Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2806/2019 ~ М-2597/2019 от 07.08.2019

Дело № 2-2806/2019

УИД 86RS0007-01-2019-003638-98

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 октября 2019 года                  г.Нефтеюганск.

    Нефтеюганский районный суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе председательствующего судьи Фоменко И.И., при секретаре Султановой А.Ф., с участием помощника Нефтеюганского межрайонного прокурора – Кинзина М.С., представителя истца – Мельниковой Т.И., ответчиков Козлова Н.А. и Козловой К.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску МО «Нефтеюганский район» в лице Департамента имущественных отношений к Козловым НА, КН и АН о выселении из приспособленного для проживания строения без предоставления мер социальной поддержки,

установил:

МО «Нефтеюганский район» в лице Департамента имущественных отношений обратилось в суд с иском о выселении ответчиков Козловых из приспособленного для проживания строения, расположенного по адресу: (адрес), без предоставления мер социальной поддержки, предусмотренных подпрограммой III муниципальной Программы «Обеспечение доступным и комфортным жильём жителей Нефтеюганского района в 2019-2024 годах и на период до 2030 года», утвержденной постановлением администрации Нефтеюганского района от 31.10.2016 № 1803-па-нпа.

Требования мотивированы тем, что на территории Нефтеюганского района проводятся мероприятия по улучшению жилищных условий жителей Нефтеюганского района в соответствии с Постановлением администрации Нефтеюганского района от 31.10.2016 № 1803-па-нпа (с изм.) «Об утверждении муниципальной программы «Доступное жилье - жителям Нефтеюганского района на 2019-2024 годах и на период до 2030 года», в рамках которой действует подпрограмма III «Обеспечение граждан мерами государственной поддержки по улучшению жилищных условий».

    Приспособленное для проживания вышеуказанное строение, в котором ответчик Козлов Н.А. зарегистрирован с (дата), а Козлова К.Н. и Козлов А.Н. – с (дата), включено в реестр приспособленных для проживания строений в гп.Пойковский, ликвидируемых в рамках названной муниципальной программы. Однако, решением жилищной комиссии от (дата) Козловым отказано в предоставлении субсидии в рамках вышеуказанной муниципальной программы в связи с ухудшением своих жилищных условий.

Поскольку ответчики не являются участниками подпрограммы, уведомлением от (дата) последним предложено в месячный срок с момента его получения освободить занимаемое помещение и сняться с регистрационного учета, которое ответчиками получено, но оставлено без внимания.

Представитель истца в судебном заседании требования поддержала на основании доводов, изложенных в исковом заявлении, обратив внимание суда на то, что ответчиками не представлено доказательств, что строение, из которого они подлежат выселению, является капитальным, недвижимым.

Ответчики Козловы в судебном заседании с иском согласились, Козлов Н.А. суду пояснил, что участок с вагон-домом он купил у организации, в которой работал. Вагон-дом они разобрали и на его месте построили новый дом на железобетонном фундаменте, где живут по настоящее время, состоя на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма.

Ответчик Козлов А.Н. в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица МУ «Администрация гп.Пойковский» в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещены надлежащим образом.

Руководствуясь статьей 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся ответчика и представителя третьего лица.

Заслушав стороны, исследовав материалы дела, выслушав заключение прокурора об отказе в удовлетворении иска, суд приходит к следующему.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 2 Закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 6 июля 2005 г. № 57-оз "О регулировании отдельных жилищных отношений в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" к полномочиям Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в области жилищных отношений отнесены разработка, утверждение и реализация целевых программ автономного округа.

Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 27.07.2018 N 226-п "О модельной государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, порядке принятия решения о разработке государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, их формирования, утверждения и реализации и плане мероприятий по обеспечению разработки, утверждению государственных программ Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в соответствии с национальными целями развития" регламентирован порядок принятия и разработка государственных программ, а также определено финансирование, которое осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджета автономного округа, федеральных средств, средств местных бюджетов и иных источников финансирования (статья 11).

Из содержания названных постановлений следует, что оказание мер социальной поддержки в рамках региональной целевой программы и входящих в ее состав подпрограмм осуществляется на условиях финансирования из бюджета автономного округа.

05.10.2018 Постановлением Правительства ХМАО – Югры N 346-п "О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Развитие жилищной сферы" утверждена названная государственная программа, в рамках которой определен Порядок предоставления субсидий из бюджета Ханты-Мансийского автономного округа - Югры бюджетам муниципальных образований Ханты-Мансийского автономного округа - Югры для реализации полномочий в области жилищных отношений (далее - Порядок), пункт 1 которого определяет правила и условия обеспечения мерой государственной поддержки автономного округа в виде субсидий бюджетам муниципальных образований автономного округа (городских округов и муниципальных районов) на софинансирование реализации программ муниципальных образований автономного округа.

Согласно пункту 3 Порядка, субсидии на реализацию программ муниципальных образований автономного округа по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений используются на ликвидацию и расселение приспособленных для проживания строений, включенных в реестр таких строений на 1 января 2012 года, включая строения, право собственности на которые оформлено в судебном порядке в период с 1 января 1995 года до 1 марта 2005 года.

Под ликвидацией приспособленных для проживания строений понимается выведение их из эксплуатации путем отключения от систем тепло-, водо-, газо- и энергоснабжения, разбора, демонтажа, разрушения всех конструкций, вывоза и утилизации (уничтожения).

Расселение граждан, вселенных в строения до 1995 года и после 1 января 1995 года, не имеющих жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности или предоставленных им на основании договоров социального найма на территории Российской Федерации, включенных в реестры строений на 1 января 2012 года, устанавливаются в программах муниципальных образований автономного округа.

Постановлением администрации Нефтеюганского района от 31.10.2016 № 1803-па-нпа в редакции постановления администрации Нефтеюганского района от 03.09.2019 № 1849-па-нпа, утверждена муниципальная программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Нефтеюганского района в 2019-2024 годах и на период до 2030 года», в рамках которой действует подпрограмма III «Обеспечение граждан мерами государственной поддержки по улучшению жилищных условий».

В соответствии с пунктом 2 порядка реализации основного мероприятия «Расселение приспособленных для проживания строений, включенных в Реестры строений на 01.01.2012» приложения № 1 к муниципальной программе «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Нефтеюганского района в 2019-2024 годах и на период до 2030 года», участниками основного мероприятия являются граждане Российской Федерации и члены их семей, не имеющие жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности или предоставленных им на основании договоров социального найма:

- зарегистрированные и проживающие до 01.01.2012 и по настоящее время в приспособленных для проживания строениях;

-     зарегистрированные до 01.01.2012 в приспособленных для проживания строениях и изменившие адрес места регистрации на адрес предоставленного жилого помещения жилищного фонда специализированного и коммерческого использования;

-     зарегистрированные до 01.01.2012 и по настоящее время в приспособленных для проживания строениях и изменившие место жительства, в связи с невозможностью проживания по месту регистрации;

- зарегистрированные и проживающие в приспособленном для проживания строениях, включенных в Реестр строений на 01.01.2012, право собственности на которые оформлено в судебном порядке в период с 01.01.1995 по 01.03.2005;

-     проживающие, но не зарегистрированные в приспособленных для проживания строениях, в отношении которых имеется вступившее в силу решение суда о признании за ними факта проживания в приспособленном для проживания строении до 01.01.2012 и по настоящее время.

В судебном заседании установлено, что ответчики Козловы зарегистрированы и проживают по адресу: (адрес) – Козлов Н.А. с (дата), остальные с (дата), что подтверждается справкой о регистрации от (дата) и актом о фактическом проживании граждан от (дата).

По утверждению ответчика Козлова Н.А. (дата) он приобрел на предприятии ТОО «ЮТПС», в котором работал, вагон-дом (адрес) под , что подтверждает актом о приемке-передаче основных средств от (дата). В данном вагон-доме он проживал длительное время, после чего на его месте построил двухэтажный дом, в котором проживает с детьми по настоящее время. За оформлением дома никуда не обращался.

Как следует из заключения администрации гп.Пойковский и Акта от (дата) натурного обследования спорного земельного участка, расположенного по адресу: (адрес), земельный участок и расположенное на нем двухэтажное строение, находятся на территории балочного массива в зоне коммунально-складского назначения.

При этом, из содержания искового заявления следует, что спорное строение муниципальным имуществом не является, включено в реестр приспособленных для проживания строений, подлежащих ликвидации в рамках вышеуказанной программы.

Согласно выписке из протокола заседания жилищной комиссии при администрации Нефтеюганского района от (дата), Козлову А.Н. отказано в предоставлении субсидии в рамках вышеуказанной муниципальной программы по причине намеренного ухудшения своих жилищных условий, в связи с чем, (дата) в адрес ответчиков направлялось уведомление с предложением в месячный срок с момента получения уведомления, освободить занимаемое приспособленное для проживания помещение и сняться с регистрационного учета, которое ответчиками не исполнено.

В силу статьи 39 Гражданского процессуального кодекса РФ основание и предмет иска определяет истец.

В соответствии с частью 3 статьи 196 Гражданского процессуального кодекса РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Как разъяснено в пункте 5 части 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года N 23 "О судебном решении", заявленные требования рассматриваются и разрешаются по основаниям, указанным истцом.

Обращаясь же в суд с требованием о выселении Козловых из спорного строения, истец ссылается на пункт 28 Порядка реализации основного мероприятия «Расселение приспособленных для проживания строений, включенных в Реестры строений на 01.01.2012» (Приложение № 1 к муниципальной программе), согласно которому граждане, проживающие в приспособленных для проживания помещениях, но не являющиеся участниками мероприятия, обязаны освободить занимаемое приспособленное для проживания помещение в 30-тидневный срок с момента получения уведомления об освобождении строения. Их выселение осуществляется согласно действующему законодательству Российской Федерации.

Поскольку Козловы не являются участниками названной программы, следовательно, их выселение возможно только в соответствии с действующим законодательством.

Однако, ни в иске, ни в объяснениях представителя истца в судебном заседании, не указано на каком именно основании согласно действующему законодательству Российской Федерации подлежат выселению ответчики Козловы из спорного строения.

Между тем, в судебном заседании установлено, что строение, в котором в настоящее время зарегистрированы и проживают ответчики Козловы, отвечает признакам самовольной постройки.

Согласно абз. 1 пункта 1 статьи 222 Гражданского кодекса РФ самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные или созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные или созданные без получения на это необходимых в силу закона согласований, разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил, если разрешенное использование земельного участка, требование о получении соответствующих согласований, разрешений и (или) указанные градостроительные и строительные нормы и правила установлены на дату начала возведения или создания самовольной постройки и являются действующими на дату выявления самовольной постройки.

В силу пункта 2 статьи 222 Гражданского кодекса РФ лицо, осуществившее самовольную постройку, не приобретает на нее право собственности. Оно не вправе распоряжаться постройкой - продавать, дарить, сдавать в аренду, совершать другие сделки.

В ответе на вопрос № 35 Обзора судебной практики Верховного Суда РФ от 07.06.2006, 14.06.2006 "Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за первый квартал 2006 года" разъяснено, что из положений статьи 222 Гражданского кодекса РФ следует, что самовольная постройка не может являться объектом гражданских прав. Следовательно, указанная постройка не включается в состав жилищного фонда и не имеет статуса жилого помещения, поэтому лицо, которое возвело самовольную постройку, не может быть в ней зарегистрировано.

Поскольку у лица не возникает право на проживание в данном помещении, то вынесение судом решения о сносе самовольной постройки не затрагивает его право на владение и пользование указанным жилым помещением, поэтому оснований для предъявления отдельного требования о выселении лица из самовольно возведенных построек не имеется.

Следовательно, при подаче заявления о признании жилого помещения в установленном законом порядке самовольной постройкой не требуется дополнительно заявлять требование о выселении граждан из жилых построек, подлежащих в дальнейшем сносу, поскольку решением суда о сносе самовольно возведенного строения не нарушаются права гражданина на проживание в указанном жилом помещении.

Если гражданин зарегистрирован в самовольно возведенном жилом помещении, то в этом случае при подаче иска о сносе самовольно возведенного строения необходимо предъявлять также требование о выселении.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что выселение ответчиков Козловых из спорного строения только на основании пункта 28 Порядка реализации основного мероприятия «Расселение приспособленных для проживания строений, включенных в Реестры строений на 01.01.2012» невозможно, принимая во внимание к тому же, что последние состоят по месту жительства на учете граждан, нуждающихся в жилых помещениях по договорам социального найма из муниципального жилищного фонда.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований МО «Нефтеюганский район» в лице Департамента имущественных отношений о вселении Козловых НА, КН и АН из приспособленного для проживания строения, расположенного по адресу: (адрес), без предоставления другого жилого помещения и мер социальной поддержки, предусмотренных подпрограммой III муниципальной программы «Обеспечение мерами государственной поддержки по улучшению жилищных условий», утвержденной постановлением администрации Нефтеюганского района от 31.10.2016 № 1803-па-нпа – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры через Нефтеюганский районный суд.

    В окончательной форме решение принято 10.10.2019.

СУДЬЯ

2-2806/2019 ~ М-2597/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Нефтеюганский межрайонный прокурор
МО Нефтеюганский р-н в лице Департамент имущественных отношений Нефтеюганского р-на
Ответчики
Козлов Андрей Николаевич
Козлова Ксения Николаевна
Козлов Николай Анатольевич
Другие
МУ "Администрация городского поселения Пойковский"
Суд
Нефтеюганский районный суд Ханты - Мансийского автономного округа - Югры
Судья
Фоменко Игорь Иванович
Дело на странице суда
uganskray--hmao.sudrf.ru
07.08.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
08.08.2019Передача материалов судье
12.08.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.08.2019Подготовка дела (собеседование)
27.08.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.09.2019Судебное заседание
30.09.2019Судебное заседание
04.10.2019Судебное заседание
10.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.10.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.02.2020Дело оформлено
02.02.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее