Судебный акт #1 (Решение) по делу № 11-77/2020 от 16.11.2020

Судья Борисова Е.В.

Дело

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

16 декабря 2020 года                      г. Горно-Алтайск

    Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:

председательствующего судьи                      Поляковой С.И.,

при секретаре Тодошевой Б.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества «Группа страховых компаний «Югория» на решение мирового судьи судебного участка № 1 г. Горно-Алтайска от 10.09.2020 года по исковому заявлению АО ГСК «Югория» к ФИО1 о взыскани суммы в порядке регресса,

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество "Группа страховых компаний "Югория" (далее - АО "ГСК Югория") обратилось в суд с иском к ФИО1 о взыскании в порядке регресса денежных средств, выплаченных потерпевшему по страховому случаю от 07 сентября 2019 года, в сумме 14 800 рублей, а также расходов по уплате государственной пошлины в размере 592 рубля.

Решением мирового судьи судебного участка № 1 г. Горно-Алтайска Республики Алтай от 10 сентября 2020 года в удовлетворении исковых требований АО "ГСК Югория" отказано.

В апелляционной жалобе заявитель оспаривает законность и обоснованность судебного постановления мирового судьи, просит его отменить, указывая на неправильное применение норм материального права, несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.

Стороны в судебное заседание не явились. Учитывая надлежащее извещение участвующих в деле лиц о времени и месте проведения судебного заседания, апелляционная жалоба рассматривается в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.

Исследовав материалы дела, проверив в соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ законность и обоснованность обжалуемого решения, суд приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, 07 сентября 2020 года по вине водителя ФИО1, управлявшей автомобилем марки "Тойота спринтер», государственный регистрационный знак , принадлежащего ФИО4, произошло дорожно-транспортное происшествие (далее - ДТП), в результате которого поврежден автомобиль марки "Тойота корона», государственный регистрационный знак , принадлежащий ФИО5 под управлением ФИО6

Участники ДТП самостоятельно, без вызова уполномоченных на то сотрудников полиции, оформили извещение и необходимые документы.

Гражданская ответственность владельца автомобиля "Тойота корона» Соснопова на момент ДТП была застрахована в ООО «НСГ «Росэнерго», которое, признав случай страховым, 01 октября 2020 года выплатило потерпевшему страховое возмещение в порядке прямого возмещения убытков в размере 14 800 рублей.

Гражданская ответственность водителя ФИО1 на момент ДТП была застрахована по договору обязательного страхования владельцев транспортных средств в АО "ГСК "Югория" на срок с 10.01.2019 года по 09.01.2020 года.

08 октября 2019 г. АО "ГСК "Югория" возместило ООО «НСГ-Росэнерго» причиненный ущерб в виде выплаты страхового возмещения в размере 14 800 руб., предъявив, в свою очередь, к виновнику ДТП ФИО1 регрессное требование возмещения убытков как к лицу, не исполнившему обязанность по направлению в адрес страховщика в течение пяти рабочих дней со дня ДТП экземпляра заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о ДТП, ссылаясь при этом на подпункт "ж" пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 25 апреля 2002 г. N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (далее - Закон об ОСАГО), утративший силу с 1 мая 2019 г.

Разрешая спор и отазывая в удовлетворении требований, мировой судья исходил из того, что право обратного требования (регресса) определено моментом осуществления страхового возмещения, а не датой заключения договора. В связи с тем, что выплата страхового возмещения произведена после 1 мая 2019 года, когда п.п. «ж» п. 1 ст. 14 Закона об Осаго признан утратившим силу, выплата не может быть произведена.

Такие выводы суда основаны на неправильном применении норм материального права.

Согласно пункту 2 статьи 11.1 Закона об ОСАГО (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции бланк извещения о дорожно-транспортном происшествии, заполненный в двух экземплярах водителями причастных к дорожно-транспортному происшествию транспортных средств, направляется этими водителями страховщикам, застраховавшим их гражданскую ответственность, в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия. Потерпевший направляет страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, свой экземпляр совместно заполненного бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии вместе с заявлением о прямом возмещении убытков.

В соответствии с подпунктом "ж" пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО (в редакции, действовавшей до 01.05.2019) к страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществленного потерпевшему страхового возмещения, если указанное лицо в случае оформления документов о дорожно-транспортном происшествии без участия уполномоченных на то сотрудников полиции не направило страховщику, застраховавшему его гражданскую ответственность, экземпляр заполненного совместно с потерпевшим бланка извещения о дорожно-транспортном происшествии в течение пяти рабочих дней со дня дорожно-транспортного происшествия.

Федеральным законом от 01.05.2019 № 88-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" подпункт "ж" пункта 1 статьи 14 Закона об ОСАГО признан утратившим силу. Изменения Закона об ОСАГО в данной части вступили в законную силу с 01.05.2019 (пункт 2 статьи 7 Федерального закона от 01.05.2019 № 88-ФЗ).

В соответствии со статьей 4 Гражданского кодекса Российской Федерации акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие.

Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом (пункт 1).

По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса (пункт 2).

Согласно пункту 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Как следует из разъяснений, изложенных в пунктах 2 и 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.12.2017 № 58 "О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", по общему правилу, к отношениям по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств применяется закон, действующий в момент заключения соответствующего договора страхования (пункт 1 статьи 422 ГК РФ).

Изменение положений Закона об ОСАГО, Правил после заключения договора не влечет изменения положений договора (в частности, о порядке исполнения, сроках действия, существенных условиях), за исключением случаев, когда закон распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров (пункты 1 и 2 статьи 422 ГК РФ).

В Федеральном законе от 01.05.2019 № 88-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не указано, что он распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Поскольку договор страхования гражданской ответственности водителя ФИО1 заключен до 01.05.2019, оснований для применения положений Федерального закона от 01.05.2019 N 88-ФЗ при разрешении настоящего спора не имелось.

Таким образом, решение мирового судьи подлежит отмене с вынесением нового решения, которым исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, суд

ОПРЕДЕЛИЛ:

Решение мирового судьи судебного участка № 1 г. Горно-Алтайска Республики Алтай от 10 сентября 2020 года по исковому заявлению АО «ГСК Югория» к ФИО1 о взыскани суммы в порядке регресса, отменить.

Принять по делу новое решение, которым исковые требования АО «ГСК Югория» к ФИО1 о взыскани суммы в порядке регресса, удовлетворить.

Взыскать с ФИО1 в пользу Акционерного общества "Группа страховых компаний "Югория" сумму ущерба в размере 14 800 рублей; а также расходы по оплате государственной пошлины в размере 592 рубля.

Апелляционное определение вступает в силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в кассационном порядке в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья                                       С.И. Полякова

11-77/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Решение ОТМЕНЕНО и принято НОВОЕ РЕШЕНИЕ
Истцы
АО "Группа страховых компаний "Югория"
Ответчики
Тавмурзаева Евгения Васильевна
Суд
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай
Судья
Полякова Светлана Ивановна
Дело на сайте суда
gorno-altaisky--ralt.sudrf.ru
16.11.2020Регистрация поступившей жалобы (представления)
17.11.2020Передача материалов дела судье
18.11.2020Вынесено определение о назначении судебного заседания
16.12.2020Судебное заседание
16.12.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее