Дело № 2-811/2023
11RS0004-01-2023-000675-27
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
Печорский городской суд Республики Коми в составе:
судьи Литвиненко С.К.,
при секретаре судебного заседания Макаровой В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 30 июня 2023 года в г. Печоре дело по иску ГБУ РК «Комплексный центр социальной защиты населения города Печоры» к наследуемому имуществу Владимировой Е. В., **.**.** года рождения, умершей **.**.**, о взыскании необоснованно полученной субсидии на оплату жилого помещения и республиканской ежемесячной денежной выплаты,
установил:
ГБУ РК «Комплексный центр социальной защиты населения города Печоры» обратилось в суд с иском о взыскании с наследуемого имущества Владимировой Е.В., умершей **.**.** в кассу ГБУ РК «ЦСЗН г. Печоры» необоснованно полученные социальные выплаты в виде компенсации на оплату жилого помещения и коммунальные услуги за период с **.**.** по **.**.**, республиканской ежемесячной выплаты за период с **.**.** по **.**.**, республиканской ежемесячной выплаты за 2018-2021. В обоснование иска указав, что Владимирова Е.В. являлась получателем мер социальной поддержки по категории – ветеран труда. Ей предоставлялась мера социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: Республика Коми, ********** **.**.** на основании личного заявления и представленных документов. С **.**.** предоставление указанной меры было приостановлено на основании п. 3 ст. 160 ЖК РФ. Кроме того, Владимировой Е.В. предоставлялась республиканская денежная выплата по категории: ветеран труда с **.**.** на основании личного заявления и представленных документов. Также Владимирова Е.В. являлась получателем республиканской денежной выплаты в соответствии со ст. 10.1 Закона Республики Коми от 12.11.2004 №55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми».
**.**.** на основании сведений, поступивших из отдела ЗАГСа г.Печора было выявлено, что Владимирова Е.В. умерла **.**.**.
Сумма излишне выплаченной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг составила 2026 рублей. Сумма излишне выплаченной республиканской денежной выплаты по категории «ветеран труда» составила 26246,76 рублей, Сумма излишне выплаченной республиканской денежной выплаты за 2018-2021 года составила 8000 рублей: 2018 год – 1000 рублей, 2019 год – 1000 рублей, 2020 год – 3000 рублей, 2021 год – 3000 рублей.
ГБУ РК «ЦСЗН г.Печоры» просит суд взыскать необоснованно полученную сумму компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг за период с **.**.** по **.**.** в размере 2026 руб., излишне выплаченную республиканскую ежемесячную денежную выплату по категории «ветеран труда» за период с **.**.** по **.**.** в размере 26246,76 рублей, республиканскую денежную выплату за 2018-2021 год размере 8000 руб. с наследуемого имущества Владимировой Е. В. в кассу ГБУ РК «ЦСЗН г.Печоры».
Дело рассматривается в порядке ст.167 ГПК РФ в отсутствие представителя истца, представившего в суд ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя учреждения, указав, что в настоящее время взыскиваемая сумма в кассу центра не возвращена, согласны на вынесение заочного решения (л.д. 39, 54).
Судом к участию в деле в качестве ответчика привлечен наследник умершей Владимировой Е.В. - Гаранин А. Р..
Дело рассматривается в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие ответчика, извещенного о времени месте судебного заседания надлежащим образом (л.д. 56 об.ст.). Представитель ответчика Гаранина А.Р. – Гаранина М.В., действующий на основании нотариальной доверенности **********9 от **.**.**, представила отзыв на исковое заявление, в котором указывает, что ответчик исковые требования не признает, поскольку указанного неосновательного обогащения не получил. Кроме того, определением Арбитражного суда Республики Коми от **.**.** №А29-12547/2020 в отношении Гаранина А.Р. введена процедура банкротства – реструктуризация долгов гражданина, финансовым управляющим назначен Долгачев Ю.А., в связи с чем просят производство по делу прекратить, передать иск по подсудности в Арбитражный суд Республики Коми (л.д. 59).
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, в котором развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Государственную политику, связанную с предоставлением гражданам льгот и мер социальной поддержки, установленных законодательством Российской Федерации, определяет Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ «О государственной социальной помощи».
В соответствии со ст.1 указанного Федерального закона социальная доплата к пенсии - предоставление гражданину (пенсионеру) денежной суммы к страховой пенсии и (или) к пенсионному обеспечению, осуществляемому за счет средств федерального бюджета, с учетом денежных выплат и отдельных мер социальной поддержки, предоставляемых в натуральной форме, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, до величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона от 24 октября 1997 года N 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон «О прожиточном минимуме в Российской Федерации») в субъектах Российской Федерации по месту его жительства или месту пребывания, за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Социальная доплата к пенсии состоит из федеральной социальной доплаты к пенсии или региональной социальной доплаты к пенсии.
Меры социальной поддержки ветеранов труда определяются Законом Республики Коми от 12.11.2004 N 55-РЗ (ред. от 27.10.2016) «О социальной поддержке населения в Республике Коми» (принят ГС РК 28.10.2004).
Согласно ст. 12 Закона ветеранам труда Республики Коми предоставляются меры социальной поддержки, в том числе компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (кроме услуг и работ по управлению многоквартирным домом и взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме).
Правила и формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, в том числе по переданным полномочиям по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг, установленным федеральным законодательством, утверждены постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009 № 115 «Об утверждении Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, Порядка и условий выплаты компенсации стоимости твердого топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого твердого топлива и внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 31 декабря 2004 г. N 280 "О мерах по реализации Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми» (далее – Правила).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что для предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг гражданин (лицо, являющееся его представителем в соответствии с законодательством Российской Федерации) (далее - заявитель) представляет в центр или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ) по месту жительства заявление о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также иные документы, в том числе справку о регистрации по месту жительства о составе семьи с указанием степени родства членов семьи и общей площади занимаемого жилого помещения (повторно представляется в случаях изменения места жительства гражданина и (или) состава его семьи, и (или) размера общей площади занимаемого жилого помещения).
В ходе судебного заседания установлено, что **.**.** Владимирова Е.В. обратилась в ГБУ РК «ЦСЗН г.Печоры» с заявлением о предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг с приложением соответствующих документов (л.д. 13).
Согласно уведомления №... от **.**.** в связи с имеющейся задолженностью по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по адресу: Республика Коми, **********, на основании ч. 3 ст. 160 ЖК РФ, принято решение о прекращении выплаты денежной компенсации (л.д. 14).
**.**.** на основании сведений, поступивших из отдела ЗАГСа г.Печоры было выявлено, что Владимирова Е.В. умерла **.**.** (л.д. 15).
Как следует из п.18 Правил перечисление компенсации прекращается: в том числе в связи со смертью получателя мер социальной поддержки, а также признание его в установленном порядке умершим или безвестно отсутствующим.
Центром был произведен перерасчет мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг за период с **.**.** по **.**.** сумма излишне выплаченной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг составила 2 026 руб.
Одновременно с мерами социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг Владимировой Е.В. предоставлялась республиканская денежная выплата по категории: ветеран труда Республики Коми.
Республиканская денежная выплата была назначена Владимировой Е.В. на основании личного заявления от **.**.** и соответствующих документов (л.д. 9).
Постановлением Правительства РК от 31.12.2004г. № 280 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми» утвержден Порядок и условия выплаты республиканской ежемесячной денежной выплаты, республиканской ежегодной денежной выплаты и пособия на оплату проезда в пассажирском транспорте.
Согласно п.2 Порядка назначение и выплата республиканской ежемесячной денежной выплаты осуществляется государственным учреждением Республики Коми - центром по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения (далее - центр) по месту жительства или месту пребывания гражданина, имеющего право на их получение (далее - гражданин).
Согласно п.9 Порядка выплата компенсации прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили следующие обстоятельства: смерть гражданина либо вступление в силу решения суда об объявлении гражданина умершим или решения о признании его безвестно отсутствующим.
Таким образом, суд приходит к выводу, что в период с **.**.** по **.**.** республиканская денежная выплата предоставлялась Владимировой Е.В. необоснованно.
Сумма излишне выплаченной республиканской денежной выплаты составила 26 246,76 руб.
В соответствии со ст. 10.1 Закона Республики Коми от 12.11.2004 №55-РЗ «О социальной поддержке населения в республике Коми» Владимирова Е.В. также являлась получателем республиканской денежной выплаты.
Пунктом 5 Постановления Правительства Республики Коми от 31.12.2004 №280 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми» утвержден размер республиканской денежной выплаты в связи с празднованием Дня Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов для лиц, имеющих право на ее получение в соответствии со статьей 10.1 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми», - 1000 рублей на 2018, 2019 года; 3000 рублей на 2020, 2021 года.
Приложением №17 к Постановления Правительства Республики Коми от 31.12.2004 №280 «О мерах по реализации Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми» утвержден Порядок и условия назначения указанной выплаты.
Таким образом, суд приходит к выводу, что республиканская денежная выплата за 2018 год – 1 000 рублей, за 2019 год – 1 000 рублей, за 2020 год – 3 000 рублей, за 2021 год – 3 000 рублей выплачены Владимировой Е.В. необоснованно.
Общая сумма необоснованно полученной республиканской денежной выплаты за 2018-2021 года составила 8 000 руб.
В соответствии с п. 1 ст. 418 ГК РФ обязательство прекращается смертью должника, если исполнение не может быть произведено без личного участия должника, либо обязательство иным образом неразрывно связано с личностью должника.
Из указанной правовой нормы следует, что смерть гражданина-должника влечет прекращение обязательства, если только обязанность его исполнения не переходит в порядке правопреемства к наследникам должника или иным лицам, указанным в законе.
В силу п.1 ст. 1175 ГК РФ наследники, принявшие наследство, отвечают по долгам наследодателя солидарно (статья 323). Каждый из наследников отвечает по долгам наследодателя в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Кредиторы наследодателя вправе предъявить свои требования к принявшим наследство наследникам (пункт 3 статьи 1175 ГК РФ).
Из разъяснений, содержащихся в пункте 60 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9), следует, что ответственность по долгам наследодателя несут все принявшие наследство наследники независимо от основания наследования и способа принятия наследства, а также Российская Федерация или муниципальные образования, в собственность которых переходит выморочное имущество в порядке наследования.
Следовательно, наследник должника при условии принятия им наследства становится должником перед кредитором в пределах стоимости перешедшего к нему наследственного имущества.
Согласно ответа нотариуса Печорского нотариального округа Курьяновой Т.А. в производстве нотариуса имеется наследственное дело №... к имуществу Владимировой Е. В., **.**.** года рождения, проживавшей по адресу: Республика Коми, **********, умершей **.**.**.
Наследственное дело открыто на основании заявления о фактическом принятии наследства по закону сыном наследодателя – Гараниным А. Р., **.**.** года рождения уроженцем **********, зарегистрированным по месту жительства по адресу: Республика Коми, **********.
В состав наследственного имущества входит: денежные вклады на дату смерти наследодателя – 174 472,07 руб.; гараж, расположенный по адресу: **********, кадастровая стоимость на дату смерти наследодателя – 277 255,40 рублей; права ПНВ земельным участком, площадью 72 кв.м., с кадастровым номером №..., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, Ориентир садовый участок. Почтовый адрес ориентира: ********** кадастровая стоимость объекта недвижимости на дату смерти наследодателя – 38 960 рублей; садовый домик, находящийся по адресу: **********, кадастровая стоимость на дату смерти наследодателя – 35 753,43 рубля (л.д.32).
Судом установлено, что определением Арбитражного суда Республики Коми от **.**.** дело № А29-12547/2020 в отношении Гаранина А.Р. введена процедура реструктуризации долгов, финансовым управляющим утвержден Долгачев Ю. А. (л.д.60-61, 69).
В соответствии с пунктом 1 и абзацем 3 пункта 2 статьи 213.11 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" с даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введения реструктуризации его долгов вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.
С даты вынесения арбитражным судом определения о признании обоснованным заявления о признании гражданина банкротом и введении реструктуризации его долгов наступают следующие последствия: требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением текущих платежей, требования о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными сделок и о применении последствий недействительности ничтожных сделок могут быть предъявлены только в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Исковые заявления, которые предъявлены не в рамках дела о банкротстве гражданина и не рассмотрены судом до даты введения реструктуризации долгов гражданина, подлежат после этой даты оставлению судом без рассмотрения.
Поскольку на момент рассмотрения дела Печорским городским судом в отношении Гаранина А.Р. введена процедура реструктуризации долгов, суд приходит к выводу об оставлении без рассмотрения данных исковых требований в силу абзаца третьего пункта 2 статьи 213.11 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Руководствуясь ст.ст.222, 224–225 ГПК РФ, суд
определил:
░░░ ░░░ ░░ «░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░. ░., **.**.** ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ **.**.**, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 15 ░░░░.
░░░░░ - ░.░. ░░░░░░░░░░