№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 декабря 2023 года <адрес>
Судья Сунженского районного суда Республики Ингушетия Бекботова Т.А., при секретаре судебного заседания Мухлоеве А-А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению заместителя Малгобекского городского прокурора Республики Ингушетия ФИО2 в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Экосистема» о возложении обязанности приостановить незаконную деятельность по сбросу и складированию твердых бытовых отходов,
установил:
заместитель Малгобекского городского прокурора Республики Ингушетия ФИО2 в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд в интересах неопределенного круга лица с исковым заявлением к ООО «Экосистема» о возложении обязанности приостановить незаконную деятельность по сбросу и складированию твердых бытовых отходов на земельном участке общей площадью 50000 м2 с кадастровым номером 06:01:0000003:4228, расположенном по адресу: Республики Ингушетия, <адрес>, северо-западная часть города.
В обоснование заявленных требований указано, что Малгобекской городской прокуратурой проведена проверка по обращению исполняющего обязанности министра природных ресурсов и экологии Республики Ингушетия ФИО3 о выявленных на территории <адрес> свалках отходов производства и потребления, в ходе которой установлено, что ООО «Экосистема» ведется незаконный сброс твердых бытовых отходов на земельный участок с кадастровым номером 06:01:0000003:4228, расположенный в северо-западной части <адрес>. Данные нарушения со стороны были выявлены ранее в ходе проверки, проведенной по информации Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора о нарушении требований природоохранного законодательства при эксплуатации полигона ТБО <адрес>. ООО «Экосистема» с момента подписания договора аренды земельного участка, заключенного с администрацией МО «<адрес>» без его государственной регистрации приступило к использованию земельного участка не по целевому назначению и незаконному сбросу на него твердых бытовых отходов, в связи с чем, вблизи сельскохозяйственных территорий образовалась несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, которая наносит экологический ущерб. ООО «Экосистема» в нарушение требований закона по настоящее время ведется деятельность по сбросу и складированию твердых бытовых отходов на данном земельном участке. Просит обязать ООО «Экосистема» приостановить незаконную деятельность по сбросу и складированию твердых бытовых отходов на земельном участке общей площадью 50000 м2 с кадастровым номером 06:01:0000003:4228, расположенном по адресу: Республики Ингушетия, <адрес>, северо-западная часть города
Представитель Малгобекской городской прокуратуры о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть в его отсутствие.
Ответчик ООО «Экосистема» в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте рассмотрения дела по известному юридическому адресу, судебная корреспонденция возвращена в адрес суда с отметкой почтовой службы об истечении срока хранения.
В силу положений статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, а также разъяснений Верховного Суда Российской Федерации, данных в пунктах 67, 68 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» следует, что юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (пункт 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Возвращение в суд неполученного заказного письма с отметкой «отсутствие адресата по указанному адресу» и «по истечении срока хранения» не противоречит действующему порядку вручения заказных писем и расценивается судом в качестве надлежащей информации органа связи о неявке адресата за получением судебного документа. В таких ситуациях предполагается добросовестность органа почтовой связи по принятию неоднократных мер, необходимых для вручения судебного документа, пока заинтересованным лицом не доказано иное.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о том, что ответчик, извещен надлежащим образом о месте и времени судебного заседания, но добровольно отказался от реализации своих процессуальных прав, не получив своевременно почтовое отправление разряда «Судебное», что свидетельствует о злоупотреблении им своими процессуальными правами.
В силу статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Малгобекской городской прокуратурой проведена проверка по обращению исполняющего обязанности министра природных ресурсов и экологии Республики Ингушетия ФИО3 (исх. 01-01/3515 от ДД.ММ.ГГГГ) о выявленных на территории <адрес> свалках отходов производства и потребления.
Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации и ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья определяются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и части 1 статьи 22 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
Статьей 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям субъектов Российской Федерации в области обращения с отходами относится организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов.
Согласно п. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В ходе указанной проверки установлено, что ООО «Экосистема» ведется незаконный сброс твердых бытовых отходов на земельный участок с кадастровым номером 06:01:0000003:4228, расположенный в северо-западной части <адрес> Республики Ингушетия. Данные нарушения со стороны ООО «Экосистема» выявлены при проверке, проведенной по информации Северо-Кавказского межрегионального управления Росприроднадзора о нарушении требований природоохранного законодательства при эксплуатации полигона ТБО <адрес>, что подтверждается письмом № от ДД.ММ.ГГГГ.
Так, судом установлено, что между администрацией МО «<адрес>» и региональным оператором ООО «Экосистема» ДД.ММ.ГГГГ был заключен договор № аренды земельного участка из земель населенного пункта, общей площадью 50 000 м2 с кадастровым номером 06:01:0000003:4228, расположенный в северо-западной части <адрес> Республики Ингушетия, вид разрешенного использования: специальная деятельность, сроком аренды па 5 лет под строительство мусора-сортировочного комплекса.
Вместе с тем, с момента заключения договора аренды земельного участка региональный оператор ООО «Экосистема» в нарушение требований статьи 46 Земельного кодекса Российской Федерации и статей II, 21, 22,29 и 40 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», без государственной регистрации данного договора, приступил к его использованию не по целевому назначению и незаконному сбросу на него твердых бытовых отходов, в связи с чем, вблизи сельскохозяйственных территорий образовалась несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, которая наносит экологический ущерб.
По результатам проверки в отношении регионального оператора ООО «Экосистема» и генерального директора ООО «Экосистема» возбуждены дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ.
Постановлением Управления Россреестра по Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ региональный оператор ООО «Экосистема» привлечен к административной ответственности с назначением штрафа в размере 120000 рублей.
Кроме того, генеральный директор ООО «Экосистема» привлечен к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 6.35 КоАП РФ за незаконный сброс твердых бытовых отходов на земельный участок, не предусмотренный для указанных целей, в отсутствие экологической и санитарно-эпидемиологической документации в виде штрафа в размере 30 000 руб.
Решением Малгобекского городского суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворено исковое заявление о возложении на администрацию МО «<адрес>» расторгнуть договор аренды земельного участка, из земель населенного пункта, общей площадью 50 000 м2 с кадастровым номером 06:01:0000003:4228, расположенный в северо-западной части <адрес> Республики Ингушетия, заключенный с региональным оператором ООО «Экосистема» в связи с неисполнением условий договора и не целевым использованием земельного участка, связанного с хранением, накоплением отходов потребления и освобождению земельного участка от отходов.
Межрайонным отделом судебных приставов по ПОПП УФССП Росси по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ возбуждено исполнительное производство для принудительного исполнения данного решения суда.
Помимо этого, из представленных материалов видно, что земельный участок с кадастровым номером 06:01:0000003:4228 не является полигоном ТБО, внесенным в региональный реестр объектов размещения отходов. Складирование ТБО осуществляется непосредственно на землю, вне оборудованной площадки для накопления отходов, что подтверждается актом выездной проверки специалистов Росприроднадзора с приложением фотоматериала.
Решением Арбитражного суда Республики Ингушетия от ДД.ММ.ГГГГ удовлетворено исковое заявление администрации МО «<адрес>» к ООО «Экосистема» о возложении обязанности устранить нарушения требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировке, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, приведения арендуемого участка в надлежащий вид.
Северо-Кавказским межрегиональным управлением Росприроднадзора в ходе выездного обследования неоднократно выявлялись факты возгорания твердых коммунальных отходов на данной несанкционированной свалке, что подтверждается актами выездных обследований №РИ-22-222/Р/Р2 от ДД.ММ.ГГГГ, №РИ-23-347/Р/Р/1 от ДД.ММ.ГГГГ и №РИ-23-1503/Р/Р/1 от ДД.ММ.ГГГГ, а также приложенными к ним фототаблицами.
На основании ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых, должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. При этом запрещается сброс отходов производства и потребления на почву.
В силу ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» под отходами производства и потребления, то есть бытовыми отходами, понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Согласно протоколу испытаний (измерений) проб атмосферного воздуха № от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ, в ходе обследования специалистами лаборатории филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по ЧР» проб атмосферного воздуха установлено завышение концентрации вредных веществ в атмосферном воздух (диоксида азота ) почти в два раза, что угрожает жизни и здоровью граждан, проживающих на территории <адрес>.
В соответствии с федеральным законодательством запрещается производить несанкционированное сжигание отходов открытым способом, осуществлять сброс отходов в водоемы всех видов пользования, на берега, лед этих водоемов, в недра и на почву.
Статьей 42 Конституции Российской Федерации, ч. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
В соответствии с ч.ч. 1, 2 ГК РФ, опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Если причиненный вред является последствием эксплуатации предприятия, сооружения либо иной производственной деятельности, которая продолжает причинять вред или угрожает новым вредом, суд вправе обязать ответчика, помимо возмещения вреда, приостановить или прекратить соответствующую деятельность.
Анализ перечисленных выше нормативно правовых актов и установленных в ходе рассмотрения дела, позволяет сделать вывод об обоснованности требований прокурора <адрес> к ООО «Экосистема» о возложении обязанности приостановить незаконную деятельность по сбросу и складированию твердых бытовых отходов, в связи с чем настоящее исковое заявление подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:
исковое заявление заместителя Малгобекского городского прокурора Республики Ингушетия ФИО2 в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Экосистема» о возложении обязанности приостановить незаконную деятельность по сбросу и складированию твердых бытовых отходов удовлетворить.
Обязать ООО «Экосистема» (ИНН 0608043230, ОГРН 1160608053100) приостановить незаконную деятельность по сбросу и складированию твердых бытовых отходов на земельном участке общей площадью 50000 м2с кадастровым номером 06:01:0000003:4228, расположенный в северо-западной части <адрес> Республики Ингушетия.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Ингушетия в течение месяца со дня принятия в окончательной форме.
Судья
Копия верна:
судья Сунженского
районного суда РИ Т.А. Бекботова
Решение вступило в законную силу «_____» _____________________ 2023 года
Судья Сунженского
районного суда РИ Т.А. Бекботова
Поступило |
ДД.ММ.ГГГГ. |
Принято к производству |
ДД.ММ.ГГГГ. |
Назначено |
ДД.ММ.ГГГГ. |
Начато рассмотрение |
ДД.ММ.ГГГГ. |
Рассмотрено |
ДД.ММ.ГГГГ. |
Срок рассмотрения |
1 месяц 27 дней |
Строка статистического отчета |
211 |