Дело № 2-1054/2022
УИД: 23RS0049-01-2022-001671-61
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ст. Тбилисская 01 декабря 2022 года
Тбилисский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего судьи Нечаева Е.А.,
при секретаре судебного заседания Кукишевой Д.В.,
с участием
представителя истца – Еловенко О.Б., по доверенности,
ответчика – Соловьевой В.Н.,
третьего лица начальника ГБУ КК «Управления ветеринарии тбилисского района» Мурыгина С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Департамент Ветеринарии Краснодарского края к Соловьевой Валентине Николаевне о признании незаконными бездействий, занятого содержанием свиней и обязании выполнить требования закона,
У С Т А Н О В И Л:
В суд обратился Департамент Ветеринарии Краснодарского края с иском к Соловьевой В.Н. о признании незаконными бездействий, занятого содержанием свиней и обязании выполнить требования закона.
Свои требования истец мотивировал тем, что согласно поступившей информации ГБУ «Ветуправление Тбилисского района» от 14.07.2022 г. № 565-01-26/22 ответственными лицами из числа специалистов организаций, подведомственных уполномоченному органу (ГБУ «Ветуправление Тбилисского района») 13 июля 2022 г. был проведен ветеринарно-санитарный мониторинг хозяйства физического лица Соловьевой Валентины Николаевны, осуществляющей содержание и разведение свинопоголовья в количестве 2 голов по адресу: <адрес> А (далее - Ответчик), в ходе которого установлены факты не выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, защиты населения от болезней общих для человека и животных. На основании вышеизложенного, учитывая информацию, содержащую сведения о контролируемом лице, приступающем к осуществлению деятельности в сфере содержания животных, руководствуясь ст. 52 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Истцом было организовано проведение обязательного профилактического визита. На момент проведения профилактического визита 1 августа 2022 г. на подворье содержалось 2 головы свиней, что соответствует информации начальника ГБУ «Ветуправление Тбилисского района» Мурыгина С.В. от 14 июля 2022 г. № 565-01-26/22. Владельцу свиней даны рекомендации по устранению нарушений обязательных требований. Согласно поступившей из ГБУ «Ветуправление Тбилисского района» информации от 18 октября 2022 г. № 999-01-26/22 ответственными лицами из числа специалистов организаций, подведомственных уполномоченному органу (ГБУ «Ветуправление Тбилисского района») 18 октября 2022 г. был проведен ветеринарно-санитарный мониторинг хозяйства Ответчика, в результате которого выявлено содержание свиней в количестве 2 голов и установлены факты не выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, защиты населения от болезней общих для человека и животных. В случае с Ответчиком, осуществляющим разведение свинопоголовья, законные требования игнорируются, что может привести к неблагоприятным последствиям. Содержание свинопоголовья Ответчиком с вышеуказанными нарушениями не воспрепятствует заносу на территорию ЛПХ вируса Африканской чумы свиней, что впоследствии приведет к возникновению новых очагов вышеуказанного заболевания на территории Тбилисского района, значительным затратам бюджетных средств, связанным с ликвидацией очага АЧС и ограничению прав и свобод граждан на осуществление перемещения продукции животного и растительного происхождения, связанных с введением ограничительных мероприятий (карантина).
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержала и просила их удовлетворить.
Ответчик в судебном заседании не возражала против удовлетворения требований.
Третье лицо - начальник ГБУ КК «Управления ветеринарии тбилисского района» в судебном заседании просил исковые требования удовлетворить.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к убеждению о необходимости удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 56 ГПК РФ, каждая сторона обязана представить в суд доказательства своих требований и возражений.
В соответствии со статьей 18 Закона РФ от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии» (далее - Закон) ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов.
Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны:
осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно -санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем- состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства;
соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства;
предоставлять специалистам в области ветеринарии, являющимся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении;
до прибытия специалистов в области ветеринарии, являющихся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании;
соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства;
выполнять указания специалистов в области ветеринарии, являющихся уполномоченными лицами органов и организаций, входящих в систему Государственной ветеринарной службы Российской Федерации, о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
Согласно статье 2 Закона, ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
«Ветеринарные правила содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации», утвержденные приказом Минсельхоза России от 21 октября 2020 г. № 621 (далее - Правила № 621) устанавливают требования к условиям содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания, реализации, требования к осуществлению мероприятий по карантинированию свиней, обязательных профилактических мероприятий и диагностических исследований свиней, содержащихся гражданами, в том числе в личных подсобных хозяйствах, в крестьянских (фермерских) хозяйствах, индивидуальными предпринимателями, организациями и учреждениями уголовно-исполнительной системы, иными организациями и учреждениями, содержащими до 1000 голов свиней включительно, а также содержащими более 1000 голов свиней.
В соответствии с постановлением главы администрации Краснодарского края от 26 февраля 2001 г. № 129 «О департаменте ветеринарии Краснодарского края» департамент ветеринарии Краснодарского края является уполномоченным на осуществление части полномочия Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по осуществлению федерального государственного ветеринарного надзора в отношении граждан, осуществляющих исключительно на территории Краснодарского края деятельность, предметом которой являются разведение, выращивание, содержание животных, перемещение (в том числе перевозка и перегон) животных по территории Краснодарского края, оборот и убой животных на территории Краснодарского края, производство, переработка, хранение, реализация на территории Краснодарского края товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору), и их транспортировка по территории Краснодарского края (далее - переданные полномочия).
В соответствии с частями 1, 2 статьи 8 Закона Краснодарского края от 8 июня 2020 г. № 4300-K3 «Об обеспечении ветеринарного благополучия на территории Краснодарского края» в целях проведения на территории Краснодарского края мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, уполномоченный орган организует проведение ветеринарно-санитарного мониторинга. Ветеринарно-санитарный мониторинг - совокупность мероприятий по сбору, обработке, анализу, оценке информации о животных, случаях их заболевания и состоянии здоровья сельскохозяйственных животных и птицы.
В судебном заседании установлено, что Соловьева В.Н., осуществляет содержание и разведение свинопоголовья в количестве 2 голов, по адресу: <адрес>А.
В ходе проведения ветеринарно-санитарного мониторинга хозяйства Ответчика, выявлены факты не выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, защиты населения от болезней общих для человека и животных, а именно:
- ввод в хозяйство 2 голов свиней без наличия ветеринарных сопроводительных документов, подтверждающих благополучие территорий мест происхождения животных по заразным болезням животных, в том числе по болезням, общим для человека и животных, что является нарушением ст. 2.3, ст. 13, ст. 18 Закона; п. 17 Правил 621; п.п.1-3 приложения № 1 к приказу Минсельхоза России от 27 декабря 2016 года № 589 «Об утверждении правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях» (далее п.п.1-3 приложения № 1 к Приказу № 589);
- отсутствует идентификация и учет 2 голов свиней в ГБУ «Ветуправление Тбилисского района», что является нарушением ст. 2.5, ст. 18 Закона; п. 18 Правил № 621; п. 5 Перечня видов животных, подлежащих идентификации и учету, утвержденного приказом Минсельхоза России от 22 апреля 2016 года № 161 (далее — Перечень №161);
- свинопоголовье в количестве 2 голов, введенное в хозяйство не подвергалось карантинированию, соответственно не проводился клинический осмотр животных, диагностические исследования и обработки; вышеуказанное поголовье не подвергалось диагностическим исследованиям, вакцинациям и обработкам против заразных болезней в соответствии с планом диагностических исследований, ветеринарно-профилактических и противоэпизоотических мероприятий на территории Тбилисского района Краснодарского края на 2022 год, что является нарушением ст. 2.4, ст. 18 Закона РФ; п. 19, п. 20 Правил №621;
- для дезинфекции обуви вход в свиноводческое помещение не оборудован приспособлением или устройством, обеспечивающим дезинфекцию подошвы при входе и выходе из свиноводческого помещения (дезинфекционный коврик, пропитанный дезинфицирующими растворами, или ванночки с дезинфицирующими растворами, или оборудование для автоматической мойки и дезинфекции подошв обуви, что является нарушением ст. 2.4, ст. 18 Закона, п. 12 Правил №621.
Ответчик ранее на учете в ГБУ «Ветуправление Тбилисского района» не состоял, мероприятия по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней общих для человека и животных не выполнялись.
На основании вышеизложенного, учитывая информацию, содержащую сведения о контролируемом лице, приступающем к осуществлению деятельности в сфере содержания животных, руководствуясь ст. 52 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» Истцом было организовано проведение обязательного профилактического визита.
На момент проведения профилактического визита 1 августа 2022 г. на подворье содержалось 2 головы свиней, что соответствует информации начальника ГБУ «Ветуправление Тбилисского района» Мурыгина С.В. от 14 июля 2022 г. № 565-01-26/22.
Ответчику даны рекомендации по устранению вышеперчисленных нарушений обязательных требований:
- в соответствии со ст. 2.3, ст. 2.4, ст. 13, ст. 18 Закона; п. 17 Правил № 621; п.п.1-3 приложения № 1 к Приказу № 589 ввод и вывод из хозяйства свинопоголовья осуществлять при наличии и (или) оформления ветеринарных сопроводительных документов;
- в соответствии со ст. 2.5, ст. 18 Закона; п. 18 Правил № 621; п. 5 Перечня № 161 провести идентификацию и поставить на учет 2 голов свиней в ГБУ «Ветуправление Тбилисского района»;
- в соответствии со ст. 2.4, ст. 18 Закона РФ; п. 19, п. 20 Правил № 621 как вводимое в хозяйство, так и выводимое из хозяйства свинопоголовье подвергать обособленному содержанию от других групп животных, содержащихся в хозяйстве, т.е. подвергать карантинированию, обеспечивать доступ ветеринарных специалистов к животным для проведения клинического осмотра, диагностических исследований, вакцинаций и обработок против заразных болезней в соответствии с планом диагностических исследований, ветеринарнопрофилактических и противоэпизоотических мероприятий на территории Тбилисского района Краснодарского края на 2022 год;
- в соответствии со ст. 2.4, ст. 18 Закона; п. 12 Правил № 621 оборудовать для дезинфекции обуви при входе в свиноводческое помещение приспособление или устройство, обеспечивающее дезинфекцию подошвы обуви при входе и выходе из свиноводческого помещения (дезинфекционные коврики, пропитанные дезинфицирующими растворами, или ванночки с дезинфицирующими растворами, или оборудование для автоматической мойки и дезинфекции подошв обуви).
Согласно поступившей из ГБУ «Ветуправление Тбилисского района» информации от 18 октября 2022 г. № 999-01-26/22 ответственными лицами из числа специалистов организаций, подведомственных уполномоченному органу (ГБУ «Ветуправление Тбилисского района») 18 октября 2022 г. был проведен ветеринарно-санитарный мониторинг хозяйства Ответчика, в результате которого выявлено содержание свиней в количестве 2 голов и установлены факты не выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, защиты населения от болезней общих для человека и животных, а именно:
- содержание свинопоголовья осуществляется в отдельно стоящем деревянном помещении с выгульной площадкой без навеса, не исключающих контакт свиней с дикой, в том числе синантропной птицей, что является нарушением ст. 2.4, ст. 18 Закона; п. 5 Правил № 621;
- для дезинфекции обуви вход в свиноводческое помещение не оборудован приспособлениями или устройствами, обеспечивающими дезинфекцию подошвы обуви при входе и выходе из свиноводческого помещения (дезинфекционные коврики, пропитанные дезинфицирующими растворами, или ванночки с дезинфицирующими растворами, или оборудование для автоматической мойки и дезинфекции подошв обуви), что является нарушением ст. 2.4, ст. 18 Закона; п. 12 Правил № 621;
- не предоставлены документы о проведении дезинсекции, дезакариза- ции и дератизации свиноводческого помещения (проводится не реже одного раза в год, а также при визуальном обнаружении насекомых, клещей, грызунов либо выявлении следов их пребывания (покусов, помета)), что является нарушением ст. 2.4, ст. 18 Закона; п. 13 Правил № 621.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» обязательные требования устанавливаются в порядке, определяемом настоящим Федеральным законом, исключительно в целях защиты жизни, здоровья людей, нравственности, прав и законных интересов граждан и организаций, не причинения вреда (ущерба) животным, растениям, окружающей среде, обороне страны и безопасности государства, объектам культурного наследия, защиты иных охраняемых законом ценностей (далее - охраняемые законом ценности).
Нарушение Ветеринарных правил Ответчиком, не предоставление животных специалистам госветслужбы для осмотра, систематическое невыполнение указаний специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней, игнорирование обязанностей по осуществлению хозяйственных и ветеринарных мероприятий, обеспечивающих предупреждение болезней животных, может стать причиной возникновения и распространения заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия (карантин), что причинит вред (ущерб) охраняемым законом ценностям.
Содержание свинопоголовья Ответчиком с нарушениями не воспрепятствует заносу на территорию ЛПХ вируса Африканской чумы свиней, что впоследствии приведет к возникновению новых очагов вышеуказанного заболевания на территории Тбилисского района, значительным затратам бюджетных средств, связанным с ликвидацией очага Африканской чумы свиней и ограничению прав и свобод граждан на осуществление перемещения продукции животного и растительного происхождения, связанных с введением ограничительных мероприятий (карантина).
Каких-либо доказательств, опровергающих доводы истца, ответчиком не предоставлено, в связи с чем, суд приходит к выводу о том, что исковые требования являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Департамента Ветеринарии Краснодарского края к Соловьевой Валентине Николаевне о признании незаконными бездействий, занятого содержанием свиней и обязании выполнить требования закона удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Соловьевой Валентины Николаевны занятой содержанием свиней по адресу: <адрес> А.
Обязать Соловьеву Валентину Николаевну, занятую содержанием свиней по адресу: <адрес> А выполнить требования ст. 2.3, ст. 2.4, ст. 2.5, ст. 13, ст. 18 Закона РФ от 14 мая 1993 года № 4979-1 «О ветеринарии»; п. 5, п. 12, п. 13, п. 17, п. 18, п. 19, п. 20 Ветеринарных правил содержания свиней в целях их воспроизводства, выращивания и реализации, утвержденных приказом Минсельхоза России от 21 октября 2020 г. № 621; п. 5 Перечня видов животных, подлежащих идентификации и учету, утвержденного приказом Минсельхоза России от 22 апреля 2016 года № 161; п.п. 1-3 приложения № 1 к Приказу Минсельхоза России от 27 декабря 2016 года № 589 «Об утверждении правил организации работы по оформлению ветеринарных сопроводительных документов, порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов в электронной форме и порядка оформления ветеринарных сопроводительных документов на бумажных носителях».
Запретить Соловьевой Валентине Николаевне содержание свиней по адресу: <адрес> А, до создания условий для их содержания и разведения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Тбилисский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: /подпись/