Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-147/2024 ~ М-126/2024 от 15.03.2024

Дело № 2-147/2024

УИД - 55RS0011-01-2024-000161-17

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

р.п. Горьковское Омской области         03 апреля 2024 года

Горьковский районный суд Омской области в составе председательствующего судьи Блохина О.В., при секретаре судебного заседания Залтан В.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Галь Татьяны Васильевны к Смирнову Серею Алексеевичу, администрации Лежанского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области о признании квартир домами блокированной застройки и признании права собственности на земельный участок,

УСТАНОВИЛ:

В Горьковский районный суд Омской области поступило исковое заявление Галь Т.В. к Смирнову С.А., администрации Лежанского сельского поселения Горьковского муниципального района <адрес> о признании квартир домами блокированной застройки и признании права собственности на земельный участок, указав в его обоснование о том, что ей принадлежит квартира, расположенная по адресу: <адрес>, обладающее признаками дома блокированной застройки. Собственниками <адрес> в <адрес> является ответчик ФИО2 ФИО4, ФИО5 Фактически спорная квартира представляет собой домовладение, имеющее отдельный изолированный вход, водопровод, электроснабжение. Каждая из спорных квартир обладает признаками дома блокированной застройки. Таким образом истец просит признать жилые помещения по адресу: <адрес> (кадастровый ), <адрес> () домами блокированной застройки, а снять с кадастрового учета объект капитального строительства с кадастровым номером , а также признать право собственности на земельный участок с кадастровым номером .

В судебном заседании истец, его представитель участия не принимали, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства, представитель истца просил о рассмотрении в их отсутствие.

Ответчики, а также представители третьих лиц без самостоятельных требований в судебное заседание не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте судебного разбирательства, не просили об отложении судебного заседания, в связи с чем, дело рассмотрено в отсутствие сторон согласно ст. 167 ГПК РФ.

Исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, судья приходит к следующим выводам.

В судебном заседании установлено, что ФИО1 является собственником жилого помещения (), расположенном по адресу: <адрес>, на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается выписками из ЕГРН.

Собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> ) является ФИО2, на основании договора купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ, также ФИО2 на основании свидетельства о на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ.

Права собственности в установленном порядке в ЕГРН не зарегистрированы.

Данные обстоятельства сторонами подтверждается оригиналами правоустанавливающих документов, сведениями из ЕГРН, инвентаризационным материалами (технические паспорта объектов недвижимости) и по делу не оспаривались.

В силу ч. 2 ст. 16 ЖК РФ жилым домом признается индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании.

Понятие жилого дома блокированной застройки содержится в пункте 40 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), согласно которому дом блокированной застройки - жилой дом, блокированный с другим жилым домом (другими жилыми домами) в одном ряду общей боковой стеной (общими боковыми стенами) без проемов и имеющий отдельный выход на земельный участок.

В соответствии со строительными нормами и правилами «Дома жилые одноквартирные» (СНиП 31-02-2001), утвержденными Постановлением Госстроя России от 22 марта 2001 г. № 35, данные нормы и правила распространяются также на блокированные дома, жилые блоки которых являются автономными и рассматриваются как отдельные одноквартирные дома, если они: не имеют помещений, расположенных над помещениями других жилых блоков; не имеют общих входов, вспомогательных помещений, чердаков, подполий, шахт коммуникаций; имеют самостоятельные системы отопления и вентиляции, а также индивидуальные вводы и подключения к внешним сетям централизованных инженерных систем.

При этом согласно строительным нормам и правилам «Здания жилые многоквартирные» (СНиП 31-01-2003), утвержденным постановлением Госстроя России от 23 июня 2003 г. № 109, данные нормы и правила не распространяются: на блокированные жилые дома, проектируемые в соответствии с требованиями СНиП 31-02, в которых помещения, относящиеся к разным квартирам, не располагаются друг над другом и общими являются только стены между соседними блоками.

Квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении (часть 3 статьи 16 ЖК РФ).

В Приложении Б «Термины и определения» к СНиП 31-02-2001 указано, что настоящий документ распространяется на блокированные дома, состоящие из двух или более пристроенных друг к другу автономных жилых блоков, каждый из которых имеет непосредственный выход на приквартирный участок. При этом под автономным жилым блоком понимают жилой блок, имеющий самостоятельные инженерные системы и индивидуальные подключения к внешним сетям, не имеющий общих с соседними жилыми блоками чердаков, подполий, шахт коммуникаций, вспомогательных помещений, наружных входов, а также помещений, расположенных над (под) другими жилыми блоками.

Таким образом, из изложенных выше положений следует, что ключевыми различиями многоквартирного дома и жилого дома блокированной застройки (каждый блок которого соответствует признакам индивидуального жилого дома) являются: наличие (отсутствие) общего имущества (кроме стен между соседними блоками); статус земельного участка (каждый блок жилого дома находится на отдельном земельном участке).

В пункте 5 Обзора судебной практики по делам, связанным с оспариванием отказа в осуществлении кадастрового учета, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2016 г., разъяснено, что часть жилого дома может быть поставлена на кадастровый учет в качестве самостоятельного объекта недвижимости как блок, если она является обособленной и изолированной. Отсутствие хотя бы одного из указанных признаков является законным основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета.

Разрешая настоящий спор, судом с достоверностью установлена совокупность условий для признания жилых помещений истца и ответчика домами блокированной застройки, что подтверждается кадастровым паспортом жилого помещения, выписками из ЕГРН, техническим паспортом многоквартирного дома, так как спорные жилые помещения не имеют общего имущества, последние блокированы друг от друга, расположены в одном ряду, имеют общую боковую стену, не имеют между собой проемов и имеют отдельный выход на земельные участки.

Выводы суда, основаны на всесторонней оценке представленных сторонами доказательств, с приведением мотивов, по которым суд отдает предпочтение доказательствам, в соответствии с требованиями статьи 198 ГПК РФ, и не противоречат требованиям действующего законодательства.

Принимая во внимание изложенное, дом блокированной застройки может быть поставлен на государственный кадастровый учет и (или) права на него могут быть зарегистрированы как на здание с назначением «жилое» (с соответствующим наименованием, в частности, «жилой дом блокированной застройки»), при условии, что вид разрешенного использования земельного участка предусматривает возможность размещения на нем (эксплуатации) такого жилого дома, если такой дом не строился как многоквартирный, в котором расположены и учтены в ЕГРН квартиры.

Находя исковые требования обоснованными, судья исходит из принадлежности истцу объекта недвижимости, расположенного по указанному адресу, который по смыслу ст. 16 ЖК РФ является жилым домом блокированной застройки.

Приведенное выше подтверждается фактическими обстоятельствами использования истцом жилого помещения в настоящее время, установленными в судебном заседании, а также техническим паспортом жилого помещения, кадастровым паспортом здания, при этом наличие несоответствия наименования спорного жилого помещения, зафиксированного в правоустанавливающих документах, и его фактического вида не может являться основанием для ущемления прав истца на приведение в соответствии действующему законодательству наименования жилого помещения, что препятствует реализацию своих прав на бесплатную газификацию жилого помещения.

Данное право, равно как и наличие у жилого помещения признаков жилого помещения в виде дома блокированной застройки, никем не оспаривается.

Решение о признании жилого помещения домом блокированной застройки является основанием для внесения изменений в записи ЕГРН на вышеуказанные объекты недвижимости.

В части требований о признании права собственности на земельный участок суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с ч. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Согласно ст. 273 ГК РФ при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом.

Как следует из материалов дела, право собственности на спорный земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, не зарегистрировано.

На основании договора купли - продажи от ДД.ММ.ГГГГ право собственности на жилое помещение перешло истцу в собственность от ФИО6

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами кадастрового дела объекта недвижимости.

При этом судьба земельного участка, на котором расположена указанная квартира, сторонами вышеуказанных сделок, в том числе и последней, не разрешалась.

Согласно свидетельству на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок по адресу: <адрес>, с кадастровым номером на праве бессрочного (постоянного) пользования предоставлялся супруге ФИО6 - ФИО7

Земельное законодательство основано на принципе единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому, все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами (пп. 5 п. 1 ст. 1 ЗК РФ).

В силу п. 2 ст. 271 ГК РФ при переходе права собственности на недвижимость, находящуюся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право пользования соответствующим земельным участком на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости.

Кроме того, в соответствии с ч. 1 ст. 35 ЗК РФ при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящиеся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний их собственник.

В силу п. 4 ст. 35 ЗК РФ отчуждение здания, сооружения, находящихся на земельном участке и принадлежащих одному лицу, проводится вместе с земельным участком, за исключением случаев, прямо указанных в данной норме.

В соответствии с п. 11 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства» разъяснено, что сделка, воля сторон по которой направлена на отчуждение здания или сооружения без соответствующего земельного участка, или отчуждение земельного участка без находящихся на нем объектов недвижимости, если земельный участок и расположенные на нем объекты недвижимости принадлежат одному лицу, является ничтожной.

По смыслу приведенных норм и разъяснений, в случае принадлежности объектов недвижимости и земельного участка, на котором они расположены, одному лицу, в обороте объекты недвижимости и участок выступают совместно.

Данные выводы содержатся в Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ № 3, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 19.10.2016 года.

В ходе судебного разбирательства установлено, что жилое помещение, находящееся на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес> принадлежало на праве собственности ФИО6, от которого право собственности на указанное недвижимое имущество перешло к истцу и зарегистрировано в установленном законом порядке, при этом обладает признаками дома блокированной застройки, не исключает возможности приобретения в собственность земельного участка под ним.

Поскольку судом установлено, что право собственности дома к ФИО1 перешло на основании договора купли-продажи, переход права прошел государственную регистрацию, то земельный участок, расположенный по адресу: <адрес>, подлежит определению за истцом, а требования последнего удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Галь Татьяны Васильевны к Смирнову Серею Алексеевичу, администрации Лежанского сельского поселения Горьковского муниципального района Омской области о признании квартир домами блокированной застройки и признании права собственности на земельный участок удовлетворить.

Признать помещение с кадастровым номером квартиру площадью 41 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, домом блокированной застройки .

Признать помещение с кадастровым номером , квартиру площадью 40,8 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, домом блокированной застройки .

Снять с государственного кадастрового учета здание многоквартирного дома с кадастровым номером общей площадью 81,8 кв.м.

Признать за Галь Татьяной Васильевной право собственности на земельный участок площадью 1 995 кв.м., кадастровый , расположенный по адресу: <адрес>.

Решение является основанием для государственной регистрации права собственности и внесения записи в ЕГРН на вышеуказанные объекты недвижимости, в том числе, на основании заявления одного из собственников.

Настоящее решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня его принятия в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Горьковский районный суд Омской области.

Председательствующий                                  О.В. Блохин

15.03.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.03.2024Передача материалов судье
19.03.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.03.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.04.2024Подготовка дела (собеседование)
01.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.04.2024Судебное заседание
03.04.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
04.04.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.05.2024Дело оформлено
31.05.2024Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее