УИД 10RS0011-01-2023-013312-85
(№5-786/2023)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
27 ноября 2023 г. г. Петрозаводск
Резолютивная часть постановления объявлена 27 ноября 2023 года
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия (Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Красная, д. 33) Нуриева Анна Валерьевна, при секретаре Ординой В.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении
Общества с ограниченной ответственностью «АВС» (далее – ООО «АВС»), <данные изъяты>
установил:
ООО «АВС», расположенное по адресу: <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ в 15 час. 00 мин. по адресу осуществления своей деятельности: <адрес> нарушило п.1 ст.9, абз.2, 4 п.1 ст.10, п.2 ст.10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», п.12 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», пп. «б», «в», «г», «д», «и», «м», «н», «о», «п», «с», «т», «у» п.5 Положения о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 № 1661, п.29, п.32 Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения, утвержденного приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 №503, п.5, п.6, п.133, п.141 Правил безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 №531, п.212, п.214, п.215, п.219, п.222, п.228, п.229, п.267, п.305 Правил промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением, утвержденных приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 № 536, а именно:
- отсутствует лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III класса опасности;
- отсутствуют документы, подтверждающие эксплуатацию технических устройств, применяемых на объекте, в пределах установленных показателей эксплуатации этих технических устройств (назначенного срока службы и (или) установленного ресурса);
- отсутствуют документы, подтверждающие ввод в эксплуатацию объекта;
- не соблюдается установленный федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности порядок проведения технического расследования причин аварий и инцидентов;
- не приняты в соответствии с техническими регламентами меры по обеспечению безопасности технических устройств, применяемых на объекте, а также меры по обеспечению безопасности технических устройств, предусмотренных их руководствами (инструкциями) по эксплуатации, в том числе при вводе их в эксплуатацию, использовании по прямому назначению, техническом обслуживании, всех видах ремонта, периодическом диагностировании, испытании, перевозке, упаковке, консервации и хранении;
- отсутствуют документы, подтверждающие применение на объекте технических устройств, соответствующих требованиям технических регламентов, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности или до их вступления в силу требованиям промышленной безопасности, установленным нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренными статьей 49 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании»;
- не укомплектован штат работников, соответствующих требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности;
- отсутствуют документы, подтверждающие функционирование приборов и систем контроля, управления, сигнализации, оповещения и противоаварийной автоматической защиты технологических процессов на объектах - в случаях, если обязательность наличия таких приборов и систем предусмотрена федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности или до их вступления в силу требованиями промышленной безопасности, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренными статьей 49 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании»;
- отсутствует заключенный в соответствии с федеральными законами «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на объекте;
- отсутствует план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объекте;
- отсутствует заключенный в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» договор на обслуживание с профессиональной аварийно-спасательной службой или формированием;
- отсутствует созданный в соответствии с законодательством Российской Федерации резерв финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий;
- в ООО «АВС», из числа руководителей или инженерно-технических работников, прошедших аттестацию в области промышленной безопасности, не назначено лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию опасного производственного объекта;
- приказом руководителя не установлен порядок и условия хранения проектной и исполнительной документации;
- в организации не разработан и не утвержден руководителем перечень газоопасных работ и инструкция, определяющая порядок подготовки и безопасность их проведения применительно к конкретным производственным условиям, также не утвержден перечень газоопасных работ, выполняемых без оформления наряда-допуска по производственным инструкциям, обеспечивающим их безопасное проведение;
- отсутствует специальный журнал регистрации наряд-допусков;
- отсутствует решение о вводе в эксплуатацию оборудования под давлением, принятое руководителем ООО «АВС» оформленное на основании результатов проверки готовности оборудования к пуску в работу и организации надзора за его эксплуатацией;
- отсутствуют проверки, осуществляемые комиссией при передаче ОПО и (или) оборудования под давлением, находившегося в эксплуатации в его составе, для использования другой эксплуатирующей организации;
-отсутствуют положительные результаты освидетельствования при проведении проверки готовности оборудования к пуску в работу, оформленные актом готовности оборудования под давлением к вводу в эксплуатацию;
-отсутствует письменное распоряжение ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию на пуск (включение) в работу оборудования на основании решения о вводе его в эксплуатацию, отсутствуют распорядительные документы и производственные инструкции ООО «АВС»;
-ООО «АВС» не направила в территориальный орган Ростехнадзора или иной федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности не позднее 10 рабочих дней после даты принятия решения о вводе в эксплуатацию и пуске информацию согласно пункту 224 Правил №536, для осуществления учёта оборудования под давлением;
- ООО «АВС», осуществляющее эксплуатацию оборудования под давлением, не обеспечило содержание оборудования под давлением в исправном (работоспособном) состоянии и безопасные условия его эксплуатации в нарушение п. 228 Правил № 536, выразившееся в том, что
а) не организована безопасная эксплуатация в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и обеспечение их соблюдения;
б) не назначены распорядительным документом ООО «АВС» из числа инженерно-технических работников, состоящих в штате ООО «АВС», должностное лицо, ответственное за осуществление производственного контроля при эксплуатации оборудования на ОПО, а также ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением, прошедших аттестацию в области промышленной безопасности в соответствии с положениями статьи 14.1 Федерального закона № 116-ФЗ;
в) не назначено необходимое количество лиц обслуживающего оборудование персонала (специалистов и рабочих), состоящего в штате ООО «АВС», удовлетворяющего квалификационным требованиям, не имеющего медицинских противопоказаний к указанной работе и допущенного в установленном документами ООО «АВС» порядке к самостоятельной работе;
г) не установлен распорядительными документами, инструкциями ООО «АВС» порядок, обеспечивающий поддержание оборудования в исправном состоянии, осуществление персоналом, на который возложены обязанности по обслуживанию оборудования под давлением, наблюдения за порученным им оборудованием под давлением путем его осмотра, проверки действия арматуры, контрольно-измерительных приборов, предохранительных и блокировочных устройств, средств сигнализации и защиты, с документарной фиксацией (записью) результатов осмотра и проверки в предназначенном для этого журнале или ином документе, а также не установлены виды (формы) документов, ведущихся в ООО «АВС» при эксплуатации оборудования, порядок их ведения (заполнения);
д) не утвержден перечень нормативных документов, применяемых в ООО «АВС» для обеспечения требований промышленной безопасности, установленных законодательством Федерации и Правилами;
е) не разработаны инструкции для ответственного за осуществление производственного контроля и ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования;
ж) не разработаны на основе руководств (инструкций) по эксплуатации конкретного вида оборудования с учётом особенностей технологического процесса, установленных проектной и технологической документацией, производственные инструкции для персонала, осуществляющего обслуживание и ремонт оборудования под давлением, определяющие его обязанности, порядок безопасного производства работ и ответственность с учётом указанного в подпункте "г" указанного пункта Правил;
з) отсутствует персонал, аттестованный в области промышленной безопасности, в соответствии с положениями статьи 14.1 Федерального закона № 116-ФЗ, отсутствуют проверки знаний обслуживающего персонала в объёме производственных инструкций и допуск их к работе в порядке, установленном распорядительными документами ООО «АВС», разработанными в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Правил;
и) не обеспечено проведение работ по техническому освидетельствованию, техническому диагностированию, техническому обслуживанию и ремонту оборудования под давлением в соответствии с требованиями Правил, технической документации организации-изготовителя;
к) не соблюдены требования организации-изготовителя, установленные руководством (инструкцией) по эксплуатации;
л) отсутствует контроль за допуском в эксплуатацию неисправного (неработоспособного) и не соответствующего требованиям промышленной безопасности оборудования под давлением, у которого выявлены дефекты (повреждения), влияющие на безопасность его работы, без проведения экспертизы промышленной безопасности;
л) отсутствует контроль состояния оборудования под давлением в процессе его эксплуатации в соответствии с требованиями руководства (инструкции) по эксплуатации, принятых для применения в ООО «АВС» нормативных документов и Правил;
м) при выявлении нарушений требований промышленной безопасности не принимаются меры по их устранению и дальнейшему предупреждению;
н) не обеспечено проведение экспертизы промышленной безопасности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности;
о) не обеспечен осмотр, обслуживание, обследование и ремонт зданий и сооружений, предназначенных для осуществления технологических процессов с использованием оборудования под давлением, в соответствии с требованиями технических регламентов, Правил, иных федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
п) отсутствует контроль наличия и исправности необходимого комплекта средств измерений, стационарно установленных на оборудовании под давлением, влияющих на безопасность осуществляемых на ОПО технологических процессов и безопасность работы оборудования под давлением, а также точность их показаний в соответствии с положениями Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", требованиями Правил, проектной, технической и эксплуатационной документацией;
р) распорядительным документом ООО «АВС» не установлен порядок хранения и ведения технической (технологической и эксплуатационной) документации на оборудование под давлением, организации учёта оборудования под давлением и учёта его освидетельствований;
- инженерно-технические работники ООО «АВС» не прошли аттестацию по промышленной безопасности в объеме требований промышленной безопасности, необходимым для исполнения трудовых обязанностей;
- на шкале манометров не нанесена красная черта на уровне деления, соответствующего максимально допустимому рабочему давлению;
- используемые манометры не поверены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Представитель Северо-Западного Управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержал обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ, полагая доказанным вменяемое правонарушение, просил назначить административное наказание в виде запрета эксплуатации котла парового «Термотехник» ТТ-200 №.
Законный представитель ООО «АВС» в судебное заседание не явился, защитника не направил, извещен о времени и месте рассмотрения дела.
Заслушав представителя административного органа, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до одного года; на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии с п.1 ст.9 Федерального закона № 116-ФЗ от 21.07.1997 «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; соблюдать требования обоснования безопасности опасного производственного объекта (в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 3 настоящего Федерального закона); обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона; иметь лицензию на осуществление конкретного вида деятельности в области промышленной безопасности, подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации; уведомлять федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности или его территориальный орган о начале осуществления конкретного вида деятельности в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года N 248-ФЗ "О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации"; обеспечивать укомплектованность штата работников опасного производственного объекта в соответствии с установленными требованиями; допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе; обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности в случаях, установленных настоящим Федеральным законом; иметь на опасном производственном объекте нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте; организовывать и осуществлять производственный контроль за соблюдением требований промышленной безопасности; создать систему управления промышленной безопасностью и обеспечивать ее функционирование в случаях, установленных статьей 11 настоящего Федерального закона; обеспечивать наличие и функционирование необходимых приборов и систем контроля за производственными процессами в соответствии с установленными требованиями; обеспечивать проведение экспертизы промышленной безопасности зданий, сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, а также проводить диагностику, испытания, освидетельствование сооружений и технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте, в установленные сроки и по предъявляемому в установленном порядке предписанию федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, или его территориального органа; предотвращать проникновение на опасный производственный объект посторонних лиц; обеспечивать выполнение требований промышленной безопасности к хранению опасных веществ; разрабатывать декларацию промышленной безопасности в случаях, установленных статьей 14 настоящего Федерального закона; заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте; выполнять указания, распоряжения и предписания федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальных органов и должностных лиц, отдаваемые ими в соответствии с полномочиями; приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте, а также в случае обнаружения вновь открывшихся обстоятельств, влияющих на промышленную безопасность; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте, оказывать содействие государственным органам в расследовании причин аварии; принимать участие в техническом расследовании причин аварии на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных аварий; анализировать причины возникновения инцидента на опасном производственном объекте, принимать меры по устранению указанных причин и профилактике подобных инцидентов; своевременно информировать в установленном порядке федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, его территориальные органы, а также иные органы государственной власти, органы местного самоуправления и население об аварии на опасном производственном объекте; принимать меры по защите жизни и здоровья работников в случае аварии на опасном производственном объекте; вести учет аварий и инцидентов на опасном производственном объекте; представлять в федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, или в его территориальный орган информацию о количестве аварий и инцидентов, причинах их возникновения и принятых мерах.
Согласно абз. 2, 4 п. 1 т. 10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана: заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами или с профессиональными аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные службы или профессиональные аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования из числа работников; иметь резервы финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В пункте 2 ст. 10 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ указано, что планирование мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах I, II и III классов опасности, предусмотренных пунктами 1, 4, 5 и 6 приложения 1 к настоящему Федеральному закону, осуществляется посредством разработки и утверждения планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на таких опасных производственных объектах. Порядок разработки планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах и требования к содержанию этих планов устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Согласно п.12 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензированию подлежит деятельность по эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности.
Положение о лицензировании эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, утвержденное постановлением Правительства РФ от 12.10.2020 № 1661, определяет порядок лицензирования эксплуатации взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III классов опасности, осуществляемой юридическими лицами (в том числе иностранными юридическими лицами) и индивидуальными предпринимателями (далее Положение № 1661).
Согласно п.5 указанного Положения № 1661 лицензионными требованиями к лицензиату при осуществлении лицензируемого вида деятельности являются, в том числе: эксплуатация технических устройств, применяемых на объектах, в пределах установленных показателей эксплуатации этих технических устройств (назначенного срока службы и (или) установленного ресурса) (пп. «б»); принятие в соответствии с техническими регламентами мер по обеспечению безопасности технических устройств, применяемых на объектах, предусмотренных обоснованиями безопасности указанных технических устройств, а также мер по обеспечению безопасности технических устройств, предусмотренных их руководствами (инструкциями) по эксплуатации, в том числе при вводе их в эксплуатацию, использовании по прямому назначению, техническом обслуживании, всех видах ремонта, периодическом диагностировании, испытании, перевозке, упаковке, консервации и хранении, в соответствии со статьей 7 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»; (пп. «в»); применение на объектах технических устройств, соответствующих требованиям технических регламентов, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности или до их вступления в силу требованиям промышленной безопасности, установленным нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренными статьей 49 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании" (пп. «г»); наличие в штате работников, соответствующих требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности (пп. «д»); наличие и функционирование приборов и систем контроля, управления, сигнализации, оповещения и противоаварийной автоматической защиты технологических процессов на объектах - в случаях, если обязательность наличия таких приборов и систем предусмотрена федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности или до их вступления в силу требованиями промышленной безопасности, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренными статьей 49 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании", в соответствии со статьей 9 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (пп. «и»); наличие в соответствии с федеральными законами "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" и "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" договоров обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на объекте (пп. «м»); наличие планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объектах и осуществление мероприятий согласно указанным планам в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (пп. «н); наличие в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" договоров на обслуживание с профессиональными аварийно-спасательными службами или формированиями, а в случаях, предусмотренных указанным Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - наличие собственных профессиональных аварийно-спасательных служб или формирований, а также наличие нештатного аварийно-спасательного формирования из числа работников лицензиата (пп. «о»); наличие создаваемых в соответствии с законодательством Российской Федерации резервов финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (пп. «п»); эксплуатация объектов в соответствии с требованиями промышленной безопасности, установленными федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности или до их вступления в силу требованиями промышленной безопасности, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренными статьей 49 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона "О техническом регулировании", а также требованиями, установленными в обоснованиях безопасности объектов, в случае, если деятельность осуществляется лицензиатом с применением обоснования безопасности объекта (пп. «с»); наличие документов, подтверждающих ввод в эксплуатацию объектов, или наличие положительных заключений экспертизы промышленной безопасности в соответствии со статьями 6, 7 и 13 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (пп. «т»); соблюдение установленного федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности порядка проведения технического расследования причин аварий в соответствии со статьей 12 Федерального закона "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", а также инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения (пп. «у»).
Приказом Ростехнадзора от 08.12.2020 №503 утвержден Порядок проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения (далее – Порядок №503).
В соответствии с п.29 указанного Порядка №503 техническое расследование причин инцидентов на опасных производственных объектах, их учет и анализ регламентируются документами, утвержденными организацией, эксплуатирующей объект.
Согласно п.32 Порядка №503 учет инцидентов на опасных производственных объектах ведется в журнале учета инцидентов, произошедших на опасных производственных объектах, в котором регистрируются дата и место инцидента, его характеристики и причины возникновения, продолжительность простоя, экономический ущерб (в том числе вред, нанесенный окружающей среде), мероприятия по устранению причин инцидента и делается отметка об их выполнении. Не реже одного раза в квартал в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности, на территории деятельности которого располагается эксплуатируемый объект, направляется информация о произошедших инцидентах, в которой указывается: количество инцидентов; характер инцидентов; анализ причин возникновения инцидентов; принятые меры по устранению причин возникновения инцидентов. Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в области промышленной безопасности в процессе проведения надзорной деятельности осуществляют контроль учета инцидентов, проверку правильности проведения расследований инцидентов на опасных производственных объектах, а также проверку достаточности мер, принимаемых по результатам таких расследований, и контролируют выполнение запланированных профилактических мероприятий.
Правила безопасности сетей газораспределения и газопотребления, утвержденные приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 №531 (далее – Правила №531) устанавливают требования, направленные на обеспечение промышленной безопасности, предупреждение аварий, случаев производственного травматизма на опасных производственных объектах газораспределения и газопотребления.
Согласно п.5 Правил №531 в организации, осуществляющей эксплуатацию сетей газораспределения или газопотребления, из числа руководителей или инженерно-технических работников, прошедших аттестацию в области промышленной безопасности, назначаются лица, ответственные за безопасную эксплуатацию опасных производственных объектов сетей газораспределения и газопотребления в целом и за каждый участок (объект) в отдельности.
Организации, осуществляющие эксплуатацию сетей газораспределения и газопотребления, кроме требований, предусмотренных Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", должны: выполнять комплекс мероприятий, включая мониторинг, техническое обслуживание, ремонт и аварийно-диспетчерское обеспечение сетей газораспределения и газопотребления, обеспечивающих содержание сетей газораспределения и газопотребления в исправном и безопасном состоянии; обеспечивать проведение технического диагностирования газопроводов, зданий и сооружений, технических и технологических устройств сетей газораспределения и газопотребления по достижении предельных сроков эксплуатации, установленных проектной документацией; хранить проектную и исполнительную документацию в течение всего срока эксплуатации опасного производственного объекта (до ликвидации). Порядок и условия ее хранения определяются приказом руководителя эксплуатирующей организации; в случае отсутствия газовой службы в составе организации, эксплуатирующей сети газораспределения и газопотребления, предприятие вправе для оказания услуг по техническому обслуживанию и ремонту сети газораспределения и сети газопотребления задействовать подрядную организацию (п.6 Правил №531).
В организации, осуществляющей эксплуатацию сетей газораспределения или газопотребления, должен быть разработан и утвержден руководителем такой организации или его уполномоченным заместителем, либо руководителем самостоятельного структурного подразделения (дочернего общества) указанной организации перечень газоопасных работ и инструкция, определяющая порядок подготовки и безопасность их проведения применительно к конкретным производственным условиям. Также утверждается перечень газоопасных работ, выполняемых без оформления наряда-допуска по производственным инструкциям, обеспечивающим их безопасное проведение. Перечень газоопасных работ должен не реже одного раза в год пересматриваться и переутверждаться (п.133 Правил №531).
В соответствии с п. 141 Правил №531 наряды-допуски должны регистрироваться в специальном журнале (рекомендуемый образец в приложении N 2 к Правилам). Допускается ведение указанного журнала в электронном виде. При ведении журнала в электронном виде возможность изменения и/или искажения ранее внесенных записей должна быть исключена.
Приказом Ростехнадзора от 15.12.2020 №536 утверждены Правила промышленной безопасности при использовании оборудования, работающего под избыточным давлением (далее – Правила №536).
В соответствии с п.214 указанных Правил № 536 проверки, осуществляемые комиссией, проводятся: а) после монтажа оборудования, поставляемого отдельными деталями, элементами или блоками, окончательную сборку (доизготовление) которого с применением неразъемных соединений производят при монтаже на месте его установки (использования); б) после монтажа оборудования под давлением, подтверждение соответствия которого не предусмотрено ТР ТС 032/2013; в) после реконструкции (модернизации) или ремонта с заменых основных элементов оборудования (за исключением случаев, указанных в подпункте "г" пункта 213 настоящих ФНП); г) при передаче ОПО и (или) оборудования под давлением, находившегося в эксплуатации в его составе, для использования другой эксплуатирующей организации. При передаче ОПО с оборудованием под давлением в его составе для использования другой эксплуатирующей организации (в случае, установленном в подпункте "г" настоящего пункта ФНП) комиссия проверяет организацию надзора за эксплуатацией оборудования под давлением на ОПО, а также результаты проверки готовности оборудования к пуску в работу и его фактическое состояние, которые в этом случае проводятся ответственным за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования, совместно с ответственным (ответственными) за исправное состояние и безопасную эксплуатацию.
При проведении проверки готовности оборудования к пуску в работу должно контролироваться его фактическое состояние и соответствие представленной проектной и технической документации, в том числе проверяется: а) документация организации - изготовителя оборудования и ее соответствие требованиям технических регламентов и настоящих ФНП; б) документация, удостоверяющая качество монтажа (полноту и качество работ по ремонту или реконструкции) и приемку оборудования эксплуатирующей организацией, оформленная в соответствии с требованиями ФНП; в) наличие положительных результатов технического освидетельствования; г) документация с результатами пусконаладочных испытаний и комплексного опробования оборудования (в случаях необходимости их проведения, установленных проектом и руководством (инструкцией) по эксплуатации); д) документация, подтверждающая приемку оборудования после окончания пусконаладочных работ и комплексного опробования оборудования (в случае необходимости их проведения); е) наличие документации, подтверждающей соответствие оборудования требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании и статьи 7 Федерального закона N 116-ФЗ; ж) наличие, соответствие проекту и исправность арматуры, контрольно-измерительных приборов, приборов безопасности и технологических защит; з) правильность установки, размещения, обвязки оборудования и их соответствие требованиям промышленной безопасности, указаниям проектной документации и руководства (инструкции) по эксплуатации организации - изготовителя оборудования; и) исправность питательных устройств котла и их соответствие проекту; к) соответствие водно-химического режима котла требованиям ФНП (п.215 Правил №536).
Пуск (включение) в работу оборудования на основании решения о вводе его в эксплуатацию, а также пуск (включение) в работу и штатная остановка оборудования в процессе его эксплуатации осуществляются на основании письменного распоряжения ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию, в порядке, установленном распорядительными документами и производственными инструкциями эксплуатирующей организации (п.219 Правил №536).
Согласно п.222 Правил №536 не позднее 10 рабочих дней после даты принятия решения о вводе в эксплуатацию и пуска (включения) в работу оборудования под давлением (за исключением оборудования, указанного в пункте 223 ФНП) эксплуатирующая организация направляет в территориальный орган Ростехнадзора или иной федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности, а также в ГК "Росатом" в случае, указанном в пункте "о" пункта 3 ФНП, информацию согласно пункту 224 ФНП для осуществления учета оборудования под давлением.
Пунктом 228 Правил №536 установлено, что организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие эксплуатацию оборудования под давлением (эксплуатирующая организация), должны обеспечить содержание оборудования под давлением в исправном (работоспособном) состоянии и безопасные условия его эксплуатации. В этих целях необходимо: а) организовать безопасную эксплуатацию в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и обеспечить их соблюдение; б) назначить распорядительным документом организации из числа инженерно-технических работников, состоящих в штате эксплуатирующей организации, должностных лиц, ответственных за осуществление производственного контроля при эксплуатации оборудования на ОПО, а также ответственных за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением, прошедших аттестацию в области промышленной безопасности в соответствии с положениями статьи 14.1 Федерального закона N 116-ФЗ; в) назначить необходимое количество лиц обслуживающего оборудование персонала (специалистов и рабочих), состоящего в штате эксплуатирующей организации, удовлетворяющего квалификационным требованиям, не имеющего медицинских противопоказаний к указанной работе и допущенного в установленном распорядительными документами организации порядке к самостоятельной работе. Количество персонала, необходимого для безопасной эксплуатации оборудования, должно соответствовать указанному в проекте на данный ОПО (при наличии таких данных в проекте); г) установить распорядительными документами, инструкциями порядок, обеспечивающий поддержание оборудования в исправном состоянии, осуществление персоналом (специалистами и рабочими), на который возложены обязанности по обслуживанию оборудования под давлением, наблюдения за порученным им оборудованием под давлением путем его осмотра, проверки действия арматуры, контрольно-измерительных приборов, предохранительных и блокировочных устройств, средств сигнализации и защиты, с документарной фиксацией (записью) результатов осмотра и проверки в предназначенном для этого журнале или ином документе, а также установить виды (формы) документов, ведущихся в организации при эксплуатации оборудования, порядок их ведения (заполнения) в бумажном или электронном виде (при условии обеспечения сохранности (резервирования) хранимой в электронном виде информации и возможности идентифицировать работника, вносившего информацию в электронную форму документа); д) утвердить перечень нормативных документов, применяемых в эксплуатирующей организации в зависимости от осуществляемых видов деятельности для обеспечения требований промышленной безопасности, установленных законодательством Российской Федерации и настоящими ФНП; е) разработать и утвердить инструкции для ответственного за осуществление производственного контроля и ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования; ж) разработать и утвердить на основе руководств (инструкций) по эксплуатации конкретного вида оборудования с учетом особенностей технологического процесса, установленных проектной и технологической документацией, производственные инструкции для персонала, осуществляющего обслуживание и ремонт оборудования под давлением, определяющие его обязанности, порядок безопасного производства работ и ответственность с учетом указанного в подпункте "г" настоящего пункта ФНП. Производственные инструкции должны выдаваться персоналу перед допуском к работе с подтверждением их получения подписью работника в журнале или на контрольном экземпляре производственной инструкции, или отметкой в системе электронного документооборота при условии, что данная система обеспечивает хранение информации и возможность идентификации работника и произведенных им действий; з) обеспечить своевременное проведение аттестации в области промышленной безопасности инженерно-технических работников, связанных с эксплуатацией оборудования под давлением, в соответствии с положениями статьи 14.1 Федерального закона N 116-ФЗ, а также проверки знаний обслуживающего персонала (рабочих) в объеме производственных инструкций и допуск их к работе в порядке, установленном распорядительными документами эксплуатирующей организации, разработанными в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и ФНП; и) обеспечить проведение работ по техническому освидетельствованию, техническому диагностированию, техническому обслуживанию и ремонту оборудования под давлением в соответствии с требованиями настоящих ФНП, технической документации организации-изготовителя, а также принятыми для применения в эксплуатирующей организации нормативными документами и системой проведения работ; к) соблюдать требования организации-изготовителя, установленные руководством (инструкцией) по эксплуатации, а также указанные в копии обоснования безопасности оборудования, выпущенного в соответствии с ТР ТС 032/2013; л) не допускать эксплуатацию неисправного (неработоспособного) и не соответствующего требованиям промышленной безопасности оборудования под давлением, у которого выявлены дефекты (повреждения), влияющие на безопасность его работы, неисправны арматура, контрольно-измерительные приборы, предохранительные и блокировочные устройства, средства сигнализации и защиты, а также без проведения экспертизы промышленной безопасности если период эксплуатации оборудования превысил срок службы, указанный в паспорте оборудования организацией-изготовителем, или срок безопасной эксплуатации - в заключении экспертизы; л) контролировать состояние оборудования под давлением (в том числе металла или другого материала, из которого изготовлено оборудование) в процессе его эксплуатации в соответствии с требованиями руководства (инструкции) по эксплуатации, принятых для применения в эксплуатирующей организации нормативных документов и ФНП; м) при выявлении нарушений требований промышленной безопасности принимать меры по их устранению и дальнейшему предупреждению; н) обеспечить проведение экспертизы промышленной безопасности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности; о) обеспечить осмотр, обслуживание, обследование, экспертизу промышленной безопасности и ремонт зданий и сооружений, предназначенных для осуществления технологических процессов с использованием оборудования под давлением, в соответствии с требованиями технических регламентов, настоящих ФНП, иных федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; п) обеспечить наличие и исправность необходимого комплекта средств измерений прямого и дистанционного действия, стационарно установленных на оборудовании под давлением и в составе автоматизированных систем безопасности и управления, а также переносных для контроля параметров, влияющих на безопасность осуществляемых на ОПО технологических процессов и безопасность работы оборудования под давлением, а также точность их показаний в соответствии с положениями Федерального закона от 26 июня 2008 г. N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 26, ст. 3021; 2019, N 52, ст. 7814), требованиями ФНП, проектной, технической и эксплуатационной документацией. Для обеспечения указанных требований эксплуатирующей организации следует на основании проектной документации и технической документации изготовителей оборудования и систем, технологических регламентов (при наличии) разработать перечень средств измерений, обеспечивающих контроль технологических параметров, влияющих на безопасность осуществляемых на ОПО технологических процессов и безопасность оборудования, работающего под избыточным давлением, подлежащих обязательной поверке, и перечень средств измерений, применяемых вне сферы государственного регулирования обеспечения единства измерений, подлежащих калибровке, поверка которых может проводится в случаях, установленных технологическими регламентами (при наличии) производственными инструкциями и распорядительными документами эксплуатирующей организации. р) распорядительным документом по организации установить порядок хранения и ведения технической (технологической и эксплуатационной) документации на оборудование под давлением, организации учета оборудования под давлением и учета его освидетельствований (в бумажном или электронном виде) и обеспечить его исполнение в соответствии с требованиями настоящих ФНП.
В соответствии с пп. «а» п.229 Правил №536 инженерно-технические работники, непосредственно связанные с эксплуатацией оборудования под давлением, должны пройти аттестацию по промышленной безопасности, в объеме требований промышленной безопасности, необходимых для исполнения трудовых обязанностей в соответствии со статьей 14.1 Федерального закона N 116-ФЗ (в зависимости от типа конкретного оборудования, к эксплуатации которого они допускаются), знать положения распорядительных документов, инструкций и иных нормативных документов, принятых в организации для обеспечения промышленной безопасности, относящихся к выполняемым обязанностям и выполнять установленные в них требования в процессе выполнения работ.
Согласно п.267 Правил №536 шкалу манометра выбирают исходя из условия, что при рабочем давлении стрелка манометра должна находиться во второй трети шкалы. На шкале манометра должна быть нанесена красная черта на уровне деления, соответствующего максимально допустимому рабочему давлению для данного элемента с учетом добавочного давления от веса столба жидкости. Взамен красной черты разрешается в качестве указателя значения максимально допустимого давления прикреплять к корпусу манометра пластину (скобу) из металла или иного материала достаточной прочности, окрашенную в красный цвет и плотно прилегающую к стеклу манометра.
Проверку исправности манометра производят с помощью трехходового крана или заменяющих его запорных вентилей путем установки стрелки манометра на нуль. Не реже одного раза в 12 месяцев (если иные сроки не установлены документацией на конкретный тип манометра) манометры должны быть поверены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п.305 Правил №536).
В судебном заседании установлено, что заместителем руководителя Северо-Западного управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ДД.ММ.ГГГГ принято решение № о проведении внеплановой выездной проверки в отношении ООО «АВС» по адресу: <адрес>
В ходе осмотра территории по адресу: <адрес> в котельной ООО «АВС» выявлены в наличии три котла паровых газотрубных «Термотехник» ТТ-200: заводской №; заводской №; заводской №, при этом осуществляется эксплуатация одного котла парового газотрубного «Термотехник» ТТ-200 №. При рассмотрении представленных ООО «АВС» документов выявлено, что котел паровой газотрубный «Термотехник» ТТ-200 № эксплуатируется без разрешительных документов.
В результате проведения внеплановой выездной проверки в отношении ООО «АВС» выявлены нарушения обязательных требований в сфере промышленной безопасности, которые зафиксированы в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ №, а именно:
- отсутствует лицензия на эксплуатацию взрывопожароопасных и химически опасных производственных объектов I, II и III класса опасности, что является нарушением требований п.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, п.12 ч.1 ст.12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ;
- отсутствуют документы, подтверждающие эксплуатацию технических устройств, применяемых на объекте, в пределах установленных показателей эксплуатации этих технических устройств (назначенного срока службы и (или) установленного ресурса), что является нарушением требований п.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, пп. «б» п.5 Положения №1661;
- отсутствуют документы, подтверждающие ввод в эксплуатацию объекта, что является нарушением требований п.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, пп. «т» п.5 Положения №1661;
- не соблюдается установленный федеральным органом исполнительной власти в области промышленной безопасности порядок проведения технического расследования причин аварий и инцидентов, что является нарушением требований п.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, пп. «у» п.5 Положения №1661, п.29, п.32 Порядка №503;
- не приняты в соответствии с техническими регламентами меры по обеспечению безопасности технических устройств, применяемых на объекте, а также меры по обеспечению безопасности технических устройств, предусмотренных их руководствами (инструкциями) по эксплуатации, в том числе при вводе их в эксплуатацию, использовании по прямому назначению, техническом обслуживании, всех видах ремонта, периодическом диагностировании, испытании, перевозке, упаковке, консервации и хранении, что является нарушением требований п.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, пп. «в» п.5 Положения №1661;
- отсутствуют документы, подтверждающие применение на объекте технических устройств, соответствующих требованиям технических регламентов, федеральных норм и правил в области промышленной безопасности или до их вступления в силу требованиям промышленной безопасности, установленным нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренными статьей 49 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании», что является нарушением требований п.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, пп. «г» п.5 Положения №1661;
- не укомплектован штат работников, соответствующих требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, что является нарушением требований п.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, пп. «д» п.5 Положения №1661;
- отсутствуют документы, подтверждающие функционирование приборов и систем контроля, управления, сигнализации, оповещения и противоаварийной автоматической защиты технологических процессов на объектах - в случаях, если обязательность наличия таких приборов и систем предусмотрена федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности или до их вступления в силу требованиями промышленной безопасности, установленными нормативными документами федеральных органов исполнительной власти, предусмотренными статьей 49 Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с реализацией положений Федерального закона «О техническом регулировании», что является нарушением требований п.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, пп. «и» п.5 Положения №1661;
- отсутствует заключенный в соответствии с федеральными законами «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» договор обязательного страхования гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии на объекте, что является нарушением требований п.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, пп. «м» п.5 Положения №1661;
- отсутствует план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на объекте, что является нарушением требований п.1 ст.9, п.2 ст.10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, пп. «н» п.5 Положения №1661;
- отсутствует заключенный в соответствии со статьей 10 Федерального закона «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» договор на обслуживание с профессиональной аварийно-спасательной службой или формированием, что является нарушением требований п.1 ст.9, абз.4 п.1 ст.10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, пп. «о» п.5 Положения №1661;
- отсутствует созданный в соответствии с законодательством Российской Федерации резерв финансовых средств и материальных ресурсов для локализации и ликвидации последствий аварий, что является нарушением требований п.1 ст.9, абз.2 п.1 ст.10 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, пп. «п» п.5 Положения №1661;
- в ООО «АВС», из числа руководителей или инженерно-технических работников, прошедших аттестацию в области промышленной безопасности, не назначено лицо, ответственное за безопасную эксплуатацию опасного производственного объекта, что является нарушением п.1 ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 № 116-ФЗ, пп. «с» п.5 Положения №1661, п.5 Правил № 531;
- приказом руководителя не установлен порядок и условия хранения проектной и исполнительной документации, что является нарушением п.6 Правил № 531;
- в организации не разработан и не утвержден руководителем перечень газоопасных работ и инструкция, определяющая порядок подготовки и безопасность их проведения применительно к конкретным производственным условиям, также не утвержден перечень газоопасных работ, выполняемых без оформления наряда-допуска по производственным инструкциям, обеспечивающим их безопасное проведение, что является нарушением п.133 Правил № 531;
- отсутствует специальный журнал регистрации наряд-допусков, что является нарушением п.141 Правил № 531;
- отсутствует решение о вводе в эксплуатацию оборудования под давлением, принятое руководителем ООО «АВС», оформленное на основании результатов проверки готовности оборудования к пуску в работу и организации надзора за его эксплуатацией, что является нарушением п.212 Правил № 536;
- отсутствуют проверки, осуществляемые комиссией при передаче ОПО и (или) оборудования под давлением, находившегося в эксплуатации в его составе, для использования другой эксплуатирующей организации, что является нарушением п.214 Правил № 536;
-отсутствуют положительные результаты освидетельствования при проведении проверки готовности оборудования к пуску в работу, оформленные актом готовности оборудования под давлением к вводу в эксплуатацию, что является нарушением п.215 Правил № 536;
-отсутствует письменное распоряжение ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию на пуск (включение) в работу оборудования на основании решения о вводе его в эксплуатацию, отсутствуют распорядительные документы и производственные инструкции ООО «АВС», что является нарушением п.219 Правил № 536;
-ООО «АВС» не направила в территориальный орган Ростехнадзора или иной федеральный орган исполнительной власти в области промышленной безопасности не позднее 10 рабочих дней после даты принятия решения о вводе в эксплуатацию и пуске информацию согласно пункту 224 Правил №536, для осуществления учёта оборудования под давлением, что является нарушением п. 222 Правил №536;
- ООО «АВС», осуществляющее эксплуатацию оборудования под давлением, не обеспечило содержание оборудования под давлением в исправном (работоспособном) состоянии и безопасные условия его эксплуатации в нарушение п. 228 Правил № 536, выразившееся в том, что
а) не организована безопасная эксплуатация в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и обеспечение их соблюдения;
б) не назначен распорядительным документом ООО «АВС» из числа инженерно-технических работников, состоящих в штате ООО «АВС», должностное лицо, ответственное за осуществление производственного контроля при эксплуатации оборудования на ОПО, а также ответственный за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением, прошедших аттестацию в области промышленной безопасности в соответствии с положениями статьи 14.1 Федерального закона № 116-ФЗ;
в) не назначено необходимое количество лиц обслуживающего оборудование персонала (специалистов и рабочих), состоящего в штате ООО «АВС», удовлетворяющего квалификационным требованиям, не имеющего медицинских противопоказаний к указанной работе и допущенного в установленном документами ООО «АВС» порядке к самостоятельной работе;
г) не установлен распорядительными документами, инструкциями ООО «АВС» порядок, обеспечивающий поддержание оборудования в исправном состоянии, осуществление персоналом, на который возложены обязанности по обслуживанию оборудования под давлением, наблюдения за порученным им оборудованием под давлением путем его осмотра, проверки действия арматуры, контрольно-измерительных приборов, предохранительных и блокировочных устройств, средств сигнализации и защиты, с документарной фиксацией (записью) результатов осмотра и проверки в предназначенном для этого журнале или ином документе, а также не установлены виды (формы) документов, ведущихся в ООО «АВС» при эксплуатации оборудования, порядок их ведения (заполнения);
д) не утвержден перечень нормативных документов, применяемых в ООО «АВС» для обеспечения требований промышленной безопасности, установленных законодательством Федерации и Правилами;
е) не разработаны инструкции для ответственного за осуществление производственного контроля и ответственного за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования;
ж) не разработаны на основе руководств (инструкций) по эксплуатации конкретного вида оборудования с учётом особенностей технологического процесса, установленных проектной и технологической документацией, производственные инструкции для персонала, осуществляющего обслуживание и ремонт оборудования под давлением, определяющие его обязанности, порядок безопасного производства работ и ответственность с учётом указанного в подпункте "г" указанного пункта Правил;
з) отсутствует персонал, аттестованный в области промышленной безопасности, в соответствии с положениями статьи 14.1 Федерального закона № 116-ФЗ, отсутствуют проверки знаний обслуживающего персонала в объёме производственных инструкций и допуск их к работе в порядке, установленном распорядительными документами ООО «АВС», разработанными в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации и Правил;
и) не обеспечено проведение работ по техническому освидетельствованию, техническому диагностированию, техническому обслуживанию и ремонту оборудования под давлением в соответствии с требованиями Правил, технической документации организации-изготовителя;
к) не соблюдены требования организации-изготовителя, установленные руководством (инструкцией) по эксплуатации;
л) отсутствует контроль за допуском в эксплуатацию неисправного (неработоспособного) и не соответствующего требованиям промышленной безопасности оборудования под давлением, у которого выявлены дефекты (повреждения), влияющие на безопасность его работы, без проведения экспертизы промышленной безопасности;
л) отсутствует контроль состояния оборудования под давлением в процессе его эксплуатации в соответствии с требованиями руководства (инструкции) по эксплуатации, принятых для применения в ООО «АВС» нормативных документов и Правил;
м) при выявлении нарушений требований промышленной безопасности не принимаются меры по их устранению и дальнейшему предупреждению;
н) не обеспечено проведение экспертизы промышленной безопасности в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области промышленной безопасности;
о) не обеспечен осмотр, обслуживание, обследование и ремонт зданий и сооружений, предназначенных для осуществления технологических процессов с использованием оборудования под давлением, в соответствии с требованиями технических регламентов, Правил, иных федеральных норм и правил в области промышленной безопасности;
п) отсутствует контроль наличия и исправности необходимого комплекта средств измерений, стационарно установленных на оборудовании под давлением, влияющих на безопасность осуществляемых на ОПО технологических процессов и безопасность работы оборудования под давлением, а также точность их показаний в соответствии с положениями Федерального закона от 26.06.2008 № 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений", требованиями Правил, проектной, технической и эксплуатационной документацией;
р) распорядительным документом ООО «АВС» не установлен порядок хранения и ведения технической (технологической и эксплуатационной) документации на оборудование под давлением, организации учёта оборудования под давлением и учёта его освидетельствований;
- инженерно-технические работники ООО «АВС» не прошли аттестацию по промышленной безопасности в объеме требований промышленной безопасности, необходимым для исполнения трудовых обязанностей, что является нарушением п. 229 Правил № 536;
- на шкале манометров не нанесена красная черта на уровне деления, соответствующего максимально допустимому рабочему давлению, что является нарушением п. 267 Правил № 536;
- используемые манометры не поверены в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, что является нарушением требований п.305 Правил №536.
Протоколом государственного инспектора отдела по государственному энергетическому надзору по Республике Карелия Северо-Западного управления Ростехнадзора № от ДД.ММ.ГГГГ к ООО «АВС» применен временный запрет эксплуатации котла парового газотрубного «Термотехник» ТТ-200 № в котельной ООО «АВС» и подачи теплоносителя потребителям.
В соответствии с ч.1 ст.2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое указанным Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых указанным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст.2.1 КоАП РФ).
Событие инкриминируемого административного правонарушения и вина ООО «АВС» в его совершении подтверждаются совокупностью исследованных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ, который отвечает требованиям статьи 28.2 КоАП РФ и существенных недостатков не имеет; копией решения о проведении внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ №; копией акта внеплановой выездной проверки от ДД.ММ.ГГГГ №; копией предписания об устранении выявленных нарушений №; копией проверочного листа от ДД.ММ.ГГГГ; копией протокола осмотра территорий, помещений (отсеков), производственных и иных объектов, продукции (товаров) и иных предметов от ДД.ММ.ГГГГ № с приложенной к нему фототаблицей; выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «АВС»; копией Устава ООО «АВС»; копией договора аренды производственной площадки по адресу: <адрес>, от ДД.ММ.ГГГГ, заключенного между ООО «АВС» и ООО «РусБиоАльянс», другими материалами дела.
Данные доказательства судья признает относимыми, допустимыми, достоверными и в совокупности достаточными для разрешения дела об административном правонарушении и установления вины ООО «АВС» в совершении вменяемого административного правонарушения.
При таких обстоятельствах, судья приходит к выводу о наличии в действиях ООО «АВС» состава вменяемого ему административного правонарушения и квалифицирует его действия по ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ - нарушение требований промышленной безопасности опасных производственных объектов.
Доказательства того, что юридическое лицо не имело возможности для соблюдения норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, и им были своевременно предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в материалы дела не представлены.
Статьей 2.9 КоАП РФ предусмотрено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Основания для применения статьи 2.9 КоАП РФ отсутствуют, поскольку невыполнение вышеуказанных требований промышленной безопасности опасного производственного объекта ставит под угрозу жизнь и здоровье граждан.
В соответствии с ч.1 ст.3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
ООО «АВС» внесено в реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, с 01.08.2016 является микропредприятием.
При определении вида и размера административного наказания судья учитывает характер и обстоятельства совершенного ООО «АВС» правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, отсутствие смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств, и приходит к выводу о том, что в отношении ООО «АВС» следует применить административное наказание в виде административного штрафа с учетом положений ч.ч.3.2, 3.3 ст.4.1, ч. 2 ст. 4.1.2 КоАП РФ ниже низшего предела, определенного санкцией ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.
Обстоятельств, предусмотренных ч.2 ст.3.4 КоАП РФ, наличие которых является необходимым для применения положений статьи 4.1.1 КоАП РФ, в настоящем случае (исходя из конкретных обстоятельств дела и характера правонарушения), не установлено.
Оснований для применения наказания в виде административного приостановления деятельности судьей не усматривается.
В соответствии со ст. 27.16 КоАП РФ принятые административным органом на срок до рассмотрения дела судом меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении в виде временного запрета эксплуатации котла парового газотрубного «Термотехник» ТТ-200 № в котельной ООО «АВС» и прекращения подачи теплоносителя потребителям подлежат отмене.
Руководствуясь ст.ст. 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
п о с т а н о в и л :
признать общество с ограниченной ответственностью «АВС» виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде административного штрафа в размере 100000 (сто тысяч) рублей.
Меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, принятые по протоколу от ДД.ММ.ГГГГ в виде временного запрета эксплуатации котла парового газотрубного «Термотехник» ТТ-200 № в котельной ООО «АВС» и прекращения подачи теплоносителя потребителям отменить.
Административный штраф подлежит оплате не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу на расчетный счет 40102810945370000073 в Отделении – НБ Республика Карелия // УФК по Республике Карелия (Северо-Западное управление Ростехнадзора), ИНН 7841340833, КПП 784101001, БИК 018602104, ОКТМО 86701000, казначейский счет 03100643000000010600, КБК 49811601091010001140 УИН 49878412201251689372.
Копию квитанции об уплате штрафа предоставить в Петрозаводский городской суд Республики Карелия (г.Петрозаводск, ул.Красная, д.33, каб.100).
Постановление может быть обжаловано в течение 10 суток со дня получения или вручения копии постановления в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия.
Вступившее в законную силу постановление может быть обжаловано в Третий кассационный суд общей юрисдикции (г.Санкт-Петербург, ул.Садовая, д.26).
Судья А.В. Нуриева