Дело № 2-494/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 мая 2019 года г.Троицк
Троицкий городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего: Панасенко Е.Г.,
при секретаре: Таранюк А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску администрации Троицкого муниципального района Челябинской области к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях, Министерству имущества и природных ресурсов Челябинской области, администрации г.Троицка Челябинской области о признании права муниципальной собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества, по встречному иску муниципального образования «город Троицк» в лице администрации г.Троицка Челябинской области к администрации Троицкого муниципального района Челябинской области о признании права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Троицкого муниципального района Челябинской области обратилась в суд с иском к Межрегиональному территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях, Министерству имущества и природных ресурсов Челябинской области, администрации г.Троицка Челябинской области, в котором просит признать право муниципальной собственности муниципального образования «Троицкий муниципальный район» Челябинской области на бесхозяйный объект недвижимого имущества, а именно: газоснабжение жилых домов УЖКХ <адрес>, с кадастровым номером №.
В обоснование иска указано, что объект недвижимого имущества газоснабжение жилых домов УЖКХ <адрес> значится в реестре муниципальной собственности Троицкого муниципального района Челябинской области, является муниципальной собственностью. По заявлению Троицкого муниципального района Челябинской области 03 августа 2016 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области указанный объект был принят на учет в качестве бесхозяйного, и до настоящего времени с учета не снят (л.д. 2, 3).
Истец муниципальное образование «город Троицк» в лице администрации г.Троицка Челябинской области по встречному иску обратилась в суд с иском к администрации Троицкого муниципального района Челябинской области, в котором просит признать право муниципальной собственности за муниципальным образованием «город Троицк» Челябинской области на объект недвижимости - сооружение газоснабжение жилых домов УЖКХ <адрес>, с кадастровым номером №.
В обоснование иска указано, что спорный объект недвижимого имущества - сооружение газоснабжение жилых домов УЖКХ <адрес>, с кадастровым номером № значится в реестре муниципальной собственности, является муниципальной собственностью. По договору безвозмездного пользования от 10 января 2008 года № УМС администрации г.Троицка Челябинской области (ссудодатель) передало, а ОАО «Челябинская региональная газораспределительная компания» (ссудополучатель) приняло в безвозмездное пользование имущество: газораспределительные сети и сооружения на них, принадлежащие ссудодателю на праве собственности согласно Перечня объектов газификации из 45 объектов, являющегося Приложением №1 к названному договору. В указанном перечне под номера 31-35 указаны объекты и адреса распределительного газопровода:
31. газоснабжение жилых домов УЖКХ пос.Гончарка (дом №37 ул.Интернациональной) год ввода 1978;
32. газоснабжение жилых домов УЖКХ пос.Гончарка (дом №№ 39, 41 ул. Интернациональной) год ввода 1982;
33. газоснабжение жилых домов УЖКХ пос.Гончарка (дом № 43 ул.Интернациональной) год ввода 1984;
34. газоснабжение жилых домов УЖКХ пос.Гончарка (дом №45 по ул.Интернациональной) год ввода 1987;
35. газоснабжение жилых домов УЖКХ пос.Гончарка (дом №12 по ул. Дорожной) год ввода 1994.
Согласно п. 2.2 и акту приема-передачи от 10 января 2008 года вышеперечисленные сооружения были переданы ссудополучателю по акту приема-передачи от 10 января 2008 года, являющемуся Приложением № 2 к договору, подписанному сторонами договора безвозмездного пользования. Договор безвозмездного пользования от 10 января 2008 года № заключен на неопределенный срок. Кроме того, сторонами договора заключено дополнительное соглашение от 04 февраля 2008 года, в части проведения восстановительного ремонта на основании актов обследования имущества и дефектных ведомостей (л.д. 95-97).
В судебном заседании представитель истца администрации Троицкого муниципального района Челябинской области (ответчик по встречному иску) - Балаба С.А., действующая на основании доверенности № от 09 января 2019 года (л.д.91) участвовала, исковые требования поддержала в полном объеме. Просила в удовлетворении встречных исковых требований отказать.
В судебном заседании представитель ответчика муниципального образования «город Троицк» в лице администрации г.Троицка Челябинской области (истец по встречному иску) - Чахалян Н.Т., действующая на основании доверенности № от 09 января 2019 года (л.д.93) участвовала, встречные исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на основания указанные в иске. Просила в удовлетворении исковых требований администрации Троицкого муниципального района Челябинской области отказать.
В судебном заседании представитель третьего лица Управления муниципальной собственности администрации г.Троицка Челябинской области Касымова Ю.А., действующая на основании доверенности от 09 января 2019 года (л.д. 119) участвовала, полагают требования муниципального образования «город Троицк» в лице администрации г.Троицка Челябинской области законными и обоснованными. В удовлетворении требований администрации Троицкого муниципального района Челябинской области просили отказать. В материалы дела представили письменный отзыв (л.д.115-117).
Представители третьих лиц Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской и Курганской областях, Министерства имущества и природных ресурсов Челябинской области, акционерного общества «ГАЗПРОМ Газораспределение Челябинск» в судебном заседании не участвовали, о дне и месте судебного разбирательства извещались надлежащим образом.
На основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (ГПК РФ) суд решил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Заслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, суд считает, что в удовлетворении исковых требований администрации Троицкого муниципального района Челябинской области следует отказать, встречные исковые требования муниципального образования «город Троицк» в лице администрации г.Троицка Челябинской области удовлетворить на основании следующего.
В соответствии со ст. 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем признания права.
В пункте 59 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10, Пленума ВАС РФ № 22 от 29 апреля 2010 года «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что, если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права.
Согласно п. 3 ст. 218 ГК РФ в случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.
В соответствии со ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В пункте 1 статьи 225 ГК РФ указано, что бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Бесхозяйная недвижимая вещь, не признанная по решению суда поступившей в муниципальную собственность, может быть вновь принята во владение, пользование и распоряжение оставившим ее собственником либо приобретена в собственность в силу приобретательной давности (п. 3 ст. 225 ГК РФ).
Порядок признания права собственности на бесхозяйную недвижимую вещь за органом, уполномоченным управлять муниципальным имуществом, определен гл. 33 ГПК РФ.
На основании ч. 2 ст. 293 ГПК РФ суд, признав, что недвижимая вещь не имеет собственника или собственник недвижимой вещи неизвестен, и она принята на учет в установленном порядке, принимает решение о признании права муниципальной собственности либо собственности города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга на эту вещь.
Частью 3 статьи 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что принятие на учет в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования, бесхозяйных недвижимых вещей относится к компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Приказ Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931 устанавливает единый для Российской Федерации порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей.
В соответствии с п. 5 Приказа Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года № 931 «Об установлении Порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей» принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
В заявлении указываются: вид объекта недвижимости, его кадастровый номер, адрес (при наличии), сведения о заявителе, а также сведения о собственнике в случае, если принятие объекта недвижимости на учет в качестве бесхозяйного осуществляется в связи с отказом лица (лиц) от права собственности на объект недвижимости.
03 августа 2016 года Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области, указанный объект недвижимости - сооружение газоснабжение жилых домов УЖКХ <адрес>, с кадастровым номером №, по заявлению администрации Троицкого муниципального района Челябинской области, был принят на учет в качестве бесхозяйного, о чем внесена запись в ЕГРН. До настоящего времени объект недвижимости не снят с учета в качестве бесхозяйного. Согласно выписке из ЕГРН по данному объекту ограничения (обременения) права не зарегистрированы, правопритязаний на него нет (л.д. 15, 16).
По сообщениям Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области, Министерства промышленности и природных ресурсов Челябинской области, Управления муниципальным имуществом и земельными отношениями Троицкого муниципального района, указанный объект в федеральной собственности, собственности Челябинской области не значится (л.д. 4-13).
Достоверно установлено и сторонами не оспаривается, что объект недвижимости - сооружение газоснабжение жилых домов УЖКХ <адрес> с кадастровым номером № расположен на территории муниципального образования «город Троицк» Челябинской области (л.д. 44-79).
Из материалов гражданского дела усматривается, что данный объект недвижимости состоит в реестре муниципальной собственности двух муниципальных образований: Троицкий муниципальный район и Троицкий городской округ Челябинской области (л.д. 13, 14).
Муниципальным образованием «город Троицк» Челябинской области в лице администрации г.Троицка Челябинской области в обоснование требований о признании права собственности на объект недвижимости - сооружение газоснабжение жилых домов УЖКХ <адрес>, с кадастровым номером № представлены договор безвозмездного пользования от 10 января 2008 года, дополнительное соглашение от 04 февраля 2008 года, постановление от 18 мая 1999 года № «О передаче газовых емкостных установок, надземных и подземных газопроводов г.Троицка» с перечнем данных установок и сооружений (л.д. 98-108, 129-141).
Так, Постановлением ВС РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» закреплено разделение государственной собственности на федеральную, областную и муниципальную.
В пункте 2 Постановления ВС РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 указано, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении 3 к настоящему Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность городов (кроме городов районного подчинения) и районов (кроме районов в городах).
Кроме того, объекты, указанные в Приложении 3 вышеназванного Постановления являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу прямого закона, независимо от того, оформлено право муниципальной собственности на эти объекты в установленном порядке или нет (п.5 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11 июня 1997 года №15 «Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий».)
В Приложении 3 Постановления ВС РФ от 27 декабря 1991 года № 3020-1 определено, что к объектам муниципальной собственности относятся объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Совета народных депутатов:
жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения;
жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты, перечисленные в данном приложении;
объекты инженерной инфраструктуры городов (за исключением входящих в состав имущества предприятий), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;
другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации).
В соответствии с пп.3 п.1 ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают, в том числе из судебного решения.
Согласно п.2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом.
В силу п.1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации.
Местное самоуправление в Российской Федерации - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов Российской Федерации, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.
Владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения является одним из вопросов местного значения (п.3 ч.1 ст. 14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ).
В соответствии с п.4 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ организация в границах поселения электро-, тепло-газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации также является одним из вопросов местного значения.
В целях реализации данных полномочий требование муниципального образования «город Троицк» Челябинской области в лице администрации г.Троицка Челябинской области о признании права собственности на бесхозяйный объект недвижимого имущества, а именно: газоснабжение жилых домов УЖКХ <адрес>, с кадастровым номером № подлежит удовлетворению, администрации Троицкого муниципального района Челябинской области в иске следует отказать.
В силу ст.196 ГПК РФ суд рассматривает дело в рамках заявленных требований.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ «░░░░░ ░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: