Дело № 2-120/2024
УИД № 24RS0003-01-2023-001280-74
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п. Балахта 16 января 2024 года
Балахтинский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Лябзиной Т.Г.,
при секретаре Дорш О.В.,
с участием помощника прокурора Балахтинского района Красноярского края Дядиной А.В.,
представителя ответчика Падюковой С.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Балахтинского района Красноярского края в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Огурского сельсовета Балахтинского района Красноярского края о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Балахтинского района Красноярского края обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Огурского сельсовета Балахтинского района Красноярского края о возложении обязанности ликвидировать несанкционированную свалку, ссылаясь на то, что прокуратурой Балахтинского района проведена проверка исполнения администрацией Огурского сельсовета Балахтинского района законодательства об отходах производства и потребления. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями, что следует из ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления». В соответствии с ч. 1 ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации. Содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам. Как следует из п.п. 67, 68, 69 Постановления Правительства РФ от 16.09.2020 № 1479 «Об утверждении Правил противопожарного режима в Российской Федерации» правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населенных пунктов и на территориях общего пользования вне границ населенных пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. На территориях общего пользования, прилегающих к жилым домам, садовым домам, объектам недвижимого имущества, относящимся к имуществу общего пользования садоводческого или огороднического некоммерческого товарищества, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки горючих отходов. На территориях общего пользования городских и сельских поселений, городских и муниципальных округов, на территориях садоводства или огородничества, в том числе вне границ указанных территорий, в охранных зонах линий электропередачи, электрических станций и подстанций, а также в лесах, лесопарковых зонах и на землях сельскохозяйственного назначения запрещается устраивать свалки отходов. В силу ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии с п. 3, 7.1, 9, 14 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального района; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах муниципальных районов за границами городских и сельских населенных пунктов; организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов. В соответствии с Уставом Огурского сельсовета Балахтинского района к вопросам местного значения относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения; участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов; утверждение правил благоустройства территории, осуществление контроля за их соблюдением, организация благоустройства территории поселения в соответствии с указанными правилами. Так, в ходе проверки прокуратурой района установлено, что на земельном участке на территории Огурского сельсовета Балахтинского района Красноярского края, имеющем координаты 55,36358° С, 91,87205° В, относящемуся к землям населенных пунктов, имеется несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, на которой складированы различного вида отходы, а именно в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242: отходы пищевой продукции, напитков, табачных изделий (4 01 000 00 00 0), продукция из древесины, утратившая потребительские свойства (4 04 000 00 00 0), отходы сучьев, ветвей, вершинок от лесоразработок (1 52 ПО 01 21 5), отходы малоценной древесины (хворост, валежник, обломки стволов) (1 54 110 01 21 5), отходы мебели из разнородных материалов (4 92 111 81 52 4 ), зола, шлаки. Обследование земельных участков показало, что твердого покрытия, обустроенного в соответствии с экологическими и санитарно-эпидемиологическими требованиями под навалами из отходов не имеется, отходы размещены прямо на поверхности земельных участков. Таким образом, администрацией Огурского сельсовета Балахтинского района вопреки требованиям вышеперечисленного законодательства в границах указанных земельных участков не произведена своевременная уборка мусора. С учетом объема отходов, их высоты, велика вероятность возникновения чрезвычайной ситуации в результате пожара и распространения огня с земельного участка на близлежащие строения и земельные участки. Непринятие мер по очистке территории земельных участков от отходов производства нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду. Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении интересов неопределенного круга лиц в сферах пожарной безопасности, законодательства об отходах производства и потребления, санитарно-эпидемиологического законодательства и благоустройства территории, охраны окружающей среды. Просит суд возложить на администрацию Огурского сельсовета Балахтинского района Красноярского края обязанность ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке на территории Огурского сельсовета Балахтинского района Красноярского края, имеющем координаты 55,36358° С, 91,87205° В, относящемуся к землям населенных пунктов, не позднее 6 месяцев после вступления решения суда в законную силу.
Помощник прокурора Балахтинского района Красноярского края Дядина А.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным в исковом заявлении основаниям, дополнительно суду пояснила, что земельные участки, на которых размещена несанкционированная свалка, имеют разрешенное использование: размещение площадки ТБО, однако документы для организации площадки ТБО не оформлены, размещение отходов в данном месте является незаконным..
Представитель ответчика Администрации Огурского сельсовета Балахтинского района Красноярского края Падюкова С.В., полномочия которой подтверждены доверенностью, в судебном заседании с исковыми требованиями согласна, суду пояснила, что, действительно, на территории, указанной в исковом заявлении, имеется несанкционированная свалка, администрацией будут приняты меры по ликвидации свалки, однако в зимний период сделать это невозможно.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия на здоровье человека и окружающую среду определены в Законе N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
В соответствии со статьей 24.6 Закона N 89-ФЗ сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение ТКО на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с Правилами N 1156, территориальной схемой обращения с отходами, в том числе с ТКО, региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с ТКО, утвержденными в установленном порядке субъектом Российской Федерации.
Законодательство в сфере обращения с отходами регулирует также вопросы осуществления деятельности, направленной на выявление и ликвидацию несанкционированных свалок.
В соответствии с положениями Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологическое благополучие населения - состояние здоровья населения, среды обитания человека, при котором отсутствует вредное воздействие факторов среды обитания на человека и обеспечиваются благоприятные условия его жизнедеятельности (статья 1); содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам (пункт 2 статьи 21); отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (пункт 1 статьи 22).
Пунктом 1 ст. 13.4 ФЗ от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусмотрено, что допускается накопление отходов только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации
Территории, используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов, согласно пункту 4.13 ГОСТ 30772-2001 "Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения", введенного постановлением Госстандарта России от 28 декабря 2001 г. N 607-ст, являются несанкционированными свалками отходов.
В статье 1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" указано, что отходами от использования товаров являются готовые товары (продукция), утратившие полностью или частично свои потребительские свойства и складированные их собственником в месте сбора отходов, либо переданные в соответствии с договором или законодательством Российской Федерации лицу, осуществляющему обработку, утилизацию отходов, либо брошенные или иным образом оставленные собственником с целью отказаться от права собственности на них.
Пунктом 7.8 "ГОСТ 30772-2001. Межгосударственный стандарт. Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения" установлено, что собственником отходов является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, производящие отходы, в собственности которых они находятся, которые намерены осуществлять заготовку, переработку отходов и другие работы по обращению с отходами, включая их отчуждение.
Если это лицо не установлено, собственником отходов являются органы местного самоуправления, юридические лица или индивидуальные предприниматели, ответственные за территории, на которых эти отходы находятся (примечание к пункту 7.8 ГОСТ 30772-2001).
Пунктом 18 Правил N 1156 обязанность обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения ТКО либо заключить договор с региональным оператором на оказание услуг по такой ликвидации возложена на собственника земельного участка.
В силу статьи 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Статьей 42 ЗК РФ предусмотрено, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; соблюдать требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
В целях охраны земель подпунктом 2 пункта 2 статьи 13 ЗК РФ на собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков возложена обязанность проводить мероприятия по защите земель, в том числе от загрязнения отходами производства и потребления.
Таким образом, поддерживать земельный участок в надлежащем состоянии обязан собственник (землепользователь, землевладелец).
Судом установлено, что в собственности администрации Огурского сельсовета Балахтинского района Красноярского края находится земельный участок с кадастровым номером 24:03:1000005:587 из категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: размещение площадки ТБО, общей площадью 2850 кв. м, расположенный по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Красноярский край, Балахтинский район, в 500 м. северо-восточнее существующей жилой зоны. с. Огур, 300 м. севернее МФ; а также земельный участок с кадастровым номером 24:03:1000005:603 из категории земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: полигон ТБО, площадь 10 364 кв.м, расположенный по адресу: Красноярский край, Балахтинский район, в 630 м. северо-восточнее жилой зоны с.Огур. Указанные земельные участки имеют координаты 55,36358° С, 91,87205° В.
Статьей 7 Устава Огурского сельсовета к вопросам местного значения сельсовета, в том числе, отнесено обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах сельсовета, участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов, утверждение правил благоустройства территории поселения, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства.
Согласно акту осмотра от 09.11.2023, осуществлен осмотр земельного участка на территории Огурского сельсовета Балахтинского района Красноярского края, имеющем координаты 55,36358° С, 91,87205° В. Установлено, что на указанной территории допускается сброс отходов в место, не предназначенное для размещения отходов, то есть расположена несанкционированная свалка твердых бытовых отходов, состоящая из скоплений пластиковой тары, картона, упаковочного материала, стеклянных и пластиковых бутылок, бытового мусора и т.д.
Данные, указанные в акте от 09.11.2023, подтверждаются также фототаблицей к акту и схемой размещения несанкционированной свалки бытовых отходов.
Указанные обстоятельства представителем ответчика Администрации Огурского сельсовета Балахтинского района Красноярского края в ходе судебного разбирательства не оспаривались.
До настоящего времени меры к сбору и вывозу бытовых отходов и мусора на территории земельного участка, занимаемого несанкционированной свалкой, ответчиком не приняты.
Поскольку ответчик не выполнил свои обязанности по вывозу отходов и ликвидации несанкционированной свалки, расположенной на территории Огурского сельсовета Балахтинского района Красноярского края, имеющем координаты 55,36358° С, 91,87205° В, суд полагает необходимым удовлетворить заявленные исковые требования и возложить на ответчика обязанность ликвидировать несанкционированную свалку на указанной территории.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если эти действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Учитывая установленные судом обстоятельства, суд полагает целесообразным определить срок исполнения решения суда в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ государственная пошлина взысканию с ответчика не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Балахтинского района Красноярского края удовлетворить.
Обязать Администрацию Огурского сельсовета Балахтинского района Красноярского края ликвидировать несанкционированную свалку, расположенную на земельном участке на территории Огурского сельсовета Балахтинского района Красноярского края, имеющего координаты 55,36358 градусов северной широты, 91,87205 градусов восточной долготы, относящегося к землям населенных пунктов, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента изготовления решения в окончательной форме с подачей жалобы через Балахтинский районный суд Красноярского края.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено 19.01.2024