Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-722/2022 ~ М-552/2022 от 19.05.2022

дело № 2 - 722/2022

                                                             ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ

                                                      Именем Российской Федерации

21 июля 2022 года                              г. Северобайкальск        Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Казаковой Е.Н., при секретаре помощнике судьи Звонаревой И.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску Северобайкальского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад <данные изъяты> администрации МО «Северо-Байкальский район» о возложении обязательств,

УСТАНОВИЛ:

Северобайкальский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с исковым заявлением к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению детский сад <данные изъяты> (далее - МБДОУ ДС <данные изъяты><данные изъяты> администрации МО «Северо-Байкальский район» о возложении обязательств. Требования мотивированы тем, что Межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере антитеррористической защищенности образовательных организаций на территории муниципального образования «Северо-Байкальский район». В ходе проверки установлено, что здание МБДОУ ДС <данные изъяты> расположенное по адресу: <адрес>, построено в 1989 году.

В нарушение требований ГОСТ 31937-2011 с момента строительства здания образовательной организации и введения его в эксплуатацию обследование технического состояния здания в установленные сроки с привлечением специализированной организации не проводилось. Согласно информации Управления образования денежные средства на проведение указанных мероприятий ранее не выделялись, в текущем году не предусматривались.

Выявленные нарушения затрагивают права и интересы неопределенного круга лиц, посещающих МБДОУ ДС <данные изъяты> в том числе права несовершеннолетних, посещающих образовательную организацию, на благоприятные условия пребывания в учреждении, ставят под угрозу их жизнь и безопасность.

В судебном заседании прокурор Ильязова С.Д. иск поддержала, суду пояснила, что ответчик МБДОУ ДС <данные изъяты> в нарушение действующего законодательства, не провел техническое обследование здания детского сада, что создает угрозу для неопределенного круга лиц, в основном несовершеннолетних, посещающих детский сад. Администрация района, как собственник имущества, расходы по содержанию своего имущества, в частности по его обследованию в целях возможности эксплуатации, не несет. Доводы представителя администрации района о том, что финансирование должно исходить от МКУ Управление образования, считает необоснованными, т.к. сам комитет является структурным подразделением администрации района и финансируется за счет средств района.

Представители ответчиков МБДОУ ДС <данные изъяты> администрации МО «Северо-Байкальский район», в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежаще. Суд определил о рассмотрении дела в отсутствие ответчиков в порядке заочного производства.

Суд, выслушав прокурора, изучив материалы дела, приходит к следующему.

В соответствии с п. 1.10 Устава МБДОУ ДС <данные изъяты> утвержденного постановлением администрации МО «Северо- Байкальский район» (далее - Устав), учредителем и собственником имущества учреждения является администрация МО «Северо-Байкальский район», от имени которого функции и полномочия Учредителя осуществляет МКУ «Управление образования МО «Северо-Байкальский район» (далее по тексту - Управление образования).

Согласно пункту 1.9 Устава МБДОУ ДС <данные изъяты> осуществляет деятельность в соответствии с Конституцией РФ, конституционными и федеральными законами, актами Президента и Правительства Российской Федерации, Конституцией и законами Республики Бурятия, общепризнанными принципами и нормами международного права, иными нормативными правовыми Российской Федерации и Республики Бурятия, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и настоящим Уставом.

В силу пункта 1.18 Устава учреждение несет ответственность, установленную федеральным законом и законодательством Республики Бурятия за результаты своей деятельности и выполнение обязательств перед Учредителем и Минимуществом РБ, бюджетом, банками и другими юридическими и физическими лицами.

Конституционной нормой предусмотрено, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства (статья 2 Конституции РФ).

Согласно положениям статьи 6 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом. Семейным кодексом Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Одним из основных принципов государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования согласно статье 3 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 273-ФЗ) является приоритет жизни и здоровья человека.

Подпунктом «д» пункта 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 05.10.2009 года, предусмотрено, что одной из основных задач противодействия терроризму является обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Федеральным законом «О противодействии терроризму» от 06.03.2006 № 35- ФЗ (далее - Федеральный закон № 35-ФЗ) установлены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 35-ФЗ принципами противодействия терроризму в Российской Федерации, в том числе являются обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

Согласно подпункту «а» пункта 4 статьи 3 Федерального закона № 35-ФЗ противодействие терроризму - это деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).

Под антитеррористической защищенностью объекта (территории) в силу пункта 6 статьи 3 Федерального закона № 35-ФЗ понимается состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, места массового пребывания людей, препятствующее совершению террористического акта.

Как следует из статьи 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

К компетенции образовательной организации относится материально- техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Исходя из содержания пункта 8 части 1 статьи 41 Федерального закона № 273- ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательном учреждении.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Закон № 384-ФЗ) объектом технического регулирования являются здания и сооружения любого назначения (в том числе входящие в их состав сети инженерно-технического обеспечения и системы инженерно-технического обеспечения), а также связанные со зданиями и с сооружениями процессы проектирования (включая изыскания), строительства, монтажа, наладки, эксплуатации и утилизации (сноса).

Закон устанавливает минимально необходимые требования к зданиям и сооружениям, в том числе требования безопасных для здоровья человека условий проживания и пребывания в зданиях и сооружениях.

Статьей 5 Закона № 384-ФЗ установлено, что безопасность зданий и сооружений обеспечивается посредством установления соответствующих требованиям безопасности проектных значений параметров зданий и сооружений и качественных характеристик в течение всего жизненного цикла здания или сооружения, реализации указанных значений и характеристик в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта и поддержания состояния таких параметров и характеристик на требуемом уровне в процессе эксплуатации, консервации и сноса.

Строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации

недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкцией, в том числе отклонений от вертикальности (статья 7 Закона № 384-ФЗ).

В силу статьи 36 Закона № 384-ФЗ безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно- технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.

Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 27.12.2012 № 1984-ст введен в действие Межгосударственный стандарт. Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния (далее - ГОСТ 31937-2011).

Стандарт является нормативной основой для контроля степени механической безопасности и осуществления проектных работ по повышению степени механической безопасности зданий и сооружений. Стандарт регламентирует требования к работам и их составу по получению информации, необходимой для контроля и повышения степени механической безопасности зданий и сооружений.

В соответствии с требованиями ГОСТ 31937-201 1 первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через два года после их ввода в эксплуатацию; в дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже одного раза в 10 лет и не реже одного раза в 5 лет для зданий и сооружений или их отдельных элементов, работающих в неблагоприятных условиях (агрессивные среды, вибрации, повышенная влажность, сейсмичность района 7 баллов и более и др.); обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят также по истечении нормативных сроков эксплуатации зданий и сооружений (пункты 4.3, 4.4).

Обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов (пункт 4.1 ГОСТ 31937-2011).

Установлено, что здание МБДОУ ДС <данные изъяты> расположенное по адресу: <адрес>, построено в 1989 году.

В нарушение требований ГОСТ 31937-2011 с момента строительства здания образовательной организации и введения его в эксплуатацию обследование технического состояния здания в установленные сроки с привлечением специализированной организации не проводилось.

Данные обстоятельства подтверждаются справкой о проведении проверки от ДД.ММ.ГГГГ и не опровергнуты ответчиками.

Согласно информации Управления образования денежные средства на проведение работ по техническому обследованию не выделялись, в текущем году не предусматривались.

Выявленные нарушения затрагивают права и интересы неопределенного круга лиц, посещающих МБДОУ ДС <данные изъяты> в том числе права несовершеннолетних, обучающихся в образовательной организации, на благоприятные условия пребывания в учреждении, ставят под угрозу их жизнь и безопасность.

В связи с чем, суд считает необходимым возложить на МБДОУ ДС <данные изъяты> обязанность провести обследование технического состояния зданий и сооружений образовательного учреждения силами специализированной организации в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 (Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния).

В силу ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Из материалов дела следует, что собственником имущества МБДОУ ДС <данные изъяты> является администрация МО «Северо-Байкальский район». Указанные обстоятельства подтверждаются выпиской из Единого реестра прав на недвижимое имущество.

Следовательно, администрация МО «Северо-Байкальский район» обязана как собственник имущества содержать свое имущество в надлежащем для эксплуатации состоянии.

Кроме того, согласно доводам представителя ответчика, МКУ «Управление образования муниципального образования «Северо- Байкальский район» является главным распорядителем бюджетных средств муниципального образования «Северо-Байкальский район», соответственно, в силу ст. 6, 21 Бюджетного кодекса Российской Федерации вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты.

Вместе с тем, суд приходит к выводу, что именно администрация МО «Северо-Байкальский район муниципального образования «Северо- Байкальский район» как собственник имущества обязана содержать свое имущество в технически исправном состоянии.

МКУ «Управление образования муниципального образования «Северо- Байкальский район» со своей стороны отвечает за ведение образовательной деятельности, использование имущества в соответствии с целями, осуществляет контроль за надлежащим использованием имущества, что следует из разделов 3, 4 Устава, а не обязано содержать данное имущества как собственник.

В связи с чем, доводы представителя администрации МО «Северо-Байкальский район» о том, что получателем средств бюджета является МКУ «Управление образования муниципального образования «Северо- Байкальский район», которое распределяет денежные средства среди муниципальных бюджетных учреждений района, суд признает не состоятельными.

В связи с чем, суд считает обоснованными требования прокурора о возложении обязательств на администрацию муниципального образования «Северо- Байкальский район» обязанность по выделению денежных средств в рамках бюджетного процесса в необходимых для этого объемах на проведение обследований технического состояния зданий МБДОУ ДС <данные изъяты> обеспечивающее выполнение этим учреждением проведение обследования технического состояния зданий и сооружений образовательного учреждения силами специализированной организации в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 (Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния).

В соответствии с частью 1 статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Судебная защита прокурором интересов неопределенного круга лиц является одной из форм осуществления надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, исполнения законов, действующих на территории Российской Федерации в целях пресечения любых фактов нарушения законности.

Частью 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что прокурор в силу действующего процессуального законодательства Российской Федерации вправе обратиться с заявлением в суд, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

Учитывая, что бездействием ответчиков нарушаются права неопределенного круга лиц, суд считает, что прокурор имеет право обращения в суд в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц.

В силу ч. 1 ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом.

Учитывая, что проведение обследования требует значительное время, начиная с решения вопросов о финансировании, суд считает возможным установить время для исполнения решения суда в 1 год со дня вступления решения в законную силу.

руководствуясь ст.ст. 235-237 ГПК РФ,

Р Е Ш И Л:

Требования прокурора удовлетворить.

Возложить на муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад <данные изъяты> обязанность провести обследование технического состояния зданий и сооружений образовательного учреждения силами специализированной организации в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 (Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния).

Установить срок исполнения решения суда 1 год со дня вступления его в законную силу.

Возложить на администрацию муниципального образования «Северо- Байкальский район» обязанность по выделению денежных средств в рамках бюджетного процесса в необходимых для этого объемах на проведение обследований технического состояния зданий МБДОУ ДС <данные изъяты> обеспечивающее выполнение этим учреждением проведение обследования технического состояния зданий и сооружений образовательного учреждения силами специализированной организации в соответствии с требованиями ГОСТ 31937-2011 (Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния).

Установить срок исполнения решения суда 1 год со дня вступления его в законную силу.

Ответчик вправе подать в суд, принявший заочное решение, заявление об отмене этого решения суда в течение семи дней со дня вручения им копии этого решения.

Ответчиком заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении заявления об отмене этого решения суда.

Иными лицами, участвующими в деле, а также лицами, которые не были привлечены к участию в деле и вопрос о правах и об обязанностях которых был разрешен судом, заочное решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение одного месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, - в течение одного месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.

Окончательная форма решения принята ДД.ММ.ГГГГ

Председательствующий судья:                     Е.Н.Казакова

УИД:

2-722/2022 ~ М-552/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Северобайкальский межрайонный прокурор РБ
Ответчики
Администрация МО "Северобайкальский район"
Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад "Сказка"
МКУ «Финансовое управление АМО «Северо-Байкальский район»
Другие
МКУ Управление образования МО «Северо-Байкальский район»
Суд
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия
Судья
Казакова Евгения Николаевна
Дело на странице суда
severobaikalsky--bur.sudrf.ru
19.05.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.05.2022Передача материалов судье
26.05.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
26.05.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
07.06.2022Подготовка дела (собеседование)
07.06.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
21.06.2022Судебное заседание
07.07.2022Судебное заседание
21.07.2022Судебное заседание
28.07.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
29.07.2022Отправка копии заочного решения ответчику (истцу)
08.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
08.08.2022Копия заочного решения ответчику (истцу) вручена
08.08.2022Регистрация заявления об отмене заочного решения
18.08.2022Рассмотрение заявления об отмене заочного решения
19.08.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
19.08.2022Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее