Дело № 2-2122/2015
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11марта 2015 года город Архангельск
Октябрьский районный суд города Архангельска в составе
председательствующего судьи Розановой Т.О.,
при секретаре судебных заседаний Белоус Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Березина В. А. о признании незаконным бездействия мэрии города Архангельска по предоставлению места в дошкольном образовательном учреждении, обязании мэрии города Архангельска предоставить место по переводу,
у с т а н о в и л :
Березин В.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия мэрии города Архангельска по предоставлению места в дошкольном образовательном учреждении, обязать мэрии города Архангельска предоставить место по переводу.
В обоснование заявленных требований указал, что обратился в суд с м заявлением о понуждении к предоставлению места в муниципальном дошкольном образовательном учреждении. ДД.ММ.ГГГГ Октябрьский районный суд г. Архангельска обязал мэрию города Архангельска организовать предоставление общедоступного бесплатного дошкольного образования несовершеннолетнему сыну Березина В.А. - Березину М., путем приема в муниципальное образовательное учреждение муниципального образования «Город Архангельск», реализующее основные общеобразовательные программы дошкольного образования. Во исполнении указанного решения суда Березину М. было предоставлено место в ДОУ МБОУ, которое расположено за пределами территории на котором фактически проживает семья. На основании изложенного, просит обязать мэрию г. Архангельска предоставить место в муниципальном дошкольном образовательном учреждении в группе полного дня на территории МО "Город Архангельск" на территории, закрепленной за территорией на которой проживает семья заявителя, обязать мэрии города Архангельска предоставить место по переводу в одно из учреждений, закрепленных за территорией, на которой проживает семья заявителя.
В судебное заседание Березин В.А. не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель мэрии города Архангельска Плотникова С.В. с заявленными требованиями не согласилась. Пояснила, что право сына заявителя - Березина М.В. на предоставление места в детском дошкольном образовательном учреждении было реализовано: на основании решения суда было предоставлено место в МБДОУ. Бездействие в переводе ребенка из одной организации в другую отсутствует, поскольку в настоящее время свободных мест в детских учреждениях, указанных истцом в заявлении о переводе не имеется. Кроме того, в порядке перевода на места в указанном детском саду претендует еще несколько детей заявления от родителей которых на перевод были поданы раньше заявления законного представителя Березина В.А. Отметила, что очередность по рассмотрению заявлений о переводе ребенка из одного учреждения в другое в настоящее время Порядком № от 21.08.29013г., согласно которому такие заявления рассматриваются в третью очередь. Право на перевод не зависит от права первоочередного либо внеочередного предоставления места в дошкольном учреждении, которое заявителем было реализовано.
Заслушав представителя мэрии города Архангельска, исследовав материалы дела, материалы гражданского дела, оценив все в совокупности с нормами действующего законодательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Пунктом 1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» к решениям отнесены акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, их должностных лиц, государственных, муниципальных служащих и приравненных к ним лиц, принятые единолично или коллегиально, содержащие властное волеизъявление, порождающее правовые последствия для конкретных граждан и организаций.
В соответствии с п. 25 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 при рассмотрении дела по существу суду надлежит выяснять:
имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия;
соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами; соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).
В соответствии со статьей 43 Конституции Российской Федерации каждому гражданину гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Закрепляя право на общедоступное, бесплатное дошкольное образование в государственных или муниципальных учреждениях, Конституция Российской Федерации определяет обязанность государства и муниципальных образований предоставлять место в дошкольном детском учреждении, сохранять в достаточном количестве имеющиеся дошкольные образовательные учреждения и при необходимости расширять их.
Статьей 1 Закона Архангельской области от 23 сентября 2004 года № 258-внеоч.-ОЗ «О статусе и границах территорий муниципальных образований в Архангельской области» муниципальное образование «Город Архангельск» (административный центр - город Архангельск) наделено статусом городского округа.
В силу подпункта 13 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относятся организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях, создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях.
Аналогичные полномочия отнесены к вопросам местного значения муниципального образования «Город Архангельск» пунктом 13 части 1 статьи 6 Устава муниципального образования «Город Архангельск».
Таким образом, на орган местного самоуправления возложена обязанность организации предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования.
Из материалов дела следует, что решением Октябрьского районного суда города Архангельска от 25 ноября 2013 года по делу № 2-8564/2013, вступившим в законную силу, заявление Березина В.А. к мэрии города Архангельска о возложении обязанности предоставить место в детском дошкольном учреждении удовлетворено, на мэрию города Архангельска возложена обязанность организовать предоставление общедоступного бесплатного образования Березину М. В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, путем приема в муниципальное дошкольное учреждение на территории муниципального образования «Город Архангельск».
Во исполнение решения суда приказом от ДД.ММ.ГГГГ и.о. директора департамента образования мэрии города Архангельска № Березину М.В. было предоставлено место в МБОУ ООШ № 12, которое в соответствии с постановлением № от 30.09.2013г. реорганизовано в МБОУ «Детский сад комбинированного вида № 61».
Березин М.В.ДД.ММ.ГГГГ обратился в мэрию города с заявлением о переводе сына Березина В.А. в другое дошкольное учреждение, указав перечень четырех учреждений в заявлении.
Заявитель полагает, что со стороны мэрии города Архангельска имеет место бездействие.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства в их совокупности, дав им оценку применительно к требованиям статьи 67 ГПК РФ, суд приходит к выводу о том, что какое-либо бездействие со стороны мэрии города Архангельска в части перевода Б из одного детского дошкольного учреждения в другое отсутствует.
Постановлением мэрии города Архангельска от 21 августа 2013 года № 554 утвержден Порядок комплектования муниципальных образовательных организаций муниципального образования «Город Архангельск», реализующих образовательные программы дошкольного образования, находящихся в ведении департамента образования мэрии города Архангельска (далее Порядок).
Согласно пунктам 1.1 - 1.3, 2, 4 Порядка комплектование организаций осуществляется на территории муниципального образования «Город Архангельск» согласно нормативному правовому акту, установленному мэрией города Архангельска, о закреплении организаций за конкретными территориями муниципального образования «Город Архангельск», при наличии свободных мест в организации, в порядке очередности поступления заявлений родителей (законных представителей), в следующей последовательности:
в первую очередь - детьми, имеющими право на внеочередной прием в организацию;
во вторую очередь - детьми, имеющими право на первоочередной прием в организацию;
в третью очередь - воспитанниками, при переводе их по заявлению родителей (законных представителей) из одной организации в другую организацию;
в четвертую очередь - детьми, имеющими общие основания для предоставления места в организации.
Комплектование организаций на новый учебный год проводится с 15 апреля до 1 сентября ежегодно. Ежемесячно проводится доукомплектование организаций на освободившиеся места на 20 число каждого месяца. При разделении очереди по возрастным категориям учитывается дата рождения ребенка: так дети, рожденные до 15 ноября включительно, зачисляются в более старшую возрастную категорию; дети, рожденные после 15 ноября, - в более младшую возрастную категорию. В организации, как правило, принимаются дети в возрасте от полутора до семи лет.
Решение о комплектовании организаций принимается комиссией по комплектованию муниципальных образовательных организаций муниципального образования «Город Архангельск», реализующих образовательные программы дошкольного образования (далее - комиссия), действующей на основании положения, которое утверждается приказом директора департамента образования. Списки детей, направленных в организации, утверждаются приказом директора департамента образования.
Следовательно, при достижении ребенком указанного возраста и наличии заявления родителей, поданного в установленном порядке, ребенок должен быть обеспечен местом в детском дошкольном учреждении.
Вместе с тем данный Порядок не устанавливает обязанность департамента образования предоставить место ребенку в детском саду, расположенном рядом с местом проживания ребенка.
Законодательство не содержит требований о предоставлении места в детском дошкольном образовательном учреждении, расположенном рядом с домом, где проживет ребенок, следовательно, права заявителя и ее несовершеннолетнего сына предоставлением места в дошкольной группе муниципального бюджетного образовательного учреждения муниципального образования «Город Архангельск» «Основная общеобразовательная школа № 12», нарушены не были. Перевод, как и зачисление, детей в детские сады г. Архангельска осуществляются в соответствии с вышеуказанным Порядком, при наличии свободных мест в учреждениях в порядке очередности подачи заявления.
Материалами дела установлено, что право несовершеннолетнего Березина М. на получение общедоступного бесплатного дошкольного образования было реализовано - ему было предоставлено место в в дошкольной группе муниципального бюджетного образовательного учреждения муниципального образования «Город Архангельск» «Основная общеобразовательная школа № 12».
Законный представитель Березин В.А. обратился с заявлением о переводе ребенка в иные учреждения.
Между тем, о переводе в указанные учреждения было заявлено и иными родителями в отношении детей, той же возрастной категории, что и Березин М., в более ранние сроки были поданы заявления других родителей.
Согласно пояснениям представителя мэрии города Архангельска места указанным детям в указанные заявителем дошкольные учреждения в настоящее время в порядке перевода не предоставлены.
Из сообщения Департамента образования мэрии г. Архангельска от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что в настоящее время Березин М. зарегистрирован в льготной очереди для дальнейшего перевода одно из в муниципальных дошкольных образовательных учреждений: детские сады № 16, 11, 154, 172 на основании заявления отца от ДД.ММ.ГГГГ. Установлено и письменными материалами дела подтверждается, что свободных мест в перечисленных детских учреждениях не имеется. Перевод Б. М. в детский сад будет осуществлен в порядке очереди при наличии свободных мест.
Таким образом, заявление Березина В.А. удовлетворению не подлежит, действия мэрии г. Архангельска по переводу Б. М. в другое детское дошкольное учреждение законны и обоснованны и оснований для возложения на мэрию г. Архангельска обязанности перевести несовершеннолетнего Березина М. в одно из детских дошкольных учреждений, расположенных в непосредственной близости от места жительства, не имеется.
Поскольку на перевод детей из одной организации в другую наличие льгот не распространяется, зачисление осуществляется при наличии свободных мест в порядке очередности поступления заявлений родителей, заявление от Березина В.А. поступило после заявлений от других родителей, право Березина М. на перевод из одной организации в другую в настоящее время нарушенным не является. Доказательства, свидетельствующие о бездействии мэрии города Архангельска в указанной части, отсутствуют.
В этой связи, оснований для удовлетворения заявленных требований суд не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
р е ш и л :
в удовлетворении заявления Березина В. А. о признании незаконным бездействия мэрии города Архангельска по предоставлению места в дошкольном образовательном учреждении, обязании мэрии города Архангельска предоставить место по переводу - отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Октябрьский районный суд города Архангельска.
Мотивированное решение суда изготовлено 16 марта 2015 года.
Судья Т.О. Розанова