический паспорт представлен МП г. Тольятти «Инвентаризатор».

Административным истцом представлен технический паспорт здания на более позднюю дату- по состоянию на 22.01.2009 года ( подлинник обозревался судом), однако, и в нем содержится информация, о назначении помещений такая же, что и в технических паспортах по состоянию на 6 марта 2003 года, а именно: компрессорная, склады, вент-камеры, подсобные, пункт пожаротушения, эл. щитовая, коридоры, мастерская, лестница, лестничные клетки, цех тех. обслуживания (895,3 кв.м), колерная ( 7,5 кв.м), тамбуры, въезд, туалет, умывальники, магазин (площадью 34 кв.м), кабинет, лифт, туалеты, касса(площадью 26,5 кв.м), вестибюль, автосалон( площадью 750,2 кв.м), гардеробы, души, учебный класс, кабинеты.

Площадь автосалона, магазина, кассы составляет 810,7 кв.м, что от общей площади здания составляет более 20 % ( 21,55 %).

Доводы представителя административного истца о том, что здание автосалона не является торговым объектом, суд считает несостоятельными.

Под торговым объектом понимается здание или часть здания, строение или часть строения, сооружение или часть сооружения, специально оснащенные оборудованием, предназначенным и используемым для выкладки, демонстрации товаров, обслуживания покупателей и проведения денежных расчетов с покупателями при продаже товаров (пункт 4 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации").

Национальный стандарт Российской Федерации "Торговля. Термины и определения. ГОСТ Р 51303-2023", утвержденный приказом Росстандарта от 30 июня 2023 года N 469-ст выделяет в том числе следующие типы торговых предприятий: магазин-салон (бутик): Специализированный магазин площадью торгового зала от 18 м2, в котором осуществляют продажу ограниченного ассортимента товаров одной группы или ее части преимущественно по методу индивидуального обслуживания продавцом-консультантом (44), в магазинах-салонах реализуются товары эксклюзивного и/или редкого спроса.

С учетом приведенных норм права можно сделать вывод о том, что автосалон является разновидностью магазина-салона, и в этой связи с доводами представителя административного истца о том, что помещение с названием «автосалон» является выставочным залом и не является торговым объектом, суд не может согласиться.

Вопреки доводам административного ответчика помещения с названием «склады» не относятся к объектам торговли, а помещения с наименованием «цех тех.обслуживания», «колерная», «мастерская» не могут быть признаны объектами бытового обслуживания ввиду отсутствия сведений об оказании услуг по ремонту автомобилей для удовлетворения личных потребностей и иных нужд населения.

Осмотр здания на момент утверждения оспариваемых Перечней административным ответчиком не проводился.

Договором аренды, заключенным 1 марта 2023 года между ИП Симоновым В.В. и ООО «ТЕХНОИНДУСТРИЯ», помещение площадью 1107,5 кв.м передано в аренду для производства крепежных изделий, остальная часть здания, исходя из пояснений представителя административного истца, не используется.

Однако, суд принимает во внимание техническую документацию на здание, из которой следует, что более 20% помещений в здании предназначены для осуществления торговли ( помещение магазина, кассы и автосалона), суд приходит к выводу о том, что здание обоснованно включено в Перечни как торговый объект и не находит оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 175-180, 208 - 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р е ш и л :

В удовлетворении требований ФИО1 о признании недействующими Перечней объектов недвижимого имущества, находящихся на территории Самарской области, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2022, 2023, 2024 годы, утвержденный приказом министерства имущественных отношений Самарской области от 22 октября 2021 года № 2233, утвержденных приказами министерства имущественных отношений Самарской области от 22.10.2021 №2233, от 8 ноября 2022 года № 2077, от 3 ноября 2023 года № 2365, в части включения в них нежилого здания с кадастровым номером 63:09:0102152:762 отказать.

Решение может быть обжаловано в Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции через Самарский областной суд в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.

Судья: Т.А. Родина

Мотивированное решение изготовлено 25 марта 2024 года.

3а-441/2024 (3а-2959/2023;) ~ М-2356/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Симонов В.В.
Прокуратура Самарской области
Ответчики
Министерство имущественных отношений Самарской области
Другие
Администрация г.о. Тольятти
Кияйкин Александр Викторович
Суд
Самарский областной суд
Судья
Родина Т. А.
Дело на странице суда
oblsud--sam.sudrf.ru
20.12.2023Регистрация административного искового заявления
21.12.2023Передача материалов судье
22.12.2023Решение вопроса о принятии к производству
22.12.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.01.2024Подготовка дела (собеседование)
10.01.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.02.2024Судебное заседание
16.02.2024Судебное заседание
26.02.2024Судебное заседание
06.03.2024Судебное заседание
21.03.2024Судебное заседание
22.03.2024Судебное заседание
25.03.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее